вторник, 7 февраля 2012 г.

Когда вы сомневаетесь, вы словно жмете на газ и на тормоз одновременно

10 июля 2011 г., Монреаль (Канада)

В: Дорогой Гуруджи, сознание Шивы и сознание Кришны - это одно и то же?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, да, это одно и то же. Сознание Кришны немного более озорное, вот и все. Когда оно спокойно, это сознание Шивы, когда активно - это сознание Кришны.

В: Есть ли в нашем сознании место, где все известно? Если да, то как туда попасть?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, наше сознание похоже на библиотеку. В библиотеке миллионы книг, верно? Библиотекарь хранит все эти книги, но ему необязательно знать их все наизусть. Он знает, где что лежит, и, когда необходимо, он это находит и использует.

Точно также, хотя наше сознание и хранит всю информацию, вам нет необходимости все всегда помнить. Это невозможно. Будучи в физическом теле, невозможно всегда все знать. Но когда вы в покое, когда ваш ум абсолютно тих, неподвижен, и нет ни желаний, ни неприятия,  ум просто свободен - тогда вы подобны библиотекарю, который обладает всей информацией. Тогда вы как владелец  библиотеки, у которого есть все знания, и он может получить доступ к ним, когда это необходимо. У юриста много книг, но он не помнит их все наизусть. Но когда появляется какое-то дело,  он точно знает, какую книгу открыть и куда ткнуть пальцем.

Точно так же наше сознание - это хранилище всего знания, верно. Когда вы в покое и свободны от метаний ума - вот тогда вы йог. Тогда вы получаете доступ к знанию. Вот почему спокойное сознание, сознание йога называется сарвагья. 'Tatra niratishayam sarvagya beejam' (В нем непревзойденный источник всякого знания
)  - это одна из йога-сутр. Когда вы пребываете в этом сознании, когда вы в состоянии самадхи, в этом состоянии есть зерно все-знания.

В: Как узнать, что я нашел своего Гуру?
Шри Шри Рави Шанкар: Я не знаю, как вы это узнаете. Это вам подскажет сердце. Вы не можете размышлять над этим . К этому нельзя прийти в рассуждениях. Просто расслабьтесь.

В: В чем отличие между душой, атмой, и дживой? Это одно и то же?
Шри Шри Рави Шанкар: Душа - это английское слово, атма - это санскрит. Санскритский корень английского слова self («внутреннее Я, сам») - swa.
Swa означает «атма». У истоков большинства английских слов вы найдете санскрит. Swa означает «внутреннее Я», Swa означает «атма». Джива - это внутреннее Я, ограниченное умом. Это как воздух внутри шара. Дживе присущи сукха – радость, дукха – страдание, сангхата- привязанности, отношения; чайтанья – сознание, дхрити – терпение, стойкость. Это пять свойств Дживы, внутреннего Я, ограниченного умом. Сангхата означает у него есть впечатления, вызванные привязанностями, отношениями.


В: Дорогой Гуруджи, как выработать в себе положительный настрой «Да» по отношению ко всему?
Шри Шри Рави Шанкар: Одного вашего желания иметь принятие достаточно, чтобы этого достичь.

В: Можете ли вы объяснить еще раз понятие «полый и пустой»?
Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, наша задача - стать пустыми, создать пустоту, а вы хотите это объяснить, поместить туда концепцию! Объяснение - это концепция, верно? Знайте, что с научной точки зрения все полое и пустое, ваше горло полое. Поэтому вы можете глотать и пить. Не так ли? Если бы желудок был не полый, как бы вы могли загружать туда столько еды? Верно? И он очень быстро становится снова пустым.

Смотрите, просто представьте: каждый день вы без усилий  съедаете 2 кг еды, не так ли? За год вы съедаете  750 килограмм продуктов. Это почти грузовик в год, и если вам 40 лет, за это время 40 грузовиков еды прошло через ваш желудок. Как это может произойти, если желудок не полый и пустой? Как бы вы могли вдыхать и выдыхать столько воздуха каждый день, если бы легкие не были полыми?

Проделайте вот что. Пойдите в лабораторию, маленький участок кожи поместите под микроскоп, и вы увидите, что кожа выглядит как сетка от комаров. Ваша кожа полая и пустая. Поэтому то, что мы говорим в медитации "Полый и пустой " - это достоверный факт. Просто будьте с этим фактом. Осознайте тот факт, что вы дышите, вы здесь, ваше тело здесь. Осознайте тело отдельно от пола под собой, пол отдельно от тела, а кожу – отдельно от одежды. Когда мы продолжаем анализировать, рассматривать это именно так, случается медитация. Случается или нет? Кто из вас имел опыт хорошей медитации сегодня?

Нас сопровождают три аспекта: тело, дыхание и ум. Вы никогда не обращаете на это внимания. Тело - это один аспект, дыхание - другой, а то, что наблюдает и знает, - это ум, это еще один аспект. Как только вы увидите эти три аспекта отдельно, тогда – бах! - и что-то происходит.

В: Дорогой Гуруджи, я лгал, используя ваше имя, и каждый день я чувствую себя виноватым из-за этого. Как избавиться от чувства вины? Я обещаю, что никогда больше не буду этого делать.
Шри Шри Рави Шанкар: Ну, это уже произошло. Вы дали обещание, и это уже произошло. Двигайтесь дальше. Я знаю многих людей, которые использовали мое имя таким образом, и люди тоже об этом знают. Люди берут имя Гуруджи и прокладывают себе им путь. В любом случае, нет смысла сожалеть о прошлом. Вы дали обещание, и вы не сделаете этого снова. Поэтому двигайтесь дальше, ок? И всё.

В: Куда направлять энергию во время молчания? Куда направлено внимание, когда мы гуляем? Спасибо, Гуруджи!
Шри Шри Рави Шанкар: Две вещи: наблюдайте за природой, и второе, наблюдайте за собой, вашим собственным дыханием, вашим собственным телом. И делайте это с минимумом усилий. Не надо прилагать много усилий. Хорошо? Легкого осознания уже достаточно; многие люди прилагают так много усилий к этому. Тогда у них болит голова, и они устают. Не следует этого делать. Весь процесс проходит без усилий, садхана - абсолютно без усилий. Понимаете? Единственное усилие, которое вам следует приложить - это не есть много. Если еда слишком вкусная, сообщите на кухню. Скажите им готовить не так вкусно. Вот в чем проблема - еда слишком вкусная, поэтому вы хотите еще и еще. Если вы не едите слишком много, то вы в порядке. Слишком много еды делает вас вялыми. Тогда медитация не происходит. Нужна умеренность, голодать тоже не надо, просто ешьте нужное количество еды.

В: Гуруджи, как улучшить умение общаться с людьми?
Шри Шри Рави Шанкар: Самое важное: говорите меньше, больше наблюдайте.
Затем, не настаивайте слишком на своих идеях, так, что другие люди не могут их переварить или принять, понимаете? Не сыпьте своими идеями постоянно. Иногда мы это делаем, выплескиваем слишком много своих идей. И вы даже не замечаете, улавливает ли, понимает ли их другой человек.
Третье: не докучайте людям историями о своих успехах и поражениях. Истории о ваших поражениях также скучны, как и истории об успехах. «О, я пошел туда, сделал это, сделал то», и собеседник думает «О Боже, когда этот парень остановится?!" Но в вашем уме столько радости, пока вы говорите; вы совершенно не учитываете способность другого человека слушать. Мы не думаем о том, способны ли они слушать, или интересно ли им это. Кто из вас согласен с этим? Нам следует за этим следить. И тогда, вместо того, чтобы говорить людям о том, что вам нравится, спросите их, чего они хотят, что им нравится.

Иногда мы заявляем о том, что нам нравится и что не нравится. Кто просит вас заявлять, декларировать это? Это же не налоговая служба, которая просит вас декларировать свое имущество и достижения, мы слишком далеко заходим в своем стремлении заявить о своих успехах и предпочтениях. Для того, кто слушает, вы представляетесь человеком, сконцентрированным только на себе. Оставьте это. Чем более вы милы, приятны в общении, чем более вы центрированы, тем больше вы нравитесь людям. Что скажете? Правильно.

Будьте центрированы, и вы ничего не будете хотеть от другого человека. Умом мы ищем признания окружающих, мы хотим, чтобы нас ценили другие, мы хотим от них какой-то благосклонности. Благосклонность, признание или уважение других -  это те вещи, которые тормозят вас в том, чтобы быть более дружелюбными с людьми. Когда вы скажете в душе: «Я ничего не хочу от этого человека, мне не надо, чтобы меня оценили по достоинству», тогда вы увидите, как внутри вас происходит большой сдвиг. Это не высокомерие, не из высокомерия я не хочу ничего от другого человека. Понимаете, что я говорю? Есть разница между высокомерием и тем, о чем я говорю. В высокомерии вы все равно хотите признания, верно? Не ищите оценки или признания от других. Вам следует помнить, что все сидят в своих маленьких мирках.

В: Дорогой Гуруджи, поделитесь, пожалуйста, что вы испытываете по время глубоких медитаций?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто ощущение себя. Так же как у врачей есть своя этика, у гуру есть своя этика - не рассказывать о своем опыте. Иначе вы будете сидеть с закрытыми глазами и говорить: «О, я хочу этот опыт! О, Гуруджи в самади, я тоже хочу такое самади!» Нет.

В: Гуруджи, кто такие арийцы?  Пожалуйста, объясните происхождение разных рас - азиатов, европейцев...
Шри Шри Рави Шанкар: Ну, у антропологов есть теории и логические заключения, и многие не соглашаются и спорят с ними. Это все есть в книгах по истории, мои дорогие. Появилось так много теорий, не заморачивайтесь ими. Это все происходит оттого, что некоторые предполагают, что люди зародились в одном месте и позже расселились по всему миру. Но не факт, что человечество зародилось в одном месте. Зарождение могло происходить в десятках мест одновременно. Почему должно быть только одно место происхождения? Это заблуждение - так думать.
Историки прошлого мыслили линейно. У них было одно происхождение и все происходило оттуда. У них не было сферического мышления, предполагающего, что жизнь могла появиться одновременно в нескольких местах... Верно? В Пуранах говорится, что это произошло не в одном месте. Люди появились одновременно в нескольких местах. И эта мысль, что у разных наций не один источник, кажется более верной.

В санскрите, "арья" означает "благородный", вот и всё. Что означает арья? «Благородный, культурный, цивилизованный, образованный» - поэтому это просто образованный культурный человек, мистер, как вы говорите.  Мистер или мисс, уважаемый - вот как обращались к арийцам. Это способ, которым люди обращались к хорошо образованным, культурным людям - арья. Слово "сэр" похоже на слово "арья". Это слово используется во всей драматической литературе на санскрите. В Ведах говорится: "Krinvantovishvam aryam" – «давайте сделаем весь мир "арья"». Это означает, давайте сделаем всех образованными, культурными, цивилизованными - вот что это означает.

В: Если кто-то поступил со мной несправедливо, следует ли мне взять дело в свои руки и постараться наказать этого человека, или оставить мирозданию исправить его?
Шри Шри Рави Шанкар: Конечно, это требует больше усилий, смелости, ума - направить кого-то. Если у вас есть терпение, делайте это. А если вы видите, что вам это дорого обходится и страдают ваши нервы, оставьте это мирозданию.

В: Дорогой Гуруджи, когда стоишь перед выбором между двумя одинаково привлекательными возможностями, каким определяющим фактором руководствоваться, чтобы сделать выбор?
Шри Шри Рави Шанкар: Такая ситуация может случиться только с двумя вещами – либо с работой, либо с отношениями! В таком случае мое единственное напутствие: "Выбор ваш, благословение - мое".

В: Иногда у меня хорошо получается управлять своими мыслями, а в другие дни даже йога, медитации и крия не помогают. Что мне делать? Спасибо.
Шри Шри Рави Шанкар: Хмм. У вас слишком много мыслей?  Если с вашим кишечником не все в порядке, то и мысли путаются. Поэтому поможет очищение тело через аюрведу, с помощью трифалы. Второе: пранаяма, бастрика, интенсивный труд, физическая нагрузка; идите на дорожку и бегайте. И, в конце концов, позвольте мыслям быть. Почему вы хотите избавиться от них? Не боритесь с ними. Они приходят и уходят. Лучше не лезть в них. Так ведь? Постоянный поток мыслей, которые бомбардируют ваш ум – это логические мысли, за них отвечает одно полушарие. Другое полушарие – за музыку. Когда вы хотите сдвига, пойте, погружайтесь в музыку. Активность будет  в другом полушарии. Но если какой-то определенный страх или желание мучают вас снова и снова, предложите это Божественному. Вот и всё.

В: Иммигранты из стран третьего мира постоянно находятся в стрессе. Пожалуйста, подарите нам слова мудрости и любви в это время расовой дискриминации и разваливающейся экономики.
Шри Шри Рави Шанкар: Верьте и знайте, что случится только самое лучшее. Даже если в первый момент это не кажется лучшим для вас, в длительной перспективе, если вы посмотрите на себя, на свою жизнь, то увидите - с вами происходит только самое лучшее. Вам нужно в это верить. Это поможет вам справиться, ок? Это также может укрепить вашу санкальпу, намерение. Когда вы сомневаетесь: «О, может у меня эта проблема, может, я не справлюсь», взгляните на свое сомнение, как на торможение, когда вы ведете машину. Ваша машина на ручнике, а вы едете. Поэтому знайте, что в жизни с вами произойдет только самое лучшее. И все. Расслабьтесь. ОК?

В: Дорогой Гуруджи, пожалуйста, расскажите что-нибудь про Шиву. Я поклоняюсь Шиве, и он привел меня в «Искусство Жизни» и к Вам.
Шри Шри Рави Шанкар: Шива - это принцип, первоэлемент, откуда все рождено и куда все уйдет. От Шивы невозможно уйти. "Шива таттва" означает принцип Шивы. Шива - это не человек. Шива - это пространство, это сознание. Чтобы описать это, Шива изображается голубого цвета. Голубой цвет символизирует небо. Знаете, описание Шивы так прекрасно (цитирует стихи на санскрите), это как освобождение, освобождение от всего. Это Бог, тот, кто самый всемогущий, он везде. Нет места, где бы его не было. Это то, где находится все знание, это сознание, это пространство. У него нет свойств. Он никогда не рождался. Шива никогда не рождался, и у него нет никаких свойств. Это состояние самади, где нет ничего, только внутреннее небо сознания. Вот что такое Шива.

Это то, где есть бдительность и нет действия. Чтобы описать бдительность, вокруг шеи Шивы изображается змея. В руках Шивы изображают трезубец - что означает, что он за пределами трех состояний - бодрствования, мечтаний и сна. Шива держит трезубец, что означает, что он за пределами трех состояний, в четвертом состоянии, которое абсолютно благостно. Это состояние, в котором существует всё во вселенной - темное пространство, темная энергия. Ученые начали называть это темной энергией, темным пространством - в котором существует все остальное. Солнце, Луна, звезды - всё существует в одном этом плотном состоянии сознания.

В: Гуруджи, когда мы делаем практики, крию и медитацию вместе с другими, влияет ли на нас негатив и плохая карма других?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет,  нет, нет, абсолютно нет. Не беспокойтесь. Если вы чувствуете, что на вас влияют негативные чувства или депрессия других людей, просто скажите «Ом Нама Шивая» несколько раз. И все уйдет. Это бывает. Когда люди в сильной депрессии и в плохом состоянии, и вы встречаетесь с ними, вы можете это почувствовать. Кто из вас чувствовал, что, когда вы встречаете людей в сильной депрессии, что-то происходит с вашим собственным телом? «Ом Нама Шивая, Джей Гурудев» - и все исчезает.

В: Гуруджи, я хочу дружить со всем миром, но мой ум является барьером, большим барьером.
Шри Шри Рави Шанкар: Подружитесь с умом. Если вы считаете его барьером, он будет барьером. Если вы считаете его другом, он будет другом.

В: Как можно отпустить мысли о прошлом, которые продолжают возвращаться?
Шри Шри Рави Шанкар: Сделайте одну вещь: сердечно обнимите эту мысль. Не старайтесь избавиться от нее, вот увидите - она уйдет.

В: Как двигаться дальше, если сердце разбито и закрыто? Спасибо, люблю Вас.
Шри Шри Рави Шанкар: Вы в правильном месте. Знаете что, вам следует помнить о своей смерти, что вы однажды умрете. Вот и всё. Вся эта драма закончится. Где вы? Проснитесь, проснитесь. Мы все однажды придем к концу. Все закончится. Что-то сильно вас беспокоит? Это потому что вы забыли, что вы умрете. Помните о неизбежности смерти или просто осознавайте, что мы все однажды умрем, все закончится, и ничего не будет вас больше беспокоить. Понимаете
?

© The Art of Living Foundation

 

Комментариев нет: