среда, 14 декабря 2011 г.

Ваше страстное стремление к получению удовольствий вызывает у вас депрессию.

15 октября 2011 г.


В: Гуруджи, на этой неделе мы много концентрировались на солнечном сплетении. Солнечное сплетение называют также вторым мозгом. Вы сказали, что обычно оно величиной с миндальный орех, но увеличивается в размере при регулярной практике медитации. Не могли бы Вы прокомментировать важность солнечного сплетения?

Шри Шри Рави Шанкар: Солнечное сплетение – это центр тяжести тела. Ваше тело может быть приведено в равновесие с помощью концентрации на солнечном сплетении. Тело будет в равновесии. И все функции мозга выполняются благодаря солнечному сплетению, поэтому оно так важно. Ваши эмоции заключены здесь. И один доктор, ученый, говорил, что солнечное сплетение маленькое, но у тех, кто занимается йогой и много медитирует, оно на самом деле становится намного больше, почти в 3-4 раза больше своего обычного размера. И таким образом вы обретаете контроль над своей парасимпатической нервной системой и так далее. А также гораздо лучше контролируете свое тело, чувства и ум. Доктор сказал, что это очень хорошо известно, и подтверждено примерами многих людей. 

 

В: Гуруджи, многие из нас ежедневно окружены электроникой – телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны. Оказывают ли они на нас воздействие? Оказывает ли электрическое излучение вредное воздействие на нашу духовную жизнь?

Шри Шри Рави Шанкар: Да, вы не можете от них отказаться. Используйте их, но не слишком много. Дома у вас может быть один или два телевизора, но иметь телевизор в ванной?! Я не считаю это разумным. Хотя бы в одном месте оставьте свой ум в покое, чтобы он побыл свободным. Не держите газеты и журналы в туалетах и ванных (смех).

Нам следует ограничить использование электрических приборов, электроники. В наши дни вы не можете их избежать. Излучение присутствует повсюду: повсюду телевизионные башни и телефонные вышки. Вы с трудом найдете место, где будет меньше электромагнитного излучения. В Ашраме нет мобильных телефонов, они не работают, даже для меня. В некотором смысле, это хорошо. Так, вы приезжаете в Ашрам, а там нет мобильной связи – все, вопрос закрыт! В течение десяти дней нет общения по мобильному телефону. Но все-таки здесь есть интернет и так далее.  

 

В: Дорогой Гуруджи, где-то в середине курса я заметил, что ко мне приходят эмоции любви, которые потом переходят в страх, в ненависть, а затем снова в любовь… состояние постоянно меняется. Что я могу сделать, чтобы сохранить состояние, в котором мое сознание исходило бы только из любви?

Шри Шри Рави Шанкар: Принимайте жизнь в ее целостности. Не пытайтесь выбирать, расслабьтесь. Понятно? Это тонкое умение. Потому что вы всегда говорите: «Я хочу только любви». Предположим, этого не происходит, и вы злитесь. Вы начинаете обвинять себя, обвинять других. Вы начинаете обвинять техники. Поэтому наилучший способ – это быть полым и пустым. Позвольте всему приходить в том виде, в котором это приходит, и двигайтесь дальше. Просто осознавайте это и двигайтесь дальше. Чтобы приходила только любовь – это невозможно до тех пор, пока вы не настолько абстрагируетесь от всего. Если вы полностью отстранитесь от всего, тогда только любовь и ничто другое будет исходить от вас. И на духовном пути рост до этого уровня происходит естественно. Как только вы встали на духовный путь, окунулись в это знание, вы вдруг видите, что растете: «Ого! Вот оно, вот оно!», - просто приходит эта осознанность, разве не так? Скажите мне, с кем из вас это уже происходило? Смотрите, посмотрите на это – так много людей!


В: Гуруджи, пожалуйста, не могли бы Вы рассказать, кто являлся или является Ваш Гуру? А также о традиции учителей, из которой Вы пришли. Спасибо!

Шри Шри Рави Шанкар: Я уже рассказывал об этом в беседе на Гуру Пурнима, но мы поговорим об этом еще как-нибудь в другой раз.


В: В чем значение того, что при подношении Карва Чоут (
karva chauth -традиционный фестиваль замужних женщин, проходящий в некоторых частях Индии. В этот день замужние женщины соблюдают пост, отказываясь от воды и еды, тем самым желая мужу долгой и успешной жизни. Данный ритуал символизирует преданность жен своим мужьям и готовность испытывать лишения во имя их благополучия) женщина смотрит на Луну и затем на своего любимого?

Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, фестивали празднуются в связи с какими-то знаменательными событиями в истории. Вы празднуете Рождество, потому что это было знаменательное событие. Люди празднуют Эйд (мусульманский праздник), потому что когда-то в прошлом что-то хорошее произошло в этот день. Итак, поэтому мы и празднуем. Таким образом, за каждым праздником стоит история или скрыто какое-то астрологическое значение. Точно так же и Карва Чоут. Это четвертый день после полнолуния, в это время женщины постятся весь день ради благополучия своих мужей, а потом они празднуют и пируют. За этой традицией тоже стоит несколько историй.

Так же и с Дивали. Несколько историй связаны с Дивали, праздником огней. Одна история этого праздника связана с возвращением Господа Рамы домой после 14-летнего изгнания. Другая история повествует о победе над злодеем, который всех терроризировал. И когда он был повержен, его спросили о его последнем желании. Он сказал: «В этот последний день моего существования на этой планете я хочу, чтобы все зажгли лампы и избавились от тьмы, празднуя мой уход с этой планеты». Посмотрите, это очень хорошее желание для кого-то, кто был как Гитлер, кто мучил людей. Его победила жена Господа Кришны, Сатьябхама. Злодей был настолько сильным, что ни один мужчина не мог его одолеть. И когда перед ним предстала женщина, он отнесся к этому очень пренебрежительно. Что может сделать эта женщина? Но как ни странно женщина его победила. Первая жена Кришны его победила, и за этим стоял Кришна. Имя Наракасура, которое означает «человек ада, демон», было дано злодею из-за того, что он устроил всем ад и мучил людей. Итак, его спросили: «Каково будет твое последнее желание сейчас, когда ты умираешь?» Он сказал: «Мой уход должен принести свет в жизнь каждого. Поэтому все должны зажечь лампы, зажечь столько ламп, сколько возможно, праздновать свою жизнь, забыть обо всей горечи и праздновать жизнь». Вот так и появилось Дивали.

Существует много историй, подобных этой. С Карва Чоут связана одна история. Жил когда-то король Сатьяван со своей женой Савитри. Он потерял все, включая свою жизнь. Когда смерть пришла за ним, жена молилась, и ее санкальпа (намерение) было настолько сильна, что она возвратила мужа к жизни. Душа, покинувшая тело, вернулась назад. Таким образом, известно, что эта история в основе Карва Чоут. Существует еще много мифологических историй. Королева сказала, что солнце не взойдет, и солнце не всходило в течение многих часов… что-то в этом роде... Существует множество историй, подобных этой. Итак, Карва Чоут – это еще один праздник. Празднуйте, не важно, по какой причине. Поститесь, а потом наслаждайтесь пиром. В этом вся жизнь. Разве не так?  

 

В: Дорогой Гуруджи, очень часто в жизни у меня возникали мысли о самоубийстве. Пожалуйста, помогите мне. Что происходит, когда человек совершает самоубийство?

Шри Шри Рави Шанкар: О-о! Самоубийство – это самая глупая вещь, которую человек может совершить. Это как если бы человек, дрожащий от холода, вышел на улицу и снял пальто. Как вы его назовете? Дурак! Тебе же и так уже холодно. Вам холодно в натопленном помещении, в нагретом зале, и вы выходите на улицу и говорите: «Я замерз, я замерз, я замерз». И снимаете свои кофты. Кожаную куртку, свои футболки, нижнее белье – вы все выбрасываете. Уменьшится ли озноб? Нет! Люди, совершающие самоубийство, доходят до этого, потому что они слишком привязаны к жизни. Они настолько привязаны к каким-то удовольствиям, настолько привязаны к какому-то веселью и радости, что хотят убить себя. И когда они себя убивают, они оказываются в еще худшей западне. «О, Боже, эта лихорадочность, эти желания, которые вызвали такую мучительную боль внутри, не ушли. Тело ушло, а эта мука осталась». Только с помощью тела вы можете растворить эту боль, можете избавиться от страдания. Вместо этого вы уничтожаете инструмент, с помощью которого вы можете избавиться от мучения. Именно поэтому это знание настолько важно. Если люди выполняют пранаямы, Сударшан Крию, медитацию, то они осознают, что «я не тело». Подумаешь, ну и что? Что это, за что я цепляюсь в жизни? Цепляюсь за любовь? Внимание? Деньги? Удовольствие? За что вы цепляетесь? Эти испепеляющие желания рождают эту дурацкую идею внутри вас – совершить самоубийство.

Посвятите свою жизнь общественному благу, какой-то высшей цели. Если вы чувствуете, что должны покончить с собой, то я скажу вам, что вы мне нужны, чтобы выполнять мою работу (аплодисменты), поэтому лучше останьтесь. Когда вы думаете только о себе: «Я, я, я, как насчет меня?» - тогда это и происходит. Приходит депрессия. Забудьте о себе. Умрите ради дела, но не убивайте себя. Стоит посвятить свою жизнь чему-то более высокому. Вы нужны мне. Вы пришли сюда, чтобы работать, нужно сделать так много работы… Помогите мне. Знайте, что вы полезны для меня. По крайней мере, если все остальные говорят, что вы бесполезны, помните: «Нет, я рожден здесь в это время, потому что я должен здесь быть, я приношу какую-то пользу, и Гуруджи нуждается во мне, поэтому я не собираюсь совершать суицид». Понятно?   

Итак, выполняйте мою работу. Если вы не можете выполнять йогу, медитацию, тогда трудитесь и выполняйте мою работу. У меня куча работы, которую я могу вам дать. Я могу дать работу для целого народа, для целой нации. У меня очень много работы. А я обеспечу вас всем, в чем бы вы ни нуждались, я обеспечу вас вдосталь пищей. Вам нужна крыша над головой – я об этом позабочусь. Я вам это гарантирую. Но не убивайте себя. Знаете, человеческое тело так драгоценно! После такого количества различных жизней в разных телах мы получаем человеческое тело, человеческое рождение. Вы рождались лягушкой, скорпионом, какой-нибудь курицей, мышью в какой-нибудь норе, а после этого кошкой, прыгающей повсюду и какой-нибудь собакой, и какой-нибудь птицей, и червяком... И после всех этих перерождений вы получаете человеческое тело. Оно так драгоценно. Ваше страстное стремление к получению удовольствий вызывает у вас депрессию. Пробудитесь и увидьте, что все удовольствия кратковременны, преходящи. Сколько времени они продляться? 5-10 минут вы находите в них радость, а потом всё уходит!

К чему еще вы страстно стремитесь? К положительной оценке других людей? Дорогие мои, это не имеет значения. В вашем присутствии люди могут ценить, хвалить вас, а за вашей спиной могут испытывать к вам зависть. Так это происходит. Сегодня они вас хвалят, а завтра критикуют. Что с того? Вы понимаете, о чем я говорю? За что вы так страстно цепляетесь? Положительная оценка других людей? И что такое положительная оценка? Всего несколько мыслей, приходящих им на ум. Вы думаете, что они будут придерживаться этого мнения вечно? У них есть предел. Что в этом такого -  приходят хорошие отзывы, а какие-то люди отзываются плохо, что с того? Вас критикуют, ну и что? Те, кто вас критикуют, тоже умрут, что дальше? Никто не вечен! И вы, тот, кого критикуют, тоже однажды умрете. Почему же мы так сильно беспокоимся по поводу лести, чьего-то одобрения или критики? Почему мы просто не можем быть самими собой? Знаете, когда вы не беспокоитесь о критике, о лести, когда вы являетесь самими собой, ведете себя естественно, это снимает такой большой груз с ваших плеч. Если вы живете так легко, будет ли место депрессии? Вы понимаете, о чем я говорю? Итак, у тех, к кому приходят мысли о самоубийстве, просто низкий уровень праны. Поэтому выполняйте побольше пранаям и посвящайте свою жизнь более высокой цели.

В мире есть миллионы людей, страдающих больше вас - посмотрите на них. Когда ваши страдания уменьшатся, вы не будете думать о суициде. Это во-первых. Во-вторых, знайте, что вы нужны, вы полезны. Вы должны что-то сделать в этом мире. Знайте это. Третье: забудьте о том, что люди думают о вас. Люди совершают самоубийство, когда думают, что теряют свой престиж, свой статус. Какой статус? Какой престиж? У кого есть время на вас? Все заняты своими проблемами, своими планами. Они не могут выйти за пределы своего ума. Откуда у них время думать о вас?

Знаете, я помню один случай, связанный с одной очень уважаемой в Индии дамой. Она очень гордилась своей семьей и своими детьми. А ее сын взял и женился на девушке из более низкого сословия, более низкого социального положения. Они принадлежали более высокому классу и были намного богаче, а он женился на девушке из очень бедного района. Да и по тому, как она выглядела, она была ему не пара. Они были очень разными. Поэтому мать очень расстроилась и сказала: «Как я могу теперь встречаться с людьми? Я не могу ни с кем видеться». И она погрузилась в сильнейшую депрессию. Как-то я позвонил ей и сказал: «Послушай, у кого есть время о тебе думать?» Она все время переживала: «Как теперь я смогу показаться людям на глаза? Как я смогу пойти на чью-то свадьбу? Они все будут меня высмеивать». Я сказал ей: «У кого есть на тебя время? Все это в твоей голове». Она не ходила ни на какие вечеринки, ни на какие свадьбы, никуда. Она сидела дома, обвиняя в своих несчастьях себя, или свою невестку, или своего сына. Я сказал ей: «Нет! Поднимайся и шевелись!» Знаете, необходим просто небольшой толчок. Как только она начала выходить из дома, она вдруг осознала: «Да, я просто попала в ловушку своего собственного ума, своей майи (иллюзий, заблуждений)». Все принимали ее как полагается, и не ей не приходилось опускать голову и сгорать от стыда.

Подобные тенденции возникают, потому что вы думаете, что другие будут относиться к вам с неуважением. Многие склонны так думать. Поощрять самоубийства, происходящие в Пакистане и других местах – это ужасно. Они поощряются не потому, что якобы Бог сердится на вас. В основе происходящего лежит озабоченность: «Как ты будешь выглядеть в обществе, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих?» - вот что беспокоит многих. И они совершают самоубийство. Я говорю вам: «Это того не стоит. То, что о вас думает общество, не имеет никакого значения».

Недавно случилось так, что один монах, свами, захотел жениться. Я сказал: «Да, ты можешь жениться, нет проблем. Мне все равно, что подумают люди, не волнуйся о том, что люди будут думать. Если хочешь жениться, то женись». Но я также сказал: «Ты не останешься свами. Ты должен написать письмо о том, что не хочешь быть свами, потому что эта монашеская жизнь очень трудна для тебя. Поэтому ты хочешь отречься от нее и не быть больше свами. И тогда все это примут. Никаких проблем». Это нормально - он не может быть монахом, если он женится. Что с того? Но он ответил: «Нет, нет, я хочу сохранить это в секрете. Я хочу быть свами и при этом жить тайно где-нибудь в Европе: шесть месяцев здесь, а шесть там». Я сказал: «Мне это не нравится. Я не позволю кому бы то ни было обманывать людей. Это жульничество. С одной стороны, ты выдаешь себя за свами, а с другой, ты держишь это в тайне. Я не хочу об этом говорить. Почему ты беспокоишься о том, что люди подумают?» Понимаете, о чем я говорю? Это происходит из-за внутреннего страха быть естественными и открытыми. Я не считаю, что это трудно, я думаю, что это самое простое.

 

В: А что, если кто-то совершает самоубийство не из-за того, что упал духом, а потому что тело страдает?

Шри Шри Рави Шанкар: Если кто-то совершает самоубийство из-за физических страданий, тогда это можно понять. Предположим, что кто-то находится в глубокой коме, или болен неизлечимым заболеванием, или еще какая-нибудь ситуация, когда тело является источником очень сильного беспокойства. Тогда я бы сказал, что это нормально – это мое личное мнение. Но даже в этом случае это не самое лучшее решение, потому что в любом случае вам придется отработать эту карму. Почему бы просто не продлить это, какие-то еще 6 месяцев страданий? Даже в этом случае не нужно совершать самоубийство. Но, знаете, те люди, которые уходят таким способом, приходят обратно на короткий промежуток времени, чтобы прожить этот опыт. Это абортированные или мертворожденные дети. Иногда эти люди имеют такую карму, при которой за короткий промежуток времени они приходят в этот мир и уходят, а затем снова возвращаются.

Но главное, мы должны осознать, что самоубийство – это самое худшее, и нам нужно помогать людям, которые имеют подобные умонастроения. Это одна из основных причин, почему нам следует проводить как можно больше программ «Искусства Жизни». Нам следует проводить курсы везде, где только можно. По крайней мере, тогда у этих людей будет, за что держаться. Вы понимаете, о чем я говорю? Когда начинаются дыхательные упражнения, пара кругов Бхастрики - и все эти умонастроения

позади! (аплодисменты)

 

В: Джей Гурудэв! Может ли Гуру изменить карму ученика? Попросту говоря, предотвратить какое-то событие или изменить курс чьей-то жизни?

Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, то, что изменяет карму – это знание и мудрость. Вам следует почитать «Празднование Тишины» (Celebrating Silence), «Сокровенные записки истинного искателя» (Intimate Notes to the Sincere Seeker). В первой из этих книг я говорил о карме. В течение семи лет мы говорили об этом каждую неделю. Один раз в неделю в течение семи лет мы изучали это знание. Я посылал его всем группам, проводящим сатсанги. Там столько знания… Триста шестьдесят пять листков знания. Вы должны это использовать, вы должны это прочитать. Вы понимаете, о чем я говорю? Одну страничку знания в день. Это такая глубина…


В: Дорогой Гуруджи, существует ли в реальности нечто, называемое негативной энергией или негативными вибрациями других людей, которые могут нам навредить? Я склонен остерегаться определенных людей, которые, как я полагаю, передают мне эти негативные энергии.

Шри Шри Рави Шанкар: Смотрите, в абсолютном смысле – нет, но в относительном смысле – такое есть. Вы можете это почувствовать, но это влияние не является постоянным. Оно ограничено во времени. Это подобно дыму; дым не постоянен. Он не останется навечно, вы не будете жить в дыму 24 часа в сутки. Дым появляется и исчезает. Когда появляется туман, самолеты какое-то время пережидают. Как только туман рассеивается, самолеты взлетают. Вы думаете, самолеты беспокоятся по поводу тумана? Нет. Это просто вопрос времени.

Точно так же приходит и негативная энергия. Вы ее чувствуете, вы огорчаетесь, чувствуете какие-то ощущения в животе, чувствуете что-то в теле, но это лишь на несколько минут, а потом это просто уходит. Посмотрите, с помощью пранаям, бхастрики и медитации это уходит еще быстрее, всё это прогоняет негативные вибрации. Почему вы должны беспокоиться о негативных вибрациях? Никогда не стоит впадать в паранойю по поводу негативных вибраций. Они просто как рассеивающийся со временем дым или туман.

Конечно, вы знаете о смоге в Лос Анжелесе, но люди не покидают этот город. Этот город не опустел. Там живут миллионы людей. Смог просто появляется на время, а потом исчезает. А негативные вибрации приходят даже не так регулярно, как смог в Лос Анжелесе. Они просто присутствуют несколько минут, самое большое несколько часов, а затем уходят. И у вас есть способ от них избавиться. Великолепно! И еще одно помогает – это соль. Купание в соли, то есть ванна с добавлением соли, тоже может забрать любой негатив. Знаете, почему люди чувствуют себя такими счастливыми, купаясь в океане? Потому что в воде есть соль, очищающая не только физическое, но и тонкие тела.

Но пропевание мантр оказывает даже более мощное воздействие, нежели озон или соль в воде. В Индии есть одна странность. Вы обнаружите, что пляжи пустые, никто не ходит на пляжи. Вы это знаете? Никто не ходит. Даже если вы приедете на Бали, вы увидите, что жители Бали не любители пляжей. Они туда не ходят. Только туристы посещают пляжи. Точно так же и в Индии, местные жители не ходят на пляжи. Это не их любимое место. Может быть, вечером они могут там прогуляться. Если это Ченнаи, там очень жарко, и на берегу можно подышать свежим бризом. Люди не любят соленую воду, не любят заходить в океан. Они редко это делают, нет внутреннего желания. Они не получат от этого больше, чем они получают на суше. Вы понимаете, о чем я говорю? Вы уже получили так много энергии, что ваш организм не стремится быть около океана или плавать в океане, чтобы почувствовать себя лучше, потому что там, на суше, в течение тысячелетий, веками происходило пропевание мантр. Поэтому земля все еще вибрирует. Уровень праны уже и так высок, и на побережье он ничуть не выше.  

 

В: Дорогой Гуруджи, основной целью «Искусства Жизни» является организация все большего количества курсов и рост самой организации или любовь к людям? Некоторые учителя настолько теряются в рекламе, в пиаре, что становятся больше бизнесменами, нежели олицетворением Вашей любви. Они совершенно не отображают Ваш образ, но очень хорошо отображают «Искусство Жизни». Что можно сделать, чтобы привести это в равновесие?

Шри Шри Рави Шанкар: Всё хорошо. На TRM (Teacher's Refresher Meet – Встреча-рефреш для учителей) пусть учителя сядут и проведут мозговой штурм, и посмотрят, что они смогут сделать. Это идет на пользу. Да, вам нужно это сбалансировать. Вам необходимо говорить на языке общества, но в то же время суть не должна быть потеряна, не так ли?

Знаете, очень сложно подвести «Искусство Жизни» под какую-то одну категорию. Знаете почему? Потому что это сообщество очень разнородно, это не однородная группа. Все не похожи друг на друга, все отличаются. Организация настолько разношерстна, что вы найдете в ней и самых образованных людей, и совершенно необразованных. Вы найдете самое хорошее и самое плохое. Вы найдете людей только что вышедших из тюрьмы, вы найдете здесь людей из всех слоев общества. Совершенно чокнутые люди будут также частью «Искусства Жизни». И если вы встретите четыре-пять таких людей,  вы не можете сказать: «О, в «Искусстве Жизни» все с прибабахом». И вы не можете сказать: ««Искусство Жизни» полностью состоит из управленцев». Нет! Здесь есть и сумасшедшие, и должностные лица. Управленцы тоже здесь. Мы приветствуем всех. И знаете, здесь я попал в ловушку, потому что первое, что я сказал: «Принимайте людей такими, какие они есть» (смех). У нас есть образчики всех сортов. Иногда меня спрашивают, где вы нашли такую кучу чокнутых людей? Эти сумасшедшие разных видов, они все с нами связаны и мы с ними, вот и все, мы не можем ничего с этим сделать. Из-за того, что я сам связан первым положением курса, который сам же придумал: «Принимайте людей». А я никогда не проповедовал то, чего бы сам не практиковал. Это фундаментальный принцип. Непреложно одно: никогда не говори того, что не является твоим опытом или чего ты не практиковал – все очень просто.

Поэтому вы никогда не сможете отнести «Искусство Жизни» к какой-либо одной категории. Вы не можете сказать, что в «Искусстве жизни» все люди хорошие. Нет, здесь есть и жулики. И я их терплю, чтобы они смогли стать лучше. Если я тоже закрою для нечестных людей дверь, то куда они пойдут, чтобы стать лучше? Я не вижу лучшего места. Если бы я нашел лучшее место, это было бы большим облегчением для меня. Но до сих пор я ничего подобного не нашел. Если вы найдете где-нибудь такое место, скажите мне. Я тогда смогу собрать их всех вместе и указать им путь туда. Ну, есть обманщики. Есть люди, которые от имени «Искусства Жизни» пытаются преследовать эгоистичные цели и тому подобное. Но, к счастью, их число незначительно, очень мало. Нет сомнения, что несколько подобных людей есть тут и там. Получается, у нас присутствуют все типы людей. Поэтому мы должны признать, что «Искусство Жизни» - это самая разношерстная группа, или место. Поэтому всем, кто держится за подобные концепции, скажите, что они ошибаются. Скажите: «О, все плохие? Вы ошибаетесь! Это все в вашей голове. Все плохие? Невозможно!»

То же самое и с обществом – общество таково, каковы мы сами. В обществе не все люди плохие или все хорошие. В нем есть все категории людей, не так ли? Есть одна поговорка, которую вы должны помнить. Это очень красивая поговорка. Мы выучили ее, когда учились в школе, еще до того, как стали подростками, мы выучили эти вещи. «Сначала почитайте плохого человека, а затем благодарите хорошего человека, потому что плохой человек учит вас за свой счет, а мудрец просто учит». Итак, мудрый человек, обучающий вас, учит вас не за свой счет, а плохой человек сам опускается, падает на самое дно и предупреждает вас: лучше не падайте! Поэтому сначала вам следует поблагодарить плохого человека, а потом мудрого. Это строки, которые мы учили в школе. Они очень, очень полезны. Они взращивают подобное принятие внутри вас. Они прикрывают вас, как щитом, от паранойи и гнева. Вы понимаете, о чем я говорю? Вы либо испытываете сильный страх по отношению к плохому человеку, либо вы злитесь. И тогда вы становитесь хуже, чем тот, о ком вы плохо думали. Но когда вы знаете, что они преподают вам какой-то урок, предупреждают вас о том, чего не нужно делать, то это такая защита, такое облегчение для вашего духа, чтобы он засиял во всем своем великолепии. Что вы думаете? Это сохраняет ум таким чистым…


В: Гуруджи, это нормально – использовать Рейки или другие целительные техники на себе или других? Я слышал, что некоторые целительные техники передают карму самого целителя или создают духовный долг. Не могли бы Вы побольше об этом рассказать? Спасибо.

Шри Шри Рави Шанкар: Да, это происходит. Это нормально, иногда вы можете практиковать Рейки, это не имеет значения. Но я бы сказал, просто медитируйте и благословляйте - это самое лучшее. Благословление не приносит вам какую-либо карму, оно оставляет вас свободным.  

 

В: Гуруджи, в середине этого курса я проснулся и обнаружил, что большую часть своей жизни играл роль жертвы. Как мне выйти из этой роли и не попасть в нее снова?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы уже сделали это сейчас. Если вы не желаете быть жертвой, вы уже больше не жертва. Понятно? Знаете, когда вы идете голосовать, этим вы уже проголосовали, поэтому расслабьтесь. Знаете, я видел людей, спрашивающих: «Как? Как? Как?» Ученик постоянно спрашивает, а учитель постоянно отвечает: «Делай! Делай! Делай!», и оба, и ученик и учитель, устали от этого. «Как? Что мне следует делатьИ учитель отвечает: «Делай это! Это! Это! Это! Это!» Значит, ты должен сделать это,  это и это. Но Боже мой! затем снова начинается: «Как? Как? Как? Как? Как?» (смех). Расслабьтесь. Не спрашивайте меня: «Как?» (смех). Тогда мне будет тяжко. Вы уже в поезде, и поезд движется. Вы уже в самолете, и самолет уже взлетел. Нет смысла бегать по самолету из одного конца в другой - вы не прилетите быстрее. Уловили? Вы поняли смысл этого? Расслабьтесь.


В: Вы сказали, что многие души берут тела, чтобы очистить себя, ради каких-то других целей роста. Есть ли другие причины, почему люди берут тела? И как вы выбрали эту жизнь или это тело для этого воплощения?

Шри Шри Рави Шанкар: Да, одна причина того, что вы приходите - чтобы очиститься. Другая - вы приходите, чтобы очистить других. Существует два варианта на выбор. Первый вариант: вы заключенный и отбываете свой срок заключения, каким бы он ни был – 6 месяцев, 8 месяцев, 2 года, 3 года или 20 лет. Другой вариант: вы тюремщик, и вы заботитесь о заключенных и помогаете им легче отбыть наказание и выйти из тюрьмы. Вот те два выбора, о которых я знаю. А то, как вы выбираете своих родителей, зависит от того энергетического поля, в котором вы находитесь.

В момент покидания тела имеет значение последняя мысль. Если последняя мысль была о курице, то вы обнаружите себя на птицеферме. В Индии есть много историй о том, какой должна быть твоя последняя мысль. Она должна быть о чем-то прекрасном, о служении, о любви, о сострадании или о чем-то высоком. Подумайте о Боге, подумайте о каких-то великодушных и добродетельных людях.

А также важна первая мысль по утрам. В Индии существует широко используемое словосочетание 'Pratha Smarana'. Pratha smarana означает «тот, о ком стоит вспоминать в первую очередь по утрам». Знаете, не вспоминайте о своих врагах по утрам, а вспоминайте о мудрецах. Таким образом, вы должны поставить своей целью стать pratha smarana. Каждому следует стать таким, о ком можно было бы вспомнить в первую очередь утром, чтобы на протяжении всего дня человек чувствовал себя свежим и энергичным. Это прекрасно, не так ли? У этого слова такое прекрасное значение – люди, которых вы можете вспомнить по утрам. И кого бы вы ни вспоминали утром, этого человека вы также вспомните напоследок перед сном. Таким образом, какова бы ни была ваша последняя мысль перед сном, та же мысль будет первой утром. Я думаю, что это присутствует во всех традициях. Перед самым отходом ко сну мамы велят своим детям молиться, разве не так? Молитесь перед сном. Это древняя традиция, и я полагаю, она существует по всему миру. Просто молитесь, подумайте о чем-то приятном, когда идете спать. А когда вы просыпаетесь, прежде всего вы смотрите на свои руки. И что вы говорите? «О, позволь мне совершить что-то хорошее этими руками сегодня утром». Вы смотрите на них и чувствуете свои мысли: «Пусть мне сопутствует удача, пусть линии на руках мне благоприятствуют, и пусть мои дела будут полезными. Пусть со мной будет знание, пусть выполняется хорошая работа, пускай в мои руки придет богатство – это моя утренняя молитва». Древняя ведическая молитва такова: «Бог богатства в основании моей ладони, и обитает на моей ладони. Бог мудрости обитает на моей ладони. Бог бесстрашия и доблести обитает на моей ладони. Пусть хорошие дела творятся через меня». Вот как вам следует просыпаться и смотреть на свои руки.  

 

 

Комментариев нет: