понедельник, 21 сентября 2015 г.

FW: Комментарии Шри Шри Рави Шанкара к «Бхагавад-гите», 8 глава – часть 1

15 августа 2015г.

Бангалор, Индия


В 8-ой главе Господь Кришна начинает повествование, говоря Арджуне: "Я – Высший Господь и господствующее божество всех Ягий (Yajnas) – будь их природа материальна или духовна. Я тот единственный, которого каждый желает познать и достичь в последние мгновения своей жизни. И я тот единственный, в котором они все растворяются в момент смерти".

В тот момент, когда Господь Кришна это говорит, жажда Арджуны к познанию становится еще больше. 
Потом Арджуна спрашивает: "О, Господь, что на самом деле есть Брахман? Что такое духовность?". Мы все тоже достаточно часто слышали эти слова – Брахман, Карма, Пуруша, Адхйатма (Adhyatma) и Дэвы (полубоги). На самом деле, что это все?


Когда человек находится на поле боя, он вспоминает и размышляет о своих последних мгновениях в жизни. На поле сражения человек думает: "Преодолею ли я Каал (время) или смерть возьмет надо мной верх?". В уме возникает подобный страх, и человек вдруг начинает осознавать непостоянство жизни. В подобной ситуации естественно, что такие вопросы возникают в уме. Точно также и у Арджуны тоже начали возникать эти вопросы. Таким образом, в Арджуне возникло это гложущее любопытство познания того, что такое карма, что такое духовность, что такое Адидайвик (Adidaivik) и т.д. Слушая это, Господь Кришна говорит:

8.3

"Aksharam brahma paramam svabhavo 'dhyatmam uchyate. Bhuta-bhavodbhava-karo visargah karma-samjnitah".

 

Что такое Брахман?

То, что наивысшее, величайшее, окончательное; за его пределами нет ничего. Это то, что несокрушимо и никогда не может быть разрушено или уменьшено; то, что постоянно и неизменно; то всепроникающее Единое Сознание, которое является Сатчитанандой (чистым блаженством), из которого в этом творении все произошло и в котором в конце концов все растворяется – это и есть Брахман.

 

Что такое Адхйатма (Adhyatma)?

Духовность – означает укорениться в своей собственной природе. Это возвращение к самой своей природе. А какова ваша природа? Ваша природа стремиться к радости и счастью. Скорость и интенсивность, с которой мы бежим по направлению к Брахману, по направлению к счастью – и есть то, что является духовностью, и это и есть сама ваша природа. Быть духовным – это заложено в природе каждого.

Что такое карма?

Внутри нас возникает множество различных чувств. Все эти чувства стимулируют или вызывают какие-то действия. Таким образом, и это чувство называется карма, и действие тоже называется карма. 
Например, когда внутри вас возникает желание творить, тогда это желание или чувство – это тоже карма. Действие уже началось. В тот момент, когда желание возникает в вашем уме, скажем, постройка нового здания, тогда все – работа или действие уже свершилось. Это называется Сукшма Карма (Sukshma Karma - действие или карма тонкого уровня). И тогда есть Стхула Карма (Sthula Karma – действие на грубом или материальном уровне), т.е. само здание.


Вы так много раз слышали, что человек должен оставаться отстраненным и беспристрастным во время прохождения кармы. Что же это значит? Это значит, что вы определенно должны действовать, но не привязывайтесь к этому, и не застревайте на этом, потому что то, какое впечатление отпечатается в уме, то и становится кармой.

8.4

"Adhibhutam ksharo bhavah purushas-chadhidaivatam. Adhiyajno aham evaatra dehe deha-bhrtam vara".

 

Что это, что называется Адибхута (Adibhuta)?

То, что тленно и, в конце концов, разрушается или подходит к завершению, называется Адибхута. Это может существовать сегодня и не существовать завтра.

Что такое Дэвы (Devtas) (божественные создания или боги и богини)?

Смотрите, в атмосфере есть влажность. Это означает, что в воздухе присутствует определенное количество элемента воды. Мы также видим элемент воды в форме льда. И потом мы также видим элемент воды в форме облаков.

Когда вода испаряется из океана, чтобы образовать облака, тогда вы не можете ее увидеть. Но как только испарения собираются, чтобы сформировать облака, тогда вы можете это видеть. Точно так же, существуют специальные силы или духи, которые вы можете называть ангелами или Дэвами (полубоги). Определенным проявлениям (всемогущего единого сознания), обладающим определенными признаками или качествами, дано название Дэвы.

(Here water represents God, and vapor, ice, clouds which have their specific qualities, even though they are all just water, represent the Devtas).

Так что такое Адидхайва (Adidhaiva)?

Это Пуруша, мощное Единое Сознание, которое присутствует внутри всех нас. Даже Брахман является ни чем иным, как только сознанием, но он присутствует повсюду. В сфере и пространстве этого вездесущего сознания (Брахман), особые формы, которые можно увидеть или осознать как уникальное и сконцентрированное проявление того же сознания, называются Пуруша.

Когда это (Пуруша) становится еще даже более сконцентрированным, точно так же когда вода в виде испарения становится еще более концентрированной, тогда это становится Пракрити.

Вы можете понять это так: лед – это Пракрити, а вода – это Пуруша, а испарение – это Брахман. Брахман – это пространство, космос. Все существует в пространстве.

Что означает Ягья?

Господь Кришна говорит: "Это Я, кто переживает все это в физическом теле. Я также Адиягья".

Ягья – это то, что собирает и объединяет всех вместе, тот, кто видит и понимает все – Видящий (Seer – также мудрец, провидец). Таким образом, Адиягья – это то, что понимает и соединяет все три воедино – Адибхута, Адидайва и Адхйатма. Намерение объединить и собрать все вместе появляется только когда человек способен увидеть все это как отличное и отдельное друг от друга.

Господь Кришна говорит: "Я – это тот божественный принцип, который возникает и становится видимым, когда все эти три составляющие объединяются". Именно поэтому Господь Кришна говорит, что "Все полубоги и богини обитают внутри Меня".

Это означает, что это Единое Сознание вмещает и содержит в себе и Пурушу и Пракрити.

Господь Кришна говорит: "В таком виде я обитаю во всех живых существах и я оказываю поддержку, и управляю всем в этом Творении. Я поддерживаю и объединяю все, и я также тот, кто испытывает все. Все в Творении есть Моя божественная игра, игра созданная Мной. Я - мяч, игрок, игровая площадка на которой происходит игра и я зритель, и я также судья, который судит игру.

Это Ягья. Ягья это священный процесс почитания всех этих трех составляющих.

Мы остаемся связанными страстными желаниями и неприятиями к другим. Но когда мы достигаем основного смысла Ягьи - что значит, когда есть тотальное единение и гармония внутри нас, когда все внутри нас приходит в совершенное равновесие, тогда целый мир кажется принадлежащим нам, и мы чувствуем, что все принадлежат нам.

8.5

"Anta-kale cha mam eva smaran muktva kalevaram. Yah prayati sa mad-bhavam yati nasti atra samshayah".

 

Далее Господь Кришна говорит: "Это нормально заниматься своей жизнью, как вам нравится, но в последние мгновения своей жизни, вы должны вспомнить Меня и зафиксировать свой ум и интеллект только на Мне. Нет никаких сомнений в том, что когда Вы вспомните обо мне с преданностью, вы определенно воссоединитесь со Мной.

Но истина заключается в том, что чем бы мы ни занимались в течение нашей жизни - это также то, что мы на самом деле вспоминаем в ее последние мгновения. В эти мгновения прихода смерти ум беспокоят те же вещи. Именно поэтому Господь Кришна после того, как дал столько знания, также говорит: "В последние мгновения своей жизни вспомните обо Мне".

8.6

"Yam yam vapi smaran bhaavam tyajaty ante kalevaram. Tam tam evaiti kaunteya sada tad-bhava-bhavitah".

 

Это неоспоримая истина жизни заключается в том, о чем бы мы ни подумали во время смерти, именно такими мы и становимся (в следующей жизни). Впечатления в уме с которыми человек покидает физическое тело в момент смерти, необходимо будет смыть, а для этого ему тогда потребуется взять другое физическое тело.

С какими желаниями или состоянием ума вы покидаете свое настоящее физическое тело, они же и определяют тип физического тела и состояние ума, которое вы приобретете в следующем рождении. Поэтому Господь Кришна говорит: "Всегда продолжайте помнить обо Мне".

8.7

"Tasmat sarveshu kaleshu mam anusmara yudhya cha. Mayy-arpita-mano-buddhir mam evaishyasy asamshayah".

 

В следующем стихе Господь Кришна говорит: "Думайте обо Мне даже, когда вы противостоите или боретесь в жизни".

Когда вы вкладываете свои 100% в то, что бы вы ни делали, тогда это и есть сражение. Сражение не всегда означает убивать кого-либо. Сражение - это значит вкладывать все ваши усилия и ставить все на кон. Поэтому если жизнь кажется борьбой, тогда вкладывайте свои 100%. Но Господь Кришна говорит: "Поступайте таким образом - вспоминайте обо Мне в своем уме, каждый раз, когда сражаетесь. Сдайте ваш ум и интеллект Мне, когда вы это делаете".

Это значит абсолютно смириться - как через чувства, так и через процесс понимания.

Некоторые люди не применяют никакого понимания, но значительно движимы одними только чувствами. Другие люди способны понимать и интерпретировать вещи правильно, но в них нет чувств или эмоций. Именно поэтому Господь Кришна множество раз говорил в Бхагавад-Гите: "Будьте связаны со Мной как чувствами, так и интеллектом".

Кришна говорит: "Сдайтесь Мне и примите Меня целиком - как на уровне эмоций, так и на уровне интеллекта. Поступая таким образом, вы несомненно обретете Меня и в этом нет никаких сомнений. Вы обретете стабильность и равновесие, вы пробудите это истинное "Я", которое является Мной. Я не обитаю где-то в отдалении от вас. Я обитаю внутри вас".

8.8

"Abhyasa-yoga-yuktena chetasa nanya-gamina. Paramam purusham divyam yati parthanuchintayan".

 

Итак, как этого можно достичь? На это Господь Кришна отвечает: "Вы должны делать Абхьясу (регулярную практику)".

Какова природа ума? Тенденция ума - убегать в различных направлениях. Регулярная практика (Абхьяса) не позволяет уму блуждать в различных направлениях.

Вы обнаружите так много глубины в любом человеке, в котором пробудилось и зажглось Божественное. Когда же ум человека рассеян и блуждает в разных направлениях, то в таком человеке вы не сможете увидеть Божественное. Такие люди не способны достичь чего-либо в жизни, даже если они могут быть великими учеными или художниками, вы не найдете чего-то основательного и достойного восхищения в их личностях.

Как взрастить эту стабильность и глубину в личности человека? Это может произойти, когда сознание однонаправленно и устремлено к одной цели или в одном направлении. Только тогда человек способен что-то сделать, только тогда можно увидеть Божественные качества или Божественное в человеке.

Вы знаете, какова природа сознания, которое разбредается в разных направлениях? Такой человек всегда думает получить то одно, то другое, немного отсюда, немного оттуда и т.д. Это признак недостатка и ощущение себя нищим. Когда вы становитесь стабильным и прочно утвердившимся в самом себе, тогда это признак процветания и изобилия. Это признак изящества и красоты. Когда кто-либо очень привлекателен и полон достоинства, это значит что их дух или сознание не блуждает то здесь, то там, но весьма собран и твердо укоренился в своем "Я". Это значит, что есть глубокое чувство удовлетворения. Удовлетворенность это то, что делает вас Божественным, счастье делает вас Божественным, мастерство делает вас Божественным.

Чтобы все эти Божественные качества расцвели и проявились в вас, Господь Кришна советует: "Вы должны практиковать Абхьясу йоги (регулярной практикой йоги).

Часто люди ассоциируют регулярную практику (Абхьяса) с чем-то очень скучным, утомляющим и безжизненным. В действительности это не так. Здесь Абхьяса означает идти по направлению к источнику всей радости. В тот момент, когда вы понимаете этот факт, вся практика (Абхьяса) становится очень легкой и наполненной радости.

Итак, если вы находите это понимание слишком абстрактным или сложным для применения на практике, также как утверждает и Арджуна, Господь Кришна говорит: "Дорогой мой, я здесь перед тобой. Просто помни обо Мне". Это то, где важен Гуру.

 

Обратите внимание:

Вышеприведенная беседа является переводом с языка хинди на английский, а затем на русский язык. Это только краткое изложение комментариев Шри Шри Рави Шанкара к 8-ой главе Бхагавад-Гиты.


Комментариев нет: