среда, 16 ноября 2011 г.

Интуитивное знание находится за пределами интеллекта


13 октября 2011г.

 

Существует три вида знания или информации, которые мы получаем. Первый – через пять органов чувств. Вы видите и получаете знание, вы слушаете и получаете знание, вы обоняете и получаете информацию, вы получаете информацию через вкус и через прикосновение. Пять органов чувств дают вам определенное знание, не так ли? Большую часть нашего знания мы получаем через пять органов чувств. Это первый вид знания.

Второй вид знания – это знание, полученное через интеллект. Знание, полученное посредством интеллекта, более совершенно, нежели знание, полученное посредством органов чувств. Наука – это знание, полученное через интеллект. Посмотрите, что все вы видите своими глазами? Что солнце садится. Но что вы узнаете посредством науки? Что солнце не садится, это Земля сама вращается. Ни через один из органов чувств вы не получали информации, что Земля вращается, но посредством интеллекта вы узнаете, что Земля вращается, и что она вращается вокруг Солнца. Это интеллектуальное знание, знание, полученное через интеллект, и оно более совершенно, чем знание, полученное через органы чувств. Подобный пример: если поместить ручку в пробирку с водой, что вы увидите? Ручка надломлена. Это восприятие. Но интеллект говорит, что она не надломлена, что это просто оптическая иллюзия. Таково знание, получаемое через интеллект.

Эти два уровня знания намного ниже по значимости, нежели третий. Это интуитивное знание, знание от духа, приходящее в тишине. Оно не может быть подтверждено органами чувств или интеллектом. Это знание, приходящее из области за пределами того и другого, это другой уровень знания. Итак, жизнь начинается, когда мы получаем доступ к этому уровню знания (Гуруджи смеется). А до той поры жизнь – это существование.

А теперь, как вам получить доступ к этому уровню знания? К уровню знания, которого не достичь ни через органы чувств, ни через интеллект? Вот в чем вопрос. Для этого вы должны отбросить знания уровня чувств и интеллекта и расслабиться. В тот момент, когда вы отпускаете то, что вы получили через органы чувств, страстные желания и неприятие перестают возникать. Все наши страстные желания и антипатии относятся к восприятию через пять органов чувств. Они не могут существовать за пределами этого уровня. Вы еще со мной?

Какое-то время просто говорите: «Я не хочу ничего видеть, я не хочу ничего слышать, я не хочу ничего нюхать, я не хочу ничего пробовать на вкус, я не хочу ни к чему притрагиваться или что-либо узнавать; я просто буду». Затем всему, что составляет ваши интеллектуальные концепции, решения, суждения, скажите: «Мне даже не нужно ничего знать, мне ни до чего нет дела».

Отбрасывание всех концепций - это второй шаг. «Как это должно происходить? Как это не должно происходить? Это должно быть так, а это должно быть так», и «ля-ля-ля», и «ля-ля-ля»… - отбросьте все эти интеллектуальные суждения. Или: «Правильно ли я поступаю? Иду ли я правильным путем? В правильном ли направлении я двигаюсь? Следует ли мне это продолжать?» и «ля-ля-ля…» Отбросьте все это, и наступит тишина, а когда наступает тишина, молчание, тогда до сознания доходит знание с третьего уровня, и оно называется Ritambhara. Истинное знание, приходящее из области за пределами интеллекта - это и есть интуитивное знание.  

У всех есть эта способность, и вы все испытывали в своей жизни такое внутреннее чувство, чутье, знание, приходящее откуда-то, знание, которое вы не можете толком охарактеризовать, чем оно является. Кто из вас имел когда-нибудь подобный опыт? Посмотрите: все. Где-то внутри вы ощущаете, что это правильно, что так нужно сделать, и что-то происходит у вас в животе. И в такой момент приходит это знание. Но при этом мы не относимся к нему с уважением, почтением. Очень часто мы застреваем, привязываемся к интеллектуальному или чувственному восприятию.

Иногда ваш интеллект говорит: «То, что я делаю, неверно», но вы не слушаете свой интеллект и продолжаете делать неправильные вещи. Кто из вас переживал подобный опыт? Что вы делаете? Вы цепляетесь за чувственное знание и игнорируете интеллектуальное. А потом что происходит? Иногда вы выходите за рамки интеллекта. Ваш интеллект что-то вам говорит, но ваше внутреннее чутье говорит вам нечто другое. И ваши чувства говорят: «Нет, тут есть что-то другое, что-то еще». А мы игнорируем это и цепляемся за интеллект. Именно таким образом ваши суждения зачастую оказываются несостоятельными, ошибочными.

Кто из вас чувствовал, что ваши суждения были неправильными? Но иногда вы делали шаг, выходя за пределы своих суждений, чтобы посмотреть, что получится, и были счастливы, что сделали это. Вопреки обыкновению, вместо «Нет» иногда ваш интеллект говорит «Да». Что-то еще срабатывает как спусковой механизм… Это происходит, когда есть вера, когда просыпается вера. Иногда ваш ум говорит: «Нет, я хочу бросить заниматься всеми этими духовными практиками, меня это не интересует, мне наплевать на надежды». Многие это делают, пытаются бросить, но что-то глубоко внутри - впечатления, самскары, какая-то хорошая карма – просто заставляет вас продолжать заниматься и снова возвращает вас на путь. И потом вы счастливы, вы чувствуете: «Хорошо, что я этого не сделал, не поддался минутному порыву». У скольких из вас был подобный опыт? Я уверен, у многих. Это такие моменты, когда что-то за пределами вашего интеллекта брало верх и срабатывало.

Когда мы организовали «Искусство Жизни», с самого начала я мог видеть, что миллионы людей будут приходить к нам. Мне было только 22 или 23, что-то около того, я только вышел из подросткового возраста. Я говорил: «Нет, я не хочу ничего начинать». Мой интеллект говорил: «Нет - ну и что с того? Кто-нибудь еще придет и сделает все это, позаботиться обо всех». У меня не было ни амбиций, ни желания начинать какое-то новое движение. Я был счастлив. Сейчас я тоже счастлив. Но тогда я думал: «Зачем мне эта головная боль, я не хочу этого». Я был немного застенчив, и  мой интеллект всегда говорил: «О нет». Но при этом все шло своим чередом, потому что тогда я участвовал в движении ТМ (Transendental Meditation), и они очень хотели, чтобы я оставался с ними. И все были расположены ко мне очень дружелюбно. Поэтому для меня было очень сложно сказать «Нет» своим друзьям. И там были также пожилые люди, и ко всем я был по-своему привязан. Я говорил: «Нет, я не хочу начинать «Искусство Жизни»», упорствовал и противился этому.

У меня все было, я ни в чем не нуждался. У меня не было ни в чем недостатка. В те дни я тоже повсюду летал на вертолетах. В те дни я видел уже все богатство, которое только мог увидеть. И когда я должен был начинать что-то новое с нуля, интеллект говорил: «Нет». Но что-то за его пределами говорило: «Да».

Итак, я был на железнодорожной станции, это было где-то в Хубли (штат Карнатака). С платформы отходило два поезда: один на север, другой на юг. Если бы я сел в поезд, который ехал на юг, это означало бы, что я ничего не начну. Я был на платформе, на одной стороне которой был этот поезд, а на другой стороне – другой поезд. У меня были билеты на оба поезда. (Смех). Я взял обязательство провести программу на севере. Если я поеду туда, на север, то я обязательно займусь «Искусством Жизни». Начну это дело. Это был для меня момент сильнейшего замешательства, сильнейшей внутренней борьбы – сесть на этот поезд или на тот. И я прыгнул в поезд, который направлялся на север, и отбросил все прошлое – без какой-либо очевидной выгоды. Я никогда не думал о том, что я за это получу. Совсем нет. На самом деле я думал: «Ты ничего не получаешь, только собираешь больше проблем, неприятностей. Там ты мог бы быть просто принцем, жить очень комфортно, кто-то делал бы всё для тебя».

Зачем я это говорю? Это уровни знания. Интуитивное знание, которое находится за пределами интеллекта. Все, кто знали меня в то время, думали, что я сошел с ума, спятил. Здесь меня собирались назначить правопреемником или наследником огромной организации, империи. Там было всё, а я все это просто перечеркивал и влезал во что-то, что не имело ни формы, ни идеи. Даже самой организации не существовало, не было ничего. У меня было только 200 детей, о которых надо было заботиться, и школа, которая пошла бы за мной. У меня не было денег, ничего, никаких ресурсов, я никогда не работал, и у меня не было никаких профессиональных навыков. Люди говорят, что сегодня сложно заботиться о двух детях в семье. В те дни в Индии тоже происходило много кризисов, множество различных кризисов. И в таких условиях я очутился с 200 или 250 детьми, которых нужно было кормить и давать им образование – вот такая ответственность. С точки зрения интеллекта, для любого, кто имеет хоть крупицу здравого смысла, даже мысль о новой организации была бы полнейшим безумством. Но у меня было также другое знание, которое я безоговорочно почитал, и, основываясь на нем, я сделал первый шаг. Вы понимаете, о чем я говорю? (аплодисменты) Иначе не было бы ни одного шанса, чтобы у нас был Монреальский Ашрам или чтобы я сидел и разговаривал с вами. Такой вероятности вообще не существовало бы.

Таким образом, это третий уровень знания - внутреннее чутье или интуитивное знание. Часто, охваченные своими эмоциями, своими страстными желаниями или антипатиями, вы можете думать: «О, это мое внутреннее чутьё, это мое знание!» Нет! Это называется майя, йогамайя (иллюзия, заблуждение) – не попадайтесь в нее. Когда вы можете относится с почтением к этому знанию духа или души? Когда вы абсолютно спокойны. Улавливаете? В начале это работает для других, но это не срабатывает с вами, потому что у вас всегда есть какие-то сильные желания, какие-то неприятия. Какие-то страстные желания, какие-то антипатии - и вы можете попасть в замешательство. Поэтому эти медитации «Полый и пустой», которые вы выполняете, очень, очень помогают достичь этого уровня знания, находящегося за пределами чувств и интеллекта.

А как вы можете это кому-нибудь объяснить? Это представляет большую трудность. Очень сложно сказать кому-нибудь: «О, существует некий уровень, находящийся за пределами вашей логики». Если вы это им скажете, люди подумают, что вы сумасшедший или не признаете существование интеллекта. Но это не так, вы не сумасшедший и вы не отрицаете существование интеллекта. Просто вы сделали один шаг за пределы обычного и познали нечто прекрасное. Это та сфера, в которой работает весь космос. Всё знание космоса представлено здесь. Каждое открытие приходит из этой области. Первичные интуитивные открытия приходят отсюда. А затем интеллект обыгрывает их и развивает в дальнейшем. Все великие музыканты и поэты пришли из этой сферы, каждый из них!

Итак, практическая польза этого в том, что теперь вы понимаете, что ваш интеллект склонен к суждениям. Не зависьте от него слишком сильно. Понимаете? Один из шагов - это когда вы понимаете: «О да, мой ум продолжает что-то говорить, но мне все равно. Я не обращаю на это внимания». Вы не вовлекаетесь в эти игры ума. Вы становитесь свидетелем всему происходящему. Заметили ли вы, что это уже происходит с вами? Когда дома возникает какой-то спор или среди друзей возникает ссора, что-то происходит - иногда вы отступаете на шаг и говорите: «О, да ладно. Я так часто это видел. Это не подействует на меня». Кто из вас уже начал замечать, что это происходит с вами? Прогресс в этом происходит постепенно. Это происходит в жизни каждого. Просто при наличии осознанности все будет происходить быстрее. Это будет происходить быстрее, просто осознавайте, что происходит. Хорошо!

 

В: Что происходит после получения просветления? Оно заберет меня от Вас? Я еще не получил опыт просветления, но я получаю опыт Вашего присутствия и не хочу уходить от Вас.

Шри Шри Рави Шанкар: Да, да, да, только не волнуйтесь. Просветление сделает вас очень естественными, и вы будете тем, чем вы являетесь!


В: Почему Вы выбрали именно это место под Ашрам? Кто-то мне сказал, что много лет назад Арджуна здесь медитировал. Правда ли это? Что это была за история?

Шри Шри Рави Шанкар: Какое бы место я ни выбрал, вы зададите один и тот же вопрос: «Почему Вы выбрали именно это место?» Ты просто выбираешь, вот и все. Знаете, тот человек, который работал на этой земле, строил здесь дороги и заботился об этом месте, он тоже не знал, зачем он все это делал. Когда он продал эту землю нам, он был счастлив оттого, что то, чем он занимался столько лет, будет использоваться для такой благой цели. Это красивое место. А когда мы все сидим и медитируем, то вибрации становятся еще выше. Очень хорошо. Разве не так?

Я читал лекции по Аштавакра Гите в Индии, а перед этим я побывал также здесь, в Монреале, и я сказал тогда: «В течение одного года я не собираюсь выезжать из Индии, но когда я вернусь, у нас здесь уже должен быть ашрам». Потом Ганеш и Дженис поехали по окрестностям в поисках места и нашли это место. И когда я вернулся назад, они сказали: «Гуруджи, мы нашли место и всё организовали». Несколько людей выкупили один участок территории, а затем нам удалось получить и всю землю целиком. Затем Дженис и Ганеш сказали: «Вы должны приехать в Монреаль», и я ответил: «Хорошо, я приеду». Итак, когда мы приехали, у нас было здесь лишь несколько палаток. На самом деле остановились мы в Флорабелле и приезжали сюда проводить курс. А потом я сказал: «Нет, я должен остаться здесь». Тогда Эндрю с еще парой человек построили этот маленький домик. Как он назывался? Домик Сумеру. Небольшой домик; я тогда там останавливался. У нас не было воды, у нас ничего не было. А потом все а потом все начало развиваться. Мы ходили по территории и говорили: «Да, здесь, на этом участке нам следует построить медитационный зал». И прошло достаточно долгое время, пока это стало явью. Но сейчас нам следует использовать Ашрам более интенсивно, даже когда меня здесь нет. Не говорите: «Хорошо, только когда Гуруджи приедет». Нет! Вам всем следует приезжать сюда и привозить своих друзей. Мы должны лучше использовать это место. 

 

В: Пожалуйста, не могли бы Вы рассказать о том, как некоторые браки заключаются на небесах? Могут ли две души, которые встречались в предыдущих жизнях, в своей следующей жизни объединиться как муж и жена?

Шри Шри Рави Шанкар: О! Знайте, что если все идет хорошо, значит, этот союз заключен на небесах (смех). Если все происходит не так, как вы того хотели, то тогда это повод для серьезного огорчения. Тогда пара могла быть соединенной где-то в другом месте (смех), но точно не на небесах.

 

В: Дорогой Гуруджи, все мастера в священной традиции одеты в оранжевые одежды. Вы одеты в белое и сидите на оранжевой асане (покрывало, которым накрывается стул). Не могли бы Вы это объяснить? Почему так?

Шри Шри Рави Шанкар: Не все так одеты. Есть также один, на ком вообще нет одежды (смех). Ну да, белый цвет соединяет в себе все цвета, поэтому…. Хорошо… расскажу!

Обычно существует такая традиция, что если вы надеваете шафрановый цвет, то вам запрещено выезжать из Индии, пересекать океан. Но сегодня многие не следуют ей. Есть лишь несколько людей, которые следуют этой специфической традиции. Вы не можете пересекать океан. Сегодня все это делают, и это по-своему хорошо. Эти правила создавались много лет назад, а тогда были только корабли. И когда людям приходилось плыть на корабле, они не могли принимать душ каждый день. Они не могли выполнять свои медитации на корабле. Там были даже не корабли, а маленькие лодки. И лодки плыли так много дней... Любой, кто плыл на лодке, после возвращения должен был проходить определенное очищение и все такое. В писаниях написано именно так. Поэтому они говорили: нет, вам не следует путешествовать на лодке.

Сегодня это не является проблемой. Корабль как дом. Это город на корабле. Таким образом, сегодня эти правила неактуальны. Это то, что вы должны понять. Есть определенные прописанные правила, но вам не следует всему просто следовать буквально.  

То же самое в иудаизме. Сказано, что день тишины – это суббота, шабат, что означает ничего не делать и отдыхать. Семь дней вы работаете, а один день ничего не делаете. Просто расслабляетесь, отдыхаете, молитесь, медитируете, потому что чем глубже ваш отдых, тем лучше вы подготовлены для дальнейшей деятельности. Улучшается качество жизни, качество вашего ума и улучшается сознание. Поэтому ради достижения всех этих целей говорилось, что один день вам следует хорошенько отдохнуть. Бог отдыхал в течение одного дня, поэтому, поскольку вы созданы по Его образу и подобию, вам тоже следует отдыхать один день - шабат.

Но не так все происходит сегодня. «Вы не должны работать» означает, что вы не должны даже нажимать кнопку в лифте. Предположим, в шабат вы остановились в отеле на 20-ом этаже. Вы не можете нажать кнопку, поэтому вы просто едете на лифте, а он останавливается на каждом этаже, пока не дойдет до вашего 20-го этажа. Я был в Иерусалиме в день этого шабата, никто не нажимает в лифте кнопки, и он останавливается как электричка на каждом этаже. Я спросил: «Вы также не можете и петь?» В Шабат вы также не можете петь, вы не можете притрагиваться к карандашу или ручке. Это всё устаревшие правила, пережитки. Но вы все еще так держитесь и прилежно следуете им. Вы болтаете, болтаете и болтаете, и спорите, и ссоритесь также и в шабат, но вы не можете петь или нажимать кнопки. Это абсурд! Вот где необходима мудрость. Вы должны взглянуть на это с точки зрения здравого смысла. Мы должны ввести здравый смысл также и во все религиозные практики – это важно. Очень часто во имя религии вы отключаете свой здравый смысл. Кто из вас имел подобный опыт? Это досадно. Нам необходимо изменить это отношение; и это произойдет, люди становятся более понимающими.

 

 

Комментариев нет: