понедельник, 25 июля 2011 г.

Драгоценное знание об уровнях существования человека

26 августа 2010

В: По правде говоря, я не знаю как это сказать, это вопрос, который я давным-давно задаю себе, и он может показаться щекотливым. Я смотрю на всю эту вселенную и вижу, что всё взаимосвязано. И мне интересно, чем на самом деле ценно человечество в этой системе, и есть ли от нас хоть какая-то польза, пока мы существуем? 
Шри
Шри Рави Шанкар: Очень хороший вопрос! Какова цель жизни, зачем мы здесь? И знаете, вам следует похлопать себя по плечу. Если этот вопрос вошел в вашу жизнь, это значит, что ваш интеллект зрелый. Есть миллионы людей, которые всю жизнь живут и даже не задают этот вопрос – «Какова цель жизни? Зачем я здесь?» Они просто едят, пьют, смотрят телевизор, занимаются любовью или борьбой за что-нибудь и умирают. Они и понятия не имеют, они не останавливаются даже на минуту, чтобы подумать: «Что есть жизнь? кто я? чего я хочу? что я могу сделать и как я могу быть полезным?». Ни один из этих вопросов даже не проскальзывает у них в уме. Если эти вопросы пришли к вам, это значит, что вы начали жить. Ваша жизнь начала течь в верном направлении, и это путешествие есть то, что вы называете духовностью – выяснить со всей определенностью: «Какова цель жизни? Чего я хочу? Кто я?» Перед тем, как вы сможете спросить «Чего я хочу?», сначала вам следует знать, кто вы.
Что такое жизнь? Есть два важных аспекта  этого вопроса: один – это наука, а другой – духовность. Вы узнаёте посредством науки «ЧТО ЭТО?», а через духовность вы узнаёте «КТО Я?». «Я» и «ЭТО»; «ЭТО» вы понимаете с помощью науки, «Я» вы понимаете через духовность.
Что такое «Я»? Чтобы узнать, что такое «Я», сначала поймите «ЭТО». Что такое «ЭТО»?
«Это мир», «Это тело» и «Как это тело начало существовать?» Оно появилось в виде ребенка весом всего 4-5 кг. Потом ребенок взял все вещества от этой земли, и тело стало весить 50 кг. Так что же в этом теле, как это тело выросло?  

В: Вы говорили о теле. Я хочу знать, какова связь между телом и пятью элементами.
Шри Шри Рави Шанкар: Земля, вода, огонь, воздух, эфир – пять элементов. Если один из них теряется, это тело не может поддерживать свое существование, не так ли? Элемент земли – пища, элемент воды… Затем, вам нужен элемент огня, или тепло. Без тепла это тело не может существовать. Затем, воздух – без него существование тела тоже невозможно. И также без пространства, или эфира. Эти пять элементов являются условием или причиной существования тела. И что происходит с телом? Оно появилось из этих пяти элементов и вернется назад к этим пяти элементам – это наука.   
В мертвом теле тоже присутствуют пять элементов. Так какова разница между живым и мертвым телом? В живом теле есть жизнь. Что же такое жизнь? 
Когда этот вопрос возникает, вы понимаете: «О, есть ПРАНА – жизненная энергия», начинаете глубже изучать прану и тогда сознаёте, что есть нечто большее, чем прана. Что это? Это ум! О, тогда что такое ум? Сколько типов ума существует? Сколько функций имеет ум? Это любопытство и приводит вас в «Искусство Жизни».

В: Пожалуйста, не могли бы Вы рассказать чуть подробнее об этих уровнях существования, о которых Вы говорили?
Шри Шри Рави Шанкар:
  Ум, интеллект, память и эго – четыре функции ума, или, иными словами, ум имеет четыре аспекта.
Что такое ум? Вы слушаете? Если ваши глаза открыты и ваши уши, конечно, открыты, звук в любом случае попадает в ваши уши, но если ваш ум где-то в другом месте, сможете ли вы слушать меня? Нет! Не так ли? Получается, ум – это то, посредством чего вы воспринимаете, чувствуете, правильно? То, что проявляется вовне благодаря пяти органам чувств и практическому опыту, и есть ум.  
Хорошо! Итак, если вы получаете опыт посредством ума, тогда что такое интеллект? Познавая что-то на опыте, вы говорите: «О, это хорошо, это не хорошо, я хочу это, я не хочу то». Знаете, интеллект – это  оценивающий или различающий аспект. По ходу того, как я сейчас разговариваю, ваш ум говорит: «Ну, мне это не нравится» или «Я верю в это» или «Я в это не верю» - вы вступаете в диалог - это интеллект. 
И затем память, которая хранит всю информацию. Так, когда вы познаете что-то на опыте, иногда вы чувствуете: «О, я испытывал это прежде!» Когда вы наслаждаетесь яблочным пирогом не в первый раз, вы говорите: «О, я уже испытывал это удовольствие, я уже ел этот пирог раньше». Итак, память узнает прошлые опыты и хранит их в себе.
И далее эго. Эго – это «Я кто-то - я умный, я дурак, мне нравится это, мне не нравится то, я богатый, я очень бедный, я ужасен или я красив. Я кто-то. Я есть». Это эго. Когда вы понимаете это, вы чувствуете: «Имеет ли всё это какое-то значение? - Нет!» После понимания также и эго отсталость что-то еще. Что же это? Это внутреннее Я. 

© Фонд «Искусство Жизни»

 

Комментариев нет: