пятница, 11 ноября 2011 г.

Знайте, что есть сила, которая обо всём заботится, и эта сила любит вас


9 июля 2011,  Монреаль (Канада) 

Вопрос: Дорогой Гуруджи, как человек может победить все страхи? И если это ему это удаётся, что следует вынести из этого опыта?

Шри Шри Рави Шанкар: Нет понятия «все страхи». Существует только один страх - это страх смерти, он заложен природой. И он может быть преодолен через понимание, что «я не тело, я дух». Это первый способ. А второй - через знание того, что «со мной случится только лучшее». Это всё. Третьего не дано.

Вопрос: Дорогой Гуруджи, Вы много раз приходили ко мне во сне, и решения, которые вы мне предлагали, являются для меня духовными наставлениями. Правда ли это, стоит ли мне в это верить?

Шри Шри Рави Шанкар: Только когда всё хорошо, только тогда…  А если что-то идёт не так, тогда это всё ваш собственный ум! (смех). Понимаете, когда что-то правильно – это  у вас «была мысль, интуиция». А если это не вяжется с реальностью, вы не говорите «это была интуиция», вы говорите «это была иллюзия». Разница между иллюзией и интуицией в том, что интуиция – верна, а иллюзия – ошибочна.

Вопрос: Что важнее: счастье или выполнение своего долга?

Шри Шри Рави Шанкар: И то и другое. Вам необходимо выполнять свои обязанности и быть счастливым. Почему вы хотите выбирать между тем и другим? Если у вас есть выбор, сначала выполните свой долг, потому что если вы несчастливы, то это может быть просто лишь временным состоянием, верно? Счастье есть, оно придёт. Но если вы выбираете счастье прежде долга, значит, в конечном счете, вы будете несчастливы. Поэтому лучше побыть несчастным в начале, чем испытывать несчастье в длительной, длительной перспективе.

Вопрос: Гуруджи, пожалуйста, объясните нам законы кармы. Как я могу освободиться от болезни на физическом уровне и самоотверженно делать севу? Физическая болезнь не позволяет мне быть активным, счастливым и любящим. Я очень быстро утомляюсь. Пожалуйста, помогите.

Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, самое лучшее - это не беспокоится об этом слишком сильно. Уяснили? Карма находится только в уме, однако вы беспокоитесь о своей болезни: «Ох, это моя карма…» Видите ли, тело имеет свои ограничения. Тело каждого человека имеет ограничение. И если мы нарушили законы природы, это будет нам аукаться какое-то время. Понимаете? Поэтому, сохраняйте приподнятое состояние духа, а во всем остальном помощь придет сама собой.

Вопрос: Дорогой Гуруджи, когда и как я могу достичь максимального блаженства?

Шри Шри Рави Шанкар: У вас нет шансов. (смех). Способа нет. Забудьте об этом. Вы готовы об этом забыть? Тогда вы уже достигли блаженства прямо сейчас. Ваш ум страстно желает: «бесконечного счастья, максимального блаженства, однажды я хочу достичь…»

Вопрос: Моё сердце хочет предпринять какие-то шаги, но ум не позволяет. Что мне делать, Гуруджи? Спасибо.

Шри Шри Рави Шанкар: Они будут вступать в конфликт снова и снова. Как сварливые старики, они будут конфликтовать каждый день. (смех)

Вопрос: Как мне найти покой, зная, что я совершил очень большую ошибку, которая, как я уверен, затронула и других людей?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы находитесь в правильном месте.

Вопрос: Дорогой Гуруджи, пранам (индусская форма приветствия, состоящая из легкого наклонения головы и прикасания соединенных рук ко лбу). Хорошо ли это - покупать лотерейный билет с намерением выиграть большой приз? (смех). Или получать деньги таким путем неправильно? Посоветуйте, пожалуйста.

Шри Шри Рави Шанкар: У меня нет комментариев. Не хочу создавать в вашем уме ещё один конфликт.

Вопрос: Можем ли мы одним из желаний на Гуру Пурнима попросить крупный выигрыш в лотерею?

Шри Шри Рави Шанкар: Как забавно работает ум! Хочется выиграть в лотерею, не прилагая больших усилий. Хорошо, хорошо, хорошо, хорошо.


Вопрос: Джей Гуру Дев, Гуруджи! Пожалуйста, простите меня.

Шри Шри Рави Шанкар: Уже простил.


Вопрос: Дорогой Гуруджи, Патанджали говорит, что одна лишь йога может освободить человека. Ади Шанкара говорит: «Лишь знание может освободить человека». Пожалуйста, объясните.

Шри Шри Рави Шанкар: Еще вы забыли, что в Бхакти Сутрах говорится, что только служение может освободить человека. Всё это нужно соединить воедино. Это мысль, которая очищает интеллект. Если вы интеллектуал, то именно интеллект является для вас препятствием для достижения блаженства. Ум сопровождает вас на пути и постоянно спрашивает, заставляет сомневаться.

С помощью знаний очищайте интеллект.

С помощью йоги очищайте тело, ум и дух.

И через любовь/преданность очищайте своё сердце.

Если вы выберете любой из этих путей, два других подключатся автоматически. Это случится; так это и происходит. Йога – значит «объединять, объединение», и если вы пойдёте по пути сердца, «объединение», несомненно, произойдёт автоматически, и когда оно произойдёт, сразу же придёт и знание.

Когда проходите этот путь через знания – если нет страсти к знанию, как вы можете идти путём знания? За страстью стоит любовь. Поэтому любовь присутствует и в знании. Страсть к знаниям не может существовать без любви к ним. Таким образом, когда вы идёте по пути знания, любовь на нём тоже присутствует, только она скрыта. Она сопровождает вас и расцветает. Чем больше вы знаете, тем больше вы начинаете любить это, тем больше это начинает вам нравиться. В этом и есть секрет. Английская поговорка «Хорошая осведомленность порождает неуважение» очень поверхностна. Чем более осведомленными вы становитесь, тем сильнее любовь расцветает в вас. Так? Поэтому не имеет значения, идете ли вы по пути знания, любви или йоги. Йога включает в себя также Карма-йогу, действие. Йога означает объединение. Два других пути просто подключаются и идут рядом.

Вопрос: Как можно привести тех, кого любишь, на духовный путь, если они всё время сопротивляются? Я пытаюсь, но, кажется, ничего не выходит.

Шри Шри Рави Шанкар: Не сдавайтесь. Старайтесь всеми силами. На вопрос: «Как можно привести кого-то на духовный путь, если они сопротивляются», я отвечаю: «Продолжайте стараться». Пробуйте снова и снова, продолжайте это делать. Если кажется, что они непреклонны, становитесь всё более и более настойчивым.

Вопрос: Гуруджи, несмотря на то, что я не хочу сомневаться в том, кто вы есть, у меня до сих пор есть сомнения. Что мне делать?

Шри Шри рави Шанкар: Не беспокойтесь, сомневайтесь так сильно, как только можете. Я не имею ничего против ваших сомнений, продолжайте сомневаться. Знайте: то, в чём мы сомневаемся, всегда является чем-то положительным. Мы сомневаемся в чьей-то любви, но не в чьей-то ненависти. Мы сомневаемся в наших способностях, но никогда не сомневаемся в наших слабостях. Мы сомневаемся в своем счастье. Просто поймите природу своих сомнений.

Вопрос: Гуруджи, каким образом вы помогаете кому-то осознать их гнев, если они очень упрямы и не хотят попробовать ступить на духовный путь?

Шри Шри Рави шанкар: Знаете, что я вам скажу: дайте всем свободу. Вы не можете никого контролировать. Этот человек просто такой, какой есть, что с ним поделаешь? Если вы будете говорить кому-то что-то, они не изменятся, и вам не стоит никого контролировать. Это вывод, к которому я пришёл. Никого не контролируйте. Позвольте каждому выбирать свой путь. Осторожно направляйте их, если они прислушиваются к вам. Если они не слушают вас - что ж, тогда это их проблема. Что вам остаётся делать?

Понимаете, о чём я говорю? Вы пытаетесь контролировать их – своих детей, супругов, друзей – без какого-либо умысла; то, что вы пытаетесь их контролировать, вовсе не является плохим намерением. Но что вы можете сделать, когда они очень злятся? Знаете, ваш гнев возникает из-за того, что вы пытаетесь контролировать. В тот момент, когда вы перестаёте контролировать, ваш гнев также улетучивается, понимаете? Вы раздражаетесь, когда кто-то вас не слушает, верно? Вы повторяете им что-то десять раз, а они всё равно не слушают, и что тогда происходит с вами? Вы раздражаетесь. В этот момент должно прийти понимание: «Что ж, видимо, этот человек таким и должен быть. Что я могу поделать? Джей Гуру Дев!» И тогда что немедленно происходит? По крайней мере, ваш ум успокаивается, и вы не раздражаетесь.

Итак, о чём я говорил? Прекратите контролировать людей и ситуации. Тогда вы пребываете в покое. Наше желание контролировать является проблемой. Понимаете? В любой ситуации всё произойдёт как надо, так или иначе. Делай, что должен, и будь что будет.  И всё. Уяснили?

Но не следует путать это с апатией, неумением управлять, недостатком инициативы или беспорядочностью. Понимаете, о чём я говорю? Это очень, очень тонкая грань. Мудрый человек знает, как управлять, не контролируя, понимаете? Мягко направляйте, не пытаясь контролировать. И не теряйте терпения, повторяйте что-то не один раз, а десять. Вы не должны причитать с первого же раза: «О, я уже говорил ему это, а он не слушал». Нет, вы должны иметь терпение и повторять это несколько раз, и если люди до сих пор не делают того, что вы им советуете, не расстраивайтесь.

Наличие терпения, чтобы повторить одно и то же десять раз – в этом и есть мудрость. Как вы будете повторять им это десять раз, если они не делают то, о чём вы их просите, ни на первый, ни на второй, ни на третий раз? Вы говорите: «Что ж, они не делают этого, вот они какие»… В этом случае это показывает, что вы вялы, недостаточно инициативны, в вас не хватает ответственности. Я рассказываю вам о чём-то очень-очень тонком, вы слушаете? Когда у вас есть ответственность, как вы поступаете? Вы продолжаете это делать…. Верно?

Предположим, вам нужно наколоть дров; вы ударяете топором раз – и, если древесина мягкая, она сразу же поддаётся. Но если древесина жёсткая, что вы делаете? Продолжаете долбить это полено. Как долго? До тех пор, пока оно не расколется. Вы продолжаете его раскалывать. И точно таким же образом, в своём уме мы имеем такие же стандарты для каждого. Мы думаем: «О, если все эти дрова раскалываются от одного удара, то и это полено тяжёлой древесины тоже должно расколоться с первого раза». И злимся… Нет. Какие-то поленья трудно расколоть, какие-то легко. Для раскалывания каждого полена требуется своё определённое время. И в случае, если полено не удаётся расколоть или оно вовсе не деревянное, вы зовёте кого-нибудь на помощь.

Вы должны пребывать в состоянии покоя. Это мой вывод. Как? Не контролируйте, позвольте людям идти своим путем, но продолжайте наставлять их; если они не слушают, то просто-напросто кладут грязь себе на голову. Знаете, чтобы искупать слона, людям требуется 4-5 часов. Иногда они заставляют слона лечь и выливают на него воду ведрами. Нужно вылить очень много воды. Вы когда-нибудь видели слона, который принимает ванну? Нет? О, когда вы приедете в Бангалорский Ашрам, вы увидите не одного, а целых два слона. Два часа уходит на то, чтобы почистить их щёткой - слоны привыкли принимать спа-ванны! И каждый день их чистят щёткой, а затем поливают тёплой водой. И в результате они сияют чистотой. Но стоит оставить их на 10 минут, они берут и разбрасывают грязь. У них нет понимания того, что «Я только что принял ванну и теперь я снова забрасываю себя грязью». Как только они находят грязь и разный мусор, они поднимают его и бросают прямо себе на голову, и снова становятся грязными. (смех) Что тут поделаешь?

Вопрос: Дорогой Гуруджи, кроме того, что нужно быть дружелюбным со всеми, какого типа друзей мне необходимо иметь в жизни? И что делать, когда мои друзья не готовы постоять за меня или не доверяют мне в случае необходимости?

Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, не анализируйте никого. Это еще один мой вывод. Перестаньте анализировать кого бы то ни было. У кого есть время анализировать других, у того нет времени анализировать себя. Просто расслабьтесь; знайте, что есть сила, которая обо всём заботится, и эта сила любит вас. Знайте это и просто расслабьтесь. Хорошо? Хорошая идея? Пребывайте в покое, и когда вы именно в таком состоянии, помощь придет. Нет никого, кто намерен нам всегда помогать; мы сами должны делать свои дела. И за нами стоит сила природы, сила, которую никто не может понять, которую мы не можем понять. Поэтому просто верьте в эту силу и расслабьтесь.

Вопрос: Дорогой Гуруджи, вы знаете, для того, чтобы избавится от определенных неприятных впечатлений, я хотел бы делать севу и пройти Продолженные курсы (Часть 2) в ближайшие три месяца. Но я не имею такой возможности из-за членов своей семьи. Что мне делать, Гуруджи? Пожалуйста, помогите.

Шри Шри Рави Шанкар: Ничего страшного, вы смотрите веб-трансляции; погружайтесь в медитацию, где бы вы ни находились. Это не должно быть причиной для беспокойства. Хорошо? Есть так много знаний, так много дисков с медитациями, выполняйте их каждый день. И держите это знание в поле своей осознанности. Этого достаточно. Возможность сделать то, что вы задумали, обязательно придёт. И вы не должны говорить «каждые три месяца, каждые шесть месяцев», ничего подобного. Проходите курсы в любое время, когда представится возможность, а если она не представится хотя бы раз в течение года, тогда приложите немного больше усилий. Хотя бы раз в году вы должны проходить Продолженный курс.

Вопрос: Дорогой Гуруджи, вы видели Бога, любовь?

Шри Шри Рави Шанкар: О, мой дорогой, а вы видели себя? Не в зеркале. Богэто не видимый объект. Вы должны это знать. Если вы видите Бога, это значит, что Бог находится  где-то  отдельно от вас. Вы являетесь наблюдателем и видите картину, какой-то вид. Бог не может быть видом; Бог - это наблюдатель, зритель. И вы также можете быть наблюдателем, когда ум становится спокойным. Но не раньше.

Вопрос: Дорогой Гуруджи, моей сестре нравится человек, которого не принимает моя семья. Моя точка зрения: выбор должен быть за ней. Если я позволю ей встречаться с этим человеком, получится, что я совру родителям, а этого я не хочу. Что мне делать?

Шри Шри Рави Шанка: Да… Творите мир... Если вы не скажете своим родителям, они почувствуют себя умышленно обманутыми, они почувствуют, что ваша сестра их не уважают, и кроме того, они потеряют доверие к вам. Это не очень хорошо. Вы должны проинформировать своих родителей. А если вы считаете, что тот человек подходит вашей сестре, то вы можете также стать его адвокатом. (Смех)

© The Art of Living Foundation

 


Комментариев нет: