среда, 12 марта 2014 г.

Можно ли быть счастливым, не прощая

27 июля 2013 г.

Бун, Северная Каролина, США

 

Вопросы & Ответы                                                                                                                       

Expand all Q&A

В: Гурудэв, мой любимый человек обидел меня. Мне трудно его простить. Что мне делать?

Шри Шри Рави Шанкар: А какие варианты у вас есть?

Первый вариант - вы его не прощаете. Если прощать трудно, тогда не прощайте. Меня заботит только, чтобы вы были счастливы и спокойны. Можете ли вы быть счастливыми, удовлетворенными и спокойными, не прощая? Нет? Тогда просто отпустите!

Много таких людей; много колючек. Природа колючки - ранить ваши ноги. Вы вытаскиваете колючку и двигаетесь дальше своим путем. Вы не можете оставить колючку в ноге и постоянно задавать вопрос: "Зачем ты меня колешь? Это гадко, что ты меня колешь! Я не прощу тебя за то, что ты меня колешь!"

Колючка ответит тогда: "Эй, ты что? Это моя природа. Я не могу делать ничего другого. Я делаю только это! А ты спрашиваешь меня, зачем я тебя колю, зачем я тебя царапаю? Царапать людей – в моей природе. Ты пришел на мою дорогу, поэтому наши дороги пересеклись!"

И что теперь лучше? Двигаться дальше или продолжать бегать за колючкой?

Зачем вы бежите за тем, кто вас поцарапал? Зачем вы продолжаете думать о том, кто вас уколол? Просто выбросьте их! Выбросьте их из своей жизни!

Если вы не можете простить, тогда вам придется их прикончить! Если вы по-настоящему возьмете пистолет и прикончите их, это будет вашим концом. Вы закончите тюрьмой. Это то, что делает большинство невежественных людей.

Умный просто прекращает о них думать. Или он будет испытывать к ним сострадание и думать: "Какой невежественный человек, у него никогда не было ни крупицы мудрости в жизни. Он не знает, что если он кого-то обидит, к нему  вернется в десять раз больше. И тогда он будет еще больше страдать. Он невежествен, это его природа". Подумайте, что это природа таких людей - они глупы! Они не знают, что делают. Скажите: "Я не хочу иметь ничего общего с этими людьми. У меня нет времени, чтобы о них думать". И займитесь чем-нибудь вместо этого. 

Если у вас великодушное сердце, вы поймете, что они невежественны и не ведают, что творят. Они сделали то, что сделали, из жадности или ревности, и вам нужно чувствовать сострадание по отношению к ним.

Имеет смысл?

 

В: Гурудэв, мне очень грустно. Снова я буду находиться вдалеке от Вас. Как мне преодолеть это чувство разделения?

Шри Шри Рави Шанкар: Нет, нет, нет. Я как ветер, солнце и луна; вы часть меня, а я часть вас. Просто будьте счастливы и продолжайте выполнять полезную работу на благо общества. Чем бы вы ни владели, отдайте это тем, кто вас окружает. Нужно высушить так много слез… Не сидите и не беспокойтесь о себе. На свете так много несчастных людей, и мы можем сделать что-то, чтобы уменьшить их страдания, разве не так?

Нам нужно создать волны счастья. Где бы вы ни находились, позовите всех своих друзей и семью в обустроенный какое-нибудь просторное место и сделайте вместе Бхастрику, какие-нибудь упражнения на растяжку, потанцуйте, попойте и помедитируйте 10-15 минут. Есть много медитаций на дисках. Каждый волен взять такой диск и провести медитацию у себя дома. Или вы можете позвонить учителю, он придет и проведет для людей вступительную беседу, презентацию курса. Вы можете создать волну празднования, волну счастья.

 

В: Гурудэв, пожалуйста, не могли бы Вы нам рассказать о трех уровнях в духовной практике?

Шри Шри Рави Шанкар: Да, в духовной практике существует три уровня.

Первый уровень - Anva Upaya, что включает в себя пранаямы, медитацию, пропевание мантр, физические упражнения и йогу.

Второй уровень - Shakta Upaya. Это более тонкий уровень; это спокойствие, тишина, которую вы ощущаете при выполнении всех упражнений. Это происходит больше на внутреннем плане.

Ваших действий здесь всего чуть-чуть - на самом деле, все просто происходит. Деятеля не существует, никто ничего не делает, но, тем не менее, все происходит. Вы ощущаете Shakta Upaya –это очень тонко.

Третий уровень, Shambava Upaya, находится за пределами Shakta Upaya; это просто узнавание, просто осознание. Оно приходит неожиданно. Что-то происходит, что-то открывается. Это как вы кого-то встречаете - неожиданно вы ощущаете некий душевный подъем, радость.

Медитируете ли вы, спите или выполняете какую-то работу - вдруг в вас пробуждается осознанность. Это Shakta Upaya; она происходит благодаря милости, благословению, любви или чему-то еще.

Первая стадия,  Anva Upaya, неизбежна. Вторая стадия, Shakta Upaya, вероятна. Третья стадия, Shambhava Upaya – это дар.

 

В: Гурудэв, это вопрос от одного из детей с курса АртЭксель. Каково это - чувствовать, что становишься важным и знаменитым?

Шри Шри Рави Шанкар: Я хочу быть ребенком и оставаться ребенком. Ничто не может превзойти радости быть ребенком. Все должны это знать. Не надо становиться взрослым.

Я чувствую, что отказываюсь становиться взрослым, я хочу быть и оставаться ребенком. Мы все должны так себя чувствовать – не беспокоиться о том, чтобы стать взрослыми, знаменитыми и т.д. Просто невинные дети… Это маленький, маленький мир. 

 

В: Гурудэв, как мне абстрагироваться от своего тела? Мне сложно это понять - я в теле, но в то же время я не это тело.

Шри Шри Рави Шанкар: Вы не должны делать никаких усилий, просто подождите какое-то время – тело само отделится от вас, нет нужды вам самим абстрагироваться от тела.

Просто расслабьтесь. Я думаю, у вас слишком много свободного времени на постоянные размышления о себе. Просто выйдете и начните делать какую-нибудь полезную работу – мир нуждается в вас, люди нуждаются в вас.

Каждый наделен какими-нибудь талантами. Эти таланты не для нас. Хороший певец наделен красивым голосом не для того, чтобы петь в ванной – его красивый голос для того, чтобы приносить другим удовольствие. У писателя хороший слог не для того, чтобы самому себе писать письма и постоянно их читать, талант писателя в том, чтобы заставить других получить удовольствие и стимулировать их интеллект. Точно так же, если у вас хорошее чувство юмора, вы не можете смеяться над собой. Ваше чувство юмора бесполезно для вас самих; оно для людей.

Все, чем вы наделены – для того, чтобы делиться с другими, с обществом. Даже если вы хороший хирург, вы не можете оперировать себя. Мастерство хирурга и его знания не пригодятся ему, когда он сам будет в них нуждаться - он должен идти к другому хирургу.

 

В: Гурудэв, всю свою жизнь я учился, исследовал и анализировал знание. Когда я пришел в "Искусство Жизни", мне сказали перестать думать и анализировать и просто начать медитировать, что я не в состоянии сделать. Пожалуйста, помогите.

Шри Шри Рави Шанкар: Посмотрите, все мы, кто здесь собрался, думаем, анализируем! Вы должны анализировать, но не используйте этот агрегат слишком интенсивно, ему нужно время на охлаждение. Разве вы не отдаете свою машину в сервис, когда наездили много километров? Медитация – это поставить ваш ум «в гараж», на ремонт.

Если вы будете продолжать перенапрягать эту машину аналитического мышления, она сломается. Поэтому вам нужен баланс. Медитация – это поддержка или сервис для вашей интеллектуальной «машины». Не отвергайте интеллект. Мы никогда не говорим: «Не анализируйте, выключите свой интеллект!» Абсолютно нет! Вы должны использовать свой интеллект по максимуму, но время от времени вы должны отдавать его «в сервис» на обслуживание.

 

В: Гурудэв, согласно закону кармы, то, что нам предназначено судьбой, обусловлено нашими прошлыми действиями. А закон притяжения говорит, что вы сами создаете свои собственные опыты, сознательно или бессознательно. Я в замешательстве, пожалуйста, объясните.

Шри Шри Рави Шанкар: Есть определенная карма, которую вы можете стереть. И есть определенная карма, которую вы не можете стереть. Это как выезды на скоростной автостраде – вы можете выехать только через них. Если вы пропустите этот выезд, то у вас не будет выбора, и вы должны будете двигаться до следующего выезда. В жизни точно так же – есть много выборов, которые вы можете сделать; есть много точек, где вы можете повернуть. Но если вы проскочите выезд, вы должны будете ждать, пока доедете до следующего. Не волнуйтесь, на пути будет много выездов, где можно развернуться. Если вы находитесь между двумя выездами, вы чувствуете себя беспомощным. Это и есть судьба. 

 

В: Гурудэв, я думаю, что жизнь – это иллюзия. Есть ли что-то в нашей жизни, что мы можем контролировать? Есть ли у нас контроль над рождением и смертью? Пожалуйста, объясните.

Шри Шри Рави Шанкар: Да, у нас есть контроль. Если у нас ни над чем нет контроля, зачем вообще задавать вопрос?

Жизнь – это прекрасная комбинация свободы воли и судьбы. Есть многое, что вы можете сделать, и есть многое, что вы должны принять, что находится за пределами вашего контроля. Я говорил обо всем этом в книге "Празднование тишины" и других книгах. Перелистывайте их время от времени.

 

 

Комментариев нет: