воскресенье, 14 августа 2011 г.

Гнев следует использовать как инструмент, но сами вы не должны быть инструментом гнева

26.08.2010

Продолжение предыдущей беседы...

В: Как мне, как новичку, понимать, что же такое Я?
Шри Шри Рави Шанкар:
Всё в мире меняется. Наши практические знания меняются, наше понимание меняется, наш интеллект меняется, в разное время мы думаем по-разному, мысли меняются, а также наши эмоции постоянно меняются. Откуда вы знаете, что всё меняется? Значит, должно быть что-то, что не меняется. Без существования чего-то, что неизменно, вы не можете знать, что все изменчиво. Поэтому вы и приходите к такому выводу. Например, когда есть дым, вы говорите: «Где-то, должно быть, горит огонь». Вы просто видите дым и делаете вывод, что где-то должен быть огонь. Точно так же вы не можете напрямую почувствовать на опыте то, что неизменно. Тогда как вы об этом узнаёте? С помощью логических выводов.  
Древние люди говорили, что существует три пути познания – Пратьякша, Анумана и Агама.
Есть
три типа доказательств. Первое – Пратьякша - это то, что вы непосредственно видите. Второе, Анумана - вы делаете логические выводы: например, вы видите дым и знаете, что где-то должен быть огонь. Поэтому когда вы видите, что всё меняется, и знаете, что можете почувствовать перемены только через что-то неизменное, через какую-то точку отсчета, тогда вы делаете вывод: «В нас есть что-то, что не меняется, и это то, что называют внутренним Я, душой, духом – называйте как угодно!» 
Итак, мы движемся от физического тела к более тонким слоям: тело, дыхание, ум, интеллект, память и эго. Тоньше
всего этоговнутреннее Я. Что такое внутреннее Я? Выяснение этого и называется духовностьюи это медитация! А из чего состоит это внутреннее Я? Это

В: Некоторые школы мысли отвергают существование внутреннего Я или космического сознания. Что Вы об этом скажете?
Шри Шри Рави Шанкар:
Вы не можете утверждать, что внутреннего Я не существует. Тот, кто говорит, что его не существует – откуда он это знает? Кто
это знает? Кто это говорит? А? Если я говорю, что ни во что не верю, то как минимум, я должен верить в эти свои слова. Я могу только сказать: «Я не верю ни во что, кроме этих слов, которые говорю». Знаете, самое глупое утверждение на свете – это когда кто-то говорит: «Я ни во что не верю». Человек, который это говорит, должен верить, по меньшей мере, в себя!
Понимаете
, о чем я говорю? Улавливаете?
Если я заявляю, что не верю ничему, тогда я должен также сказать, что не верю словам, которые сейчас вам говорю. Эта фраза - «Я ни во что не верю» - фальшива, потому что вы как минимум верите в это ваше высказывание, иначе зачем вы вообще стали бы произносить эту фразу?  Поэтому никто не может достоверно утверждать, что он ни во что не верит. Если
человек это говорит, он либо сумасшедший, либо просветленный! (оживленный смех)
Слова, которые мы говорим о том, что всё меняется, очень относительны. Всё, что вы видите, трогаете или чувствуете, находится в пределах действия пяти чувств. Вот почему мы говорим, что все меняется, но есть что-то, что неизменно. Если однажды вы соприкоснулись с тем, что не меняется, ничто не может потрясти вас! Это пробуждение, осознание! Каково это осознание? «Во мне есть что-то, что не меняется; я не меняюсь». Стоит просто мимолетно почувствовать этот дух, или ваше внутреннее существо – и в жизни вообще не будет никакого страха. Всё присутствует в изобилии, ум становится спокойным, устойчивым, творческим, с развитой логикой и интуицией - все эти способности просто возникают изнутри, и это то, что происходит, когда вы сидите и медитируете, отпуская всё. Отпустите… И если хоть на несколько секунд ум становится неподвижным и соприкасается с этим неизменным Я – всё, тогда жизненная цель достигнута!
  Итак, комплекс тело-ум каждого человека подобен волне в океане, когда вы осознаете, что во всей этой вселенной повсюду есть жизнь. Наши тела как ореховые скорлупки, плывущие по волнам океана. Океан жизни несет в себе так много тел… Поэтому можно сказать, что не только жизнь находится в теле, но еще и тело - в жизни. 
Если для вас это слишком много и вы не понимаете этого сейчас, просто сложите это где-то на задворках ума – однажды вы всё поймете! Иначе это может быть просто лишь концепцией. Вот почему мы так поступаем. Что мы делаем с какой бы то ни было концепцией? Мы помещаем ее на верхнюю полку, придаем второстепенное значение, а руководствуемся только своим опытом.  Понимаете, получая опыт, мы становимся все более и более зрелыми...  Это
хорошо!

В: Вы рассказывали нам о получении опыта познания своего Я. Когда у вас впервые произошел настоящий опыт познания Я? Очень хочется знать.
Шри Шри Рави Шанкар: Когда у меня впервые случился такой опыт?  Я не знаю! Это было в детстве. Потом я вырос, и это стало отчетливее. Я не знаю, возможно, в возрасте 17 или 18 лет.

В: Как узнать, что мы работаем именно над своей жизненной целью, а не делаем чью-то чужую работу?
Шри
Шри Рави Шанкар: Хорошо! Откуда мы знаем, что делаем свою работу в жизни? Что же это, что мы пришли сюда делать?
  Посмотрите, счастливы ли вы и делаете ли счастливыми окружающих? Вы делаете всё, что можете, для людей вокруг вас? Вы делитесь своей любовью и приобретаете знание? Какое бы знание вы не приобрели – можете ли вы делиться им с другими? Вы должны задать себе эти вопросы. И знаете, иногда нам не следует так сильно сомневаться в себе, когда порой возникают сомнения: «Правильно ли я делаю?» Просто будьте спонтанными. В каждом действии есть что-то правильное и есть что-то неправильное. Не бывает абсолютно идеального действия. Сфера
действий, деятельности имеет некоторое несовершенство - может, один или два процента. Поэтому несовершенство может присутствовать в каждом действии.
Точно так же каждое произнесенное слово может быть несовершенно. Но что может быть совершенным – так это наше намерение, наш настрой. Понимаете, о чем я говорю?  Не имейте дурного намерения в отношении кого бы то ни было, и всё.  Знаете, я не произнес ни единого оскорбительного слова за все эти годы. Максимум, что слетало с моего языка - слово «дурак». Когда я по-настоящему сержусь, я повышаю голос и говорю: «Ты дурак!», но я никогда не осыпал никого ругательствами – так уж я устроен. Я не могу вменять это себе как заслугу, потому что я не прикладывал никакого усилия. Я не проходил никаких курсов или школ и не заставлял себя не оскорблять людей и не осуждать никого. Кричать, орать или возмущаться совершенно не в моей природе. И все эти бранные слова просто не всплывают в уме.  

В: Никогда не стоит злиться?
Шри Шри Рави Шанкар:
Не думайте, что гнева у вас никогда не должно быть. Вам следует использовать гнев как инструмент, когда это необходимо. Я пытался это делать, но у меня получалось не слишком успешно. Часто так бывает: я время от времени пытаюсь изобразит гнев, но это не действует, потому что очень скоро я начинаю смеяться, и все начинают смеяться вместе со мной, и притом люди не верят, что я злюсь.

Но иногда гнев полезен. Особенно в обществе, когда сталкиваешься с коррупцией, несправедливостью, разными людьми, которые творят всякие нехорошие дела и в любой ситуации обманывают вас в корыстных целях. Тогда необходимо с негодованием поднять брови и иногда продемонстрировать свой гнев – это было бы полезно.  Но когда показываете гнев, смотрите, чтобы он не повлиял на вас, не проник в ваше сердце и не вывел вас из равновесия. Ну, это не происходит за один день, и именно здесь все эти практики могут оказать большую помощь. Да, я не говорю быть постоянно подобным овощу, или как слабоумному улыбаться и совершенно не беспокоиться. Вам следует злиться, когда что-то идет не так - это правильно! Но никогда не позволяйте гневу вызывать лихорадочность в вашем уме и оборачиваться ненавистью. Гнев может быть кратковременным. 

Вы знаете, что такое здоровый гнев?
Когда вы рисуете линию на поверхности воды, как долго она остается? Лишь на такое время гнев должен оставаться - тогда это здоровый гнев. Если ваш гнев задерживается лишь на такой промежуток времени, и если вы контролируете его, тогда он здоровый, и у вас всё в порядке. Вы можете злиться, но гнев не должен завладеть вами. Что обычно происходит? Гнев возникает и захватывает вас – вот вы и влипли. Знание
и мудрость противоположны этому. Поймите! Вы можете использовать нож, но нож не использует вас. 

© Фонд «Искусство Жизни»

 

Комментариев нет: