четверг, 29 ноября 2012 г.

Нет плохих людей

28 октября 2012 г.

Бангалор, Индия

Божественное можно почувствовать только в состоянии глубокого отдыха (медитации). Вы знаете, какие могут быть препятствия для глубокого отдыха? Страстные желания и неприятия в уме.

Если ум заполнен страстными желаниями и антипатиями, отдых невозможен. А если нет отдыха, то цель Садханы (духовных практик) не может быть достигнута. Именно поэтому необходимо освободиться от желаний и отвержений в своем уме. А как нам это сделать?

«Мне ничего ни от кого не нужно» - вот что нам необходимо держать в уме.

Когда нам ничего ни от кого не нужно, у нас не будет страстных желаний, связанных с кем-то. А когда нет страстных желаний, то не будет и антипатий.

Не думайте, что кто-то плохой человек. В этом мире нет плохих людей. Если люди совершают что-то плохое, это происходит из-за их невежества или недостатка осознанности, или из-за того, что в их уме присутствует обида. Поэтому ни о ком не думайте плохо. 

В: Гурудэв, вы только что сказали, что нам не следует ни о ком думать плохо. А если другие относятся к нам плохо, как нам на это реагировать?

Шри Шри Рави Шанкар: Если кто-то думает о вас плохо, то это их проблемы, а не ваши. Со своей стороны никого не считайте плохим человеком. При таком подходе ваш ум будет ясным и приятным в общении, а ваш интеллект будет острым. В противном случае, люди, которых вы считаете плохими, начнут преследовать ваш ум как привидения. Когда подобные мысли проникают в ваш ум, вы не сможете проявить творческий подход.

В: А если кто-то совершил действительно что-то плохое по отношению к нам, что мы должны делать?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда кто-то сделал вам что-то плохое, подумайте, почему они так поступили. Одна из причин может быть в том, что они нездоровы. Разве вы рассматриваете как преступника дурака или душевнобольного человека? Нет! Если психически больной человек говорит вам что-то плохое, разве вы воспринимаете его слова серьезно? Нет. Вы просто идете дальше, зная, что он психически нездоров.

Поэтому когда кто-нибудь говорит вам что-нибудь плохое, думайте об этом точно так же. Когда расстроенный человек говорит вам что-то плохое, почему вы должны расстраиваться?

 

В: Чтобы быть спокойными, мы должны научиться не ожидать ничего от других. Но в повседневной жизни, на работе или дома, люди должны заниматься разными делами. Если они этого не делают, возникают проблемы. Каждый должен выполнять свою работу. Пожалуйста, дайте совет по этому поводу.

Шри Шри Рави Шанкар: Если кто-то не выполняет ту работу, которую должен, нам нужно говорить им об этом. Нам необходимо в этой ситуации проявлять свой авторитет. Если это лентяи, которые не делают свою работу, то мы не можем просто молча сидеть. Нам нужно заставить их осознать свои обязанности.

Если мы испытываем по отношению к ним какие-то страстные желания или неприязнь, то мы не можем пробудить в них осознанность. Это только раздражает нас.

 

В: В чем значение причины и следствия?

Шри Шри Рави Шанкар: Причину и следствие называют 'Karana' и 'Karya'. Корова – это причина, а молоко – это следствие. Если есть молоко, то оно появилось благодаря корове. А причина для коровы – это трава. Причина для травы – земля. Причина для земли – солнце.

За всем стоит причина. Paramakarana, причина всех причин – это Божественное. Вот почему говорится: 'Tasmai Namah Paramakarana Karanaya.' Причина всех причин – это Шива (Божественное).

 

В: Гурудэв, мы говорим: 'Achamanyam Samarpayami'. Известно, что вода на санскрите будет 'Apa' (Апа), почему мы называем ее 'Achamanyam'(Ачаманьям)? Каково значение предложения воды в пудже?

Шри Шри Рави Шанкар: Вода известна также как Ачаманьям.

Это практика, которая выполнялась веками. Перед началом или завершением чего-либо предлагалась Ачаманьям.

Это процесс, в котором мы пропеваем над водой Абхимантру и потом предлагаем ее Божественному (Вы берете сосуд с водой, держите над ним руку и пропеваете мантры. Предполагается, что мантры впитываются водой). Это не просто вода для питья. Это вода, заряженная вибрациями мантр.

Всегда, когда  в дом приходил гость, его стопы омывали водой (padya). Затем ему подавали воду для ополаскивания рук (arghya), а потом воду для утоления жажды (achamanyam). В древние времена практиковались эти три действия.

Когда кто-нибудь приходит к вам в дом, разве вы не спрашиваете его: "Что бы вы хотели выпить? Хотите лимонада, молока, чая или кофе?" Разве вы не предлагаете своим гостям воды?

Точно так же в древние времена существовали эти практики -  Padya, Arghya и Achamanyam. Padya означает омывание стоп гостя у входа в дом, чтобы грязные ноги не входили в него. Arghya – это омывание рук. Achamanyam – это предложение гостю попить воды, что означало, что теперь можно начинать разговор.

 

В: В чем значение 'Panchamrita (смесь пяти пищевых продуктов) используемая в ритуале поклонения в индуизме) Abhisheka'? Почему выбраны именно такие составляющие?

Шри Шри Рави Шанкар: Эти пять продуктов подобны нектару: молоко, йогурт, мед, джаггери (тросниковый сахар-сырец) и гхи (топленое масло). И хотя нужно использовать именно джаггери, в наши дни вместо него используется сахар.

В них обитают пять божеств. Savitru обитает в сахаре, Vishwedeva в мёде, Surya (Сурья – Бог солнца) в гхи, Vayu (Вайю – Бог ветра, воздуха) в йогурте и Soma (Сома – Бог луны) в молоке.

Поэтому когда вы предлагаете их как Abhisheka (Абишека), намерение таково – пусть качества божеств расцветут в нашей жизни.

Мы молимся за спокойствие в уме каждого:

Пусть в уме каждого будет радость.

Пусть в жизни людей будет сила, храбрость и долголетие.

Пусть в жизни людей будет удовлетворенность и благополучие.

Пусть жизнь будет яркой.  

Пусть ветра и реки будут ласковыми.  

Пусть наши дни и ночи будут сладкими.

Пусть каждая частичка земли приносит нам благость.

Пусть к нам приходит милость от Devatas (Божества), Akasha (пространство) and Pitrus (ушедшие предки). 

Пусть наша речь и мысли будут приятными.

Пусть окружающее нас общество будет нам приятно.

Пусть Vanaspati (Господь лесов) дарит нам милость.

Пусть солнце приносит сладость в нашу жизнь.

Пусть вся наша жизнь делает жизни других людей приятнее.

Давайте привносить блаженство в коллективное сознание.

 

В: Пожалуйста, расскажите, как обрести бесконечную и непоколебимую преданность, любовь к Божественному?

Шри Шри Рави Шанкар: Примите как факт, что вы обладаете такой несокрушимой преданностью.

Мудрец Нарада говорит в Бхакти Сутрах, что преданность, любовь к Божественному – это не объект, который можно получить. Если вы отбрасываете все сомнения, преданность уже есть.

 

В: Если мы изучаем юриспунденцию, мы гарантированно станем юристами. Если мы изучаем технические науки, мы гарантированно станем инженерами, если приложим усилия. Однако нет гарантии получить освобождение, если мы будем постоянно выполнять садхану и идти по этому духовному пути.

Шри Шри Рави Шанкар: Это гарантировано совершенно точно.  

Арждуна в Бхагават Гите задал такой же вопрос. И Господь Кришна ответил: 'Na hi kalyana-krt kascid durgatim tata gacchati', (Глава 6, строфа 40). "Тот, кто идет по духовному пути, будет подниматься только выше и выше".

В: Многие великие святые, несмотря на то, что сами получили просветление, не передали его никому напрямую. Они просто проповедовали, обучая шагам для его достижения. Почему Бог не даст просвятление каждому напрямую? Необходимы ли для этого самскары (впечатления)?

Шри Шри Рави Шанкар: Самскары необходимы. Если вы здесь, это значит, что когда-то вы проявили интерес и любопытство, чтобы прийти сюда. Без этого интереса как бы вы могли сюда попасть? Поэтому какое-то количество самскар необходимо.

Однако одних только самскар недостаточно. В жизни нужны самскары, возможности и милость  - небоходимо все это. И наряду с этим требуется также собственное усилие. Если вы хотите пойти на сатсанг, но продолжаете лежать в кровати, то разве это поможет?

Итак, собственное усилие, самскары, возможности и милость – все это необходимо.

 

В: Остается ли опасность припадков эпилепсии у тех эпилептиков, кто регулярно выполняет Садхану (духовные практики)?

Шри Шри Рави Шанкар: Это зависит от того, что человек ест, пьет и чем занимается в течение всего дня. Опасность этого остается, если присутствуют неправильные привычки в еде, питье и стиле жизни.

Если нервная система слишком застрессована, вероятность таких припадков существует. Если же человек ведет здоровый образ жизни, они не будут происходить.

 

Комментариев нет: