пятница, 21 июля 2017 г.

Шива – высшая истина

23 февраля 2017г.

Бангалор, Индия

 

Гурудэв, не могли бы Вы, пожалуйста, рассказать нам об одной из форм Господа Шивы – Натараджи (Бога танца)? (Имеет отношение к форме Господа Шивы, вовлеченной в космический танец творения).

Шри Шри Рави Шанкар: В истории человечества самым прекрасным из понятых или открытых «таттва» (фундаментальных базовых элементов или принципов) является Шива-таттва, и в этом, в особенности, в форме Шивы как Натараджи - Бога танца. Смысл Натараджа сам по себе уникален и прекрасен. Наша жизнь состоит из разных этапов или уровней – она не переживается только на одном уровне.

Ученые сегодня говорят, что наш мозг является анализатором частот. Например, если вы настроите свой телевизор на определенный канал, то сможете увидеть и услышать только этот канал. Не так ли? Когда мы меняем канал, то видим и слышим другой канал. Наш мозг работает так же, как телевизор с его каналами. Сегодня существует множество каналов по всему миру, но мы настроены и живем в одном определенном канале, и этот канал и есть этот мир, это творение. Когда мы меняем канал, нам открывается совершенно другой мир, другая сфера - и это тонкий мир. В этом тонком мире присутствует постоянный танец сознания.

Этот мир, который лежит перед нами, всё, что мы переживаем и через что проходим (на уровне грубого материального мира), на самом деле – влияние или результат этого космического танца на тонком уровне. Когда танец Натараджи закончится, все творение тоже подойдет к концу.

Не то, чтобы Божественное исполняло этот космический танец около 10 000-20 000 лет назад – его дату по времени определить нельзя. Имея неверное представление о нём, люди говорят, что этот танец случился в определенный день и в определенное время – это не так. Танец Натараджи вечен и не прекращается в этом Творении. Пуруша-таттва, или Бог (Космическое существо как основа и самый фундаментальный принцип существования), пронизывающий и проникающий в каждую частицу этого творения, и есть тот, кого мы называем Натараджа.

В изображении этого божества вы видите, что Господь Натараджа стоит одной ногой на асуре (демоне), которого зовут Апасмара. Знаете, что означает Апасмара? Апасмара относится к болезни эпилепсии, а также представляет собой невежество и инертность. Преодолев инертность и негативность, человек танцует в чистом блаженстве - именно это называется Ананда Тандава. Демон здесь представляет инертность, не поддающуюся контролю человека. Это инерция, которая приходит, когда ум зависит от внешних или материальных источников счастья и направлен наружу через органы чувств. Когда ум преодолевает эту инертность и обращается вовнутрь, чтобы отдохнуть в своем Высшем Я, когда он возвращается к истинному источнику всей радости, это означает укоренение в Шива-таттве.

Как изображают Господа Натараджу в божествах и образах? Его изображают танцующим в абсолютном блаженстве, и у него четыре руки. В одной ладони он держит Агни, или элемент огня. Здесь элемент огня представляет Шакти - совокупность энергии этого творения. Эта энергия удерживается и поддерживается Шива-таттвой – Божественным сознанием. В другой руке у него Дамару (двусторонний барабанчик). Дамару представляет бесконечность. Вы, должно быть, видели в математике, как пишется символ бесконечности – тоже в форме Дамару. Дамару представляет как элемент пространства, так и элемент воздуха.

Качество, связанное с элементом пространства, - есть Шабда или звук. Говорят, что когда играет Дамару, то из его звуков рождается наука о языке, грамматике и фонетике.

Каждый ребенок с рождения – прирожденный йог. Разве кто-нибудь учит ребенка, как держать большой палец в Ади Мудре или как сложить пальцы в Чин Мудру? Когда ребенок рождается, его пальцы очень естественно сжимаются в Ади Мудре. Младенцы и маленькие дети без особых усилий способны выполнять Бхуджангасану (позу Кобры), Паванамуктасану (коленный пресс), Хаста-падасану и т. д. Каждый ребенок в этом нежном юном возрасте способен делать эти асаны очень легко и естественно. Кто-нибудь их учил этому в этом возрасте? Шива-таттва, пронизывающая каждую частицу этого творения - это знание приходит из вот этого элемента Шива-таттвы. Кто научил птиц щебетать? Кто показал птицам, как строить гнезда? Когда вы думаете об этих аспектах, внутри вас возникает глубокое чувство удивления, и вы осознаете, что в основе всего лежит Высший разум, обладающий всем знанием, и Господь Шива является олицетворением этого Божественного знания.

Говорят, что у Господа Шивы три глаза. Третий глаз представляет знание за пределами доступа органов чувств. Один вид знания мы получаем через наши органы чувств, а другой вид знания, который выходит за рамки ограниченного понимания чувств, представлен Господом Шивой.

Одна из рук Господа Натараджи – в Абхая Мудре (позе рассеивания страха и дарования благословения и защиты). Это означает: «Мой дорогой! Нечего бояться. Освободись от беспокойств, будь счастлив. Имей терпение и полную веру». Это то, что представлено Абхая Мудрой. Другая рука перекрещена и слегка наклонена вниз, указывая на ноги. Что это значит? Это означает: «Танцуй! Радуйся и празднуй! Будь скромным в жизни, но вместе с тем уверенно шагай с высоко поднятой головой". Высокомерный человек не обязательно лишен страха. Здесь это означает быть свободным от страха и, тем не менее, не быть зажатым эго. Это означает быть простым, быть естественным. Это означает стать Шаранагати - полностью сдаться Божественному. У вас есть все, что нужно – вот что означает положение другой руки. Это более глубокий смысл изображения Господа Шивы в виде Ананда Тандава (Танца в Блаженстве).

Шею Шивы обвивает змея. В чем смысл этого? Змея символизирует осознанность, бдительность, что значит быть свободным от инертности и невежества. Каково значение Матери Ганги, вытекающей из спутанных прядей Господа Шивы? Ганга здесь обозначает не какую-то женщину или воду божественной реки: Ганга представляет собой знание. Между знаниями и рекой Ганга существует глубокая неразрывная связь, точно так же как связь между рекой Ямуной и любовью. Бесчисленные бессмертные истории любви происходили на берегах реки Ямуны, а все священные встречи и собрания во имя духовного знания происходили на берегах реки Ганга.

Здесь, в Индии, мы с незапамятных времен верим в неразрывную связь между любовью и знанием, что означает, что и у Буддхи (интеллекта), и у Бхавы (чувств или эмоций) есть свое место в жизни. Вот почему Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Когда вы соединитесь и полностью станете едины со Мной, тогда не только ваш интеллект станет острым и наполненным знанием, но и у вас также не будет недостатка в сильной любви и эмоциях». При отсутствии чувств и эмоций вы не можете испытать покой.

В Гите есть стих: "Nasti buddhir ayuktasya na cha-yuktasya bhavana. Na cha-bhavayatah shantir' ashantasya kutah sukham". (2.66)

В нем Кришна говорит: «Тот, кто не сдается и не объединяется полностью, не может испытывать сильное чувство любви, преданности и блаженства. Такой человек становится настолько сухим и бесчувственным как живой труп. А тот, кто становится единым со Мной, испытывает сильные чувства любви и радости; его глаза сияют и излучают любовь; его интеллект становится острым и однонаправленным».

Господь Кришна говорил обо всех признаках, которые переживает человек, когда сдается Божественному. Когда чувства любви возникают изнутри, тут же становится острым интеллект, и только тогда можно испытать глубокий покой и мир.

Сама жизнь - это танец: мы должны совместить материальный и духовный аспекты в жизни, они должны идти по жизни вместе, рука об руку. Пусть одна нога стоит на Земле, а другая поднимается к небесам – именно тогда танец происходит спонтанно. Если обе ноги крепко стоят на земле, то вы вообще не можете танцевать. И если обе ноги подняты в воздух, это значит, что человек не устойчив и не заземлен. А когда человек говорит или действует поверхностно, без глубины, танец тоже не произойдет.

Чтобы случился танец, одна нога должна слегка касаться земли, а другая должна быть поднята вверх. Небольшой контакт с землей (материальным миром) и одновременный подъем остальной части тела к небесам, чтобы оно раскачивалось и радовалось в тонком, невидимом нематериальном пространстве и есть глубокий смысл танца Натараджи.

Комментариев нет: