11 октября 2011 г.
В: Дорогой Гуруджи, не могли бы Вы что-нибудь сказать о значении purnanava (Пурнанавы)?
Шри Шри Рави Шанкар: 'Nava' означает «новый», 'purna' означает «снова». Создание чего-то нового, снова, это и есть Пурнанава, зарождение новой жизни, привнесение новизны.
В: Могли бы Вы рассказать о йогамайе?
Шри Шри Рави Шанкар: Йогамайя – это интуиция, отягощенная заблуждением. Рассматривая изнутри - по мере продвижения по пути йоги, чем больше медитаций вы делаете, тем больше различных видений к вам приходит, и эти видения правдивы на 90%. Потом вы начинаете верить в свои видения, а затем они все оказываются неверными – это называется йогамайя. Поэтому вам не следует слишком сильно привязываться к тем видениям, которые к вам приходят, к сверхспособностям. В этих сверхспособностях могут присутствовать некоторые заблуждения, которые смешиваются между собой и всплывают на поверхность – это и называется йогамайя. Вы являетесь йогом, неожиданно к вам приходят сиддхи (сверхспособности), и вы бежите галопом использовать эту силу или сиддхи. И потом неожиданно вы пойдете ко дну, все исчезнет, и это снова будет йогамайя. Знаете, иллюзия и эго, которые возникают с практикой йоги, приводят йога к падению. Таким образом, это то, что называется йогамайя.
В: Гуруджи, каково отношение между свободой воли и состоянием «делателя»?
Шри Шри Рави Шанкар: Состояние «делателя» и свободная воля связаны между собой. Состояние «делателя» - это когда «Я» очень сильное. «Я хочу это сделать» или «Я делаю это». Очень сильное эго. Итак, когда вы заявляете это, ваша свободная воля привяжет вас к достижениям, которых вы добились, и затем вы обнаружите, что ваша воля тоже привязана. Я бы не назвал это свободой воли, это воля, привязанная к слишком сильному состоянию «делателя». Это могло бы принести плоды, но с применением значительных усилий, и в конце это не даст вам так уж много счастья. Вы достигли чего-то, но находите, что оно не стоило тех усилий, которые вы приложили для достижения этого. Но свободная воля без состояния «делателя» - это не свободная воля, это Божественная воля.
В: Дорогой Гуруджи, как мне узнать, какова моя дхарма? И важно ли вообще знать, что это?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, ваша дхарма – это ваша природа. Это будет для вас очень легко, и что-то внутри будет заставлять вас следовать этому. Понимаете?!
В: Гуруджи, по пальмовым листьям, Nadi Vidya (нади видья), мудрецы предсказали наши жизни в таких подробностях! Есть ли у меня на самом деле какая-нибудь роль моей жизни, в то время как все и так уже кажется настолько предопределенным? Каким образом путь садханы что-то меняет?
Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, жизнь - это смесь принятия того, что есть, и желания достичь того, что вы бы хотели иметь. Это смесь и того и другого. В вашем уме вы сохраняете намерение, и таким образом вы продвигаетесь вперед. Смотрите, у вас было намерение сюда придти, и вы пришли. Но если вы смотрите в прошлое, то говорите, что все предопределено, и это все – судьба. Поэтому я дам простую формулу, просто послушайте. Рассматривайте прошлое как судьбу, тогда вы не будете сожалеть о прошлом. И рассматривайте будущее как свободную волю, чтобы вы не откладывали дела в долгий ящик, не становились вялыми и не говорили бы: «Все случится по воле Бога». Тогда вы не станете апатичными и бездеятельными оттого, что считаете будущее своей судьбой. Вам не следует говорить: «Пусть судьба сама решит!», нет! Будущее – это свободная воля, прошлое – это судьба, а жить надо в настоящем. Это мудрый способ прожить эту жизнь. Не очень мудро было бы рассматривать прошлое как свободную волю и продолжать сожалеть о прошедшем: «О, мне не следовало этого делать». Даже после того, как вы получаете диплом доктора, вы говорите: «О, мне следовало стать инженером, я совершил огромную ошибку». Таким образом, когда вы думаете, что прошлое – это свободная воля, вы продолжаете себя обвинять и сожалеть о прошлом. И еще вы думаете, что будущее полностью предопределено, что это судьба, и хотите все оставить на волю судьбы, а сами совершенно ничего не делаете, чтобы что-то изменить. И от этого вы будете несчастными в настоящем моменте. Это неблагоразумный способ проживания этой жизни, понятно?
В: Дорогой Гуруджи, я понял из Вашего знания, что мы имеем не одно, а несколько тел. Пожалуйста, не могли бы Вы рассказать о тонких и причинных (казуальных) телах? Я слышал о них, но не знаю, что они из себя представляют.
Шри Шри Рави Шанкар: Да, физическое тело активно в состоянии ходьбы. В состоянии сна физическое тело отдыхает, активно тонкое тело; именно поэтому к вам приходят сновидения. В состоянии глубокого сна оба этих тела спят, но причинное тело все еще бодрствует, осознает. Причинное тело очищается в состоянии глубокой медитации. А в состоянии просветления причинное тело абсолютно свободно.
Таким образом, когда человек умирает, что происходит? Физическое тело отделяется, а тонкое тело остается со всеми своими впечатлениями. И тонкое тело, и причинное тело улетают как воздушный шарик, они остаются и подыскивают подходящую возможность, подходящую женщину, чтобы попасть в ее чрево. Итак, душа видит, что пара образует союз, и в этот момент она приходит к ним, если это нужный тип родителей. Это зависит от уровня энергии и гармонии в паре, от уровня энергии души. Иногда душа соединяет двух людей вместе. Душа выбирает: «Я хочу, чтобы эта женщина и этот мужчина были моими мамой и папой». Тогда она соединяет этих людей, между ними возникнет жуткое притяжение, притяжение, которому невозможно сопротивляться. А когда ребенок родился, вы обнаружите, что внезапно притяжение между этими двумя людьми полностью ушло, совершенно исчезло. Такое происходит, и после рождения первого ребенка многие разводятся. Кто из вас был свидетелем этого? Происходит так, что появляется острое чувство разобщения, и тогда вы должны знать, что именно душа заставила это случиться. Это так удивительно; все эти вещи очень интересные. С одной стороны, это удивительно, с другой стороны, если вы не находитесь в настоящем моменте, вы сойдете с ума, видя, во скольких тонких мирах мы живем одновременно. Это так интересно, как много всего происходит одновременно во вселенной!
Итак, вы пришли в физическое тело, чтобы очистить тонкое тело. Не существует способа очистить тонкое тело, зависшее в пространстве. Таким образом, вы пришли в человеческое тело, чтобы избавиться от всех этих впечатлений. Как только вы избавляетесь от тонких впечатлений в тонком теле, то причинное тело с помощью божественной милости тоже становится свободным – это и называется Нирвана. Нет больше страстных желаний или отвращений, ничего нет, вы полностью полые и пустые. Ничего не хочешь и полностью удовлетворен. Когда вы чувствуете: «Я исполнен, я всего достиг, смерть может придти хоть сейчас, я приму ее» - если вы это говорите, а лучше, если вы это чувствуете, тогда эта исполненность и есть Нирвана.
Это затрагивает и причинное тело; причинное тело получает освобождение не через ваши усилия, а просто через Божественную волю и Божественную милость. Вселенная решает, должно ли причинное тело остаться или оно должно быть убрано, должно раствориться. Это удивительно: вы можете работать на физическом уровне, и вы можете работать на тонком уровне – все это вы можете делать. И затем вам остается только ждать. Но это тоже очень большая работа, и само по себе уже неплохо.
В: Гуруджи, когда мы умираем, тело и дыхание прекращают существование, а наш ум, память, душа все еще остаются с впечатлениями. Остаются ли с нами также интеллект и эго? Тогда можем ли мы использовать наш интеллект, чтобы успокоить свой ум?
Шри Шри Рави Шанкар: Впечатления интеллекта и страстные желания и отвращения ума сопровождают тонкое тело. Таким образом, когда вы умираете, что происходит? Какое-то время душа пребывает в замешательстве, она ничего не знает. Она только что вышла из тела, но она не знает, что же делать. Она не хочет возвращаться в тело, потому что тело кажется серым веществом, очень темным и совершенно невыносимым. Итак, она не хочет в него возвращаться, она чувствует себя очень плохо и в большинстве случаев испытывает отвращение к своему собственному телу. Но иногда она в него входит.
Итак, душа вне тела и очень спокойна, душа пребывает в полнейшем спокойствии. Она видит людей, которые плачут, причитают. Она пытается им сказать: «Эй, со мной все в порядке, не волнуйтесь!», но они не могут общаться между собой. Существует традиция держать зажженную свечу у смертного одра. Это же есть также и в христианской традиции, не правда ли? Это также присутствует и в индуисткой традиции. Почему у изголовья держат зажженным свет? Чтобы, когда душа внезапно посмотрит на свет, она знала, что это свет. Пусть это будет напоминанием для нее, что это свет, если у нее все еще остались какие-то страстные желания. Просто как напоминание душе, что природа души или духа – это свет, около тела держат зажженным свет или свечу. Это делается не для нас, а для души, потому что душа все еще может видеть и обонять. Она потеряла чувство осязания, но обоняние и зрение все еще присутствуют; осязание, зрение и слух – эти три чувства будут присутствовать. И существует такая древняя традиция – перед самой кремацией сын или дочь, но обычно сын, кладет голову усопшего на свои колени и шепчет в его ухо: «Ты – свет, ты – душа, ты – не это тело. Отбрось все свои привязанности к этому телу». И потом тело омывают и предают кремации. Эти слова произносятся на Санскрите, и люди просто повторяют на Санскрите, не понимая их значения, потому что священнослужитель сказал им произнести их. Прошептать ушедшему в ухо: «Пять элементов вернутся к пяти элементам. Ты не только эти пять элементов, ты – свет, ты – душа, ты – дух, ты свободен и сейчас ты уходишь в лучший мир». Это то, что вы говорите на ухо мертвому в том случае, если душа все еще пребывает поблизости – а так обычно и происходит. Она слоняется рядом, потому что не знает, что делать. Итак, душе требуется почти десять дней на то, чтобы привыкнуть к другому плану, на который она попала. А как только она попадает на тот план, где пребывают предки, то один день там равнозначен нашему одному году. Наш год – это просто один день и одна ночь для них в их измерении.
Итак, там существует три уровня, или локи: один – это Васулока, второй – Рудра, а затем идет Адитья. Существует три локи, и души остаются там на какое-то время. И существует три разные Дева (Бога), которые принимают души в этих местах. Того, кто вел благочестивую жизнь, они забирают прямо на эти локи.
И есть еще три ангела – Пурурава, Ардрахва и Вишвадева. Три разных Дева приходят и забирают душу на соответствующий уровень. Это интересно! Таким образом, во время проводимой ежегодной церемонии, в тот день, когда вы поминаете своих предков, в первую очередь вы приглашаете этих ангелов, чтобы они их привели, потому что вы хотите почтить своих предков. Эти ангелы являются стражами. Итак, вы им говорите: «Вишвадева, приведи моего отца, мою мать или моего дедушку или бабушки для этой церемонии. Приведи их, потому что я хотел бы почтить их память». В древности люди все это знали очень хорошо, они имели доступ к этим сферам. Даже сегодня люди это делают, они проводят эти церемонии и проводят все эти ритуалы.
В: Дорогой Гуруджи, переносится ли преданность к человеку, к Гуру в следующую жизнь? И имеют ли просветленные души также преданность к своему Гуру? Если нет, тогда я не хочу просветления.
Шри Шри Рави Шанкар: Да, преданность – это ваша природа, она вас не покинет. Преданность – это пребывание в своей собственной природе. Это подобно тому, как сладость не может покинуть сахар, прохлада не может покинуть лед, воду не покидает природа течь, не так ли? Вы не можете назвать это водой, если она не течет. Точно так же и преданность присутствует в вашей природе, не волнуйтесь на этот счет, хорошо?
В: Как нам узнать, следует ли нам жениться и заводить семью или проживать жизнь свободным человеком, занимаясь служением?
Шри Шри Рави Шанкар: Это зависит от вашего типа, чем вы хотите заниматься. Выберите сами, выбор ваш, благословление – мое. И тот и другой путь содержит в себе трудности. Быть одиноким – это трудно, а быть женатым – это еще большая трудность, так я слышал. Но одно я вам хочу сказать: останетесь ли вы одиноким или женитесь, мне все равно, но что мне на самом деле не все равно – это чтобы в любом случае были счастливыми. Если вы женаты – будьте счастливы, если вы одиноки – будьте счастливы. Не думайте, что только через женитьбу вы станете счастливыми – это глубокое заблуждение, и если, поженившись, вы думаете, что, если бы вы были одинокими, то были бы счастливыми – то это еще одна серьезная ошибка. Понятно? Поэтому просто будьте счастливы, чем бы вы ни занимались, ладно? Если хотите быть одинокими – замечательно, будьте одинокими, очень хорошо. Но иногда, если вы чувствуете, что быть одиноким - этого с вас уже достаточно и хотите жениться, то я даю вам свое благословение.
Мы сделаем кое-какие приготовления здесь в Ашраме, чтобы любой желающий вступить в брак мог приехать сюда. У нас есть прекрасный зал, есть очень хорошая столовая, у нас есть все. У нас будет постоянный священнослужитель, который сможет объяснить вам церемонию. Здесь есть люди, которые хотят стать священнослужителями, мы их обучим. Приезжайте в Индию на два или три месяца, и мы также обучим вас ведическому порядку заключения брака, объясним значение и все остальное. Мы сделаем это и обучим кого-нибудь проводить хорошие свадьбы. Древний способ вступления в брак очень хорош, давание обетов – это очень красиво. При вашем вступлении в брак свидетелем является не человек, свидетелями выступают пять элементов. Вы наливаете воду в сосуд - и вода, огонь, пространство, солнце и луна являются свидетелями вашего бракосочетания. Таким образом, это не просто бракосочетание двух людей, двух личностей, но это также соединение со Вселенной. Двое женятся с чувством своей соединенности со всей вселенной. Это очень приятно, очень красиво. Конечно, вы также можете заключать и другие виды бракосочетаний. Мы все это можем сделать. Что вы думаете? Хорошая идея! Хлопают только одинокие люди (смех). Сейчас идея – это просто идея, вы можете рассказать об этом другим, своим друзьям. Мы организуем здесь еще что-нибудь подобное, какую-нибудь красивую церемонию празднования Дня рождения и т.д., и люди смогут участвовать в этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий