воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Нет быстрых способов делать деньги


2 апреля 2012 г.

 

Всемирный Форум «Этика в бизнесе», Сингапур

 

Что сегодня наиболее важно – это иметь образцы для подражания. Молодым предпринимателям необходимы примеры для подражания - предприятия, которые практикуют этические нормы ведения бизнеса, которые поддерживают порядочность и законность, и которые берут на себя коллективные общественные обязательства. Такое возможно, в действительности так и должно быть, потому что существует большое количество предприятий, которые развиваются очень стабильно, следуя кодексу корпоративной этики. Их только необходимо выдвинуть на первый план. Это и является основной причиной организации этого форума – привлечь внимание общественности к подобным предприятиям, которые могут быть примерами для подражания для следующих поколений, чтобы те в своей деятельности следовали этическим нормам. 

Понимаете, человек может заработать деньги многими способами, но он не может заработать себе хороший сон, следуя этим многим способам. Крепкий сон и внутреннее состояние комфорта приходит только тогда, когда вы чувствуете, что все чисто, все открыто и недвусмысленно, когда есть прозрачность, ясность и искренность.

Обычно я рекомендую в компаниях, на заводах и т.д. устраивать общие медитации и обеды. Я бы порекомендовал людям медитировать 10-20 минут и обедать за общим столом. В таких коллективах вы увидите тесную сплоченность. Будет чувствоваться, что все работают слаженно, в коллективе проявляется командный дух, возникают творческие идеи. Поэтому всегда полезно принимать пищу вместе. Вот и все! Я верю в то, что нужно меньше говорить и больше делать.

Итак, я сказал то, что мне нужно было сказать. Если у вас есть какие-то вопросы, я на них отвечу.


В: Раннее у нас была очень интересная дискуссия на тему пересматривания личного материального интереса. Не могли бы Вы еще раз что-то сказать по этому поводу?

Шри Шри Рави Шанкар: Да, личный интерес очень важен. При выстраивании долговременной основы бизнеса вам необходимо знать, что если вы собираетесь ради кратковременной выгоды использовать неэтичные методы, то вы подвергаете себя риску попасть в долговременные неприятности. В этом случае вы действуете не в своих личных интересах. На самом деле, это окажется вашим личным бедствием. Это может показаться личным интересом, но на самом деле это обернется для вас личным бедствием.

Взглянув под несколько другим углом, я бы сказал: включайте в понятие «я» также других людей и общество. Когда я вы говорите «я», вы думаете только о себе или своих работниках и своей компании. Ваша компания не сможет продолжать существовать, если в обществе не будет устойчивого роста. Если у людей нет покупательной способности, то нет смысла в производстве такого большого количества товаров. Ни у кого не будет возможности их покупать.

Что вам делать? Итак, вам необходимо при расчете своей личной выгоды учитывать и покупательную способность людей. Это настолько же важно, как и производственные мощности, которых вы хотите достичь. Таким образом, покупательная способность людей также входит в ваш личный материальный интерес.

Я полагаю, что это хороший способ взглянуть на свою личную финансовую заинтересованность с учетом общества в целом.      


В: Я обучаю руководителей, в основном, руководителей общественных организаций, и я очень заинтересован в помощи людям, когда они сталкиваются с прагматизмом и коррупцией, и подсказываю, какие решения нужно при этом принимать. Как Вы принимаете решения в более широких масштабах, и как Вы принимаете личные решения, в плане личного удовлетворения?

Не могли бы Вы дать совет, как помочь людям принимать подобные решения, будь то для достижения внутреннего удовлетворения и счастья или имея дело с прагматизмом?

Шри Шри Рави Шанкар: Вам просто необходимо расширить их видение. «Давайте! Проснитесь и поймите, что вы хотите сделать! Вы хотите уклониться от налогов только для того, чтобы снова быть пойманным в следующем году? Тогда вы будете вынуждены заплатить штраф. Или вы предпочитаете заплатить налоги? Заплатите и двигайтесь вперед».

Вы знаете, им необходимо дать это представление, это видение. Устойчивое развитие и устойчивый рост возможны, только когда внутри себя вы ощущаете чистоту. Это первый момент.

И второе, нет быстрых способов делать деньги. Это положение нам необходимо донести до предпринимателей, особенно, до молодых предпринимателей. Они просто хотят стать богаче кратчайшими способами, и тогда при этом у них возникает риск серьезного краха. Объяснять это людям очень важно.

Я вижу большие изменения в обществе; позиция, взгляды людей сегодня намного отличаются от тех, что были пять, десять лет назад, потому что сегодня мы видим много таких предпринимателей, много компаний, которые очень быстро растут, а потом просто терпят крах. И никто не хочет пополнить собой этот список. Эти примеры помогли людям не пойти по неправильному пути.

 

В: В этом мире, полном стресса, насилия и коррупции, каково Ваше послание молодежи, начинающей свой бизнес?

Шри Шри Рави Шанкар: Мы должны знать, что не весь мир коррумпирован. Лишь немногие занимаются коррупцией.

Мы также должны помнить, что коррупция начинается там, где заканчивается чувство принадлежности. Это то, что мы должны принять во внимание. Никто не сможет вести себя нечестно по отношению к тем, кого они считают своими. Везде, где возникает это чувство принадлежности, там коррупция становится просто невозможной. Коррупция начинается там, где заканчивается чувство принадлежности. Поэтому вам необходимо просвещать людей в плане духовных ценностей, тогда чувство принадлежности расширяется. И это то, что я называю духовностью.

Духовность – это то, что увеличивает чувство принадлежности среди людей так, что проявляется естественная склонность быть честным и заботиться друг о друге.

В подобных случаях коррупция становится просто невозможной. 


В: Гуруджи! Мы обсудили этические и моральные нормы и личную финансовую заинтересованность. Я чувствую, что определенное количество духовности должно быть в каждом человеке, вне зависимости от его религиозной принадлежности. Какие-то принципы в уме, которые помогали бы человеку мыслить, исходя из моральных и нравственных норм. Только тогда человек будет честным и справедливым. Что Вы думаете по этому поводу?

Шри Шри Рави Шанкар: Мне хотелось бы привести вам один пример. Вы знаете, что когда собирается толпа, в ней всегда есть воры, особенно в таких странах как Индия. Когда есть большая толпа, есть и воры. Но когда проходит Кумбха Мела (массовое паломничество последователей индуизма к реке Ганге, совершаемое раз в 12 лет), где 30 миллионов людей собираются в одном месте, не сообщается ни об одной краже. Почему? Потому что присутствует некая святость, религиозность, присутствует некое чувство: «О, я принял участие в паломничестве!» Люди просто оставляют свои вещи, оставляют свои ноутбуки и просто уходят и гуляют где-то неподалеку, и никто не крадет их вещи, что в любом другом случае было бы невообразимо.

В любое другое время, если вы где-то оставили без присмотра даже какие-нибудь старые очки, они будут украдены; ваша обувь будет украдена. А во время Кумбха Мелы не крадут даже ваш ноутбук, это удивительно! Господствует чувство жертвенности, участия.

 

Я хочу рассказать вам один случай. Это произошло одним холодным январским днем в Аллахабаде; было очень холодно, около нуля или минус одного. Поэтому тем вечером мы с 50 добровольцами пошли раздавать одеяла. Там были бедные люди, которые пошли в паломничество издалека, чтобы окунуться в Гангу в этом месте. У них было недостаточно бытовых удобств. Поэтому мы и раздавали одеяла очень бедным людям.

Под мостом стоял один парень и дрожал от холода. Ему было лет 20-22, что-то около того. Когда мы предложили ему одеяло, он сказал: «Нет, сегодня ночью мне оно не нужно. Я справлюсь сам. Но знаете, под мостом есть старые женщины, несколько стариков. Им одеяла нужнее. Пожалуйста, дайте им». И он указал, где они находятся: «Видите, где-то через 500 м эти пожилые люди, пожалуйста, дайте одеяла им. Они их больше заслуживают, а я и сам справлюсь. Я молодой». 

Знаете, эта сцена заботы о других по-настоящему тронула меня. Этот парень сам одет в одну футболку, он дрожит от холода, но говорит: «Нет! Сначала позаботьтесь о них. Если что-то останется, тогда я возьму». Такое чувство заботы друг о друге изумляет, особенно у бедных людей оно уже изначально присутствует.

Итак, этика, или духовность, пробуждает добрые качества, человеческие качества, которые у всех у нас есть. Их просто нужно извлечь на поверхность.

 

Три месяца назад комиссар полиции Северо-западного округа Дели пригласил к себе одного из наших учителей. Он сказал, что у них находится где-то 350 отъявленных хулиганов. Вы знаете, кто это такие? Это антисоциальные элементы, которые совершают ограбления и разные хулиганства. Вы не можете по-настоящему упрятать их за решетку, но они доставляют много хлопот обществу. Вы называете их громилами, отморозками.

Итак, комиссар собрал их вместе, где-то 350 человек, позвал нашего учителя и попросил его что-нибудь с ними сделать. Он хотел привить им хоть какую-то духовность или нравственность. С этими людьми было очень непросто, но за 6 дней с ними произошла просто колоссальная трансформация. Мы проводили с ними каждый день по два или три часа - медитировали по нескольку минут, выполняли какие-то дыхательные упражнения, беседовали понемногу, и спустя 6 дней они полностью изменились. Эти же самые антисоциальные элементы начали разворачивать кампании по уборке окружающей среды, информационно-оздоровительные кампании, и уровень преступлений в Северо-западном округе Дели упал на 90%. Конечно, комиссар полиции был чрезвычайно взволнован и сказал: «Почему бы нам не проводить эту программу повсюду?» Мы ответили: «Конечно, мы более чем готовы делать это».

Понимаете, никто не учит людей, как избавиться от стресса. Он не уходит с помощью разговоров и советов. Вам необходимо обучить людей некоторым техниками, некоторым инструментам и способам, как избавляться от стресса и успокаивать ум. Вам надо помочь людям думать спокойным и собранным умом, это необходимо.

И то же самое мы сделали также в Панаме. В Чикаго во многих школах статистика случаев с применением насилия была очень высокой, мы научили их дыхательным техникам и медитации. После проведенного обучения количество инцидентов с применением насилия в классах снизилось с 268 до 60. Департамент образования был очень заинтересован. «Наконец-то мы можем сделать что-то в отношении насилия и стресса –направляя людей назад к своему внутреннему Я».

Я считаю, что наша система образования должна внедрять и распространять обучение способам освобождения от стресса; стресс – это очень распространенная вещь. Я обычно называю это гигиеной психики. Мы заботимся о гигиене полости рта, но забываем обучить людей гигиене психики. Нам необходимо обучать детей, начиная прямо со школьной скамьи и далее в колледже, как оставаться адекватными и здравомыслящими и не сходить с ума из-за стресса и тревог.  
Сегодня 30% населения Европы страдают от депрессии. Я не знаю процент страдающих депрессией здесь, в Сингапуре. Возможно, он не настолько высок, где-то 20% населения подвержены депрессии. Такого ведь не было несколько лет назад, правда? Чем сильнее мы становимся в экономическом плане, тем в меньшей степени мы должны сталкиваться с подобными проблемами. Но на деле мы с ними сталкиваемся. Именно поэтому нам необходимо просвещать наш народ, взращивая общечеловеческие ценности. Что вы думаете по этому поводу?

Разве вы с этим не согласны? Духовность – это нечто, что помогает вам быть центрированными при любых обстоятельствах. Духовность – это не просто сидеть и следовать каким-то религиозным ритуалам и практикам, но это значит рассматривать жизнь с более широкой перспективы. Разумеется, религия является частью жизни, но духовность – это несколько другое. Это рассматривать свою собственную жизнь с точки зрения общечеловеческих ценностей и более широкого видения жизни.  

В: Многие страны мира рассматривают жадность как положительную черту. Здесь, в Сингапуре, нам повезло, потому что наше правительство пытается сократить разрыв между богатыми и бедными, создавая промежуточный слой. Но в других странах этого не происходит. Гуруджи, возвращаясь к Вашим техникам и работе, проводимой «Искусством Жизни» - мы можем участвовать в ней в качестве добровольцев. Но жадность все еще остается огромной проблемой, потому что мы живем в обществе, которое управляется системой законов и правительственной политикой, где жадность, получение больших прибылей, превращение в миллиардера рассматриваются как высшие ценности человеческого существования.

Поэтому, пожалуйста, объясните и дайте нам божественное руководство, что делать.

Шри Шри Рави Шанкар: Посмотрите, предпринимательство и конкуренция - это очень хорошо. В обществе они необходимы. Но если ты не следуешь правилам игры, пытаешься выиграть ее, не следуя правилам, то эта игра становится роковой.

Итак, человек может быть жадным, чтобы достичь желаемых результатов, но не любой ценой. Вы понимаете, о чем я говорю?  

Знаете, вам следует есть столько, сколько вы можете. Вы хотите есть – вы едите. Но не становитесь жертвой булимии - когда вы не можете наесться, и вам приходится вызывать рвоту, чтобы снова есть. Жадность очень хорошо объясняет заболевание булимией.

Поэтому я не против предпринимательства, я не против компаний, зарабатывающих огромные прибыли. Получайте много столько прибыли, сколько можете, но этическими путями. И также, чем больше прибыли вы получаете, тем больше вам следует инвестировать в CSR (Corporate Social Responsibility – Корпоративная Социальная Ответственность). Занимайтесь социальной работой.

Таким образом, если выполнять это условие, тогда бизнес, который вы начали, будет продолжать развиваться. В противном случае он может очень легко взлететь и быстро рухнуть. И это именно то, чему последние годы научили людей. Сегодня люди это осознают.  

 

Комментариев нет: