вторник, 17 января 2012 г.

Йога и медитация – это способ избежать страданий


 27 декабря 2011 г.


В: Гуруджи, каждый раз, когда я собираюсь задать Вам вопрос, автоматически приходит ответ. На самом деле так происходит, или это просто мое воображение?

Шри Шри Рави Шанкар: Если ответ правильный, то так и есть, и это помогает мне выполнить большýю часть работы.

 

В: Дорогой Гуруджи, как я могу контролировать порывы, вызванные эго, когда они такие внезапные и часто ведут к сожалению?

Шри Шри Рави Шанкар: С помощью внутренних ощущений. Когда вы отбрасываете свое эго? Когда оно становится болезненным. Когда вам уже достаточно боли, тогда вы говорите: «Невозможно больше терпеть, хватит!» И тогда вы просто отбрасываете это.

Вы преодолеваете ощущение ничтожности либо через мудрость, либо через боль. Если у вас есть мудрость и широкое видение, тогда нет нужды проходить через боль. Но если мудрости недостает, тогда обо всем позаботятся боль и страдания, они вытащат вас из этого.  

 

В: Дорогой Гуруджи, я знаю, что мои родители меня любят, но они не очень склонны проявлять свою любовь. Они не выражают свои эмоции и чувства так, как мне хотелось бы. Как я могу ощутить их чувства и не беспокоиться по поводу их действий?

Шри Шри Рави Шанкар: Не придавайте этому слишком большую важность. Двигайтесь дальше!

В жизни бывают подобные случаи, происходят определенные события. Приходит негатив, приходит радость – ну и что! Ни то, ни другое не останется навечно, все это приходит на минуту и уходит. Как я говорю, йога и мудрость – это способ избежать страданий, избежать страха и неприятностей. Когда этого не хватает, тогда вы видите страдания. Именно поэтому христианство говорит, что страдания необходимы, потому что через страдания вы достигаете цели. Когда вы страдаете, тогда вы понимаете и усваиваете урок.

На Востоке говорят, что в страданиях нет необходимости, их можно избежать. Жизньэто блаженство! Знаете, почему? Потому что мудрость, йога и медитация – это способы избежать страданий, которые еще не пришли. Итак, если вы знакомы с йогой и медитацией, то неотвратимых страданий не существует.

 

В: Патанджали (мудрец, обобщивший все знания о йоге, собрав их в едином трактате «Йога Сутра Патанджали») упоминает, что возможно получить прану без использования дыхания. Какой процесс или процессы необходимы для этого? Существуют ли какие-нибудь дополнительные источники информации или ссылки на эту тему?

Шри Шри Рави Шанкар: Прана уже есть. Прана и дыхание связаны, но это не одно и то же. В теле существует пять основных видов праны и пять второстепенных. Мы рассмотрим это в деталях как-нибудь в другой раз.

Они связаны с дыханием, они связаны с атмосферой и они также связаны с вибрациями. Именно поэтому мы говорим, что эта пища имеет положительную прану, эта пища – отрицательную прану, а вот эта пища – нейтральную.

Прана – это энергия. К сожалению, в английском языке не существует перевода слова «прана». Прана связана с энергией и связана с пространством, в котором вы находитесь. Она также связана с едой, с дыханием, с вибрациями и энергией в теле. Поэтому прана – это не просто дыхание.

 

В: Дорогой Гуруджи, не могли бы Вы побольше рассказать о риши (мудрецах), о которых Вы упоминали в последние два дня? Кто они и что у них была за жизнь? Актуальны ли их послания в нашей современной жизни?

Шри Шри Рави Шанкар: Абсолютно! Риши – это те медитирующие мудрецы, которые пребывали в состоянии глубокой медитации миллионы лет назад. Они были учеными в те дни, в них присутствовал дух познания. Святые и ученые не являются двумя разными категориями, они едины.

Итак, в древности, поскольку тогда было не так уж много инструментов для объективного познания, риши говорили: «Если сам я также состою из самогó объекта познания, тогда дай-ка я погружусь вовнутрь, чтобы действовать с тонкого уровня сознания, и возьму все знание, находящееся там».  

А как вы берете, «скачиваете» это знание? Вы можете его «скачать», потому что оно есть в пространстве. Если бы его не было в пространстве, тогда как бы вы могли что-то загрузить в свой компьютер?

Существует три вида пространства: 'Chid Aakasha', 'Chit Aakasha' и 'Bhoot Aakasha' (Одно, внешнее, называется Bhut Akash (Бхут Акаша), второе, где возникают все мысли и эмоции, Chit Akash (Чит Акаша), и третье, пространство сознания - Chid Akash (Чид Акаша). Итак, познавая свое внутреннее пространство, вы соединяетесь с внешним пространством и с пространством, находящимся между ними, где хранится все знание. С этого уровня и действовали Риши. Именно таким образом начала существовать наука Аюрведа.

В ведические времена именно таким образом люди узнали, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Галилей был не первым, кто открыл, что Земля вращается вокруг Солнца, было бы неправильно говорить так. Это были риши, которые так говорили тысячи лет назад, задолго до Галилея или Эйнштейна. Они говорили, что все это создано из одной волновой функции, одной энергии. Даже в те дни они говорили, что у Юпитера двенадцать лун (спутников), и те вычисления, которые они сделали, идеальны даже по сегодняшним меркам. Тот календарь, который они высчитали, показывает, когда точно произойдет затмение, в какую минуту и секунду. Они создали целый каталог предсказываемых событий, календарь на тысячелетия. Как это могло быть возможным - создать его с такой точностью? С точностью до минуты и секунды написать это тысячи лет назад?

Только недавно, несколько десятилетий назад, было обнаружено, что у Юпитера двенадцать лун. А риши писали об этом тысячи лет назад. И там также упомянуто точное время, необходимое Сатурну для совершения одного оборота вокруг Солнца.

Точно так же и с Аюрведой. Какая трава полезна и для какой части вашего тела, какое заболевание она может излечить и где ее можно найти - вся эта информация, наука о лекарственных веществах, была дана риши. На то, чтобы написать аллопатический трактат о лекарственных веществах, ушло много лет, и при этом он все еще не совершенен. Но древние писания о здоровье и травах совершенны и для наших дней. Это изумительно! Точно так же риши сделали расчеты для атома, времени и пространства и определили, каким образом эта Вселенная создана из пяти элементов.

Один профессор здесь сказал: «Существует только четыре элемента». Я сказал ему: «Нет, известно о пятом элементе». Он был шокирован, а я сказал: «Да, пятый элемент был обнаружен только недавно». Это знание существовало уже очень давно - пространство является пятым элементом. Сегодня говорят, что остальные четыре элемента – это ничто, а пятый элемент – это реальность.
Люди в древности знали это, и, если вы посмотрите на изображение Господа Вишну, именно поэтому он синего цвета. Синий цвет символизирует пространство. Господь Вишну держит диск, олицетворяющий элемент огня, морскую раковину, олицетворяющую элемент воды, цветок – элемент воздуха, и булаву, являющуюся символом земли. Получается, без всех этих четырех элементов можно обойтись. Вы можете отбросить диск, вы можете отбросить морскую раковину, вы можете отбросить цветок лотоса и булаву, но пространство вы не можете отбросить. Это было изображено с помощью символов тысячи лет назад.

Таким образом, риши в ведические времена пребывали в глубокой медитации и «скачивали» знание. Они проговаривали вслух то, что появлялось в их сознании, и это записывалось. В наши дни ученые всё объективно анализируют и приходят к пониманию. И сегодняшние ученые являются риши, а в те дни риши были учеными.  

В: Дорогой Гуруджи, как стать свами (для этого статуса необходимо принятие обета целибата) или риши (могут иметь жену)? Возможно ли это для представителей Запада, сколько времени это займет и что для этого нужно?

Шри Шри Рави Шанкар: Если вы хотите им стать, то просто станьте. Мы обеспечим вам должную подготовку. И да, женщины тоже могут стать. Те, кто хотят подать заявление – есть много свободных мест. Свами или риши – это тот, кто хочет посвятить свою жизнь знанию и обществу. У них нет личных нужд для самих себя, нет никаких личных планов. Просто посвящение своей жизни какой-то высшей цели.

Если вы работаете на благо общества, тогда вы должны собрать свои желания, чувства, симпатии, антипатии и выбросить их в океан. Никаких симпатий и антипатий, никаких желаний или неприятий, а вместо этого: «Я просто существую для высшего блага всех и каждого». И с этим самоотречением вы двигаетесь дальше.

Если вы готовы, тогда это стиль жизни. Вы можете приехать и начать работать для общества или для Божественного. Вот и всё. Посвящение своей жизни какой-то высшей цели.

Дважды подумайте, прежде чем вы это сделаете. Завтра вы не сможете прийти и сказать, что вам это не нравится, а вам нравится то, и вы хотите делать то. Вы здесь просто чтобы выполнять какую-то полезную работу.   

 

В: Дорогой Гуруджи, не существует ни начала, ни конца. И времени тоже не существует. Тогда что же такое время?

Шри Шри Рави Шанкар: Сначала выясните, что же существует. Если время не существует, тогда вы тоже не существуете. А кто существует? Почему вы хотите получить ответ, если времени в любом случае не существует. Улавливаете?!


В: Не могли бы Вы, пожалуйста, пролить немного света на то, что такое Сатья Юга (Золотой Век), как живут люди в это время?
Шри Шри Рави Шанкар:
Это то, чем мы занимаемся здесь. Чем, вы думаете, мы занимаемся? Разве нам не весело, разве мы не счастливы? Посмотрите на лица окружающих - у каждого на лице широкая улыбка. А если кто-то и не улыбается, то улыбка просто выключилась на короткий промежуток времени.

Это Сатья Юга. Здесь у нас такая прекрасная саттвическая пища, которая приносит гармонию и возвышает ваше сознание. Есть знания, пение и танцы.

Получается, это Сатья Юга, где существует абсолютная гармония. Вы даже можете ходить повсюду, пребывая в молчании, никто не принуждает вас к разговору. Чувствуете ли вы себя хорошо, пребывая в молчании и находясь в компании остальных? Кто из вас чувствует себя хорошо? Посмотрите, вы не можете вести себя подобным образом в мирском обществе. Если вы храните молчание, то люди будут провоцировать вас говорить, спрашивая: «Почему ты молчишь?»

Я слышал об одном конкретном человеке. Он просто стоял, а кто-то из его друзей проходил мимо и спросил: «Почему ты здесь стоишь?» Он ответил: «А почему я не могу здесь стоять?» Он сел на улице на стул, и тогда кто-то подошел к нему и спросил: «Эй, почему ты здесь сидишьОн ответил: «Хорошо, я пойду погуляю». И когда он гулял, его спросили: «Куда ты идешь? Почему ты гуляешь?» Он ответил: «Дай-ка я пробегусь», и побежал, и другой человек спросил его: «Почему ты бежишь?» Тогда он сказал: «Боже мой!» и начал плакать, и тогда к нему подошел кто-то еще и спросил, почему он плачет. Он сказал: «О Боже, этот мир! Тебе не дают сидеть, тебе не дают стоять, тебе не дают гулять, не дают бежать, тебе не дают плакать, и что бы я ни делал, люди спрашивают, почему я это делаю».

Но здесь никто не донимает вас вопросами, почему вы делаете то, что делаете. Вам дана полная свобода быть в молчании.  

Если вы разговариваете, то люди говорят: «Почему ты так много болтаешь», а если вы молчите, люди спрашивают: «Почему ты молчишь?» Здесь никто вас не спрашивает, вас просто любят. Все здесь для вас.

Все происходит и все делается без единого слова. Это Сатья Юга. Ваши желания исполняются даже еще до того, как возникли, вода у вас появляется еще до того, как вы почувствовали жажду. Это и есть Сатья Юга. Трета Юга – это когда вы чувствуете жажду, и затем незамедлительно появляется вода. Двапара Юга – это когда вы чувствуете жажду, и вам необходимо постараться, чтобы достать воду. А Кали Юга – это когда вы чувствуете жажду, прилагаете все усилия, но не получаете ни капли воды.

 

В: Иногда мне сняться события, которые действительно происходят в будущем. К сожалению, мне никогда не снились сны об экзаменационных билетах, но такие сны заставляют меня поверить в то, что некоторые события неизбежно должны случиться с точностью до малейших деталей. Так ли это? Все ли события предрешены в нашей жизни?

Шри Шри Рави Шанкар: Правильно, определенные события, которые произойдут в будущем, предрешены, всё предопределено. А другие события – нет.

 

В: Что такое милость и как ее привлечь?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы что-то получаете не посредством своих усилий, вы называете это милостью. Когда вы получаете нечто, что в разы превышает ваши усилия, тогда вы называете это милостью. Когда вы получили намного больше, чем вы в действительности заслуживаете, тогда это милость. Всё, что приходит к вам не посредством вашего усилия, и не потому, что вы заслужили это, вы можете рассматривать как подарок, как милость. И милость растет через благодарность. Когда вы требуете, тогда милости нет, но когда вы благодарны, то милость приходит в изобилии.


В: Дорогой Гуруджи, я слышал, что к концу 2012 года у нас будет массовое просветление, и что многие станут просветленными, так же, как во времена Господа Кришны. Правда ли это?

Шри Шри Рави Шанкар: Не думайте, что просветление подобно молнии. Однажды что-то ударит в ваш мозг, и вы пойдете и станете не от мира сего. Посмотрите на примере своей собственной жизни, как постепенно приподнимается завеса темноты. Посмотрите, как светит солнце – оно  не выскакивает вдруг и не становится сразу же очень ярким. Еще до того, как поднимется солнце, медленно и постепенно светлеет небо, и потом появляется зарево, потом приходит яркость, и потом уже все становится очень ярким.

То же самое вы видите в своей собственной жизни. Посмотрите на себя в прошлом, до того, как вы встали на этот путь и стали выполнять духовные практики - какова была ваша жизнь тогда? В каком состоянии был ваш ум, в каком состоянии были вы сами, каким вы видели мир? Просто вернитесь к тому состоянию и взгляните на себя и на мир теми глазами, и вы будете шокированы и удивлены, что вы уже не тот же самый человек.

Ваше мышление изменилось, ваши чувства изменились, ваше поведение изменилось, ваше понимание изменилось, ваше выражение изменилось - разве все это не произошло? Раньше, когда вы желали каких-то мелочей и не получали желаемого, насколько несчастными вы себя чувствовали. А теперь, даже если что-то важное не выходит так, как вы хотите – что, конечно, редкость - вас это, тем не менее, не возмущает. Раньше вы так боролись, чтобы произошла какая-то мелочь, а сейчас это происходит спонтанно с помощью одного намерения. Со сколькими людьми здесь это происходило? Вы что-то задумываете и всё происходит. Таким же образом на вас нисходит и просветление. Однажды вы обнаружите, что ничто не имеет значения – вы счастливы. И вы чувствуете: «Я – не тело, я просто дух» – это знание приходит легко, постепенно. Оно может также прийти и внезапно, оно может прийти через какие-то трагические события, но не обязательно. Заметьте, как незаметно ушла ваша привязанность к каким-то незначительным вещам. Как вы ушли от своей привязанности к мелочам. Если ваши страстные желания и неприятия уменьшились и ваши дрязги стихли, тогда вы на пути к просветлению и со дня на день вы сможете сказать: «Ничто больше не имеет значения и ничто меня не беспокоит. Я безо всяких условий счастлив, я люблю всех безусловно». Если вы можете встать и сказать это, значит, просветление может прийти в любой день.  

 

В: Что вызывает различные настроения?

Шри Шри Рави Шанкар: А что вызывает волны? Ум – это настроения. Но вы больше, чем ум.

 

В: Гуруджи, я все время чувствую себя хорошо и во всех ситуациях я счастлив, даже если кто-то делает что-то плохое по отношению ко мне. Но люди этим пользуются, принимают это как должное?

Шри Шри Рави Шанкар: Одно – это как вы себя чувствуете. И другое – это как вы всё воспринимаете и как ведете себя. Если вы чувствуете, что люди принимают нечто как само собой разумеющееся, тогда, пожалуйста, выступите в понятной для них манере и заставьте их понять. Объясните понятным для них языком. И в то же время не впадайте в паранойю, ладно?


В: Дорогой Гуруджи, в Коране сказано: «Вы – Бог, вы – один, вы вечны. Вы не рождены и не дали рождения. Никого и ничего нет подобного вам». Это приводит в замешательство, особенно, когда говорится: «Никого и ничего нет подобного вам». Пожалуйста, не могли бы Вы сказать что-нибудь об этом?

Шри Шри Рави Шанкар: Ну, это совершенные слова. Это то же самое, что говорится также и в Ведах. На санскрите говорится: 'Ekam', вы – один, вы вечны. Вы не рождены, вы не дали рождения. Когда ничто не рождено, ничто не умирает, вы вечны. Это описание сознания Божественного. Божественное только одно, пространство только одно. Оно никогда не было рождено, и поэтому оно вечно. Это покой, это любовь, это радость, это блаженство, и это то, чем является каждый.

На одном уровне говорится, что сознание – это не тело. На другом, более высоком уровне говорится, что все это - сознание, даже то, что рождается. А на еще более высоком уровне говорится, что сознание никогда не рождается и ничего не создает. А с другой стороны говорится, что сознание – это всё, а когда тело сделано из всего, всё есть это сознание.

Существует два пути описания сознания: оно пустое как пространство и полное как океан. Коран делает акцент на этом аспекте, аспекте пустоты, аспекте отсутствия формы. В Ведах принимается и то, что имеет форму, и то, что ее не имеет. Все то, что не имеет формы при этом состоит только из форм; каждый пузырек, поднявшийся из воды, также является частью воды.


В: Гуруджи, один из моих друзей дал мне пощечину на виду у шестерых людей. Как мне реагировать и что мне следует с ним сделать?

Шри Шри Рави Шанкар: Это уже сделано! В тот момент действие было спонтанным. Что вы сделали, когда ваш друг дал вам пощечину? Вы могли улыбаться и смотреть прямо в глаза этому человеку? Это было бы ему  еще большей пощечиной. Но если вы чувствовали себя расстроенным или дали ему пощечину в ответ, тогда это совсем другая история.

Итак, как бы вы не отреагировали, и какой бы ни была ваша реакция, не сожалейте об этом сейчас, просто двигайтесь дальше. Если бы вы не отреагировали, тот человек чувствовал бы себя очень плохо. Если бы вы вернули пощечину, тогда он затрясся бы от гнева и попытался дать вам еще одну пощечину и вернуть ту дополнительную, которую дали ему вы.

В любом случае не воспринимайте эти события слишком серьезно. В жизни такие вещи происходят. Вы либо очень сострадательны, либо хотите преподать ему урок, либо вы его игнорируете – от вас зависит, как вы хотите себя вести в подобной ситуации. Я бы сказал, что сначала вам следует проигнорировать, затем преподать ему урок, а в третий раз – вернуть пощечину.


В: Кто такой идеальный преданный, последователь?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы, кто задает этот вопрос. Не относитесь к себе слишком строго и не ставьте под вопрос свою преданность. Я бы сказал, что нам никогда не следует сомневаться в собственной преданности. Принимайте то, что вы преданны, как само собой разумеющееся. Ни один ребенок никогда не спрашивает у своей матери: «Ты меня любишь?» Мать никогда не спрашивает ребенка: «Ты меня любишь?» У ребенка нет выбора, как только любить свою мать, и у матери тоже нет выбора, кроме как любить ребенка. Точно так же преданность присуща каждому из нас. Иногда она покрыта невежеством, колебаниями, сомнениями и неуверенностью. Ваша собственная неуверенность закрывает вашу же преданность. Это только вопрос времени, чтобы эта полоса невежества и эго кончилась. И после этого засияет внутренний преданный.

 

 

Комментариев нет: