вторник, 15 февраля 2011 г.

Еще немного о факторах, влияющих на качество сознания


Январь 2011, Бангалорский Ашрам

В: Не могли бы Вы рассказать о звуке ОМ и его значении?

Шри Шри Рави Шанкар: Его также называют звуком хлопка одной руки. Это звук, рождаемый во Вселенной, возникает не в результате трения! Ом – это вселенский звук, поэтому, когда люди погружались в глубокую медитацию, они его слышали и использовали его миллионы лет. Недавно ученые, которые отобразили этот звук на компьютере, заявили, что у него такая же частота, с какой вращается Земля вокруг своей оси. 

При звучании Ом прана окутывает все наше тело. Ом имеет такой особенный резонанс с природой – если вы находитесь на берегу океана и прислушаетесь к накатывающимся волнам, вы услышите звук Ом. Взберитесь на верхушку горы и просто прислушайтесь к дуновению ветра, и вы услышите звук Ом.

Махариши Патанджали – основоположник йоги, говорил, что Ом можно практиковать для преодоления любых препятствий в жизни. Это один из методов, которые он изложил. До начала медитации мы садимся и пропеваем три раза Ом, а потом используем свою мантру – мантру, которая нам была дана; после этого медитация идет очень глубоко.

В Китае есть один знаменитый доктор, который прежде страдал от семи серьезных заболеваний, и он поделился своим опытом. Он заявил, что раньше он принимал по 500 г лекарств каждый день, но это ему не помогало. Тогда он стал пропевать Ом в течение одного-двух часов ежедневно, и в течение двух лет он излечился от всех своих заболеваний, которые считались неизлечимыми. Его коллеги по цеху были удивлены. А сейчас этот джентльмен называет это музыкальной терапией и обучает ей людей на государственном телеканале в Китае.

Когда он поделился своим опытом, я подумал, что это в точности то, о чем Махариши Патанджали говорил в сутрах йоги: «Ek tatva abhyasa» (практика одной tatva (одного принципа), которым и является Ом). Это в Китае называется музыкальной терапией – пропевание Ом. Звук сам по себе ничего не значит, но энергияЭто не что иное, как электричество. Все наше тело – это не что иное, как электричество. И этот звук может оказать огромное воздействие на клетки нашего тела.  


В: Гуруджи, чем Ом отличается от других форм медитации?

Шри Шри Рави Шанкар: Существует так много различных видов медитации. И каждая из них уникальна в своем роде. Нет необходимости их сравнивать. Для многих людей может подходить одна, для других – другая. И различные медитации могут подходить к различному времени. Ом всегда хорошо подходит, чтобы с него начинать, однако не используйте его как мантру в медитации.


В: Чем это отличается от управляемой медитации?

Шри Шри Рави Шанкар: В управляемой медитации вы не должны ничего делать. Медитация будет выполнена за вас. Просто почувствуйте: «Божественное выполняет за меня медитацию, а я просто расслаблюсь». Кто-то управляет самолетом, а вы просто должны пристегнуть ремни, откинуться на сиденье и расслабиться.

Не используйте Ом как мантру для медитации, потому что тогда возникает усилие. С помощью него хорошо поднимать уровень праны (так же, как и с помощью пранаям) в начале или в конце медитации. Но не садитесь и не повторяйте: «Ом, ом, ом…». Это может очень резко и сильно поднять уровень вашей энергии, и вы можете с ней не справиться. Потом у вас могут возникнуть трудности с засыпанием. В начале медитации мы пропеваем Ом три раза, пять раз или семь раз и расслабляемся.

 

В: В Udhava Gita (Удхава Гите) Кришна говорит, что когда человек близок к просветлению, то боги или дэвы (специфические Божественные энергии) посылают ему женщину. Это последнее искушение. В этой жизни разве мы всегда не смотрим на женщину как на препятствие на пути к духовному росту? А как насчет святости любви между мужчиной и женщиной? Разве для нее нет места в пространстве Божественной любви?

Шри Шри Рави Шанкар: Так в чем же заключается ваш вопрос? Почему Кришна сказал это Удхаве? Ну, Кришна в разное время сказал много разных вещей разным людям. И сейчас я не собираюсь выступать в роли адвоката Кришны. Но если он сказал это Удхаве, то это, должно быть, было сказано в определенный период времени, так ведь? Но для вас, если вы в кого-то влюбились, нет проблем. Вы определенно можете жениться. Не думайте, что для романтических отношений нет места или они противоречат духовности. Нет, это не так. Беспорядочность сексуальных связей противоречит духовности. Неэтическая эксплуатация других противоречит духовности. Но если вы искренне любите девушку, и она любит вас, то все в порядке. Но если вы любите кого-то, а девушка любит кого-то другого, то тогда у вас неприятности, и у нее тоже. Единственный, кто выиграет в этой ситуации – это телефонная компания! А если вы влюблены, и ваши родители согласны, тогда замечательно. Но ваши любовные отношения должны продолжаться и дальше с тем же человеком.

В прошлом месяце здесь женился один юноша, и он сказал: «Я женюсь в третий раз на одной и той же девушке – первый раз это было в Америке, потом в Дели и теперь здесь». Подобным образом и вы можете праздновать свои романтические отношения каждый день. Духовность выступает против любого вида коррупции. Ради любовных отношений вы поддаетесь похоти и эксплуатируете людей, а это неправильно. Романтика заключается в позиции: «Я здесь ради тебя. Я хочу разделить все, что у меня есть, с тобой». Это должно приходить из пространства отдачи, а не из пространства присваивания. Такие любовные отношения духовны. На самом деле, в Индии была представлена концепция любовных отношений с Божественным. Отношения Радхи с Кришной очень широко известны по всей стране.

Кришна сказал Удхаве, что все это является искушением, отвлекающим моментом для тебя. В то время Удхава был уже достаточно стар. Если вы вернетесь сюда через 50 лет и скажете мне, что влюбились в кого-то, то я отвечу вам, что это вас отвлекает. А сейчас, когда вам 25 лет, если вы приходите и говорите, что вы влюблены, я скажу: «Действуйте!» Но в возрасте 55 лет!

В: Гуруджи, чем это отличается от техник, которые включают в себя концентрацию или размышление, созерцание?

Шри Шри Рави Шанкар: Обычно мы садимся и размышляем по поводу какого-то знания, каких-то писаний. Мы сохраняем наш ум в активном состоянии. Ум все думает, думает и думает. Размышление, созерцание – это тоже активность, и она не приносит успокоение уму. Поэтому размышление, созерцание никогда не может быть названо медитацией.

Концентрация включает в себя много усилий. Вы стараетесь сфокусировать свой ум, чтобы он остался в одном положении, что противоречит его природе. Ум прыгает с одного на другое, и идет от чего-то привлекательного к чему-то еще более привлекательному.

Ум всегда течет к чему-то, что является еще более привлекательным. Когда ваша еда очень вкусная, тогда ваше внимание сосредоточено на ней. Однако когда что-то показали по телевизору или появился какой-то красивый пейзаж, вы забываете о еде и смотрите на картинку. 

Ваш ум перебегает с одного на другое. Ваш ум всегда переходит с одной вещи на другую, и он всегда продвигается по направлению к тому, что доставляет еще больше удовольствия. По крайней мере, он понимает, что кое-что принесет еще больше радости. Но на самом деле это что-то может и не являться источником радости, в действительности это не так. 

Концентрация – это попытка сфокусировать ум на одной точке, что противоречит его природе. Таким образом, мы принуждаем, оказываем давление на свой ум. Дети подвержены такому большому стрессу и напряжению, потому что их ум заставляют делать что-то, что не соответствует их естественным склонностям. Их заставляют изучать такие предметы, к которым они испытывают наименьшую склонность. И тогда это вызывает такое большое напряжение, переутомление.  

И повторю, концентрация предполагает огромное усилие. Поэтому она не может быть медитацией. Однако в жизни вам будет необходима концентрация. Но и концентрация, и размышление, созерцание являются результатом медитации – но они не являются самой медитацией. Медитация не предполагает усилий!

Когда ум испытывает глубочайшее расслабление, он становится таким свежим и живым. И после этого глубокого расслабления ваша концентрация приходит спонтанно. Это естественно. Концентрация становится возможной без усилий.

Вы в состоянии эффективно размышлять без какого-либо напряжения. К сожалению, во многих частях света под медитацией подразумевается просто еще один вид концентрации или размышления, созерцания. Но это не так. Медитация – это искусство ничегонеделания. Это умение, навык, с помощью которого вы заставляете свой ум успокоиться, ничего не делать и переживать безграничность того пространства, которое находится глубоко внутри вас.

Таким образом, состояние без усилий является ключом к медитации. И если вы можете выполнять медитацию по несколько минут, то вы обнаружите, что ваша концентрация улучшилась, а интеллектуальные способности значительно повысились.   


В: Гуруджи, чем отличается медитативное состояние, которое наступает после практики Сударшан Крии?

Шри Шри Рави Шанкар: Сударшан Крия ведет вас в это внутреннее пространство – состояние отсутствия мыслей, состояние покоя, и «Искусство Медитации» (Сахадж Самадхи Медитация) помогает вам глубоко погрузиться в это состояние. Таким образом, они дополняют друг друга. Если вы медитируете после Сударшан Крии, то ваша медитация будет глубже. А если вы медитируете регулярно, то Крия становится легче и естественней.


В: Можно ли сказать, что в «Искусстве Медитации» ум ведет тело, а в Крии тело ведет ум к одному и тому же конечному результату? Пожалуйста, не могли бы Вы разъяснить это?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы не можете сказать, что тело ведет ум или ум ведет тело. То, что вы можете сказать – это что тело, дыхание и ум вовлекаются в ритм Сударшан Крии, находя эту внутреннюю гармонию и глубину и проявляя ее на поверхности, что на физическом уровне тела и дыхания является медитацией. С помощью мантры вы погружаетесь на самый глубокий уровень вашего сознания, и это привносится и выражается в вашей повседневной деятельности. Это и есть медитация.


В: Пожалуйста, не могли бы Вы обсудить ценность ведической традиции мастеров, которые сохранили эту медитацию в ее первозданной чистоте спустя многие тысячелетия? Почему это так важно? Можем ли мы охарактеризовать «Искусство Медитации» как дар святой традиции мастеров?

Шри Шри Рави Шанкар: В течение многих тысячелетий многие мудрецы сохраняли и передавали по линии преемственности это «Искусство Медитации», и оно является даром человечеству. В средние века люди полагали, что оно может быть передано только очень успешному ученику и настоящему искателю. Прежде они давали медитацию только искреннему ищущему. Но я подумал, что, наоборот, если вы дадите медитацию кому-то, то искренность расцветет в их жизни. Поэтому я подумал, что я должен дать это каждому, и тогда это изменит качество их жизни. И когда люди захотят получить более высокое знание, они будут идти еще глубже. Таким образом, для каждого медитация приносит ту или иную пользу. В той степени, в которой они в нее погружаются! Я обычно привожу в пример океан. Некоторые люди прогуливаются по пляжу и дышат кислородом, свежим воздухом и счастливы от этого.

Другие зайдут в воду по щиколотку и почувствуют это незабываемое воздействие океана. Другие будут заниматься серфингом или погружаться с аквалангом и находить кораллы и драгоценности. Поэтому это зависит от вас – хотите ли вы прогуляться по пляжу или пойти поплавать, или идти глубже и погрузиться с аквалангом. Океан всегда всегда доступен для вас. То же самое и с медитацией. Вы можете выполнять медитацию, чтобы улучшить свое здоровье или свои умственные способности, или в дальнейшем, если вы хотите идти вперед, в той же медитации может произойти духовный подъем.

 

© Фонд «Искусство Жизни»

 

Комментариев нет: