пятница, 28 октября 2016 г.

Учитесь сохранять баланс

2 февраля 2016г.

Бангалор, Индия

 

На южном окончании Индии есть храм, который называется Храм Thanumalayan, он находится в городе Suchindram. Там Индра (покровитель ума) получил очищение. Сегодня концепция Индры очень изумляет. У Индры было 1000 глаз, что означает, что 500 людей, собравшихся вместе, создают коллективное сознание. Это минимум, затем можно продолжать, умножая эти 500, но 500 – это минимум для того, чтобы создать коллективное сознание. Если вы рассмотрите психологию толпы, тогда все преступления на планете происходят из-за нее. Отдельно взятый человек не совершает преступления, это именно толпа создает разрушение и хаос на планете Земля. Одного человека можно изменить, но изменить толпу сложно.

Наши чувства называются Indriya, наш ум называют Indra, и коллективный ум называют Indra. Таким образом, когда коллективный ум совершает много грехов, и эти грехи должны быть очищены из коллективного ума, тогда необходим мудрый человек.

Мифологическая история рассказывает о том, что Индра совершил много грехов и затем в Suchindram он встретил Гуру. Шива пришел в форме Дакшинамурти и освободил Индру от всех грехов, и таким образом, Индра стал чистым. Такова история, а послание в этой истории таково – если следовать инструкциям мудрого человека, тогда это очищает толпу, тогда толпу можно остановить от вовлечения в насильственные и неуправляемые действия.

И в этом храме есть 5000-летнее дерево, и именно под этим деревом Индра получил очищение. Это не такое явление, которое произошло только однажды, это происходит все время. В более чистой атмосфере, когда собираются мудрые люди, умы людей изменяются и они становятся все более и более человечными в своем поведении. Это символичная история, но большинство людей не знает ее значения.

Если вы посмотрите телевизионные сериалы, то Индра всегда совершает неправильные поступки, и вы удивляетесь, как он может совершать подобное. Индра означает коллективное сознание, а коллективное сознание всегда вовлечено в грех, для того, чтобы очистить эти грехи, необходим мудрый человек. Именно поэтому говорится: "Guru ke bina gati nahi" ("Без Гуру нет освобождения").

 

Гурудэв, вопрос по политической ситуации в нашей стране. Если вы посмотрите на политические партии и как они функционируют, то основной изъян будет в том, как они получают свое финансирование, из-за чего и происходит вся коррупция. Вы основали эту организацию в столь многих странах, существует ли какая-нибудь практически совершенная система, которая могла бы существовать в прошлом, которую мы могли бы изучить и внедрить?

Шри Шри Рави Шанкар: Каждая система имеет что-то хорошее и что-то плохое внутри себя. Поэтому нам надо взять хорошее и оставить плохое. В Гонконге и Сингапуре очень хорошие системы, в которых они противостоят коррупции. И точно так же в Швейцарии отличная система, но во всех системах есть свои изъяны. Поэтому процесс заключается в развитии системы. И одна система не может быть хорошей для всех стран, потому что каждый регион и демография могут отличаться, и каждой стране необходимо выработать свою собственную систему. В Индии была великолепная система Panchayat (Панчаят).

В прошлом в Индии говорили, что в каждой деревни должно быть 5 людей в Панчаят (собрание 5 людей), из которых должна быть одна женщина. В те дни говорилось, что даже Боги собираются в Панчаят. Ганапати (Ганеша) представлял юмор, что означает, что кто-то в деревенском Панчаяте должен быть юморным, потому что без юмора жизнь становится несчастной и проблемы не улаживаются. Итак, Ганапати является представителем юмора.

Богиня Деви (олицетворяющая Божественную мать) означает, что там должны быть представлены женщины. В этой стране равенство полов присутствовало в течение столь многих веков. На самом деле женщина стоит на одну ступень выше в штате Керала, в Трипуре, в штате Мегхалая и некоторых других областях Индии, где доминирует матриархальный устой, где юноши уходят и живут с родителями девушки или ее семьей, а не девушка уходит в семью юноши. Итак женщины являются частью системы.

Затем Вишну представляет собой менеджера, который правильно управляет тем, что уже существует или поддерживает человека. А Шива – это тот, кто привносит трансформацию туда, где это необходимо, и кто вносит радикальные перемены. И тогда Сурья (Бог Солнца) – это тот, кто представляет динамизм. Таким образом, в древние времена в Панчаят входил кто-то динамичный, кто-то креативный, кто-то являющийся хорошим руководителем, кто-то привносящий изменения, кто-то улаживающий конфликты и создающий гармонию. Итак, система Панчаят должна стать сильнее в этой стране. К сожалению, политические партии внедрились в деревни и стали вести себя очень отвратительно. На самом деле, деревни следует держать подальше от любых политических партий – это для них самое лучшее. На уровне деревни это должны быть просто обычные люди, которые собираются вместе, чтобы управлять. На уровне городов, регионов пусть будут партии. Что вы думаете? Это то, как должны функционировать партии. В этой стране должно произойти много реформ, и я думаю, что они произойдут по мере того, как все больше и больше людей, особенно молодежь, будет интересоваться этим. Если молодежь чувствует, что все политики коррумпированы и ничего хорошего не происходит и т.д. - то это мировоззрение будет пагубным для нашей страны и любой станы в мире. Для перемен необходима активная вовлеченность молодежи с человеческим подходом. То, как изменилась Россия, не рассматривая гуманный подход, от феодального общества к коммунистическому, никогда не должно снова произойти на этой планете. Ради того, чтобы несколько человек сохранили власть, миллионы потеряли свою жизнь.

И точно так же, в процессе обращения в другие религии мы потеряли так много человеческих жизней. Вы можете многому научиться у прошлого. Индия переключается от пребывания в неактивном состоянии к переменам и большему динамизму.

 

Гурудэв, на фоне миграционного кризиса, происходящего в Европе, нравимся ли людям мы, которые живут там, вносят свой вклад или помогают?

Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, просто дать мигрантам еду, или убежище, или деньги – этого недостаточно. Нам необходимо зародить в них ценности. Образовывать их, потому что они приехали из региона, где есть только психологическая травма. В их умах такая сильная психологическая травма, что они будут принимать каждого за своего врага. Они будут вести себя с теми, кто их приютил, и со своими друзьями так, как бы они вели со своими врагами, если бы приехали назад домой. Если бы у них не было психологической травмы, зачем бы им нужно было убегать из своих стран? Поэтому их психика заполнена агрессией, страхом, тревогой и травмой, и просто дать им еду и убежище – это не достаточно, и не вызовет в них благодарности за это.

Нам необходимо вывести из их психологической травмы и психологического расстройства, в котором они находятся. Нужно обратить внимание на это угнетенное состояние. Я не знаю, обращают ли на это внимание страны, помимо того, что дают им убежище. Мы должны научить их как быть спокойными, а йога и медитация сотворят здесь чудеса.

Это заставит их хорошо интегрироваться в принявшую их страну, это смягчит их поведение и вызовет значительный поворотный ход событий во всей ситуации. Они не будут бременем для общества, в котором находятся, а на самом деле станут благословением для этого общества. Такого вида образование важно.

 

Гурудэв, в мифологической истории, Ганапати (Ганеша) обошел вокруг своих родителей и это считалось, что он обошел вокруг мира. Нам тоже следует относиться к своим родителям как важнейшему аспекту?

Шри Шри Рави Шанкар: Поймите, в истории все нормально, но если вы на самом деле начнете только слушаться своих родителей и делать только то, что они говорят, то скоро вы закончите разочарованием. А если вы будете разочарованы и раздражены, то вы обрушите все свое раздражение на них. Поэтому в жизни равновесие необходимо во всем. Вам следует их тоже слушать, и вам следует также следовать своему сердцу. Даже если они этого сразу не понимают, через какое-то время они поймут вашу точку зрения.

среда, 26 октября 2016 г.

Пять типов людей

27 июля 2016г.  

Монреаль, Канада

 

(Ниже приводится продолжение беседы Быть беспристрастным)

 

Я – адвокат федерального суда Канады. Иногда там бывает довольно напряженно. Однажды привели духовного лидера из одной общины, чтобы окурить зал суда. Вы должны себе это вообразить, мы находимся в современном зале заседания в центре Торонто, а они приводят духовного лидера! Он зажёг шалфей, окурил комнату, заставил всех пройти какую-то церемонию и попросил всех действовать по-доброму и сообща. Это создало атмосферу, в которой все почувствовали себя умиротворенно и центрировано, это помогло ощутить принадлежность друг к другу и осознать, что мы здесь ради правосудия, а не ссор. Это было забавно, потому что это произошло в середине дня: утром у нас была обычная грызня, драки и стресс, а во второй половине дня все было спокойно, и все прошло гладко. Это было удивительно, и мы сказали, что должны продолжать в том же духе.
Шри Шри
Рави Шанкар: Смотрите, коренное население знали это. Хотя король был и судьей, но в каждом обществе был гуру, который мог вынести решение.

В Индии также существует система Панчаятов (Panchayats system), где пять человек, администраторы деревни, разрешают споры.

Почему пять человек? Если взять общество, то в нем есть 5 типов людей:

1. Те, кто любят веселье и полны энтузиазма. Они не против преодоления препятствий. Они смело преодолевают препятствия и умеют выполнять задуманное. Это первый тип.
2. Люди, которые просто поддерживают существующий порядок. Они не амбициозны, не инновационны, не любят рисковать, но просто сохраняют все так, как оно есть. Они предпринимают взвешенные шаги и двигаются очень осторожно. Они, как правило, консервативны и традиционны.
3. Те, кто хочет внести преобразования – бунтари и мятежники, которые хотят полностью изменить положение вещей. У них хорошо получается разрушение.
4. Те, кто очень умны, сообразительны – у них возникают блестящие идеи, и они очень творческие.
5. Те, кто всех объединяет. В них много сострадания. Везде, где возникают проблема, они устраняют зазоры, разрешают проблемы и объединяют людей, создавая чувство сопричастности. Они в своем роде миротворцы.

Такие пять различных типов людей существуют в каждом обществе мира. Последний тип, объяединяющий, как правило, женщины – они проявляют сострадание и более глубокое понимание. Когда что-нибудь случается, они всех успокаивают и собирают вместе. Работа в сфере процветания и образования – это роль женщины.

Среди Девов (полубогов) тоже есть эти пять дэвов, которых называют Панчаятам (panchayatam). Панчаят – это то, что у нас есть в деревнях, а панчаятам относится к пяти различным формам богов. Бог только один, но в едином Боге есть пяти различных форм (или качеств):
1. Ганеша – любящий веселье, устраняющий препятствия, полный энтузиазма. Итак, есть люди, обладающие такими качествами. В любом обществе найдется хотя бы один человек с этими качествами.
2. Вишну — поддерживает то что есть, не очень творческий.
3. Шива – как слон в посудной лавке: просто врывается и делает что-то радикальное. Перемены — его рук дело. Независимо от состояния дел, он все разрушает, освобождая место для нового.
4. Сурья - очень сообразительный, умный, и творческий тип людей.
5. Деви - женская энергия. Женщины создают, улаживают проблемы, и всех объединяют.

В жизни человека вы можете увидеть, что эти 5 разных тенденций наступают в разное время. Обычно, когда вы молоды, у вас много энтузиазма, а когда вы немного взрослеете, у вас появляются мятежные склонности. Вы хотите изменить ситуацию и тому подобное. Когда вы стареете, вам просто хочется лечь и отдохнуть. Вы переходите в режим Вишну. Таким образом, эти три режима у людей в любом случае присутствуют.
Древние люди знали об этом, поэтому организовали деревенскую администрацию в виде Панчаятов. Они выбирали пять человек, которые вместе должны быть беспристрастными: они должны были вместе выслушивать вопросы о несправедливости или конфликте и вынести решение.
А Мастер (Гуру) обладает всеми этими пятью качествами одновременно, именно поэтому мы говорим: "Гуру Брахма, Гуру Вишну, Гуру Дево Махешвара ...".

 

пятница, 21 октября 2016 г.

Быть беcпристрастным

27 июля 2016г.

Монреаль, Канада

 

В золотой век король был судьей, администратором, а также слугой. Король выполнял все эти роли. Таким образом, король был очень беспристрастным. Политик, судья, администратор – все эти роли игрались королем. Но когда ценности начали разрушаться, беспристрастность короля была поставлена под сомнение, и появилась необходимость создать судебную систему как отдельную структуру.

Итак, отдельная судебная система была создана, потому что качество беспристрастного судейства упало, и тогда судебная система стала отдельной единицей, и король отдельной.

Когда ценности ещё ухудшились, разделились король и администрация. Таким образом, политика, бюрократия и судебная система - эти три роли, которые при изначальной гармонии выполнял один человек, разделились, и были созданы три различных структуры, что фактически означало дефицит доверия.

Судебная система стоит выше политики, поэтому если она поражена коррупцией, предвзятостью и фаворитизмом, то это признак темного века. Поэтому любой ценой, в каждой стране, на каждом континенте, необходимо защитить чистоту судебной системы. Если судебная система в порядке, то люди не должны бояться.

Сегодня хорошие люди боятся судебных органов, а на тех, кто не соблюдают законы, судебные органы не обращают внимание. Как вы называете таких людей? Нарушители закона – люди, которые не подчиняются никаким правилам или их игнорируют. Так что, когда преступники не боятся законов, а хорошие люди боятся, то это указывает на не хорошие времена.

Крайне важно, чтобы судебная система каждой страны помогала людям, потому что, когда в обществе происходит несправедливость, будь то по вине общества или правительства, единственным выходом для людей является судебная система. И если судебная система не справедлива или люди ее боятся, то это не является признаком здорового общества.

Я помню, как один из главных судьей Верховного суда Индии сказал: "Один Бог может помочь этой стране".

Другой главный судья тоже сказал что-то подобное. И третий не выдержал и сказал: "Я не знаю, что я могу сделать. Не только в этой стране, но думаю, что и во всем мире беспристрастность судебной власти находится под сомнением".
Как кто-то может быть беспристрастным без духовной мудрости? Если вы беспристрастны, то вы - йог и вы духовны. Если у вас нет непредвзятости, то вы просто не можете занять позицию судьи.

Итак, в древние времена, когда король объявлял приговор, над ним стоял Раджа Гуру. Если король совершал какую-нибудь ошибку, его Гуру приходил и говорил: «Смотри, твой приговор не верен – ты должен его пересмотреть".

Я думаю, что сегодня нам почти везде нужны мудрецы, чтобы советовать тем, кто  управляет обществом: законодателям, администраторам и служащим судебной системы - это насущная необходимость. Что вы думаете? Кто из вас ощущает эту необходимость? (Многие из присутствующих подняли руки).

Насущная необходимость - защитить беспристрастность судебной системы. Люди идут в суд и боятся туда идти, потому что может потребоваться много лет, чтобы добиться справедливости. Они говорят: "Отсрочка в правосудии равносильна отказу в правосудии". И это происходит снова и снова.

Сегодня в Америке существует проблема людей безнадежных и людей беспомощных. Одна часть общества ощущают безнадежность, а другая беспомощность. Это колебание между безнадежностью и беспомощностью. Меньшинство ощущает безнадежность, они не видят никакой надежды, а большинство чувствует себя беспомощными, и таким образом раскол продолжает увеличиваться. Только духовное знание может преодолеть этот раскол и объединить людей, вселив в них уверенность и сняв чувство незащищённости.

Смотрите, чтобы быть справедливым, человеку необходимы моральные принципы, этическая основа. Люди говорят: «Нет, я хочу делать то, что хочу. Почему я должен быть справедливым?» Зачем кому-то быть справедливым? Зачем поступать правильно? Потому что все люди – это часть вас. Когда вы видите, что люди с обеих сторон (в споре) – часть вас, вы не можете не быть беспристрастными. Понимаете, о чем я говорю?

Если вы воспринимаете людей только с одной стороны как близких, а с другой стороны как чужаков, то вы не можете быть справедливым, не можете быть судьей. Судья - это тот, кто непредубежден. А зачем вам быть беспристрастным? Чтобы обеспечить справедливость. А как совершать правосудие, когда не чувствуешь равного отношения к обеим сторонам? Можно ли так совершать правосудие для него или нее? Нет! Итак, кто может быть справедливым? Тот, кто является йогом, кто центрирован, потому что он считает всех равными. Если кто-то сделает ему комплимент или нанесет оскорбление, он остается беспристрастным.

Когда вы беспристрастны?

1. Когда вам нечего терять и нечего обретать, вы беспристрастны.
2. Когда вы чувствуете равную связь со всеми, вы беспристрастны.
3. Когда вы думаете о благополучии всех, о всеобщем благе, то вы беспристрастны.
4. Когда вы духовны, вы беспристрастны.

Делает ли вас беспристрастными сострадание? Сострадание всегда направлено к слабым. Вы испытываете сострадание по отношению к слабым людям. Но если слабый оступится, то в этом случае ваше суждение о нем будет неверным. Тогда вы будете несправедливы по отношению к более сильному.

среда, 19 октября 2016 г.

Почему медитация так эффективна?

22 июля 2016г.

Бангалор, Индия

 

(Ниже приведено продолжение беседы Ключ к тому, как быть счастливым)

 

Я думаю, что сегодня мировое сознание улучшается, хотя, с другой стороны, вы видите, что происходят негативные явления и беспорядки. Однако, одновременно с этим, большее количество людей беспокоятся о мире, чем когда-либо раньше: всё больше и больше людей хотят делать что-то для мира – они думают не только о себе, но и обо всех, разве не так? Разве вы не видите это?

Смотрите, у природы есть свой метод поддержания равновесия. Если в одной части Земли длиннее лето, то в другой – длиннее зима. Количество светлого и темного времени суток почти уравновешены в мире. Поэтому, когда мы видим картину в целом, мы должны иметь эту убежденность, что есть некая более могущественная сила, которая заботится о планете Земля – на протяжении тысячелетий она выполняла свою работу. Но это не оправдание для нашего бездействия! У людей есть два состояния ума:

1.     Чувство беспомощности. Такие люди становятся напряжёнными, думая обо всех проблемах в мире так много, что это понижает их уровень энергии. Когда вы ощущаете беспомощность, у вас нет стимула что-то делать. Всё, что вы делаете – это больше едите, сидите в машине, смотрите телевизор, и ещё больше погружаетесь в депрессию.

Такие люди думают: «Я буду просто заниматься своими делами и заботиться о себе самом. Меня не волнует, что происходит в мире, это не моё дело. Пусть Бог позаботится о событиях в мире. Если у меня на сегодняшний день есть хлеб с маслом, я счастлив, я забочусь о своих домочадцах и я счастлив!»

2. Второй тип – те, кто ощущают безнадежность. Они постоянно беспокоятся по любому поводу и не способны изменить ситуацию. Когда вы чувствуете полную безнадёжность, возникает гнев, разочарование и возмущение.

Одна категория людей чувствует беспомощность, другая – безнадёжность, и в обоих случаях они теряют энтузиазм и стимул к действию. Вот где необходимо поддерживать силу духа, разве не так? Как поддерживать силу духа? Осознавая, что существует более могущественная сила, которая заботится обо всём. Тогда у вас есть надежда, определённое утешение внутри, и вы продолжаете делать всё, что необходимо. Понимаете, о чем я говорю?

Те, кто пребывает в этих двух состояниях ума – беспомощности и безнадёжности – должны вернуться в центр и сказать: «Я молюсь и верю, что всё случится не из-за моих действий, хотя и они важны, и я буду продолжать делать то, что должен». Это очень тонкий баланс.

Жизнь – это сочетание свободной воли и судьбы. Как, например, ваш рост – это судьба, а вес – свободная воля. Если на улице солнечно, надеть или нет солнечные очки – ваша свободная воля. Если идёт дождь, взять с собой зонтик или намокнуть – это свободная воля. Жизнь – это комбинация свободной воли и судьбы, а не что-то одно из двух.

Те, кто думает, что всё –свободная воля, иногда бывают загнаны в угол и чувствуют безнадёжность. А те, кто думают, что ничем не управляют, чувствуют беспомощность. Сейчас Америка проходит через противостояние сообществ, которые чувствуют безнадежность и беспомощность, гнев и разочарование. А что вы создаёте здесь – это волны мира и волны тишины. Медитация окажет влияние не только на эту страну, но на все страны, на весь мир. Поэтому нужно больше и больше групповых медитаций.

Вы можете проделать такой эксперимент: пусть несколько человек в комнате или в зале начнут ссориться, кричать друг на друга, создавая хаос. А когда они уйдут, не говорите никому, что там произошло и немного погодя пошлите другую группу людей в это же место (может, Гарвардские ученые захотят это изучить), попросите их сесть на те же стулья и посмотрите на их поведение – это будет интересно. Если только они очень центрированы или их внутренняя сила намного больше, чем вибрации в окружающем пространстве, они смогут преодолеть эти вибрации. В противном случае вы увидите, что ситуация поглотит их – хоть и на несколько минут: возможно, они почувствуют беспричинную тревогу и ощутят эти вибрации. Итак, наши вибрации впитываются окружающей средой.

воскресенье, 16 октября 2016 г.

Ключ к тому, как быть счастливым

22 июля 2016г.

США

 

Гурудэв, я в небольшом замешательстве по поводу того, какой стиль воспитания детей мне следует выбрать. Иногда я чувствую, что я очень строг, а в другое время я так много шучу со своим 12-летним ребенком, что он называет меня шутом. Я слегка озадачен. Пожалуйста, помогите мне.

Шри Шри Рави Шанкар: Хорошо, хорошо! Лучше быть шутом,чем чересчур серьёзным – веселитесь в этом мире. За наше короткое время на этой планете нам следует осчастливить себя и других людей. Из-за чего тут переживать?

А если вы ощущаете, что вам чего-то недостаёт — а это можно ощущать всю свою жизнь – то знайте, что даже миллиардеры чувствуют недостаток из-за своих больших долгов. У вас миллиард долларов, которые вы вкладываете в какую-нибудь фабрику или производство, чтобы приумножить, и на это вы берете в долг. Все это продолжается, и вы чувствуете огромное бремя долга на своих плечах – вы возвращаетесь опять к началу. Это очень странно.

А те, кто ничего не имеет на этой планете, порой выглядят намного счастливее миллиардеров. Миллиардеры находятся под давлением, я вас уверяю, они действительно загружены и напуганы. Многие из них находятся под таким давлением.

Я не говорю, что нужно оставаться бедными. Нет, я хочу, чтобы вы поняли, что вы должны отделить счастье от своего статуса, богатства, должности или положения.

Счастье не имеет ничего общего с вашим положением в обществе, в этом мире, в вашей компании или где-то ещё. Нужно отделить счастье от всего этого.

Вам следует выработать привычку быть удовлетворённым и счастливым. Это просто привычка, и всё. Это западает в наше бессознательное, и мы начинаем бессознательно чувствовать себя несчастными.

Хотя нет причин для несчастья, но в ваше подсознание проникает: «Я такой несчастный». Или мы продолжаем жаловаться: «Это нехорошо, то нехорошо, ничего хорошего нет, всё не так, мне ничего не нравится». Нам необходимо быть осторожными с таким негативом, нужно защищать ум и сознание от таких негативных тенденций.

Вчера я говорил о 4 положениях, и одно из них было счастье (сантоша). Это нам нужно развивать — удовлетворенность: «Что бы ни происходило, я буду счастлив» – вот что оно означает. Сильный и могущественный человек – тот, кто счастлив, а не тот, у кого много денег. Если кто-то говорит: «У меня есть миллион долларов», спросите его: «Ну и что, а ты счастлив? Ты фонтанируешь счастьем? Тогда я назову тебя настоящим миллионером, даже миллиардером. А иначе ты – пустое место».

Из-за того, что негатив или несчастье заползли в ваше подсознание, вы говорите: «Мне не нравится то, мне не нравится это».

Кто вас вообще спрашивает, что вам нравится, а что не нравится? Но вы продолжаете заявлять всем: «Мне это не нравится, то не нравится» и вы выглядите очень глупо. На вас смотрят и думают: «Боже мой, этот парень слегка не в себе».

Никому не интересно, что вам нравится, а что не нравится. Не нужно заявлять о своих предпочтениях и антипатиях, а заявите сами себе: «Я буду счастлив несмотря ни на что. Никто не сможет нарушить или забрать моё счастье».

Не нужно об этом говорить никому вслух, но такая уверенность должна быть у вас внутри, и тогда вы почувствуете, как поднимается внутренняя сила и улыбка остается с вами навсегда.

Возможно, сначала не навсегда, но если большую часть времени, то это уже хорошо.

Тогда это может стать другой проблемой: «Я хочу быть счастливым всё время, но порой становлюсь несчастным». Не важно: не будьте несчастными из-за того, что вы несчастны, иначе это становится цепной реакцией. Знаете, например, когда вы не хотели злиться…

Часто это случается с молодыми мамами. Они не хотят сердиться на своих детей, поэтому, когда сердятся, то злятся на самих себя за то, что рассердились: «Я такая плохая, я злюсь на себя, потому что разозлилась на детей». Бросьте! Иногда сердиться на детей – правильно, это нормально.

Гнев матери – как прививка для детей, чтобы те стали сильными. Тогда они смогут вынести гнев, с которым встречаются в обществе – от коллег, от других детей в школе. Иначе они могут стать слишком уязвимыми и слабыми.

Дорогой Гурудэв, недавние научные открытия в Индии и не только показывают, что то, что мы принимали за миф, на самом деле являются действительными историческими событиями, например, нахождение Двараки – древнего города на дне моря. Как отделить мифологию и символизм от реальной истории в священных писаниях? 
Шри Шри Рави Шанкар:
(Открывает бутылку воды и поливает растения рядом) Они хотели пить.

Знаете, древний стиль написания историй был очень поэтическим: он весь составлен из рифмованных двустиший. Описание древней истории никогда не было в прозе – всё было поэзией. В поэзии необходим ритм, а для ритма нужно преувеличение и приукрашивание, поэтому всё это имело место. Поэзия не будет поэзией, если она плоская – в ней должен быть некоторый подъём. Но из-за преувеличений нельзя ее отбрасывать как миф, поскольку факты там тоже есть.

Аюрведа тоже была написана в поэтической форме. Ни одному медицинскому знанию в мире не обучают в стихах, кроме Аюрведы, поэтому вы можете заучивать ее наизусть – поэзию легче запоминать. В те дни было мало книг, поэтому люди создавали всё в виде поэзии. Даже описание здорового образа жизни было в стихах.

Если это помнить, тогда не будет трудностей с определением подлинных исторических фактов. Сегодня существует так называемая астрофизика – она определяет точные даты исторических событий. Сегодня есть доступные программы для компьютеров по астрофизике.

Участники "Искусства Жизни" доктор Д.К. Хари и доктор Хема Хари создали сайт по историческим фактам из "Рамаяны" и "Махабхараты". Если интересно, вы можете их посмотреть. 

Я бы хотел узнать, как Вы узнали, что будете Гуру? Это пришло само собой? Спонтанно? 
Шри Шри:
По определению. Я начал рассказывать, что знаю, и люди сделали меня Гуру, что с этим поделаешь? Знаете, каждый является учителем для одного человека или другого – хотите вы этого или нет. Когда вы что-то знаете и обучаете других, вы становитесь их учителем. А когда учитесь у кого-то, то становитесь учеником. Поэтому по определению каждый человек – для одного учитель, а для другого — ученик.

понедельник, 10 октября 2016 г.

Секрет хороших взаимоотношений

22 июля 2016г.  

США

 

Дорогой Гурудэв, есть ли разница между душой и умом?
Шри Шри Рави Шанкар:
Ум – это то, что воспринимает. Вы смотрите на меня посредством ума. Если бы ум находился в другом месте, вы бы меня не видели, так? Если вы не обращаете внимания на мои слова, если вы невнимательны, вы не сможете слышать, о чём я говорю. Когда ум где-то в другом месте, разве можете вы слышать, что я говорю? Нет, не так ли? Хотя звук и попадает в уши, но если ум в другом месте, вы не слышите. Таким образом, наше восприятие зависит от ума. Но вся энергия целиком - это и есть Вы или ваша душа.

 

Гурудэв, существует ли секрет взаимоотношений?

Шри Шри Рави Шанкар: Ваш вопрос не по адресу – у меня нет в этом опыта. Но тем не менее, я бы сказал, что вам нужно принимать различия и не настаивать на немедленном изменении партнёра по вашему подобию. Вы можете только предложить свой вариант, но не навязывать его супругу.

Обычно я говорю, что есть 4 секрета успешных взаимоотношений:

1. Женщина никогда не должна наступать на эго мужчины. Это очень важно! Женщина должна всегда «накачивать» мужское эго.

2. Мужчине не следует наступать на женские эмоции. Мужчине следует всегда подпитывать эмоции женщины.

3. Оба не должны спрашивать друг друга: «Ты действительно меня любишь?» Прекратите это спрашивать или жаловаться: «В последнее время ты меня не любишь, ты меня не замечаешь». Не взваливайте бремя доказательства любви на ваших любимых. Любовь к вам не должна приносить чувство тяжести.

4. Будьте самим собой. Идите своим путём со своей собственной целью. Иначе, если вы сфокусируетесь на наблюдении за вашим супругом, вы испортите отношения. Так оно и происходит. Вы очень сильно кого-то любите, хотите всё о них знать, и начинаете следить за ними, начинаете задавать им миллион вопросов. Им всё это надоедает, они чувствуют, что задыхаются от вашей любви и прощаются с вами.

И это не просто недопонимание. Это чрезмерное выражение любви или чувства собственности, которые словно тяжёлый груз для супруга. Вам следует давать друг другу пространство для дыхания.

Принимайте на веру, что есть взаимопонимание. Не просите подтверждения любви или понимания. Это очень важно.

Дорогой Гурудэв, я бы хотел услышать, что Вы можете рассказать о мистической силе человеческой сексуальности. Не могли бы Вы дать некоторые идеи, как справляться с мистической силой сексуальной энергии? 
Шри Шри Рави Шанкар:
Я об этом не знаю. Но помните, что вы все рождены благодаря сексу. У нас есть склонность называть это дурным или грешным или, наоборот, слишком им увлекаться. Вы должны выбрать золотую середину – в жизни должна быть умеренность во всём.

Секс возвращает ум в настоящий момент. В нем есть и расширение. В сексе участвует не только тело: именно движение энергии внутри даёт чувство облегчения или экстаз.

Как курильщики испытывают чувство расслабления, когда курят: вовсе не курение поднимает настроение, а определенный ритм дыхания во время курения. Открывается определённый канал – мы называем его «нади» – и приносит небольшое расслабление.

Когда вы выполняете дыхательные техники (пранаямы), происходит то же самое: определённые каналы (нади) внутри вас открываются, и вы чувствуете себя расслабленными без вредного эффекта от дыма, который заполняет ваши лёгкие. Для этого не нужно курить.

Так же во время секса открывается энергетический канал. И когда открывается этот энергетический канал, это приносит сначала определенное расслабление, и затем вы испытываете вспыхивающие блаженные ощущения. Это можно испытать и в медитации также.

В древности были измерены ощущения в Самадхи – глубокой медитации: если секс приносит одну единицу радостных ощущений, то Самадхи приносит 1000, т.е. Самадхи в 1000 раз сильнее. Если секс – это маленькая лампочка на 0 ватт, то Самадхи – это лампа на 1000 ватт. Вот такое сравнение было дано. Вот почему, когда вы пребываете в Самадхи, вы естественным образом уходите от базовых склонностей. Вы естественным образом трансформируетесь.

                       

Я постоянно пребываю в шоковом состоянии и очень сильно раздражен расизмом и дискриминацией по половому признаку, которые существуют в моей стране. Я живу в США. Видя все это расовое насилие и несправедливость, сложно не испытывать страх или гнев. Как я могу наилучшим образом помочь людям избавиться от этого невежества? Иногда я чувствую себя бессильным.

Шри Шри Рави Шанкар: Ответьте мне, можете ли вы решить проблему, испытывая гнев? Нет. Это только усилит проблему. Это то, над чем нам нужно работать сообща. В одиночку вам ничего не сделать. В одиночку вы будете ощущать себя очень беспомощным. Но в сообществе людей, как группа отдельных людей, которые хотят мира, прогресса в обществе, счастья, мы можем трудиться вместе и достичь этой цели.

Знаете, когда были трудности в Балтиморе и Вашингтоне, наши добровольцы собрались и приехали в эту коммуну. Они беседовали с ними и обучали медитации. То же самое происходило и в других местах.

Существует очень много таких возможностей для каждого из нас работать в группах. Мы можем принести мир и гармонию в общество. Это возможно. Не теряйте надежду.

Не смотря на то, что я практикую "Искусство жизни" около 20 лет, я по-прежнему борюсь с депрессией. Каковы ваши конкретные рекомендации? Нужно больше петь мантры? Или больше севы (служения)? Или больше медитировать? Или больше работать над умом? С благодарностью.
Шри Шри Рави Шанкар:
Прежде всего, есть мантра от депрессии. Хотите знать, как войти в депрессию? Сидите и думайте: «А как же я? А как же я? А как же я?» И у вас начнётся депрессия. Когда вы выходите из этого состояния и видите, что можно сделать для других, какой вклад внести, у вас не будет больше времени переживать о себе.

Таким образом, служение - это первое. Затем, конечно, медитировать и слушать знания. Я выпустил множество серий знаний. Всё это определённо даст вам подъём. Если у вас есть сомнения на этот счёт, просто перестаньте всё это делать и посмотрите, что произойдёт. Просто одну неделю не выполняйте дыхательные техники, не медитируйте и увидите, что будет. Тогда вы узнаете эффективность того, что вы делаете, и как это спасает вас от утопания в депрессии.

четверг, 6 октября 2016 г.

Как справиться с критикой

13 июня 2016г.

Манчестер, Великобритания

 

(Ниже приводится продолжение беседы Искусство слушать Бога)

 

Я работаю в полиции с очень негативными людьми в очень наполненных негативом условиях. Как мне справиться с этим?

Шри Шри Рави Шанкар: Если врач говорит, что должен целями днями быть с пациентами, что я могу на это сказать? Это священная работа! Если вы работаете с людьми, которые чувствуют себя больными, негативными и в стрессе; и если в таких условиях вы сохраняете спокойное и позитивное состояние ума, то там вы будете наиболее востребованы. Пожалуйста, не сбегайте оттуда – они все нуждаются в вас. Что можете предпринять, чтоб облегчить обстановку? Предложить своим коллегам приняли одну-две дозы M&M (занятий с Музыкой и Медитацией).

Полиция, военные, и, если на то пошло, даже школы и институты – это места с высоким уровнем стресса. Вы знаете, что последняя статистика в Европе показывают, что 40% школьных учителей пребывают в депрессии? Вас это удивляет? Если учителя – в депрессии, то что они дадут детям? Это вызывает тревогу! Нам необходимо донести медитацию до учителей, вооруженных сил, полиции – она нужна каждому, потому что мы живем в стрессовых ситуациях! Вы знаете определение стресса? Слишком много работы, слишком мало времени и нет энергии - вот формула стресса. Медитация помогает преодолеть стресс!

                       

Как сохранять любовь в своем сердце и действиях, сталкиваясь с препятствиями?

Шри Шри Рави Шанкар: Если ваши действия наталкиваются на препятствия, проверьте: всё в порядке, сделали ли вы что-то неправильно, можете ли вы сделать лучше, или это просто восприятие другого человека? Когда вас критикуют, приветствуйте их всем сердцем! Почему? Потому что они рискуют вашей дружбой, проявив смелость и храбрость в выражении своего мнения, чтобы вы стали лучше! Разве они не заслужили признательности? Если они делают это из-за зависти или недовольства вами или вашими действиями, то можно им посочувствовать.

Всякий раз, когда вас критикуют, в первую очередь приветствуйте критику, поблагодарите их и примите вызов! Никто не заинтересован в том, чтобы вас унизить – зачем им это делать? Нормальный здоровый человек не будет пытаться унизить кого-то. Людям нужно либо сострадать, если они не являются нормальными, либо испытывать признательность, если они нормальные и здоровые – я не вижу третьего варианта. Жизнь не может быть всё время белой и пушистой. Вызовы существуют для того, чтобы мы приняли их с улыбкой. Что скажете?

Сегодня, давайте заложим одно намерение: "Будь что будет – я не потеряю свою улыбку, дух и энтузиазм!" Тогда вы можете стать опорой для окружающих, путеводной звездой для своей семьи, друзей, общества - везде! Вы будете наиболее "разыскиваемым" человеком, в хорошем смысле.

В индуистских храмах выполняется Аарти: зажженную свечу обносят вокруг божества. Знаете, зачем они это делают? Потому что жизнь – синоним света. Когда вы зажигаете свечу и переворачиваете ее, куда идёт пламя? Вверх или вниз? Пламя всегда идет вверх! Аарти означает: «Пусть свет моей жизни всегда будет рядом с Божественным, пускай я буду видеть Божественное и свет повсюду!» В этом цель Аарати.

                       

Гурудэв, что Вы думаете о ребрендинге "Медитации" в "Осознанность" (mindfulness – популярная волна практики медитации на Западе)? Значит ли это, что люди не будут знать о корнях медитации?

Шри Шри Рави Шанкар: Это связано с все еще сохраняющимися предубеждениями в некоторых кругах. Когда мы начали обучать медитации 35 лет назад, многие думали, что она не для так называемых "нормальных" людей. Это потому, что мы все жили в своих узких изолированных понятиях и кругах друзей, не видя разнообразия, многообразия и величия нашей прекрасной планеты.

Не имеет значения, как вы называете медитацию: если вы выполняете ее правильно, то этого достаточно. Некоторые могут назвать ее плагиатом!















Кажется, медитация у меня не получается, и это беспокоит меня еще больше. Как мне с этим справиться?

Шри Шри Рави Шанкар: Медитация делает вас беспокойными? Тогда вы выполняете её неправильно! Сегодня, я даже не знаю, что дается по видом медитации: распространилось настолько много школ йоги и медитации, что правительство Индии недавно назначило меня председателем Контроля качества в Индии по йоге и медитации. Нам было по-настоящему трудно всё стандартизировать. Вам нужно сесть и поговорить с квалифицированным учителем медитации и спросить, почему вы чувствуете тревогу. Они смогут объяснить правильный метод и исправить вашу ошибку.

 

Что происходит, когда мы умираем?

Шри Шри Рави Шанкар: Зачем вы хотите знать? Я не хочу, чтобы вам потом было скучно. Это как знать фильм заранее до того, как вы на него пошли – тогда не будет острых ощущений. Пусть интрига остается. Нужно многое узнать о жизни: если вы не знаете, что такое жизнь здесь и сейчас, а хотите узнать о жизни после смерти, то вернетесь сюда снова. Это будет как фильм «День сурка». Давайте узнаем, что такое жизнь!

Если вы погрузитесь глубоко в медитацию, не будет страха смерти. Мы оставим это тело с улыбкой, удовлетворением и богатством души. То огромное и прекрасное измерение станет нашим. Наша жизнь здесь - лишь верхушка айсберга. Давайте проживать ее с удовлетворенностью, любовью, участием и заботой, совершая служение для всех окружающих!

           

Если Бог добр и всемогущ, то откуда берётся зло?

Шри Шри Рави Шанкар: Если вы повернулись лицом к свету, вы не увидите свою тень – только удаляясь от света, вы увидите ее. Зло – это просто тень, а тень не может существовать отдельно, сама по себе!

Если вы заглянете внутрь любого преступника, в нем живет жертва, взывающая о помощи. Если вы исцелите жертву, преступник исчезнет. Если бы мы только обучили тех, кто ушел в терроризм, широкому видению и человеческим ценностям, то как вы думаете, вступили бы они на путь насилия? Ни в коем случае! Я вижу в них жертв невежества. Если вы посмотрите на них моими глазами, внутри каждого преступника вы увидите жертву, взывающую о помощи!

среда, 5 октября 2016 г.

Искусство cлушать Бога

13 июня 2016г.

Манчестер, Великобритания

 

Добрый вечер, всем! Так приятно находиться здесь со всеми вами. Это великолепный зал с прекрасными людьми! Тема сегодняшнего дня - медитация. Чтобы медитировать, нужна неформальная обстановка, поскольку формальная атмосфера не подходят для медитации. Вам нужно чувствовать себя как дома - действительно расслаблено.

Многие любезности, которыми мы обмениваемся в повседневной жизни, – формальность: например, когда вы выходите из самолета и стюардессы желают вам приятного дня, они на самом деле не имеют в виду это! Я не хочу их обидеть, но это просто не исходит из глубины сердца, как когда ваша мама или бабушка поздравляют вас с днём рождения. Когда вы чувствуете связь, ваши слова обладают определенной силой.

Мы передаем больше через вибрации, чем через слова. Предположим, у вас дома есть щенок – когда вы возвращаетесь с работы, что он делает ? Он сходит с ума! Он прыгает на вас со всех сторон, выражая, что он действительно любит вас, не так ли? Мы передаем многое через наши вибрации. Я уверен, что вы все можете распознать, когда человек вам улыбается, но улыбка на самом деле не исходит изнутри. Вы знаете, что это просто формальность, правильно? Точно так же, когда ваша жизнь проходит только на уровне формальных отношений с окружающими, если это не происходит из глубины вашего сердца, рано или поздно вы входите в состояние, называемое депрессией. Появляется определенная сухость в жизни.

А теперь вы можете спросить меня: "Какое отношение это имеет к медитации? Мы пришли сюда для медитации». Уверяю вас, это очень с ней связано. Медитация - это средство оторвать вас от однообразной жизни, которую мы все ведём: жизнь без сока, без ценностей, без чувства принадлежности к окружающим – медитация может это изменить! В какой бы сфере мы ни работали, нам нужна интуиция и инновации, а медитация может усилить и то и другое. Медитация может вернуть в нашу жизнь энергию!

Медитация приносит удивление в нашу жизнь: удивление – это введение в медитацию, объединение, йогу! На санскрите существует древняя поговорка: 'Vismaya Yoga Bhumika"-- «Введение в йогу — это удивление». Это ощущение "вау!", когда вы оглядываетесь вокруг. Жизнь предложила вам множество поводов и возможностей, чтобы быть в этом состоянии изумления, в состоянии "вау!". Упуская это, вы упускаете саму жизнь! Вы ведете монотонную жизнь - еда, питье, сон и просмотр телевизора – и все! Даже не успев сказать «до свидания», вы уходите!

Медитация наполняет жизнь смыслом. Она сохраняет и поддерживает это чувство изумления в жизни. В детстве мы все были в состоянии изумления, в стране чудес. Мы пришли на эту планету с чувством "вау!", невинности, сопричастности, принадлежности ко всем окружающим. Что случилось? Где мы потеряли это? На самом деле мы не потеряли - эти чувства были с нами все время, только скрыты. Медитация - это то, что раскрывает нашу истинную природу – кем мы были, кто мы есть и кем мы будем! Медитация приносит простоту и невинность. Она делает наш интеллект острее, а наши эмоции мягче.

Разве мы не хотим быть разумными и чувствительными одновременно? Есть здравомыслящие и праведные, но не чувствительные. А есть настолько чувствительные, что теряют всякий здравый смысл. Разве мы не видим, что это несоответствие происходит как в нас самих, так и в окружающих? Медитация приносит столь необходимый баланс между разумом и чувствительностью, между сердцем и умом. Если этот баланс есть, то в результате это приводит к счастью, которого мы все желаем, и к которому мы все стремимся!

Сегодня во всём мире признается, что нужно сосредоточиться больше на валовом внутреннем счастье (ВВС), чем на ВВП (валовом внутреннем продукте). В медитации сокрыт секретный ключ для нас: мы не можем обрести это счастье без медитации. Существует много неправильных представлений о медитации. Некоторые говорят, что она связана с фокусировкой ума, другие – что она связана с религиозными песнопениями или молитвой к Богу. Медитация - это не концентрация; на мой взгляд, медитация – это ее противоположность. Для любой работы нужно приложить усилия, а для медитации не нужно никаких усилий. Медитация – это способ релаксации без всяких усилий.

Если молитва – это просьба к Богу, то медитация – это говорить Богу, что «я здесь, чтобы послушать тебя, что ты хочешь мне сказать?» Представьте себе: если ребенок постоянно приходит и задает вам вопросы, даже не слушая, что вы хотите сказать, как бы вы себя чувствовали? Разве вы не почувствовали бы разочарование? Я думаю, что у Бога должно быть такое же состояние! А когда вы медитируете, это все равно, что сказать: «Да, я здесь, чтобы послушать тебя, скажи мне, что ты хочешь!" Это и есть понятие медитации.

Медитация объединяет людей всех языков. Молитвы могут быть на разных языках: индуисты молятся на санскрите, христиане – на английском, евреи – на иврите, буддисты – на санскрите и пали. Если молитвы могут быть на разных языках с более или менее одинаковой сутью, то медитация выходит за ограничения языка, религии, национальности и даже пола.

Есть три золотых правила медитации, которые нужно держать в памяти – не нужно помнить их все время, они всплывают в памяти, когда действительно нужны.

Собираясь медитировать, вы можете сказать три вещи:

1. «Я ничего не хочу». Даже если вы говорите: "Я хочу пить, я хочу стакан воды", медитация не произойдет. Лучше выпейте этот стакан воды. Это первое золотое правило. Только на эти 20 минут скажите: "Я ничего не хочу". Возможно, вы считаете: "Я не хочу быть монахом или отшельником, мне нужно много чего сделать!" Да, дорогие мои, я с вами согласен, вы хотите много всего, но всего на 20 минут можете ли вы «снять этот плащ», посидеть и ничего не хотеть?

2. Мне ничего не нужно делать.

3. Я – ничто. Если вы думаете, что вы очень умный человек, или наихудший человек, или глупец, тогда тоже не остается никаких шансов для медитации. Знаете, как говорят: «Богатому не пройти сквозь игольное ушко». Точно так же, если вы думаете, что вы или богаты, или бедны, или святейший, или самый большой грешник, то медитация тоже невозможна. Нужно отложить на некоторое время все ярлыки, которые мы на себя вешаем, и сказать: "Я ничто, я ничего не хочу, и мне не нужно ничего делать». Эти три золотых правила необходимы для того, чтобы произошла медитация. От движения – к неподвижности, от звука – к тишине - это и есть путь медитации.