среда, 13 июля 2011 г.

Коррупция начинается там, где заканчивается чувство принадлежности

28 мая 2011, Бангалорский Ашрам

В: Что должно быть основным стремлением нашей жизни?
Шри Шри Рави Шанкар: Бесполезно, если кто-то будет говорить вам, каким именно должно быть основное стремление  вашей жизни. В данный момент то, что вам нужно - это и есть ваше стремление. Когда вы смотрите на жизнь из более широкой перспективы, тогда вы сами узнаете, чего вы хотите. Естественно, вы должны быть сострадательными, внимательными к своему окружению, работать на благо страны и продолжать эту работу - и тогда не будет иметь значения, каково это главное стремление. В чем суть жизни, вы узнаете естественным образом.

В
: Как узнать, прогрессирую ли я на духовном пути?
Шри Шри Рави Шанкар:  Посмотрите, спокойнее ли вы стали? Динамичны ли вы? Свободны ли вы от пороков, вредных привычек, чувствуете ли вы принадлежность к каждому вокруг вас? Это лишь несколько показателей, не нужно ограничиваться только ими.

В: Дорогой Гуруджи, Вы часто говорите: «Отдайте мне все ваши проблемы». Но иногда меня беспокоит вот что: я освобождаюсь от всех своих переживаний, но не причиняют ли они беспокойства Вам? 
Шри Шри Рави Шанкар: Нет, не волнуйтесь. По крайней мере, хоть это количество беспокойств ушло, потому что когда вы беспокоитесь, то даже я беспокоюсь. Поэтому будьте счастливы. 

В
: Гуруджи, в Пуранах говорится, что жена хочет иметь одного и того же мужа семь жизней подряд. Это правда?
Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, я некомпетентен, чтобы отвечать на этот вопрос. Вы можете спросить окружающих и выяснить это. Некоторые ответят «да», некоторые «нет» - проведите опрос и проверьте на опыте.

Как-то раз в Америке одна леди рассказала, что она уже 40 лет замужем за одним и тем же человеком. Присутствующие были поражены, как она живет с одним и тем же мужчиной 40 лет. Тогда она сказала: «Если вы не знаете, как грести на лодке, то даже если вы смените лодку, вы все равно не узнаете, как грести на ней». Я сказал, что это история каждой семьи в Индии, эта традиция есть в деревнях. Если вы не знаете, как грести на лодке, нет толку в ее замене.
Вот почему, какими бы ни были люди вокруг нас,  мы должны устанавливать хорошие отношения с ними; нам следует прилагать усилия и всеми возможными средствами поощрять хорошие качества в других.  Просто критиковать кого-либо бесполезно. Вместо этого вы должны стать мостом. Если вы собираетесь просто сидеть и критиковать, это только создаст дистанцию. Вы должны понять людей - из чего они исходят и почему поступают неправильно. И тогда вы сможете объяснить им это доброжелательно, расположить их к себе своей любовью. Это занимает длительное время. Очень легко критиковать кого-то и отдалить их от себя, это может быть сделано за минуты, а быть с людьми день и ночь, объяснять им и менять их очень сложно и важно. Но это то, что должно быть сделано.
 

В: Гуруджи, во время пуджи, когда мы видим праздничное убранство на фигурах божеств, это выглядит очень красиво. Но когда мы закрываем глаза и медитируем, это тоже очень красиво. Так что нам следует делать – смотреть или медитировать?  
Шри Шри Рави Шанкар: Погружайтесь глубже в медитацию – это лучшая пуджа. Что
такое пуджа? 'Yena kena prakarena yasya kasyapi dehinad, santosham janayetpragyah tadeveshvarapujanam.' Какой способ поклонения лучший? Так или иначе, лучший способ поклонения - это приносить счастье и покой в сердца людей. Несите счастье всем. 'Yena kena prakarena', - говорилось в те дни. Сейчас это не может быть сделано. Настоящее счастье может быть достигнуто только через медитацию.

В: Гуруджи, война против коррупции в стране уже началась
. В этой войне Вы Рама, Шри Рамдев джи – это Лакшман, а Анна Хазаре джи – Хануман. Но Раму пока не видно на поле боя?
Шри Шри Рави Шанкар: Вы забыли упомянуть Арвинда Кеджривала (известный борец с коррупцией)!
Я внутри каждого и я с каждым. Арвинд - это общее звено между теми, кто идет по этому пути против коррупции.
Видите ли, коррупция присутствует во многих слоях общества. Первый уровень коррупции – в умах простого народа, и это нужно устранять. Мы даем взятки даже богам и богиням. Мы говорим Богу: «Если ты сделаешь это для меня, я предложу тебе то-то, я предложу кокос, я поднимусь по лестнице Вайшнав Деви (храм в штате Джамму и Кашмир, путь в который лежит как по ровной поверхности, так и по ступеням лестницы). Люди просят маннат, или исполнения желаний - это также один из видов коррупции. Но если иногда человек просто хочет что-то отдать Богу, это нормально. Не говорите: «Я отдам это, если вот это для меня будет сделано». Что бы вы ни хотели отдать Богу – отдайте, и это будет хорошо, но связывать это с исполнением чего-то для вас или с вашими нуждами неправильно. Такая тенденция широко распространена во всех религиях, не только в индуизме. Это есть у исповедующих и христианство, и ислам, и буддизм. Эта модель в уме – что «только когда вот это будет сделано для меня, я сделаю это» – неправильна. Такого не должно быть.

Поэтому если народ поднимется против коррупции, отказавшись от дачи взяток, тогда как кто-то сможет их брать? Итак, сначала нам нужно определить тех людей, которые дают взятки, и просить их не делать этого. Нам нужно поднять волну духовности. Это произойдет, когда у нас будет больше внутренней силы и когда люди откажутся давать взятки. Когда вернетесь домой, каждому из вас нужно будет убедить по меньшей мере 100 человек дать зарок не давать никому никаких взяток. Если вы покажете кое-кому некую сумму денег, он вспомнит свою жену и детей и подумает: «Возьму-ка я это, пожалуй». Поэтому важно остановить людей, дающих взятки.
Во-вторых, идет дача взяток на официальном уровне. Существует уже много добровольцев, которые используют такую практику: они идут и приклеивают на рабочий стол чиновника стикер с надписью «Мы не берем никаких взяток».  Это движение началось здесь, но есть много штатов, где это еще не делается. Например, штат Махараштра. Мы, добровольцы, должны отправиться туда,  где это еще не делается, и начать наклеивать на столы должностных лиц стикеры «Мы не берем никаких взяток». Если вы пойдете и будете наклеивать такие стикеры на столы чиновников, ни один из них не сможет вам воспротивиться. Наклеивайте на столы, кресла или двери - куда угодно - стикеры, что здесь не берут взяток, и люди не будут давать их после прочтения такой надписи.
Хорошо
. Третий уровень коррупции - на правительственном уровне.  Довольно существенная работа здесь ведется Lokpal Bill (национальная программа против коррупции и произвола бюрократии, имеющая аналоги в других странах) и Арвиндом джи, Анной джи, Свамиджи, Кираном Беди – каждый из них работает день и ночь над этой проблемой.  Поэтому Локпал, когда его примут, произведет перемены. Но эта программа не сможет работать одна, сама по себе; нужно осведомить общество о ней и о том, какое наказание закон предусматривает для тех, кто занимается коррупцией. В данный момент это уже делается.

Итак, подобную работу нужно проводить на всех уровнях общества и, что самое важное, нужно менять мировоззрение людей. И это произойдет только с помощью духовности, потому что коррупция начинается там, где заканчивается чувство принадлежности. Никто никогда не попросит взятку у члена своей семьи или у кого-то «своего».  В каждого нам нужно вселить веру, что всё, что вам принадлежит, будет у вас. Работайте усердно, будьте самодостаточными и уверенно стойте на ногах.  Всё, что ваше – вы заработаете. Таким вот образом в людях нужно пробудить осознание этого и внутреннюю силу. Вместе с этим нам нужно произвести большую перемену в стране.

Теперь посмотрите, в Тамил Наду (индийский штат) был очень высокий уровень коррупции. Перед выборами людям давали деньги и заставляли поклясться своими детьми отдать свой голос определенному кандидату; и люди так и делали. Я организовал добровольцев идти в каждый район и говорить людям брать деньги, но не отдавать свой голос тому кандидату, потому что он возвращает людям их же собственные деньги. Люди настолько бедные, что будут брать эти деньги. Но я сказал им не отдавать взамен свой голос и не беспокоиться об этом «грехе», просто отдать его мне - я возьму на себя все эти «грехи», нет проблем. И мы добились в Тамил Наду успеха. Нам повезло, что председатель избирательной комиссии был полностью на нашей стороне и мы заручились его согласием и поддержкой. Но мы все, каждый из нас, должны работать. Мы должны идти в каждую деревню и доносить информацию о том, что мы против коррупции; нам нужно произвести большую трансформацию в образе мыслей и в сознании общества.  

Каждый человек должен чувствовать, что нужно действовать вместе, подключать всех. Существует так много типов людей, разных верований, сообществ – нам нужно принимать всё и двигаться всем вместе.  Мы
не должны говорить: «Только мой путь правильный», нет. Красота Индии в том, что, не смотря на то, что в ней так много сообществ, религий и верований, мы уважаем их все и в этом согласии все вместе движемся вперед.  

© Фонд «Искусство Жизни»

 

Комментариев нет: