среда, 19 марта 2014 г.

Служение (сева) – это ваша истинная природа

22 август 2013 г.

Бангалор, Индия

 

Вопросы & Ответы

Expand all Q&A

В: Гурудэв, желание обрести Мокшу (освобождение) само по себе является желанием, и в то же время освобождение необходимо. Но пока есть желания, человек не может познать Бога. Пожалуйста, разъясните.

Шри Шри Рави Шанкар: Очень естественно иметь желание освобождения. После того, как все ваши желания исполнены, остается только одно это желание. В состоянии полной сдачи, в состоянии Самадхи (состояние блаженства и невозмутимости в соединении с осознанностью) желание освобождения расцветает само по себе (без усилий).

Святой Кабир часто просил людей отказаться от всего, отбросить все и посвятить себя Божественному. Однажды к святому Кабиру пришли несколько учеников. Они пытались показаться очень умными. Они сказали ему: "Если мы должны отказаться от всего, тогда почему мы должны продолжать делать Naam-Japa (джапу, повторение на четках имени Бога)? Мы должны от этого тоже отказаться!" Итак, они отказались от всего – от своих домов, своих родителей, своего Гуру и даже пропевания имени Бога (джапы).

Тогда святой Кабир ответил: "Вы отказались от пропевания святых имен Господа, но вы не смогли отказаться от своего гнева, своего вожделения. Дорогие мои, что вы наделали?" Видите ли, когда вы отпускаете джапу без усилий, тогда все в порядке (это означает, что вы достигли состояния глубокой преданности Божественному и непреходящего чувства единения с ним). Ученики ответили святому Кабиру, что им просто было лень пропевать имена Бога.

Я только вчера об этом говорил. Люди часто говорят: "О! Мне стало так скучно это делать!" Вы же не ощущаете лень или скуку, когда едите? Но к вам приходит лень, когда вы делаете что-то хорошее. Почему бы вам не отказаться от еды? Вы моетесь каждый день, но вам не скучно это делать. Вам не наскучивает чистить зубы. Просто понаблюдайте за собой - что вы говорите, что вы делаете и куда вы идете.

Вот почему Господь Кришна сказал в Бхагавад Гите:

Na hi kascit ksanam api jatu tisthaty akarma-akrt |
Karyate hy-avasah karma sarvah prakrti-jair gunaih || (3.5)

Это означает, что никто в мире не может оставаться ничем не занятым. Мы должны делать хоть что-то. И что бы мы ни делали, мы должны это делать, используя свою вивеку (способность различать), и мы не должны подчиняться внезапными порывам своего ума. Если вы пришли в этот мир, сделайте что-то хорошее, что принесет всем пользу. Не оставайтесь поглощенными мыслями только о том, что вы получите. Нет ничего, что бы вы могли забрать из этого мира. Отсюда нельзя ничего забрать.

Вы пришли, чтобы дать. Вы пришли сюда сделать что-то полезное для всех. И вы все должны объединиться в служении. Не жалуйтесь: "Я не получаю никакой радости и удовольствия, выполняя севу". Выполнение севы ради получения удовольствия или какого-то удовлетворения является очень примитивным подходом в  жизни. Если вы делаете севу только потому, что вы получаете от этого своего рода удовольствие или радость, тогда вы долго не продержитесь. Вы делаете служение, потому что не можете иначе. Другого варианта нет.

Здесь сидит так много учителей. Если вы учите только потому, что получаете удовольствие от процесса, тогда это долго не продлится, потому что спустя какое-то время вы перестанете этим наслаждаться. Но если вы делаете это, потому что людям это нужно и это может принести им пользу, тогда программы точно будут продолжаться. А если вы выполняете служение только для удовольствия, тогда вы эгоист.

Многие приходят делать служение. Они говорят: "Мы чувствуем себя счастливыми, поэтому мы делаем севу". А затем, спустя какое-то время, они начинают требовать и жаловаться на все. Если кто-то делает севу лучше, чем они, они критикуют этого человека, одергивают и унижают. Они говорят: "Я делаю такую хорошую севу, но никто не ценит меня и не признает мои заслуги". Видите, сколько у ума способов поймать вас в паутину своей логики, так, что вы даже и не заметите.

Именно поэтому говорится, что когда Гуру присутствует, ум отсутствует. А когда присутствует ум, то отсутствует Гуру (имеется в виду, что человек теряет широкое видение и становится ограниченным, он захвачен ограниченными желаниями и страстными стремлениями ума и интеллекта). Таким образом, либо слушайте свой ум, либо своего Гуру.

В прежние временя Гуру «разрушали» ум. Желание ученика вообще не принималось во внимание. Если вы хотели поехать в Майсур, Гуру посылали вас в Хайдерабад. Они разрушали любое желание, которое вы выражали, даже самое незначительное. Если вы были голодны, они садились и начинали говорить, минимум, в течение часа. Просто чтобы разрушить желания. Потому что основной верой было то, что, когда вы преодолеваете желания, вы подчиняете себе материальный мир.

Ум делает вас беспокойными, он заставляет вас бесцельно бродить из одного места в другое (в поисках удовлетворенности). Некоторые меняют рабочее место. В Америке и других странах люди постоянно меняют даже своих девушек. Подходя к 60-летнему рубежу, они заявляют, что не нашли родственной души даже после поисков по всему миру. Они задают мне вопрос, найдут ли они когда-нибудь свою родственную душу. Я говорю им подождать еще двадцать лет, пока они не попадут на небеса. Вы женитесь только там. (Смех) Если вы всегда будете идти на поводу у своего ума, вы никогда не успокоитесь.

 

В: Дорогой Гурудэв, говорят, что Веды вечны, но, тем не менее, мантры связаны с различными риши (мудрыми святыми или провидцами). Как Веды могут быть вечными, если они были обнаружены, «разработаны» риши?

Шри Шри Рави Шанкар: Посмотрите, закон Ньютона вечен. Он существовал всегда. Но именно Ньютон показал его миру. Он открыл существование этого закона. Точно так же и мантры всегда были в Акаши (пространстве). Риши просто были теми, кто «загрузил» их из пространства. Таким образом, они донесли эти мантры до людей и рассказали об их ценности. Вот почему никогда не говорят, что риши написали эти мантры. Это произошло через процесс распознавания, что означает, что они обнаружили и услышали эти мантры и потом вынесли это для всех. Риши не ставят себе в заслугу ничего более, как только то, что они распознали и донесли их до людей. Они не говорят: "Мы создали эти мантры". Никто эти мантры не создавал.

Вот почему говорится, что это Апаурешья (то, что достигается без усилия или вмешательства человека). А Паурешья (Paureshya) означает то, что сделано человеком. Таким образом, мантры всегда присутствовали в Творении. Законы Ньютона не созданы и не сотворены Ньютоном. Они всегда существовали. Они просто были открыты Ньютоном. Так и мантры всегда существовали. И риши вынесли их на свет.

 

В: Многие годы очень многие риши давали определение Сантаны Дхармы. Как человек может сохранить чистоту Дхармы? 

Шри Шри Рави Шанкар: Держась подальше от предубеждений и развиваясь. Дхарма по своей природе всегда имеет научное обоснование. Дхарма никогда не противоречила науке. Наука – это тщательное рассмотрение и изучение предмета. А чистота дхармы поддерживается чистыми намерениями.

 

В: Гурудэв, как я могу активизировать и ускорить свой духовный поиск? Возможно ли перевести его на скоростной путь?

Шри Шри Рави Шанкар: Даже самого желания двигаться по кратчайшему пути вполне достаточно. Это значит, что вы уже по нему движетесь. Ваша страсть и желание расти духовно – вот что дает большую разницу.

 

В: Гурудэв, те, кто счастливы, позитивно настроены и не имеют проблем в жизни, обычно не ищут Бога с энтузиазмом и не идут на такие курсы как "Искусство Жизни". С другой стороны находятся те, у кого плохой характер, кто негативно настроен и думает, что не может справиться с проблемами в жизни, поэтому у него возникают различные пагубные пристрастия. Такие люди ищут Бога и обращаются к йоге и медитации. Почему так происходит?

Шри Шри Рави Шанкар: Смотрите, в мире есть множество типов людей. Не думайте, что только больные, слабые и смиренные будут искать истину. Бывает, что люди, которые счастливы, очень здоровы и очень комфортно устроились в жизни, тоже обладают большой страстью (по отношению к духовности). У кого-то этого больше, у кого-то меньше. Но никогда нельзя навешивать на людей один общий ярлык.

 

В: Гурудэв, когда мы проводим пуджу, кто молится? Тот, кто молится, и тот, для кого проводится пуджа – это одно и то же? Тогда в чем разница и какой смысл молиться?

Шри Шри Рави Шанкар: Река – это вода, и озеро – это тоже вода. И то и другое вода. Но одно получает воду (озеро), а другое отдает воду, впадет в него (река). Точно так же маленький ум в вас молится, а большой ум принимает молитву. Таким образом, вместе сосуществуют большой ум, или Атма (душа), и маленький ум (ограниченный ум).

Итак, вы видите маленький ум, который является маленьким Я, и большой ум, который является Высшим Я. Все это - вода. Вы понимаете, что я говорю? Река (маленькое Я) – это вода, и океан (Высшее Я) – это тоже вода. Река впадает в океан. Точно так же маленький ум, который испытывает беспокойства и познает этот мир, который имеет желания и страхи, молится большому уму, который присутствует как океан, неизменный, радостный и наполненный энергией. И маленький ум приближается к этому состоянию.

 

В: Гурудэв, так много благословенных душ пришло из Индии – например, Господь Махавира, Господь Будда и Господь Кришна. И, не смотря на это, Индия так сильно страдает. В ней так много преступности и коррупции. Почему?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы хотите сказать, что эти люди были неэффективны? Нет, это не так. Просто представьте, чтобы бы произошло, если бы Индия была лишена духовности. Какова была бы участь этой страны? Вы просто не можете себе представить.

Вы замечали, что там, где недостаток духовности, очень много насилия - например, везде, где есть наксалиты. Они не верят ни в какую религию, они не верят в Бога и духовность. Коммунисты очень отрицательно относятся к слову духовность. До недавнего момента они отвергали даже Свами Вивекананду. Но сейчас, где-то 5-6 лет назад, они каким-то образом начали ставить в своих домах фотографии Свами Вивекананды; несколько десятилетий назад такого не было. Коммунисты (в Индии) начали с почтением относиться к духовности, принимая ее как неизбежность. Вы видите, что они создали за все это время? Только культуру насилия, больше ничего. Разве не так?

Итак, духовность необходима для роста страны. Без нее Индия бы уже давным-давно стала такой же, как государства на Балканах. Просто взгляните, что сейчас происходит в штате Андра Прадеш. Все было в порядке до того, момента, как одна дама, ради своей выгоды или политических голосов, или ради чего-то еще, приняла решение разделить Андра Прадеш. Сейчас там повсюду вспыхивают беспорядки. Целый месяц там были народные волнения, и сейчас Андра Прадеш пришел в состояние экономического застоя.

Духовность – вот что до сих пор держит Индию в здравом рассудке. Это духовная природа Индии, благодаря которой мы принимаем в свои объятия каждого. Мы принимаем все религии мира. Мы предоставили место каждому, представителям всех общин. Индия – это единственная страна, в которой евреев никогда не преследовали. В любой другой стране мира у них возникали проблемы. Парсы пришли из Ирана и слились с народом этой страны. Здесь присутствуют все религии, и они сосуществуют в гармонии. Здесь искренне рады всем приезжим и гостям. И это только благодаря духовности.

Духовность объединяет людей всех религий. Если страна просто религиозная, но без духовности, то такого нет. Просто посмотрите, что произошло в Риме, в Константинополе. Сначала там были церкви, потом их разрушили и построили мечети. Или разрушали мечети и строили церкви. Такого рода вещи постоянно происходили, и миллионы людей были убиты в этом процессе. Именно духовность должна связать сердца и умы всех людей. Неважно, какой религии или религиозному течению следуют люди. Важнее всего быть хорошим человеком и иметь связь с Божественным. Это самое важное.

Вы знаете, что прошлой ночью произошло в Египте, что произошло в Сирии? Невероятно (имеются в виду народные волнения и насилие по отношению к гражданскому населению в этих странах). Каждый день убивают и преследуют так много людей.

 

В: Гурудэв, на духовном пути я очень часто слышал термин "присутствие". Что такое присутствие? Это просто такое состояние ума?

Шри Шри Рави Шанкар: Ну, присутствие – это присутствие. Если вы спросите меня, что такое ухо и чем оно отличается от глаза, что я могу на это сказать? Предположим, кто-то говорит, а ваш ум где-то в другом месте - тогда вы не присутствуете здесь. Я могу объяснить ваше отсутствие. Когда вы присутствуете, это означает, что вы слушаете и слышите каждое слово – это присутствие.

Когда вы испуганы, вы полностью присутствуете (в том смысле, что вы полностью осознаны и находитесь в настоящем моменте). Когда вы сильно влюблены в кого-то или во что-то, тогда вы полностью на этом сфокусированы. Это ближе всего, с чем вы могли бы сравнить присутствие. Итак, присутствие  – это ощущение, что вокруг вас что-то есть. Предположим, вы закрываете глаза и знаете, что кто-то приблизился к вам. Вы его не видели, но, тем не менее, чувствуете, что он есть. Таким образом, присутствие означает чувство, которое находится за пределами зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса.

 

В: Гурудэв, в отношении моего брака мне нужно слушать свое сердце или астрологию?

Шри Шри Рави Шанкар: Вам нужно использовать немножко и того и другого.

 

В: Гурудэв, Ваш ответ превращает откровенно нелепый вопрос в выдающийся. Смогу ли я когда-нибудь отвечать так же как Вы? Что мне нужно для того, чтобы отвечать так же, как Вы?

Шри Шри Рави Шанкар: Просто расслабьтесь. Не волнуйтесь о вопросах. Когда вы не волнуетесь, приходит спонтанность.

 

В: Как справиться с похотью?

Шри Шри Рави Шанкар: Я полагаю, вы не читали книгу "Празднование Тишины" или "Сокровенные записки для искреннего искателя" (в русском переводе "Листки знания"). Я поделился в этой книге многими своими идеями. Вам следует применить их все. Если одна из них сработает – хорошо. Если ничто не сработает, тогда подождите - когда придет время, вы станете немного старше, и все само растворится. Должно раствориться. Но если так не произойдет, тогда у вас какие-то серьезные проблемы. Тогда вам нужно поискать эндокринолога. Потому что иногда гормональный дисбаланс в теле вызывает подобное. Если вы будете придерживаться умеренности, тогда вы спасены. Если это будет переходить допустимые границы, тогда на этот случай я дал вам список советов, которым вы можете следовать. Вы можете следить за своей едой. Вы можете следить за своей компанией. Можете занять себя чем-то. Поймите, это не закончится, пока не наступит удовлетворение (о похоти).

Когда исчерпаны все доступные ресурсы и способы удовлетворить похоть, тогда ум фиксируется на недоступных источниках. Он хочет обладать тем, что не является общедоступным  - вот когда вы найдете в мире так много извращений в угоду похоти.

Это действительно ужасно для человека видеть все эти виды извращений. Люди пытаются иметь секс с животными, и чего только еще они ни делают! Вы даже представить себе не можете. Существуют разные извращения, такие как педофилия и т.д., и все эти извращения приводят к психическим заболеваниям. Вот почему вам нужно глубже погружаться в мудрость. Прочитайте об этом в "Сокровенных записках для искреннего искателя".

 

В: Гурудэв, мы из города Насик, где находится храм Триамбакешвар (Trayambakeshwar temple – один из двенадцати Джьотирлингамов (, появившихся естественным образом) или святых городов паломничества Господу Шиве). Если 'Triyamba' (Триамба) – это одно из имен Божественной Матери, тогда как так произошло, что Господь Шива получил это имя?

Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, я не читал Стхала Пураны (Sthala Puranas – раздел Пуран, в котором рассказаны истории о происхождении различных храмов и святынь, посвященных Шиве. Эти истории написаны на различных диалектах). Поэтому я ничего об этом не знаю. Здесь много людей из штата Махараштра. Спросите у них. Существует так много историй. Да, у Господа Шивы было три глаза, и именно поэтому его называют 'Trinetra' Тринетра (Tri - три, Netra - глаза или видение). Что же это за три глаза? Существует три основных Нади (каналы тонкой энергии) внутри человеческого тела – Ида, Пингала и Сушумна Нади.

 

В: Гурудэв, в "Йога Сутрах Патанджали" очень мало объясняется об асанах. Почему тогда люди связывают асаны с йогой?

Шри Шри Рави Шанкар: Потому что это то, что видно снаружи. Поэтому люди постоянно говорят и рассказывают о том, что им видно. Хатха йога  – это всего-навсего очень маленькая часть Аштанга йоги (восьмизвеньевый путь йоги). Люди просто не поняли, что такое йога. Ничего страшного. Это тоже хорошо для сохранения тела в здоровой форме, свободным от болезней.

 

В: Гурудэв, когда человек кого-то любит, это называется Моха (привязанность). Но когда Бог или человек, получивший освобождение, кого-то любит, это не называют привязанностью. В чем разница между двумя этими случаями? Как мы можем изменить нашу мирскую любовь, чтобы она считалась Божественной?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы уже ответили на свой вопрос. Кажется, что вы задаете вопрос, но вы просто высказываете свое мнение. Я могу отличить искренний вопрос от утверждения.

 

В: Гурудэв, у меня много знания, но очень мало преданности и любви к Божественному. Как мне перейти от знания к преданности?

Шри Шри Рави Шанкар: Во-первых, прекратите думать, что у вас мало преданности и любви к Божественному. Кто сказал, что у вас нет преданности? Она есть, и в изобилии. Она никогда не может уменьшиться. Если вы хотите, чтобы она возросла, читайте "Бхакти Сутры Нарады" (святое писание из афоризмов о Божественной любви, написанное мудрецом Нарадой), пойте бхаджаны, танцуйте и празднуйте. Если вы слишком много читаете, тогда вам следует читать меньше. Вместо этого делайте больше севы, служите людям.

 

В: Гурудэв, будет ли в Индии когда-нибудь хорошая власть? Разве так трудно в Индии привести к власти хорошего лидера?

Шри Шри Рави Шанкар: Нет, это не так. В Индии обязательно будут хорошие лидеры. У нас есть очень талантливые и хорошие люди. Но вы все должны над этим работать. Выступайте и добивайтесь, отвечайте на нужды времени. Причина, по которой сегодня наша страна находится в таком плачевном состоянии, не в плохих людях - это из-за молчания хороших и достойных людей. Сегодня в нашей стране такая ситуация потому, что хорошие люди молчали, были равнодушными, унылыми и ленивыми.

Сначала хорошие люди должны выдвинуть свою кандидатуру и создать группу своих сторонников на выборах из числа хороших граждан, и тогда вы увидите, что ни одна партия не не выдвинет кандидата-преступника. Верховный суд заявил, что осужденные преступники не должны допускаться в Парламент. Но все политики сегодня говорят, что осужденным преступникам следует позволить заседать в Парламенте. Все партии объединились против решения Верховного суда запретить допуск осужденных преступников в Парламент. Вас это не удивляет? Партии хотят, чтобы преступники оставались. Это очень странно. Очень сложно понять, что происходит в умах (политиков). Есть необходимость провести на эту тему масштабные исследования. Мы видим, что люди, состоящие в одной и той же партии, выступают против своих же людей, других членов своей партии. Они не заботятся ни о своей партии, ни о стране. Их не заботит будущее страны. Мы должны попросить психологов провести исследования в кругу этих политиков. Почему их умы работают таким образом? Почему они совершают такие действия, которые никому не приносят пользы? Они рубят корни и ветки дерева, на котором сами сидят. Зачем?

 

В: Гурудэв, мир бизнеса ориентирован только на получение прибыли, а духовный мир - на то, чтобы делиться своим богатством. Как найти равновесие?

Шри Шри Рави Шанкар: Точно так же, как вы едите на мотоцикле. Вы должны сделать свою организацию прибыльной. Если вы уйдете в убытки, то как вы сможете заниматься благотворительностью? Тогда вы не сможете делать пожертвования, разве не так? Поэтому вам необходимо заботиться и о том, и о другом.

 

В: Гурудэв, может ли духовность сделать меня богатым? Я очень богат в финансовом плане.

Шри Шри Рави Шанкар: Не думайте, что духовность сделает вас богатым. Духовность сделает вас более сильным. Используйте эту силу в правильном направлении, усердно трудясь. На санскрите есть такая поговорка: "Только те, кто усердно работают, могут быть богатыми, полными сил и энергии". Для напряженной работы вам нужна сила и уверенность в себе, которые и дает вам духовность. Только духовность может дать вам уверенность в себе и бесстрашие, как у льва. Другого пути не существует.

 


Комментариев нет: