26 сентября 2011 г.
Бог невидим и не затронут никакой кармой. Хотя он живет в каждом человеке, в каждом воплощенном живом существе, в сердце каждого, он не подвержен воздействию кармы. Как это возможно? Это так же, как с пространством: в нем собираются тучи и дым, затем они рассеиваются, но они не могут повлиять на само пространство. Оно остается незатронутым, чистым. Подобно этому божественность внутри нас всегда остается чистой, незапятнанной, незатронутой никакими нашими действиями или бездействием.
В жизни существует четыре ашрама. В каждом из них вы должны заниматься определенными делами. Первый ашрам означает первую фазу жизни, когда вы получаете образование, будучи студентом, учеником. Вторая фаза жизни – это жизнь в роли главы семьи или хранительницы очага, в которой у вас есть заботы и ответственность. Вы как надо ведете дела и поднимаете свою семью, помогаете другим. Третья фаза в жизни - это время делиться опытом, который вы приобрели, делиться им с другими. Как вы знаете, это делается через участие в общественной деятельности. Перестаньте думать только о себе, о своих детях, вместо этого заботьтесь обо всех людях, беседуйте с ними, думайте о каждом. И потом наступает четвертая фаза жизни – саньяса (отстранение от всего, уединенная жизнь). Четвертая фаза жизни наступает, когда вы уже достаточно стары. В это время вы просто благословляете и просто наслаждаетесь блаженством; вы всегда пребываете в состоянии удовлетворенности жизнью. Саньяса означает быть абсолютно центрированным; «ньяса» означает быть центрированным, а «саньяса» означает правильную центрированность, когда вы говорите: «Я ничего не хочу для себя, и я здесь для всех». Итак, это четыре стадии жизни.
В: Гуруджи, расскажите, пожалуйста, о значении девяти ночей Наваратри. Что можно сделать, чтобы получить более ценный духовный опыт во время Наваратри?
Шри Шри Рави Шанкар: Слово «ратри» означает то, что дает вам глубокий отдых. Глубокий отдых и освобождение от трех тапасов. Три тапаса означают три типа огня, три беспокойства – физическое, тонкое и казуальное, или причинное. Вот эти три типа беспокойства: aadi bhautik - мирское беспокойство; аadi daivi - божественное беспокойство; и затем беспокойство души. Все эти три типа беспокойства растворяются с помощью глубокого отдыха. Поэтому Наваратри – это время молитвы и обновления.
Вы знаете, ребенок рождается после девяти месяцев вынашивания. Девять месяцев требуется на то, чтобы ребенок сформировался и родился. Так и за эти девять дней человек как бы снова выходит из чрева матери, заново рождаясь.
Первые три дня посвящены гуне тамаса, инертности. Следующие три дня – гуне раджаса, и последние три дня – гуне саттвы. Мы одерживаем победу над всеми тремя гунами, которые владеют нами - гунами саттвы, раджаса, тамаса, приходим в центрированное состояние и празднуем жизнь. Последний день Наваратри называется Днем Победы, Виджая Дашами.
Итак, все эти девять дней, вернее, десять дней, мы, по сути, медитируем, что является самым лучшим способом празднования. Люди обычно постятся и молятся, а под конец устраивают пир. Пост всегда сопровождается пиром. Я бы не рекомендовал вам всем поститься совсем без пищи. Вы можете ограничить себя в каких-то продуктах или есть меньше. Например, ваш обычный прием пищи вы можете сократить наполовину или до четверти - примерно так. И не надо весь день что-нибудь жевать. Обычно люди имеют привычку то и дело закидывать в себя что-нибудь тут и там в течение всего дня. Не делайте этого; и не потворствуйте другим органам чувств в получении чувственных удовольствий. Дайте глубокий отдых всем пяти органам чувств. Никаких прикосновений, никаких фильмов, не увлекайтесь духами и так далее. Не слушайте музыку постоянно на этом, как его… Ай-поде. Как только мы просыпаемся, мы включаем радио или ай-под и надеваем наушники. Даже бегая трусцой, мы слушаем что-нибудь. Таким образом, ум постоянно бомбардируется звуками, музыкой. Наваратри - это дни, когда вы не загружаете свою нервную систему обилием музыки. Здесь иногда будут звучать песнопения, мантры. Последние пару дней, когда будут проводиться ягьи, вы, само собой, можете просто сидеть и наслаждаться песнопениями. Окунитесь в них. Это называется «мантра-шана», что означает «купание в мантрах». Мантры звучат, а вы просто сидите в медитации и купаетесь в этих вибрациях; это полезно. Каждый день в течение небольшого промежутка времени – час или около того – будут пропеваться мантры. И другая полезная рекомендация – не слушайте слишком много музыки, не смотрите телевизор слишком много, воздерживайтесь от переедания и другой деятельности, стимулирующей нервную систему. Наваратри - это время для успокоения чувств. Да, и в последний день, конечно, вы будете праздновать. Вы получили эмоциональный заряд, духовный заряд и интеллектуальный подъем. Это время как раз для того, чтобы это получить.
В: Гуруджи, что делать ищущему, когда он не видит смысла в садхане или севе?
Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы чувствуете на каком-то этапе, что нет смысла в выполнении севы, ум совершенно не заинтересован в выполнении практик и в жизни появилось чувство пресности, сухости – именно тогда вы молитесь: «Пожалуйста, вытащи меня из этой пресности». Вы молитесь Божественному: «Пожалуйста, я хочу, чтобы моя жизнь была интересной, а не такой сухой, депрессивной и скучной. Я сдаюсь; я отдаю тебе все свое существование». Этот внутренний крик, отчаянная мольба Божественному приносит перемены к лучшему. Каждый хочет, чтобы в его жизни было что-то прекрасное, интересное. Просто представьте, как вы ведете себя, когда у вас есть любимый человек. В вас столько энтузиазма, столько влюбленности. Эта любовь – вот что теряется, когда вы чувствуете пресность и абсолютное отсутствие интереса; когда жизнь неинтересна. В это время имейте веру и мужественно продолжайте двигаться вперед. Это лишь временный период. Обычно вы зовете его «темной ночью души». Иногда душа проходит через неспокойное время. Хотя не обязательно все это проходят. В этот период продолжайте делать то, что делаете.
В: Гуруджи, пожалуйста, объясните значение церемонии Ганеш Висарджан (опускание изображения Ганеши в реку или океан).
Шри Шри Рави Шанкар: Смотрите, божественность присутствует повсюду, в каждой частице мироздания. Но иногда преданный хочет поиграть с Божественным. Поэтому из глины он лепит форму. Ганеша не имеет формы, но нам хотелось бы поиграть с ним, воплощенным в какой-нибудь форме. Поэтому мы делаем форму и призываем его словами: «Ганапати, несмотря на то, что ты повсюду, мне бы хотелось выразить тебе благодарность, предложив сладости, предложив все, что ты предлагаешь мне – цветы, фрукты. Ты вращаешь солнце и луну вокруг меня, а я вожу вокруг тебя рукой с небольшим кусочком камфары. Итак, все, что ты дал мне, я возвращаю и предлагаю тебе». С этим глубоким чувством совершается пуджа. Эта церемония проводится в знак выражения благодарности Ганапати (Ганеше). И в конце говорится: «Ты пришел из моего сердца и вернешься в мое сердце». Вот так, произнося это, вы опускаете изображение Ганапати в океан или просто в воду - природе, откуда вы этот идол взяли. Висарджан проделывается, чтобы вы поняли, что Ганапати не просто идол. Он вышел из вашего сердца и воплотился в этот идол. Эта энергия появилась в нем, и затем она возвращается к вам после исполнения ваших желаний. Отдавая ваши желания Ганапати, вы говорите: «Ганапати, ты опять в моем сердце». И после этого вы опускаете это изображение в воду.
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Во время выполнения севы возникают препятствия; воспринимайте каждое препятствие как средство приобрести какие-то навыки, умения. Каждое препятствие – это путь к пробуждению ваших способностей. А также это демонстрирует, насколько вы ответственны. Если вы продолжаете делать севу назло всем препятствиям, люди будут говорить: «Ого!»
В: Гуруджи, в большинстве случаев я легко поддаюсь влиянию, и мне трудно придерживаться любого решения, которое я принял. Я осознаю эту свою слабость. Будьте добры, направьте меня - как мне преодолеть это?
Шри Шри Рави Шанкар: Сначала уберите со своего лба ярлык «Я неустойчив в своих решениях, я поддаюсь влиянию». Кто это сказал? Если вы чрезмерно амбициозный человек, тогда вы становитесь неустойчивым в своих решениях. Просто расслабьтесь! Все, что ваше, к вам придет. Когда вы чрезмерно амбициозны и хотите осуществить сто дел, это делает вас нервными.
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Почему вы задаете этот вопрос? Да, это то же самое. Это мы наделяем слова значением. Сатгуру – это тот, кто ведет нас к истине. Вы можете иметь гуру, учителя в игре на вине (индийский музыкальный инструмент) или скрипке. И можете также иметь гуру в футболе. Тот, кто обучает вас карате, тоже может называться гуру. Как вы будете называть того, кто учит вас музыке? Гуру, учитель. Таким образом, у вас есть много гуру. Тот, кто посвящает вас в духовное знание, это Сатгуру.
«Гуру», «Гуруджи», «Сатгуру», как бы вы ни говорили… Чувство, стоящее за этим словом – вот что важно. Я пойду дальше, сказав: «Пусть любовь будет просто любовью, не давайте ей имени». Отношения имеют ограничения, но что такое отношения с самим собой? Отношения с душой – это понятие абсолютное. Если вы чувствуете именно так, пусть это таким и остается; разве это не хорошая идея? Есть такая песня… Что это за песня? (люди поют) Да, «Не обвиняйте любовь в том, что она стала отношениями. Пусть любовь будет просто любовью, не давайте ей имени». Тем не менее, в нашей стране, в наших писаниях говорится, что любовь матери в десять раз сильнее отцовской, а любовь гуру в сто раз сильнее материнской. Существуют все эти сравнения, но я бы сказал: смотрите за пределы всего этого. Если в сердце возникло какое-то чувство, мелькнула искра, пусть это таким и остается, зачем давать этому название?
В: Гуруджи, есть ли у просветленных мастеров какие-то тайные связи с физикой? Вы изучали квантовую физику и Шри Брамананд Сарасвати тоже получил образование физика в Университете Аллахабада (город в индийском штате Уттар Прадеш). Есть ли связь между изучением физики и возможностью получить просветление?
Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, вы студент-физик? Если так, это здорово! Если нет, не сожалейте! Студенты института искусств тоже могут получить просветление, нет проблем! Да, Господь Кришна тоже говорит, что сначала надо получить знание об элементах. Это означает, что мы никогда не считали, что естественные науки и духовные знания отделены друг от друга. Одно перетекает в другое.
Каково это знание об элементах? Сколько элементов существует? Существует пять элементов: земля, вода, воздух, огонь, эфир. Затем идут ум, интеллект, эго... Все это считается изначальными элементами. По мере получения более глубоких знаний об элементах вы приходите к знанию о душе. Это очень полезное знание. Только сейчас люди начали говорить о квантовой физике. Тот факт, что вся вселенная состоит из одного и того же первоэлемента, упоминался в Индии давным-давно Ади Шанкаром, а также в Ведах еще до него. Если вы читали Йога Васиштху - это как будто вы читаете физику. Получается, современная наука полностью соотносится с древним знанием.
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Отдайте сюда. Вы пришли и отдаёте это мне. Почему вы хотите уметь управляться с этим? Мы управимся с этим, позаботившись о вас. Но если вы хотите, мы вернем это вам... Вы просто оставляете проблемы здесь, сбрасываете их здесь. В конце концов, зачем существует ашрам, зачем существует гуру? Так что вы можете избавиться от всей вашей боли, страданий и беспокойств, вы можете оставить все это в прошлом, разве не так?
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Но я не хочу, чтобы вы жили как птица. Я хочу, чтобы вы были как лев. Это нормально, что вы прилетели сюда как птица, но уезжайте отсюда львом. В этом мире нужно сделать очень много дел.
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Что? Вы застряли в прошлом? Где вы застряли? Тогда я отвечу вам в будущем. Ждите, когда оно наступит. Если вы хотите избавиться от прошлого, смотрите в будущее. Я скажу вам, что отвечу через четыре месяца. Итак, ждите четыре месяца. Понимаете? Застряньте теперь в будущем на какое-то время.
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Сердцебиение усиливается перед экзаменами? Это ничего. Сделайте несколько вдохов уджай и отпустите, скажите «Джей Гуру Дев!» Все будет хорошо. Это правда или нет? Сколькие из вас получают все, что захотят? Желания сбываются? Очень хорошо!
В: (Вопрос не расслышан)
Шри Шри Рави Шанкар: Вам понравилось видеть гуру во сне? Очень понравилось!.. Хорошо! Видите ли, мне проще обнимать во сне, поэтому я обнимаю всех во сне! Вы счастливы? Такие перемены произошли с вами с тех пор, от столького вы избавились… Все ненужное стёрто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий