воскресенье, 22 января 2012 г.

Однажды смерть лишит вас всего


28 декабря 2011 г.

В: Дорогой Гуруджи, я очень часто вредил себе из-за недостатка знания. Сейчас ситуация не намного улучшилась, но, по крайней мере, сейчас я понимаю, что я сделал. Как мне прекратить себя мучить?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы видите, что то, что вы совершили в прошлом, неправильно, тогда вы уже знаете, что вам следует делать. Духовный путь дает вам такую возможность. Но если вы говорите: «О, я не могу этого сделать», тогда вы действительно не сможете. Если вы примите эту мысль: «Да, я могу!», тогда вы сможете.

Я слышал, как люди говорят: «Я не могу бросить курить». Если вы сами не сможете бросить курить, то никто в мире не сможет заставить вас бросить курить. Вы должны взять и сказать: «Да, я брошу курить!» Природа заложила эту силу воли в каждом человеческом существе, способном думать и действовать. Эта способность присутствует в каждом. Это подобно тому, как вы закрываете глаза и говорите: «Я не вижу, я не вижу». Сначала откройте глаза! Но вы говорите: «Я не могу открыть глаза». Если вы не можете открыть свои глаза, то как вы будете видеть?

Вы говорите: «Я голоден, но я не открою своего рта». Природа дала вам рот, он полый и пустой, и природа дала вам пищу. Вы должны соединить эти две вещи. Пища перед вами, а вы говорите: «Я не открою рта». Даже для того, чтобы сказать это, вы должны открыть рот.

Таким образом, сила воли есть в каждом. Вы должны сказать: «Да, я могу это сделать, я это сделаю». Если у вас есть вредная привычка курить, то скажите: «Да, я брошу курить. Я могу это сделать!» Потому что одна эта мысль: «Я не могу бросить курить», дает вам силы продолжать курить.

 

В: Дорогой Гуруджи, я удивляюсь, когда вижу, что после Продолженного курса люди возвращаются к ссорам и взаимным обвинениям. Почему это происходит? Почему до них не доходит это послание, иногда даже после курса?

Шри Шри Рави Шанкар: А теперь посмотрите: на то, чтобы избавиться от стойкой привычки ссориться и наслаждаться ссорами уходит длительное время. Существует небольшой процент людей, чье поведение не может измениться за сутки, и даже за недели и месяцы. На это им потребуется время, вдобавок при условии, что у них есть желание измениться. Поэтому не судите людей: «О! Они приехали, прошли курс молчания, они прошли Продолженный курс и все еще не изменились!» Это невозможно. Они непременно поменялись, но, возможно, это не проявилось в полной мере в их поведении.

Спросите у них, как они себя чувствуют: «Раньше ты всегда ссорился, и теперь ты тоже ссоришься. Ты находишь какие-то качественные изменения в этом?» Вы обнаружите, что ответ будет утвердительным. Они скажут: «Да! До этого я ссорился, и гнев, впечатления сохранялись. А теперь я ссорюсь и забываю об этом. Я двигаюсь дальше». Многие люди так говорили. Это дает вам шанс принять людей такими, какие они есть, и до и после.


В: Дорогой Гуруджи, этот вопрос состоит из двух частей. Первая часть: как связаны между собой ум и душа? Ум – это просто коллекция мыслей?

Шри Шри Рави Шанкар: Правильно. Вы сказали верно.

 

В: Откуда изначально возникают мысли?

Шри Шри Рави Шанкар: Выяснить это – ваша задача. Это индивидуальное исследование. Это подобно тому, как спросить меня: «А какая на вкус еда?». Если вы спрашиваете кого-то, насколько сладкое это блюдо, вы должны его попробовать.

Таким образом, если вы хотите узнать, откуда возникают мысли, вам лучше исследовать это самому. Мысли ведь возникают у вас. Поэтому вы и должны это узнать. Сам процесс узнавания является техникой для понимания другого уровня существования.

 

В: Дорогой Гуруджи, иногда я вижу, что мои друзья в депрессии. Они не верят в «Искусство Жизни», в медитацию и дыхательные практики. Могу ли я взять их боль и передать ее вам? Возможно ли это? Я знаю, что Вы – чемпион в решении проблем.

Шри Шри Рави Шанкар: Да. Но почему бы вам не помолиться, чтобы в них возобладал здравый смысл и они стали медитировать? Вы можете это сделать. Вы можете с помощью благословения освободить их от боли и страдания, но это не является решением на постоянной основе, потому что всё может вернуться снова. Но если вы молитесь, чтобы на них снизошла мудрость, тогда это навсегда. Тогда мудрость будет оберегать их до конца жизни.

 

В: Дорогой Гуруджи, каковы признаки того, что я расту на духовном пути? Я прошел свой первый курс 10 лет назад. Я прошел 10 Продолженных курсов и стал учителем. Однако я все еще злюсь и раздражаюсь. Иногда я чувствую, что люди, не выполняющие никаких практик, лучше, если сравнивать с моим поведением. Пожалуйста, направьте меня.

Шри Шри Рави Шанкар: Вы всё неправильно поняли. Вы думаете, что только медитация всё сделает за вас. Вы просто наслаждаетесь медитацией.

С чего бы вам расстраиваться, если вы полностью погружены в знание? Вы думаете, что пребывание в тишине какое-то время сделает всё для вас, и забываете о знании и мудрости. Знание написано на вашем лице, говоря: «Принимайте людей и ситуации такими, какие они есть». Но вы этого не делаете.

Я уже очень много раз говорил, что гнев является признаком привязанности к совершенству. Если бы вы были беспристрастны, с чего бы вы так расстраивались? Послушайте, вы можете пройти десять Продолженных курсов и только лишь послушать знание, но если вы не впускаете его в себя, тогда это не вина курса или медитации, или знания, или мудрости.

Это подобно одному из таких резиновых костюмов для дайвинга, которые люди одевают, когда ныряют в океан. Вы можете побывать под водой, но когда вы из нее выходите, вы сухой. На ваше тело не попало ни капли воды, потому что вы были в этом костюме. Точно так же вы можете пройти десять или двенадцать Продолженных курсов, но если у вас нет беспристрастия, о котором вы слышали так много раз, тогда вы обязательно будете сердиться.

Способность к различению и беспристрастие – второй столп знаний. Если этого нет, тогда вы обязательно будете злиться и расстраиваться, вы обязательно будете завистником и собственником. Нет беспристрастия. Я так много раз уже говорил: «Со-Хам и Со-Вот («Ну и что!» Игра слов в английском языке: So-Hum и So What!)

Вы не слышали «Со-Вот». Очень часто вы принимали это как нечто обыденное. «О! «Со-Вот», «ну и что», я слышал это, ладно». Вы просто садитесь и медитируете, а потом уходите и никогда не вспоминаете.

Восстановите в памяти! Пусть это проникнет в вас. Не мудрость нужно обвинять. Это ваша неспособность прожить это, принять это и впитать душой. Вы понимаете, о чем я говорю? Вы не можете говорить: «У меня есть все эти привязанности, но я все-таки буду духовным». Нет!

Духовность должна освободить человека от одержимости перфекционизмом. Духовность – это быть центрированным. Не смотря на десять Продолженных курсов, вы все равно злитесь. Просто представьте, если бы вы не прошли ни одного Продолженного курса, каким бы было ваше положение. Дорогой мой, пожалуйста, поймите это!

Почему же вы возвращаетесь снова и снова, если Продолженный курс для вас неэффективен? Почему вы постоянно приезжаете? Почему вы прошли десять таких курсов? Вам следовало бы пройти один и сказать, что он не действует, и всё на этом! Если вы возвращаетесь снова и снова, то в чем-то, должно быть, это работает. Вы должны получать от него пользу. А представьте, если бы вы не прошли ни одного курса, какой был бы хаос. Вам следует сесть и подумать об этом. «Предположим, я бы никогда не проходил Базового курса и никогда не выполнял никакой медитации, каким тогда было бы мое состояние?»

 

В: Что такое чувства?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы испытываете что-нибудь? Именно это и есть чувство.

 

В: Дорогой Гуруджи, у меня есть вопрос, который постоянно приходит мне на ум. Мы находимся в Млечном Пути. Существует множество подобных галактик. Живут ли там люди? Есть ли для нас вероятность родиться в каком-нибудь из созвездий? Не могли бы Вы поделиться своим опытом в этой области?

Шри Шри Рави Шанкар: Ну, я знаю, что существует множество галактик, но знаю о них совсем чуть-чуть. Мы можем получить о них мимолетное представление, но мы не можем его доказать. Если вы попросите меня доказать это вам, я не смогу этого сделать. Но я могу вам сказать, что существует много галактик, на которых есть жизнь. Я знаю только это, совсем чуть-чуть.

У меня нет привычки говорить то, чего я не знаю, или о чем знаю очень мало. Таким образом, это подпадает под категорию: «Я знаю об этом очень мало».

 

В: Дорогой Гуруджи, как приобрести уверенность в себе и чувствовать себя более уверенно в жизни?

Шри Шри Рави Шанкар: Как приобрести больше уверенности в жизни? Нет такого способа! У вас нет шансов ее приобрести, вот так. Если у вас ее нет, значит, у вас ее нет!

Если кролик захочет иметь рога, я бы сказал, что у него нет шансов. Если вы решите, что вам нужны такие рога, как, например, у антилопы, то вы разве что можете надеть такую шапку во время Рождества, вы можете закрепить ее на своей голове. Если у вас нет рогов, то всё - нет возможности их заиметь!

Но если вы послушаете меня внимательно, то я вам скажу: вам следует знать, что уверенность в себе у вас есть. Она у вас точно есть. Кто сказал, что это не так?

Во-первых, примите то, что вы невежественны в отношении самого себя. Сначала примите тот факт, что вы ничего не знаете о самом себе. И потом вы осознаете, что уверенность в себе у вас есть.

 

В: Как происходит процесс работы мысли? Как наши нужды могут быть удовлетворены?

Шри Шри Рави Шанкар: Приходят мысли, и какие-то из них вы поощряете, а другим препятствуете. Когда вы поощряете какие-то мысли и действуете, основываясь на них, то появляется результат. А если вы просто праздно сидите и продолжаете думать, не предпринимая никаких действий, то даже самые лучшие мысли не принесут плодов.   

 

В: Не могли бы Вы, пожалуйста, объяснить, что такое йога-майя и ее влияние на духовность. А также как можно ее узнать и не быть затянутым в ее игру?

Шри Шри Рави Шанкар: Йога-майя – это некий духовный опыт, переживания, которые вы иногда получаете, и по природе своей они основаны на интуиции. В большинстве случаев они правдивы. Но когда вы слишком сильно начинаете на них полагаться - я повторяю: слишком сильно - тогда это начнет искажать все происходящее. И если вы на не являетесь по-настоящему полым и пустым, в ваших видениях и сновидениях будут всплывать ваши собственные амбиции, ваши собственные желания, и вы будете слышать голоса – все это может происходить и искажать реальность.

Таким образом, йога-майя – это те небольшие способности, те мимолетные видения, предчувствия, заблуждения и интуитивные образы, которые на 80 % являются истинными, а на 20 % - нет.

Поэтому мы просто принимаем эти переживания, опыты, такими, какие они приходят к нам.

 

В: Насколько правдиво утверждение, что дети сами выбирают себе родителей до своего рождения. Могут ли родители молиться, чтобы иметь детей, и кто выбирает для детей хорошую жизнь?

Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, вы не можете спрашивать у меня, о чем вам следует молиться. Молитва возникает самопроизвольно. Она уже здесь! Вы уже молитесь о хороших детях.

Следует ли родителям молиться о рождении хороших детей – это вопрос, потерявший свою значимость. Он ничего не значит. Вы уже молитесь, и именно поэтому вы его задаете.

 

В: Как может человек устанавливать свою цель, невзирая на свое окружение?

Шри Шри Рави Шанкар: Какое-то время просто посидите в одиночестве и поразмышляйте. Отодвиньте все лишние дела в сторону. Посмотрите, что же это – то, чего вы хотите. Спросите себя: «Чего же я хочу?» И потом, какая бы цель не появилась, придерживайтесь ее.

Конечно, всегда, когда вы хотите взяться за осуществление какой-то мечты, цели, миссии, окружение оказывает на это большое влияние. У вас есть миссия и вы работаете. Внезапно что-то происходит, кто-то из ваших близких болен или нехорошо себя чувствует, или с кем-то произошел несчастный случай; тогда вам необходимо быть очень гибкими. Вы не можете сказать: «У меня есть цель и я должен идти». Нет! Вы должны уделить этому внимание, потому что жизнь сложна, она не является просто прямой линией. Жизнь очень сложна, и при этой ее сложности сохранять свою цель – вот что такое решимость. И когда в жизни присутствуют мудрость и преданность, любовь к Божественному, вы можете делать это без усилий.

Мудрость и любовь к Божественному являются двумя важными составляющими, которые делают жизнь легкой, не требующей усилий.

Кто из вас чувствует, что все происходит без усилий сейчас, после того, как вы встали на духовный путь? Нет больше борьбы.


В: Дорогой Гуруджи, как я могу найти свой путь домой, к самому себе?

Шри Шри Рави Шанкар: Кто это спрашивает? Вы дома! Проснитесь! Проснитесь, это ваши страстные желания создают иллюзию, что вы далеко от дома. И что это за страстные желания? Желание удовольствия, желание признания. А что вы получили во всех этих удовольствиях? Пять или десять минут каких-то ощущений или какого-то возбуждения, а кроме этого что еще? Совершенно ничего! Абсолютно ничего! Это оставляет ваши руки пустыми, вашу голову и сердце опустошенными.

Чего еще вы хотите? Ну же! Если вы хотите вернуться домой, то это не дольше, чем глазом моргнуть. Это означает, что это не займет более секунды.

Пробудитесь и встряхнитесь! Проснитесь и осознайте, что вы уже там. Вы сами плетете паутину вокруг своего ума. Вы знаете, как паук делает свою паутину? Кто ее сделал? Не кто-то другой. Из своей собственной слюны он плетет паутину, и в нее все попадаются и чувствуют: «Я умираю!» Вы обвиняете в этом мир, вы обвиняете в этом людей, вы обвиняете в этом ситуации, и вы обвиняете в этом свой собственный ум. Прекратите обвинять даже свой ум. Просто вы должны встряхнуться и проснуться. Всё!

Смерть может в любой момент лишить вас всего этого, всего за одну минуту. Это не занимает даже минуты. В одну минуту смерть лишит вас всего, что вы имеете. До того, как смерь вас ограбит, я вам говорю, отпустите! Тогда вы будете свободным и будете чувствовать, что вы дома. Однажды смерть заберет у вас всё: ваш дом, ваших друзей и родных, вашу машину, драгоценности, ваш холодильник - всё исчезнет. На самом деле все будет здесь, это вы уйдете. Все будет наоборот.

Проснитесь и поймите –нет ничего вашего. Разве вы не можете это сказать: «Ничто мне не принадлежит!»

«Ничто мне не принадлежит!» - и вы дома. Я вам говорю, это такая свобода! Такая свобода! Я не имею в виду, что вам следует пойти опустошить свой банковский счет и всё раздать. Храните деньги в банке, но не в своей голове. Понятно?

Вы не будете жадными, вы не будете злыми, вы не будете собственниками или завистниками. Просто помните о неизбежной истине, которая произойдет в вашей жизни - однажды вы умрете! Вам не нужно читать книги, чтобы это узнать. Это настолько очевидная истина. Вам не нужно ссылаться на писания, чтобы узнать, что вы умрете. Чтобы произвести трансформацию в жизни, вполне достаточно сохранять в поле зрения только это.

Это чувство бесстрашия, убежденности и осознанности– вот что такое мудрость. Сначала осознание, а потом бесстрашие и убежденность дают такую свободу! Только тогда происходит настоящая медитация. До той поры вы сидите с открытыми глазами и закрытыми, и снова с открытыми и закрытыми. Да, в уме есть определенное спокойствие, но ничего более. 

 

В: Как учителю, как мне преодолеть свое разочарование в людях, которые проходят курс и не выполняют практики? Это нормально - настаивать, чтобы они практиковали, или лучше это отпустить?

Шри Шри Рави Шанкар: Посмотрите, нет необходимости настаивать, чтобы они практиковали, но мягко поощряйте их выполнять практики. Если вы будете настаивать, то это будет приводить к обратным результатам. Но поощрять – это хорошо.

Вам всегда надо поощрять людей делать что-то хорошее. В наши дни делать добрые дела не является второй натурой людей. Вам нужно стимулировать их, поощрять их. Вы несомненно можете это делать.

Но тогда нет смысла вам испытывать разочарование. Посочувствуйте им: «О, пусть они все выполняют практики». Само ваше такое отношение может им помочь. Благословление или молитва сами по себе будут помогать.

Но вы должны помнить одну вещь. Есть много людей, которые прошли курс и остались довольны. Они получили от него удовольствие, они счастливы. А потом они уходят. Это подобно тому, как кто-нибудь голодный хорошо поел в ресторане. Если их животы полны они не думают снова о еде в течение нескольких последующих часов, не так ли? Точно так же, когда люди после курса настолько удовлетворены, настолько наполнены, они какое-то время и не думают о выполнении практик, до тех пор, пока не начнут ощущать некоторую пустоту. Тогда они вернутся. Только и всего! Когда вы хорошо поели, вы не думаете о еде в последующие 7-10 часов, или, может быть, один день. Это именно то, что происходит. Вы даете им полноценный обед, такой питательный, удовлетворяющий всем вкусам, такой вкусный, они его съедают и не возвращаются какое-то время. Но они обязательно вернутся. 

Но если вы снова и снова заставляете их чувствовать вину из-за того, что они не практикуют, это также будет держать их на расстоянии. Не заставляйте их чувствовать вину. Скажите им: «То, что вы здесь выучили, очень полезно выполнять, но если вы этого не делаете, неважно. По крайней мере, приходите иногда».

В противном случае они будут чувствовать: «О! Я этому обучился и не выполнял эти практики. Как я могу пойти и встретиться с учителем?» И если они приходят и встречаются с вами, вы снова берете палку и говорите им: «Послушайте, вы не выполняли свои практики!»

Просто вспомните – в школе вы никогда не любили учителя, который брал линейку и говорил: «Вы не выполнили свое домашнее задание». Я помню, была парочка таких учителей. Особенно один учитель. Он всегда спрашивал учеников, сделали ли те свою домашнюю работу, и наказывал их. Поэтому дети старались избегать этого учителя, потому что каждый раз он спрашивал: «Эй, ты сделал свою домашнюю работу?» Другие учителя не спрашивали об этом так часто.

Вы бы не захотели встречаться с таким учителем, который винит вас, если вы чего-то не сделали. Поэтому не сейте чувство вины в ком-либо. Когда они проголодаются, они вернутся. Я видел людей, которые не проходили Продолженный курс по десять лет, или которые прошли Базовый курс десять лет назад и потом вернулись. Когда будет необходимость, они точно вернутся. А у вас самое вкусное меню!


В: Противоположные ценности дополняют друг друга. Есть ли у любви дополнение или имеет ли она противоположность?

Шри Шри Рави Шанкар: Я думаю, что вы не слушали мои лекции «Бхакти Сутры». Вы должны послушать их. У одного вида любви есть противоположность - ненависть. Существует другой уровень любви, у которого нет противоположности – это Божественная Любовь, это духовная любовь.

Есть и такой вид – эмоциональная любовь: «О! Я люблю тебя, люблю тебя!». А потом вы говорите: «Я не могу тебя выносить!». Вы говорите: «Honey, honey, honey (honey – мед. Как обращение к супругу означает «Дорогой, милый» )», а потом становитесь диабетиком.

 

 

Комментариев нет: