воскресенье, 17 июня 2012 г.

Каждая жизнь имеет цель

 12 февраля 2012 г.

 Разве эта бхаджана не чудесна? (на стихи Басаванны, философа 12 века из Карнатаки) В ней говорится, что тело, ум и всё, чем мы обладаем, принадлежит Божественному. Так зачем беспокоиться? Отличительная черта преданного - он ни о чем не переживает. У вас в жизни будут и хорошие, и плохие времена, но вы должны поддерживать себя в состоянии равновесия.

Когда в моменты высочайшей преданности на глазах появляются слезы, ум очищается. Знание очищает интеллект. Благотворительность очищает богатство. Йога и Аюрведа очищают тело. Сева (служение) очищает карму. Медитация очищает душу.

Чтобы очистить интеллект, слушайте знание. Что такое знание? Это осознание того, что всё непостоянно, а мы просто свидетель всего, что происходит. Пусть наш ум сольется с внутренним Я. Ум – это волна, внутреннее Я – океан. Нам нужно постоянно направлять ум вовнутрь. Тогда вы увидите, что все беспокойства исчезают и ум становится пустым.

Размышляйте над вопросом «Кто я?» Хаос повседневной жизни всегда будет присутствовать, но есть что-то за пределами всего этого. Будьте свидетелем того, что происходит. Размышляйте над этим снова и снова. Думайте об этом по полминуты, когда просыпаетесь и когда ложитесь спать - постоянно не надо думать. Спрашивайте себя: «Кто я?». Говорите себе: «Мне ничего не нужно от этого мира». 

По мере вашего роста вы будете чувствовать, что вы вообще не из этого мира. Вы будете чувствовать, что просто пришли сюда, в эту деревню, населенный пункт, но ваша родина где-то в другом месте. У вас будет такое ощущение, что ваш дом где-то в другом месте, а здесь вы просто как путешественник. Тогда вы осознаете, кто вы. 

Разве ваш ум – не единственное, от чего у вас все проблемы? С помощью знания ум очищается, а в очищенном уме отражается Божественность.

Благотворительность очищает богатство. Отдавайте 1-3 % ваших доходов на нужды общества. Те, кто могут себе позволить, могут тратить больше. Если нет - отдавайте, сколько можете.  

В: Как одолеть шесть врагов ума (
Arishadvarga – желание, гнев, жадность, привязанность, гордость, и зависть/ревность?

Шри Шри Рави Шанкар: Если вам нечем заняться, тогда вожделение не дает вам покоя. Если вы заняты весь день, эти мысли не появляются в вашем уме. Вы приходите домой уставшими и ложитесь спать.

Когда у вас в жизни есть большая цель, мелкие желания не будут вас тревожить. Если вас все сильнее и сильнее беспокоят жадные мысли или мысли об обладании, будьте жадными до самого высочайшего. А что самое высочайшее? Божественность.
Будьте разгневанными на несправедливость. Злитесь по серьезным поводам, не по пустякам.

Будьте горды тем, что Божественное принадлежит вам.

Ревностно относитесь к севе. Если кто-то делает севу, делайте севы больше, чем он. Если кто-то добрый и щедрый, будьте добрее и щедрее его.

А главное, дышите пранаяму. Благодаря пранаяме вся эта нечистота уходит прочь. Пранаямавеличайшее искупление.


В: Гуруджи, любовью можно избавить мир от ненависти, но как это на деле возможно - любить человека, которого ненавидишь? 

Шри Шри Рави Шанкар: Во-первых, не пытайтесь его любить. Сначала примите его. Почему вы его ненавидите? Вы его ненавидите, потому что он сделал что-то очень плохое, верно? Вы ненавидите его поступки - вот почему вы ненавидите этого человека. Вы ненавидите кого-то, потому что он вор, или лжец, или обманщик. Ложь и обман – это всё действия человека.

Вам следует знать, что человек больше, чем его действие. Действие – это просто козырек крыши, это не весь дом. Если сравнивать человека со зданием, то действие – это просто балкон. Дом намного больше. Не думайте, что балкон - это дом.
Вы ненавидите кого-то из-за действий. Но действие можно исправить, так ведь? Но почему человек поступает именно так? По определенным причинам. Ведь у каждого действия есть причина. Когда вы разберетесь, почему совершается негативное действие, почему человек совершает дурной поступок, вы обнаружите две причины. Первая – невежество, это главная причина. Вторая – человеку причинили боль, и он сам является жертвой. Если человек жертва, если ему больно, он сам может давать другим лишь боль. Если вы счастливы, блаженны, вы даете блаженство. Если у вас есть любовь, вы даете любовь. Вы можете давать только то, что у вас есть. Если вас обидели, значит, эти люди сами наполнены обидой. Они либо страдают, либо невежественны, некому было их научить. Когда вы это осознаете, вы почувствуете сострадание.
Когда ребенок поступает неправильно, вы считаете его за это ответственным? Нет. Вы говорите: «Это всего лишь ребенок, он поступил так по незнанию», «Он разбил вазу» или «Он разбил стакан». Вы принимаете это с великодушием и рассматриваете ситуацию с состраданием.
Итак, вы считаете людей, которых ненавидите, равными себе или думаете, что они отдают себе отчет в том, что делают. Вот почему вы их ненавидите. Но если вы расширите свое видение, вы поймете, что они либо невежественны, либо страдают или больны. Как вы можете ненавидеть того, кто болен или невежественен? Что
вы в этом случае обычно делаете? Вы проявляете сострадание. Поэтому не пытайтесь их любить. Расширяете свое видение, и вы будете сострадательны к ним. А когда сострадание достигает своей наивысшей точки – это и есть не что иное как любовь. Вам придется пройти эти две ступеньки. Не прыгайте сразу на вторую ступень!

В: Гуруджи, я работаю преподавателем. Некоторые студенты, пользуясь тем, что у меня плохое зрение, разговаривают или едят в аудитории во время моих лекций. Как их контролировать?  

Шри Шри Рави Шанкар: Прежде всего поймите, что они это делают не потому, что у вас плохое зрение. Такие же неприятности возникают даже у тех преподавателей, которые их хорошо видят. На самом деле, с вами студенты поступают намного мягче. Другие преподаватели и профессора имеют проблемы даже похуже. Студенты бросают в них помидоры и вообще ведут себя не очень цивилизованно. Как учителю, вам нужно иметь большое терпение и определенное чувство юмора. С помощью юмора вы можете выправить эту ситуацию.


В: Гуруджи, я знаю двоих человек, которые ездили в храмы близ Мадураи читать на пальмовых листьях (гадание). Я знаю их лично. Они в жизни не занимались никакой садханой (духовными практиками) и вообще ничем духовным. Им сказали, что это их последнее рождение. Я смотрю на себя - в отличие от них, я человек, практикующий садхану, но все равно борюсь с множеством влияний и слабостей.  Возможно ли, чтобы человек, живущий свое последнее рождение, проводил свою жизнь вообще без какой-либо садханы? 

Шри Шри Рави Шанкар:  Во-первых, не сравнивайте себя с ними, хорошо? Многие предсказания не на 100 % точны. Иногда ни верны на 60-70 %. Поэтому вам следует всегда делать на это скидку, оставлять пространство для вариантов. Иногда, чтобы воодушевить преданных, им говорят: «Это твоя последняя жизнь, тебе лучше заниматься садханой». Так им там говорят. Пожилые люди обычно так говорят: «Давай, это твой последний шанс. Делай-ка лучше садхану». Это может быть сказано и такими словами. Но вы не должны себя сравнивать с другими. Хорошо?
Второе: вы никогда не знаете, когда человек начнет практиковать садхану или сколько он практиковал ее в прошлом. Жизнь необъятна, она бесконечна. Лучше всего смотреть на себя и видеть, насколько вы сами выросли. Разве
вы не выросли? Вы выросли очень сильно. Наблюдайте за своим собственным ростом, и вы ощутите больше уверенности, чтобы двигаться дальше. Не переживайте, у вас тоже будет последнее рождение. А если мы должны снова придти сюда, мы придем. Что с того? Когда вы уходите со знанием, вы и приходите со знанием. Когда вы уходите со страданием, вы вернетесь со страданием. Вот так обстоят дела.


В: Гуруджи, как быть с нервозностью во время экзаменов?

Шри Шри Рави Шанкар: Дышите уджай. Пранаяма и уджай обязательно помогут. Или пойте «Ом Намах Шивая» или «Джей Гурудев», что-нибудь такое.


В: Почему существует всё это творение?

Шри Шри Рави Шанкар: Чтобы вы могли задать этот вопрос, а я мог ответить! (смех)
А почему бы ему не существовать? Оно замечательное. Просто храните в себе этот вопрос, однажды вы найдете ответ - и тогда придите и скажите его мне. А я вам скажу, правильный он или нет!


В: Касательно речи, что такое сатья (правда) и асатья (неправда)? И когда мы даем клятву говорить только правду, что мы под этим подразумеваем?  

Шри Шри Рави Шанкар: Быть правдивым с собой, честным с собой. Вот что это такое. Если ваша совесть говорит: «Я не хочу этого делать», не делайте это. Если она говорит, что вы должны это делать,  вам следует это делать. Уловили?

Если вы лжете, все ваше тело теряет силу. Вот почему говорится: «Satyam Bruyat, Priyam Bruyat, Na Bruyat Satyam Apriyam, Priyam Cha Nanrutam Na Bruyat (esha dharmah sanatanah)» - «Говорите правду, говорите приятную правду. Не говорите неприятную правду и не говорите сладкую ложь». Это древняя Санатана Дхарма. Есть эти строфы, но мы не знаем, кто их написал. Они называются Субхашита, что означает «золотые слова», «бесценные строфы». И их тысячи, они существуют с древних времен. Раньше они печатались в наших школьных учебниках, но я не знаю, что произошло – сегодня они все убраны. Нам нужно снова их туда поместить. 


В: В храмах полубоги изображены со сложенными руками. Как же они дают благословения?

Шри Шри Рави Шанкар: Есть различные положения богов и полубогов. Все они молятся Шиве. В некоторых храмах вы можете видеть Ханумана со сложенными руками, а в других храмах его руки простерты для благословления.


В: Гуруджи, почему влюбиться так легко, а сохранить любовь так трудно?

Шри Шри Рави Шанкар: Из-за привязанности. Вы прилипаете. Вы влюбляетесь и становитесь полицейским, агентом сыска, который постоянно вынюхивает каждую мелочь и погрязает в этом.

Когда у вас более широкое видение, есть большая цель и хватает работы, даже когда вы влюбляетесь – то вы будете продолжать ощущать любовь постоянно.


В: Как пребывание с природой, которая вовне, может вести нас к нашей природе, которая внутри нас? Пожалуйста, не могли бы Вы подробно рассказать о взаимосвязи природы и духовности?  

Шри Шри Рави Шанкар: Это называется Лайя Самадхи. Если вы созерцаете небо, продолжаете долго на него смотреть, в момент, когда вы закрываете глаза, всё, что вы чувствуете – это небо снаружи и небо внутри.

То же самое происходит, когда вы смотрите на солнце, наблюдаете закат. Вы не можете смотреть на солнце слишком долго, вы смотрите на него лишь какое-то время. Потом закрываете глаза, и ваш ум становится тихим и неподвижным.


В: Дорогой Гуруджи, говорят, что санскрит – язык, возникший из природы. Что в нем такого значимого, что все древние тексты написаны на нем? Сегодня он все еще используется?

Шри Шри Рави Шанкар: Да. На прошлой неделе я слышал, что в Новой Зеландии в одной из школ санскрит адаптировали для детей, и после этого все ученики преуспевают в работе с компьютерами. Говорят, санскрит очень подходит для такого обучения. Он вызывает определенные нейролингвистические изменения в мозгу, так что он очень полезен.

В: Гуруджи, каково было значение изображения Господа Ханумана в колеснице Арджуны (в Махабхарате)?

Шри Шри Рави Шанкар: Ну, в те дни люди использовали определенные флаги, так же, как сегодня каждая политическая партия их использует. Партия "Индийский национальный конгресс" имеет флаг с символическим изображением пальмы, другая партия пользуется изображением цветка лотоса. Так же и в древние времена использовалось изображение Ханумана, потому что это символ победы. Кришна выбрал его, потому что Кришна всегда побеждал, за что бы ни брался. Он сказал Арджуне: «Хорошо бы тебе взять изображение Ханумана для своего флага». И Арджуна взял его, он послушался.

Хануман был символом победы в прежние времена, когда Рама сражался в войне против самого процветающего королевства, Шри Ланки. Рама сражался, имея в распоряжении лишь стаю обезьян и горстку людей - это было слабое войско. А с другой стороны была сильная армия плюс огромное могущество и богатство.
Говорится, в те дни Шри Ланка была такой богатой, что каждая крыша там была из золота. Это
был золотой город. Колонны каждого дома были украшены драгоценными камнями. Поэтому когда Рама пришел из Индии в Шри Ланку, он сказал: «Такой потрясающий город! Но даже, несмотря на то, что он так богат и полон золота, я предпочитаю вернуться на родину. Моя родина лучше, чем небеса». Поэтому Рама вернулся домой после победы в той войне.
Хануман был символом победы над видимыми слабостями. Он тот, кто кажется слабым физически, но очень силен духовно.

Итак, Пандавов было только пятеро, а Кауравов сотня. Для сражения силы в любом случае были неравны. Чтобы сражаться, соотношение сил должно быть, по крайней мере, 50 на 50. Поэтому, чтобы придать Арджуне внутренних моральных и душевных сил, Кришна сказал: «Давай возьмем Ханумана как флаг. Помни, они это сделали (войско Рамы одержало победу) Ты тоже можешь». Вот что сказал Кришна.

В: Гуруджи, брак - это отношения или оковы? Если это отношения, почему они ощущаются как оковы, а если это оковы, как превратить их в отношения?

Шри Шри Рави Шанкар: Зависит от того, как вы на это смотрите. Если вы держите друг друга за горло, это ощущается как оковы. Если вы идёте вместе плечом к плечу, это ощущается как опора.
Так что будьте опорой друг для друга, будьте партнерами и двигайтесь вперед. Будьте спутниками жизни друг друга. В мире так много людей, которые не чувствуют себя одинокими с тех пор как поженились, они построили хорошие отношения, основанные на поддержке.

Если нет чувства принадлежности, приходит ощущение оков. Вот почему я говорю, что муж и жена должны иметь общую цель. Если есть большая цель, фокус переключается на нее, и отношения будут хорошими.


В: Гуруджи, иногда люди вокруг нас, особенно наши старики, скованы кастовыми правилами и ограничениями, навязанными обществом, и неспособны мыслить вне этих рамок. Если что-то хорошо для них, они не готовы это принять. Что
нам следует делать в этой ситуации?

Шри Шри Рави Шанкар: Постепенно помогайте им понять. Убеждайте их. Вам надо посмотреть, насколько они уперты и сколько усилий вы готовы приложить. Исходя из этого, вы должны достичь компромисса тем или иным способом. Либо вам нужно заставить их пойти на компромисс, либо, если это абсолютно невозможно, вам самим придется пойти на компромисс и чем-то пожертвовать. Это должно быть сделано с обеих сторон. Если обе стороны очень жестки и непреклонны, тогда проблем больше. Но если вы готовы потерпеть трудности и есть надежда, что со временем будет легче, тогда вы должны брать и действовать.    


В: Гуруджи, мой внук спрашивает, были ли у Брамы, Вишну и Шивы родители, а также бабушки-дедушки. Как
мне ответить ребенку?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы должны ответить, что Вишну – отец Брамы, потому что Брама родился из пупка Вишну. Вишну шакти (энергия) пришла от Шивы, а Шива был рожден от света. Маленькие дети поймут только такое объяснение. Дайте им теннисный мячик и попросите ответить вам, где он начинается и заканчивается.


В: Когда мы знаем, что в данный момент совершаем ошибку и все равно продолжаем это делать, как тогда быть? Несмотря на то, что мы продолжаем совершать ошибки, Бог к нам добр. Почему
?

Шри Шри Рави Шанкар: Прочитайте книги «Празднование тишины» (Celebrating Silence) и «Празднование любви» (Celebrating Love).В них я говорил об этих вещах.


В: Я из штата Уттар Прадеш. У нас повсюду идут предвыборные баталии. Круг (символ одной из индийских партий) сдулся, Слон (символ одной из партий) хочет нас растоптать, Рука (символ одной из партий) хочет нас задушить, Лотос (символ одной из партий) вообще не цветет. Что простому человеку, такому как я, делать в этой ситуации? За кого ни голосуй, в итоге все равно проблем не оберешься.  

Шри Шри Рави Шанкар: Даже я думаю так же! Давайте объединимся и найдем решение. Что нам делать? Мы сядем все вместе и подумаем об этом. Но сейчас идите и проголосуйте. Не голосуйте за партию, но смотрите на человека, стоящего за символом, хороший ли он. Идите и отдайте за него голос, если за ним не тянется криминальное прошлое. Не отказывайтесь от голосования. В этот раз сделайте это, в следующий раз мы что-нибудь сообразим. (смех) Если хорошие люди, за которых вы проголосовали, проявят себя, страна будет развиваться.


В: У всех есть своя роль или цель в жизни? Принимает ли сознание какое-то решение перед тем, как воплотиться в каждой последующей жизни?

Шри Шри Рави Шанкар: Правильно, вы уловили! Каждая жизнь имеет цель. Ни одна былинка здесь не растет без цели. И она открывается в нужный момент естественным образом. Просто продолжайте делать то, что должны, будьте полыми и пустыми, медитируйте и выполняйте служение. И вы увидите, всему настанет свое время.


В: Поскольку все меняется, ничто не остается прежним, цель нашей жизни тоже временами меняется?

Шри Шри Рави Шанкар: Да. Любые перемены возможны.

 

Комментариев нет: