вторник, 22 февраля 2011 г.

Когда наши потребности снижаются, мы способны взять на себя больше ответственности

24 января 2011, Бангалор (Индия)

В: В Ишавасья Упанишадах говорится: «
tena tyaktena bhunjitha - наслаждайся миром, отрекаясь от него". Как это сделать? 
Шри Шри Рави Шанкар:
 Это умение. Если нет лихорадочности, это происходит само собой. Вы когда-нибудь наблюдали, как ведет себя ребенок, когда видит шоколадные конфеты? Две он жуёт, несколько штук суёт в один карман, и еще больше старается запихать в другой. Ребенок полностью одержим. Взрослый не испытывает такой лихорадочности. Он может съесть одну конфету, если захочет. Если ему не хочется, он просто скажет «нет» и пойдет дальше. Но в случае с ребенком это не так.
Получайте опыт, наслаждайтесь, но без страстного увлечения, зная, что радость приходит изнутри. Объект – это только отражение. Когда вы осознаете, что радость находится внутри вас, а не во внешнем объекте, тогда вы можете наслаждаться.

В: Кришна говорит Арджуне: «Не думай, что ты убиваешь их – они уже мертвы». Если и террорист приведет вам это же объяснение – что они убивают во имя своей веры или религии, что бы вы на это сказали?
Шри Шри Рави Шанкар:
 Это совершенно разные ситуации, и вы не можете их смешивать. Террорист убивает с ненавистью, с невежеством, верно? Вы не можете воспринимать полицейского или военного точно так же, как террориста. Все они стреляют из пистолетов, но полицейский делает это совершенно по другой причине, нежели террорист. Их намерение, состояние ума абсолютно разные. Вот почему Арджуне было сказано: «Воюй за справедливость, но не с гневом, ненавистью, завистью или жадностью. Делай это, чтобы защитить дхарму (высший закон, предназначение)».

В
: Говорят, мы должны отважиться мечтать о большом. Но мечта сопровождается желанием. Как справляться с этим желанием?
Шри Шри Рави ШанкарС помощью различения. Желания возникают. Вам нужно мечтать, но оставаться разумным, «заземлённым».


В: Во всем ли есть и мужское и женское? Тогда почему мы относим вещи к мужскому или женскому роду?
Шри
Шри Рави Шанкар: Да, во всем. Но также есть и нейтральный род. Существует три рода. Некоторые вещи относятся к нейтральному роду. Кстати, есть целый трактат о родовой классификации камней, а также деревьев - Шилпа Шастра (сакральная архитектура), или Книга о скульптуре, которая построена на детальном описании этого. Гавайцы так же говорят, что разные камни имеют разный род. Они могут определять их род. Но это не имеет значения. Высшее Я, или Дух - вне рода.

В: Следует ли учащемуся целиком брать на себя ответственность за то, что он не получает хороших оценок?
Шри Шри Рави Шанкар:
 Лучше, если он берет ответственность за это полностью на себя. Вы могли бы обвинять учителя, окружение, родителей и что бы то ни было еще, и в конце вы обвиняете себя. Лучше взять ответственность на себя, чем продолжать играть в эту обвинительную игру.

В
: Какова ценность жертвенности на духовном пути?
Шри Шри Рави Шанкар: Это необходимо. На духовном пути вам нужно иметь это рвение и энтузиазм быть жертвенным. Как раз сегодня я встретил несколько свами – все они были молодыми людьми, компьютерными инженерами и высококвалифицированными специалистами. Они пожертвовали своей карьерой, жизнью, всем – чтобы давать образование бедным людям, служить обществу. Они выполняют служение днем и ночью. Они не хотят ничего для себя. Они не думают: «О, что случится со мной?». Они посвятили свою жизнь строительству школ и колледжей и тому, чтобы дать образование миллионам людей. Итак, это необходимо ради высшей цели. Жертвенность приносит еще большую радость, она не снижает ее. Пожертвуйте своими незначительными потребностями. Когда наши потребности выше, наша ответственность ниже. Когда наши потребность снижаются, мы способны брать на себя больше ответственности. Такая жизнь - самая счастливая.

В: Гуруджи, как у Вас получается быть таким красивым?
Шри Шри Рави Шанкар: Это потому, что вы тоже красивы. Вот почему я кажусь вам красивым. Если бы вы не были красивыми, вы бы ничего не понимали в моей красоте. Какое бы качество вы ни имели, оно просто проецируется на внешний мир. Таким образом, то, что вы видите во мне - принимайте это за ваше собственное. Если вы не чувствуете, что красивы, станьте красивыми. Что вас останавливает? Станьте таким.

В: Круговорот жизни и смерти никогда не прекращается?
Шри Шри Рави Шанкар:
 Весь мир так устроен. Как целое, он имеет сферическую форму - всё движется по кругу. Вы должны вернуться назад, но у вас есть выбор. Если вы родились вынужденно - тогда это все та же старая история,… которая повторяется снова и снова. Но если вы освободились, тогда у вас есть выбор и свободная воля родиться, когда вы хотите. Когда вы возвращаетесь в этот мир освобожденным, ваша жизнь наполнена радостью.

В: Это правда, что определенные места имеют негативные или позитивные вибрации? Я имел такой опыт: наша группа, работая в нашем пригороде, не достигла такого успеха, как за его пределами. Что следует делать, чтобы поднять саттву (чистоту, благость) места?
Шри Шри Рави Шанкар:
 Продолжайте работать, продолжайте действовать. Перемены можно произвести везде. Это только вопрос времени.

В: Как мне контролировать мой гнев? Я раздражаюсь из-за очень, очень незначительных вещей.
Шри Шри Рави Шанкар:
 Если вы должны разозлиться, злитесь из-за серьезных вещей, а не из-за обыденных бытовых пустяков. Злитесь на коррупцию в системе и на несправедливость вокруг вас.  Придайте больший размах вашему гневу, и вы увидите, что все мелочи станут просто незначительными. Я хочу, чтобы вы шли и говорили с каждым молодым человеком в этой стране и в мире. Поговорите с ними. Просите их делать что-нибудь против коррупции. Если глава правительства прикрывает коррупционеров, что вы можете сделать? Люди должны пробудиться. Это то, что все мы должны сделать - каждый должен высказаться против коррупции.

В: Какой самый лучший способ заставить кого-то осознать свою ответственность?

Шри Шри Рави Шанкар: Любой, который работает! Хорош любой способ, заставляющий их осознать это. Не сидите и не думайте о том, какой способ лучший. Какие бы идеи не пришли на ум, применяйте их посмотрите, какая из них работает. Та, что работает, и есть лучшая.

В: Гуруджи, если Вы даёте мне инструкции, следует ли мне выполнять их слово в слово, или я должен следовать просто их сути? 
Шри Шри Рави Шанкар:
 Смотрите, вы задаете мне очень общий вопрос. И вы будет избирательно использовать мой ответ тем способом, каким хотите, не так ли? Я не собираюсь быть втянутым во всё это (смеется).

В: Круговерть и проблемы ежедневной жизни возникают снова и снова. Не лучше ли вести бесстрастную, спокойную жизнь?
Шри Шри Рави Шанкар:
 Жизнь – это сочетание и того, и другого: динамизма и тишины, хаоса и спокойствия. Вы не должны бояться ничего из этого. Те, кто привыкли к хаосу, боятся тишины. Много раз на своих публичных беседах я наблюдал, что некоторые люди даже не могут закрыть глаза - так они боятся. Иногда политики и даже профессора не могут просидеть с закрытыми глазами и десяти минут. Они боятся это делать. Люди так боятся тишины, спокойствия, боятся закрыть глаза. Точно так же люди, которые привыкли к своей тишине, к своей зоне комфорта, очень боятся хаоса и беспокойства. Оба варианта несовершенны. Вы должны чувствовать себя одинаково комфортно как с тишиной, так и с хаосом - и это искусство жизни. Мы видим динамизм в тишине и тишину в хаосе. Когда вы чувствуете себя как дома с тем и с другим, вы способны действовать и быть полезными в обеих ситуациях. 

В: В этой стране полно разных гуру. Я не знаю, кого принять как своего Гуру. Дайте добрый совет - мне нужно выбрать гуру, или он выбирает меня? Если я выбираю, как мне выбрать его?
Шри Шри Рави Шанкар:
 Ну, я не могу дать вам какой-либо критерий. Вы выбираете. Это зависит от вас. Это не что-то, что вы выбираете умом. 

Иногда ваше сердце говорит: «Да, мне следует обучиться Крии, мне следует быть здесь!» Вы чувствуете себя как дома, чувствуете заботу, комфорт, правильно? Иначе вы можете продолжать задавать этот вопрос, куда бы вы ни пошли. Это бессмысленно, верно?

В: Я выполняю Крию ежедневно, и до сих пор без пропусков, но я все еще страдаю от похоти, жадности и зависти. Как освободиться от них? 

Шри Шри Рави Шанкар: Ваше желание быть свободным показывает, что вы уже на пути к избавлению от них. Это уже уходит. Не будьте слишком категоричными к себе.

В: Как увеличить вайрагью (терпение, беспристрастие), когда в нас возникают желания?  
Шри Шри Рави Шанкар:
 Знайте о непостоянстве всего. Ну хорошо, у вас есть желание. Оно будет удовлетворено. Ну и что? Время разрушит всё. Время все изменит, так что двигайтесь дальше. Когда вы знаете, что ничто не постоянно, и, не смотря на это, в то же время можете наслаждаться всем - это и есть вайрагья, или беспристрастие.

 

© Фонд «Искусство Жизни»

 

 


Комментариев нет: