пятница, 18 июля 2014 г.

Уровни просветления

09 июня 2013г.

Бангалор, Индия

(По случаю Каннада Раджйотсава основатель "Искусства Жизни" Шри Шри Рави Шанкар выступил с речью, призывающей всех носителей языка каннада гордится как языком, так и культурой Карнатаки. Он настоятельно рекомендовал получать начальное образование на каннади. Он также подчеркнул, что родителям важно общаться со своими детьми на каннади (родном языке) в первые годы их формирования. Ниже приведен текст речи : )

 

Я всегда чувствовал, что тех, кто не знают языка каннада, лишены великих литературных трудов, поэзии и знания. Каннада – это простой и приятный на слух язык. Однако, люди забывают его.

Я помню, что около 40-45 лет назад, когда я ездил в школу на автобусе, там был кондуктор, который никогда не использовал никакого другого языка, кроме каннада. Мы окликали его и желали ему счастья. Людям нравилось, как он говорил на чистом языке каннада, и это подбадривало детей, молодежь и взрослых. Никто в автобусе не сидел с серъезным лицом, у всех были улыбки, все ждали, что еще скажет кондуктор.

Точно так же как это наша обязанность сохранять культуру, это наша обязанность сохранять и распространять язык. Вы знаете, что я до сих пор считаю, используя названия цифр на каннаде? Не смотря на то, что я путешествовал во многие страны мира, я никогда не считал по-английски, мой счет и мысли происходят на каннаде. Я также слежу за временем на каннаде. Это происходит потому, что я учился на языке моей мамы с самого юного возраста. Я читал и писал на каннаде.

Свой первый опыт английского языка я получил в седьмом классе. Мы не писали  по-английски так, как слова произносились, и не произносили их так, как они писались. Например, мы произносили 'know' как 'ноу' – это нас сильно путало. Поэтому мы писали английские слова на каннаде. На каннаде мы произносим слова так, как они пишутся – в этом красота языка каннада. Я слышал, что в языке тамили этого нет. Я говорю на тамили, но у меня нет большого опыта чтения или письма на тамили.

На тамильском они используют тот же самый алфавит для "Ка" и "Га"; Канапати и Ганапати будут звучать одинаково на тамили. Однако, на каннаде алфавит полный. Тот, кто выучил каннаду, способен также говорить и понимать другие языки.

Мое послание 600,000 каннидигам (людям, проживающим в штате Карнатака) – разговаривайте со своими детьми только на родном языке. На сколько возможно, до пятого-шестого класса, убедитесь, что ваши дети получают образование на родном языке. Сегодня мы начинаем с "Бее-бее черная овца (на английском языке)" в очень юном возрасте. Когда дети начинают считать на другом языке, тогда их таланты не расцветают в достаточной степени. Многие психологи по всему миру заявляют, что если детям несколько первых лет давать образование на их родном языке, тогда их таланты будут развиваться намного лучше.

Когда я пошел в школу, среднее образование было на языке каннада. Мое послание жителям штата Карнатака – гордитесь каннадой и обучайте ему своих детей. Используйте дому только родной язык. Существует очень много моральных учений, которые ассоциируются с этим языком.

На языке каннада есть такая пословица: "Веды могут что-то перепутать, но пословица никогда не скажет неверно". Это пословица о пословицах. Сегодня люди забыли пословицы. Дети даже не знают, что такое пословица. Если все так, то как же дети узнают о моральных ценностях?

 

В: Гурудэв, и король Джанака и Будда были просветленными. В то время, как король Джанака продолжал быть окруженным всем богатством и комфортом, Будда вел жизнь монаха, так в чем же различие? Существуют ли разные уровни самореализации?

Шри Шри Рави Шанкар: Если есть различие, тогда это вообще не просветление. Ум не зависит от одежды, которую вы носите. Что бы вы ни носили снаружи, внутри вы будете оставаться прежним. Таким образом, самореализация – это внутреннее пробуждение, оно не имеет отношения к внешности или макияжу. В этом смысле король, нищий или монах – все одинаковы.

Будда стал монахом и всех сделал монахами.

В те дни Индия достигла верха своего процветния, там не было попрошаек. В этом причина, почему Будда поощрял людей становиться монахами. Он поощрял людей становиться монахами и просить подаяния на еду, потому что нет лучшего способа усмирить эго эгоистичного человека. Когда нищий просит еду – это естественно. Но просто представьте себе, если богатый человек должен просить себе подаяния, чтобы поесть – это как совершение невозможного, и это задевает эго. Поэтому чтобы задеть эго, Буддат всех богатых людей заставлял становиться монахами, чтобы сделать их беспристрастными.

 

История короля Джанаки была другой. Джанака был уже укоренен в своем беспристрастии. Пребывать в беспристрастии, быть просветленным и управлять королевством – это тоже было своего рода тапасьей (аскезой).

Арждуна тоже хотел стать монахом и уйти в леса, он не хотел сражаться на войне. Господь Кришна сказал: "Нет, сиди, не становись эскапистом (тем, кто уклоняется)".

Yogastha kuru karmani sangam thyakthva dhananjaya – заставьте себя быть сконцентрированным на своем Высшем Я, и тогда производите действие, тогда работайте в обществе.

Не думайте, что существует закон или высший уровень просветления.

Махариши Сукхадэва, который был отреченным, пришел к королю Джанаке, и ждал три дня у дверей короля Джанаки, чтобы получить от него знание. Поэтому пребывание в Ашраме не значит, что у этого человека больше знания.

Человек не может воспринимать, что брахмачарьи – менее знающий в сравнении со святым. Самый великий святой может учиться даже у ребенка или у брахмачарьи. На самом деле иногда вы должны учиться.

Как только человек укореняется в своем Высшем Я, внешние обстоятельства и ситуации не имеют такого уж большого значения.

 

В: Гурудэв, что заставляет сознание применять склонность проявляться вовне, не смотря на то, что внутренний мир такой прекрасный?

Шри Шри Рави Шанкар: Природа создала наши чувства такими, что они выходят наружу. Мир вовне существует для чувств. Прекрасные пейзажи существуют для глаз, ароматы – для носа, и точно так же вкус и прикосновение.

Но также, существует такой механизм, когда ум может уйти от пяти чувств и погрузиться в свой источник, откуда приходят мысли и эмоции. Таким образом, ум обладает такой способностью, а интеллект оказывает большую помощь уму в возвращении к своему источнику. Без помощи интеллекта это было бы невозможно. Именно интеллект различает, судит и решает: "Да, я видел это, достаточно – это достаточно. Сейчас дайте мне погрузиться вовнутрь".

Одна из очень почитаемых мантр – это Гаятри мантра, в которой говорится: 'Dhiyoh yona prachodayat', что означает "пусть мой интеллект будет вдохновлен Божественным, пусть мой интеллект будет пропитан Божественным, пусть вдохновение, интуиция входят в мой интеллект". Это была основная молитва в Индии на протяжении тысячелетий. Говорится: "Все остальное потом, в первую очередь, пусть мой интеллект сияет, и пусть несет меня к Божественному, Божественному знанию, выходящему за пределы всего".

 

В: Гурудэв, я менял компании и различные места, и тем не менее, я все еще нахожу жизнь такой скучной. Пожалуйста, посоветуйте мне, как выйти из скуки.

Шри Шри Рави Шанкар: Когда в вашей жизни есть страсть или обязательство по отношению к высокой цели, скука исчезает. Скука приходит потому что вы сфокусированы только на своем удовольствии. Если вы думаете только о себе, о том, сколько еще радости или удовольствия вы можете получить для себя, то вам становится скучно, потому что вы этого нигде не получите. Однако, когда ваше сердце бьется для других, для чего-то более возвышенного, утонченного и чего-то более значимого, тогда скуки нет.

Уровень обязательности в нашей жизни показывает либо наш энтузиазм, либо нашу скуку. Если обязательств мало, то должна зародиться скука. Если уровень обязательств выше, тогда скука никогда не подкрадется из-за угла. Скука никогда не подойдет даже близко к вам.

 

В: Гурудэв, что такое Панча Прана?

Шри Шри Рави Шанкар: Это пять видов праны в теле – Прана, Апана, Удана, Самана и Вьяна.

Прана – это энергия в верхней части тела, в области сердца. Если уровень Праны слишком высокий или она в дисбалансе, то вы не можете заснуть.

Апана Вайу – это энергия в нижней части тела. Если уровень Апаны слишком высокий, то вы чувствуете себя инертно, сонно и безжизненно. 

Самана Вайу находится в области живота, она помогает процессу пищеварения.

Удана Вайу находится в верхней части груди и области горла, она ответственна за эмоции. Если Удана Вайу вышла из равновесия, то у вас нет эмоций, вы становитесь как камень или, наоборот, становитесь плаксивым и слабым.

Вьяна находится по всему телу, она ответственна за движение суставов, кровообращения в теле. Если поток Вьяна Праны нарушен, тогда возникают проблемы с системой кровообращения, ваши суставы становятся негибкими, возникают боли и недомогания. 

Панча (пять) Прана – это пять различных видов пран, которые присутствуют в каждом, и различные виды праны доминируют в разное время. Дисбаланс пран корректируется при выполнении пранаям и Сударшан Крии, именно поэтому вы иногда смеетесь или плачете, потому что активизируются все пять пран.

Знание – это бездонный океан, где так много знания. Но достаточно знать только это – что пять пран присутствуют в нашем теле, и когда мы регулярно выполняем пранаямы и медитацию, тогда все наши праны приходят в равновесие.

В: Говорят, что когда человек умирает, то через 12 дней его душа принимает рождение в каком-то другом месте. Если душа реинкарнируется, то зачем мы вешаем фотографии предков и поклоняемся им?

Шри Шри Рави Шанкар: Если человек реинкарнировался, тогда зачем делать shraadh (годовщина смерти)? То, что вы говорите – это верно. В древние времена люди были реализовавшимися, поэтому они знали, когда человек заново перерождался, и тогда они прекращали выполнение shraadh. 

Сейчас вы не знаете, вы же не йог и у вас нет понимания, чтобы знать – переродился человек или нет. Поэтому, чтобы получать благословения, люди продолжают выполнять этот ритуал. 

Говорится, что в Трета Югу и Двапара Югу люди знали, когда определенный человек перерождался и прекращали выполнение shraadh. Значение shraadh в том, чтобы всегда помнить о человеке, как будто бы он был живой.

 

В: Гурудэв, Брахма – создатель, Вишну – поддерживающий порядок, а Шива – разрушитель. Почему же мы так много молимся только разрушителю?

Шри Шри Рави Шанкар: Создатель закончил свою работу, поэтому никому нет до него дела. поддерживающий порядок необходим, и все боятся разрушителя!

Нет, все не так. Шива, Махадэва, является Богом всех Богов, поэтому все прославляют Махадэва. Брахма был рожден из Вишну. Таким образом в различных культурах существуют разные верования, вы сами выбирайте то, что вам по душе.

 

 

 

Комментариев нет: