пятница, 24 августа 2012 г.

Прощение – это не признак слабости

30 июня 2012 г.

Бун (Ашрам "Искусства Жизни" в США), Северная Каролина, США


В: Гуруджи, иногда управляться с детьми становится так сложно, что я теряю свое терпение. Каждый день я намереваюсь сохранять спокойствие, но когда возникает определенная ситуация, я не в состоянии себя контролировать. Что мне делать?

Шри Шри Рави Шанкар: Сейчас вы ничего не можете с этим поделать, вы должны жить спонтанно. Понимаете, о чем я говорю? Иногда выходить из себя - это нормально, ничего страшного. Вам следует оставить немного места для несовершенства в жизни и начать принимать.

Чему вы научились на Базовом курсе? Принимать людей и ситуации такими, какие они есть. И это процесс длиною в жизнь. Каждый день вы получаете напоминание об этом. Когда у вас возникают подобные ситуации, вы вспоминаете: "Да, я должен делать так-то и так-то".

Итак, это направление, в котором мы двигаемся. Иногда вы спотыкаетесь то тут, то там, ничего страшного, продолжайте идти вперед. Без сомнения, однажды вы достигнете совершенства.

На днях один учитель, который в "Искусстве Жизни" около 20 лет, сказал мне: "Гуруджи, иногда это кажется таким странным – я все время счастлив. Что бы ни происходило, я счастлив". А я ответил: "Наконец-то!"

20 лет – это не слишком много, это нормально. Но вам не нужно 20 лет. Обернитесь и посмотрите на собственный рост, развитие - именно для этого устраиваются эти праздники. В чем цель Гуру Пурнимы? Один раз в году вы оборачиваетесь назад и смотрите, где и насколько вы достигли прогресса. Как по-новому сейчас вы отвечаете на ситуации и насколько снизились ваши спонтанные ответные реакции, насколько увеличились обдуманные ответные действия.

Итак, жизнь – это продолжающийся процесс. Разве не так?

Кто из вас чувствует, что трансформация уже произошла? (поднялось много рук) Никто не может сказать, что ничего не произошло. Ни один не может сказать: "Со мной не произошло никакой транформации. Я не изменился ни на йоту". Если кто-то так говорит, то вам следует выразить им свое почтение, потому что они рождены просветленными.

Некоторые дети пришли, чтобы преподать вам множество уроков. И это нормально для матерей и отцов - иногда сердиться на своих детей. Вы не должны воспитывать их, постоянно сюсюкая и используя лишь сладкие речи. Тогда вы сделаете их очень слабыми.

Я встречал родителей, которые никогда не ругали своих детей. Когда эти дети вырастали, они не могли выдержать никакой критики. Небольшая критика, небольшое неуважение со стороны кого бы то ни было или небольшое поражение ставило их в тупик. Они так сильно расстраивались, потому что никогда не испытывали ничего подобного дома.

Таким образом, когда иногда вы злитесь на детей (не все время) – это подобно прививке, чтобы они стали сильнее для противостояния миру вне дома. Но не используйте это как оправдание, когда вы все время злитесь на детей – это не работает. Слишком много негатива тоже плохо. Если вы каждый день, как часть ежедневной рутины, ругаете своих детей, то они становятся очень толстокожими и, начинают поступать совершенно наоборот, что также не есть хорошо. Небольшие дозы критики то тут, то там – это нормально.


Раздражающие вас люди могут

тем или иным способом пробудить

в вас самое лучшее. Когда вокруг

вас все замечательные, вам не требуется никакого умения

справляться с ситуацией. Оно будет

нужно только тогда, когда есть

люди, которые, по вашему мнению,

неразумны.

 



В: Насколько большое значение человек должен придавать астрологии, в частности, когда речь идет о выборе партнера?

Шри Шри Рави Шанкар: Астрология – это хорошо. Вы можете сравнить гороскопы, чтобы посмотреть, насколько вы по своей природе подходите друг другу и насколько вам придется идти на компромисс.

Обычно в Ведической астрологии говорят: "Из 30 пунктов по 20 вы подходите друг другу, а по 10 оставшимся вы должны найти компромисс". Подобные расчеты присутствуют там. Хорошо это знать, для того чтобы, когда кто-то из вас рассердится, вы вспомнили, что вам немножко больше необходимо идти на компромисс.

Разумеется, планеты оказывают свое влияние, но не думайте, что это происходит односторонне. Вы также оказываете влияние на планеты. Это обоюдный процесс. В этой вселенной все существует на двухсторонней основе.

Итак, что вы можете сделать? Вы можете пропевать мантры. Вот почему говорится, что "Ом Намах Шивая" - это мантра, которая контролирует все планеты. Над всеми планетами есть принцип, первоэлемент Шивы. Поэтому ситуацию можно поправить. И этой поправкой является "Ом Намах Шивая", потому что эта мантра включает в себя все элементы, которые могут свести на нет любое негативное влияние.

Вам известна причина, почему придается значение числу108? Кто из вас не знает, что означает число 108? Число 108 означает 9 планет и 12 домов, созвездий. Когда 9 планет проходят через 12 созвездий, они приносят 108 различных изменений. И для того, чтобы свести к нулю влияния этих изменений или любые неприятные эффекты, мы говорим: "Ом Намах Шивая". Поэтому эта мантра как щит. Она считается очень благоприятной. Даже ступеней в этот зал с самого низу 108. Это значит, что вы преодолели все влияния планет и возвысились до чистого сознания.

Садхана (духовные практики), пранаямы, медитация, сатсанг, пропевание мантр, пение – в чем смысл выполнения всего этого, если все управляется планетами? Нет, это работает по принципу противовеса. Все эти действия будут противостоять влиянию планет и давать больше независимости, в остальном наше сознание зависит от времени и пространства.

А также садхана в значительной степени дает свободу. Я не скажу, что на 100%, но в значительной степени. Это подобно тому, как во время дождя вы выходите на улицу и у вас есть выбор – выйти и промокнуть насквозь либо надеть плащ и не намокнуть.

В: Если вы не уверены в решении, например, в отношении замужества, следует ли плыть по течению и выйти замуж, либо надо подождать, пока не появится уверенность?

Шри Шри Рави Шанкар: Вам следует спросить своего партнера, за которого вы хотите выйти замуж. Есть люди, у которых ум переменчив, которые нуждаются в толчке для того, чтобы что-то сделать, включая брак. А есть люди, которые сталкиваются с подобными ситуациями лишь время от времени. Поэтому я оставлю выбор за вами.

А есть еще и такие, которые хотели бы жениться каждый раз, когда встречают красивую девушку или парня, и в тот момент, когда все начинает становится чуть более отчетливым, у них возникают сомнения, следует им это делать или нет, или кто-то другой может быть лучше.

И здесь я бы снова посоветовал принять во внимание мнение вашего партнера, хочет ли он жениться на вас, человеке с таким переменчивым умом. Знаете, какой обычно ответ я даю на подобные вопросы? Выбор ваш, благословение мое!

В: У меня есть искреннее желание принести программу Prison Smart (Программа для тюрем) в Майами, Флориду. У меня образование в области криминологии и психологии. Наш штат выделяет больше денег на тюрьмы, строительство и образование. Как я могу помочь?

Шри Шри Рави Шанкар: Хорошо, давайте. И когда вы пойдете на встречу с работниками тюрьмы, не идите в одиночку. Идите группой из четырех-пяти человек, говорите с ними и убеждайте их. Покажите им видео и результаты, опыт людей, которые прошли эту программу - какая трансформация произошла в их жизнях. Я знаю, что ни один здравомыслящий человек не скажет "Нет", когда увидит эти результаты, опыты людей. Они просто изумляют и затрагивают сердце каждого.



В: У смерти нет возраста. Поэтому когда, люди, молодые и старые, умирают, их душа одного и того же возраста?

Шри Шри Рави Шанкар: У души нет возраста, как вы правильно говорите, и она не умирает. У смерти нет времени, и у души нет возраста, правильно. Все начинается с начала.


В: Как мне достичь ясности, когда все очень двусмысленно?
Шри Шри Рави Шанкар: В китайском языке есть пословица: "Если вы в большом замешательстве, возьмите подушку и идите спать. Когда на следующее утро вы проснетесь, вы будете чувствовать себя намного лучше".
Знаете, это наша амбициозность, наша сверхамбициозность не позволяет нам что-то выбрать.

Я только что получил интересное СМС от одного человека. Он пришел в дом очень богатого человека и его спросили: "Чего бы вы хотели выпить: кофе, чай, кока-колу, горячий шоколад, молоко, оджасвита (полезный напиток из 7 трав)..." и так далее по списку. Он ответил: "Хорошо, я выпью чаю". Его спросили: "Какой чай вы хотели бы выпить - цейлонский, фруктовый, Дарджелинг, индийский или бирманский?" - у них был выбор еще десятка других сортов чая. Наш друг сказал: "Хорошо, цейлонский чай".

И тогда его спросили: "Вы желаете черный чай, с молоком, холодный чай или чай с лимоном? Какой чай?"

Он ответил: "С молоком".

"Какого сорта молоко вы желаете? Пастеризированное, непастеризированное, цельное, с жирностью 2%, 2.5% или 10%?"

Он ответил: "Боже мой! Дайте мне черный чай".

"Тогда желаете ли вы сахар?"

"Да, пожалуйста".

Тогда его спросили: "А какой сахар вы хотите? Рафинад, коричневый сахар или мед - что вы желаете?"

Он сказал: "О! Я умираю от жажды!"

И тогда его спросили: "Как вы хотите умереть? Став нашим акционером или нашим поставщиком?"

Поэтому слишком большой выбор может вызвать у вас головокружение.

В: Пожалуйста, прокомментируйте это: я вижу так много людей, которые очень близки к Вам. Я не чувствую себя особенным. Как мне ощутить личную связь с Вами? Я считаю, что иметь личную связь – это обязательно, чтобы быть на пути на 100%.

Шри Шри Рави Шанкар: Определенные вещи вам следует принимать как факт, и эта одна из таких вещей – у нас есть личная связь, вот и все, точка. И в следующий раз не ставьте это под вопрос.

Нет смысла в том, чтобы подвергать сомнению вашу связь. Мы все связаны. Без вариантов. Ни у меня нет выбора, ни у вас. Поэтому расслабьтесь, отметите этот вопрос, если он вас беспокоит Не думайте, что кто-то близок мне, а кто-то нет, что кто-то особенный, а кто-то нет. Нет, вы такой же особенный. И каждый уникален.

Присоединитесь к любому из проектов. Чем больше вы будете вовлечены в тот или иной проект, тем больше вы будете вынуждены общаться. В противном случае из чего состоит общение? "Здравствуйте! Как ваши дела? У вас все прекрасно?" Вы ответите: "Да", и я отвечу: "Да!". И это все - мы расходимся. Но когда у вас есть что делать, как, например, Сушант сделал что-то на Твиттере... И поэтому я сказал Сушанту: "Давай посмотрим, приходи и давай обсудим вместе. Я хочу узнать, что такое Твиттер".

Сушант получил награду, вы знаете об этом? Он участвовал в кампании Обамы и что-то сделал на Твиттере, и всего два дня назад получил за это награду. В то время, пока все озадаченно чесали в затылке, он выступил с инновационной идеей. Он вышел за рамки стандартного мышления, и компания наградила его. Компания Твиттер наградила его за нестандартное мышление.

Итак, возьмитесь за проект, подобный этому. Возьмитесь за любой проект, который вам нравится.

Вот Минакши придумала прекрасную кулинарную книгу. Минакши и ее команда написали кулинарную книгу. Это на самом деле даже не книга, а страницы, которые повара могут класть перед собой и начинать готовить. Вот такой проект...

И точно так же, если каждый выдвинет какой-нибудь проект, тогда будет о чем сидеть и разговаривать. Во всем остальном - в тишине, в медитации - мы уже соединены, мы уже связаны. И в любое время, когда вам нужна какая-нибудь помощь, вы получаете ее или нет, когда вы просите? Кто из вас ее получает? (Все подняли руки). Видите! Все ее получают. Значит, я делаю свою работу!

Когда кто-то подходит и извиняется,

с нашей стороны будет великодушием сказать:

"О, да ладно, ничего страшного".

Я говорю вам – ваше великодушие

в прощении. Непрощение не

представляет вас в благоприятном свете.

Вам следует дать человеку достаточно шансов

исправиться самому.

 



В: У меня много эротических мыслей. Они вредны?

Шри Шри Рави Шанкар: Не обращайте внимания, не беспокойтесь. Не идентифицируйте себя с этими мыслями. Мысли есть мысли, они приходят и уходят, не беспокойтесь. До тех пор, пока вы не наделяете их силой, не начинаете действовать, побуждаемые этими мыслями, вы в безопасности.

Вашему сознанию требуется время на то, чтобы стать беспристрастным и настолько центрированным, что подобные мысли не посещали бы ваш ум. Это не происходит сразу же. Я говорю вам, на это уходит определенное время. Возможно, вы заметили, что по мере совершенствования вашей садханы мыслей подобного рода становится все меньше и меньше, разве не так? Мыслей об эротике и насилии становится все меньше и меньше.


В: Спасибо огромное за такое благословение - попасть на эту инагурацию. Это было так удивительно! Каждый из выступающих своими словами затронул мое сердце. Я бы хотела поблагодарить свою сестру и родителей, в которых сочетаются медитация, ответственность и служение. Даже в своих самых смелых мечтаниях я никогда не предполагала, что я буду здесь в этот момент!

Я также хотела бы поблагодарить своих учителей "Искусства Жизни", братьев и сестер, которые в разные времена вдохновили меня остаться на этом пути. Мой муж был прекрасным вдохновением, а также мой сын, которого я считаю своим первым Гуру. Он сделал из меня икателя. Спасибо вам огромное за все.

Шри Шри Рави Шанкар: Это хорошо. Вот что нам необходимо – выражение признательности. Наша компания – это нечто важное. Наши друзья, наши родственники могут вознести нас и могут также стянуть вниз. Вытащите их из негативных тенденций. Очень легко поддаться негативным эмоциям – осуждению, жалобам... Все это широко распространено в мире, не так ли? Но это знание очень ценно. Когда мы все больше и больше пропитываемся знанием, мы обретаем огромную силу, чтобы двигаться вверх и тянуть всех за собою.

Обычно формальные программы очень скучны, половина людей спит или дремлет. Но сегодняшняя программа была очень хороша, все были очень живыми. И еще одно: не думайте, что вся заслуга идет выступающему, это также зависит и от аудитории. Публика тоже заряжает выступающего позитивом. Поэтому когда вы все здесь, очень здравые и осознанные люди, когда вы все сидите здесь с такими прекрасными сердцами, прекрасными намерениями и широким видением, выступающий не может не говорить правильные вещи.

Итак, всегда имеет место сочетание выступающего и слушателя. И у оратора, каким бы хорошим он ни был, правильные слова просто не будут течь, если публика невосприимчива. Они будут блокироваться.




В: Как нам справляться с гневом и ненавистью по отношению к тем, общения с кем мы не можем избежать, особенно когда обе стороны находятся на абсолютно разных "частотах"?
Шри Шри Рави Шанкар: Во-первых, осознайте, что вы великодушны. Если вы поверите в свое великодушие и в свою внутреннюю красоту, справляться с подобными ситуациями станет для вас более легким делом. Когда вы не заглядываете внутрь себя, когда вы просто фокусируетесь на поведении других, это непременно приведет ваш ум в замешательство. Затем вы стараетесь исправить другого человека и терпите поражение.

Раздражающие вас люди могут тем или иным способом пробудить в вас самые лучшие качества. Они могут помочь проявиться всем вашим талантам и умениям. Когда вокруг вас все замечательные, вам не требуется никакого умения справляться с ситуацией. Оно будет нужно только тогда, когда есть люди, которые, по вашему мнению, неразумны.

Таким образом, это является упражнением; принимайте его в виде упражнения насколько это возможно. Я знаю, что это нелегкая работа. По крайней мере, так вы спасёте свой ум. Я много об этом говорил в книгах "Празднование тишины" и "Празднование любви", прочитайте их. В тот момент, когда глубокое принятие начнет приходить изнутри, вы вдруг обнаружите, что другой человек тоже меняется. Это странно, но это правда. Когда мы меняемся, они тоже меняются.

 


В: Я многое делаю для своей семьи, но, не смотря на это, они все всегда говорят, что я неправ. Что мне делать? Как с этим справиться?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет, не говорите, что они всегда говорят, что вы неправы. Если бы они всегда это говорили, тогда бы это вас не беспокоило и даже не задевало. Вы бы принимали это как обычное их поведение. Иногда они говорят также, что вы правильно поступили. Разве не так?
Если вы можете оценить тот момент, когда они говорят, что вы правы, и хвалят вас, то вам следует также принять те моменты, когда они не одобряют того, что вы делаете и говорят, что вы неправы. Вам следует найти золотую середину.
Знаете, часто мы обобщаем проблему и привязываем ее к внешним факторам. "О, я всегда неправ", "О, я всегда прав", "О, я всегда такой", "Все плохие". Такое обобщение и деконкретизация проблем очень распространены. Нам следует сделать усилие, чтобы выйти за пределы такого отношения. Просто улыбайтесь. Если вы считаете, что люди необоснованны в своих комментариях и всегда вас критикуют, просто улыбайтесь. Не беспокойтесь обо всем этом. Объясняйте и игнорируйте, и идите своей дорогой.
Что вы можете сделать? Каждый раз, когда вы садитесь медитировать, кто-то заходит и начинает жаловаться: "Почему ты сидишь с закрытыми глазами? Бесполезно всем этим заниматься, брось это". Не обращайте внимания. Когда просыпаетесь на следующий день, улыбайтесь и садитесь снова, и тогда они оставят вас в покое.


В: Если любовь – это наша истинная природа, тогда почему так приятно причинить боль другому, когда вам самим больно? Как остановить себя и не сорвать зло на других?

Шри Шри Рави Шанкар: И снова скажу, вам следует прочитать книгу "Сокровенные записки искреннего искателя". Я очень много говорил на эти темы.

Вы хотите, чтобы эта цепочка продолжалась? Вы обидели их, потом они обижают вас, отвечают вам тем же. Вам нравится, когда вам платят той же монетой? Я задаю вам вопрос.

Ненамеренно через вас произошла ошибка. Предположим, что кто-то начинает срываться на вас из-за того, что вы сделали что-то не так. То, что вы сказали или сделали, задело их очень сильно, и вы извинились сотни раз. Но, тем не менее, они хотят ответить вам тем же, отомстить - каким будет тогда состояние вашего ума? Как это вам понравится? Почему бы вам на минуту не встать на место этого человека и не взглянуть на эту ситуацию? Вы бы не захотели расплаты. Вы бы сказали: "Нет! Я попросил прощения. Я раскаялся".

Просто представьте, что кто-то отказывается вас прощать за какую-то мелочь, которую вы совершили непреднамеренно или из-за невежества. Вам бы это понравилось? Если вам нравится быть прощенными, почему же тогда вы не хотите прощать?

И вот это "приятно причинять боль другому" - неправильная вещь. Это просто показывает, что вы хотите внимания, вот и все. Это вам нужно изменить в себе. Это болезнь нашего ума. Это болезнь нашего собственного ума, который счастлив, когда делает кого-то несчастным. Как вы это называете? Садизм! Когда наслаждение страданиями других делает вас счастливыми.

"Посмотри, ты заставил меня страдать, и я заставляю тебя страдать" - такого рода радость не для вас, нет! Кажется, что это мгновенно приносит радость, но это возвращается к вам в миллион раз хуже, поэтому не делайте этого. Существуют более достойные пути получения радости. Когда вы прощаете, посмотрите, насколько большую радость, насколько большой комфорт это вам дает.

Когда кто-нибудь подходит и просит прощения, с нашей стороны будет великодушием сказать: "Да ладно, не бери в голову". Я вам говорю, наше великодушие в прощении, и это именно то, что мы делаем.

Но если люди продолжают поступать неправильно, если они не ценят ваше прощение, тогда возьмите палку. Тогда пойдите и бросьте им вызов, идите в суд или сделайте что-то еще. Но вы должны дать человеку достаточно шансов исправиться самому. Прощение – это не признак слабости, его не следует принимать как само собой разумеющееся. В то же самое время, если вы не прощаете, это не показывает вас с хорошей стороны. Что вы об этом думаете? Разве не так?

Наша компания – это нечто важное.

Наши друзья, наши родственники

могут как поднять нас, так и стянуть

вниз. Вам тоже нужно понять – вы должны

постараться вытащить тех, кто

имеет склонность к негативному.


В: Как разобраться с проблематичным браком, в котором растут два ребенка? Как объяснить всё и утешить двух маленьких дочек, которые попали в эпицентр этого брачного процесса?
Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, когда брак распадается, вы должны обращаться с детской психикой очень осторожно. Зачастую родители выливают все свои недовольства на детские умы. Они говорят плохие вещи о своих супругах, чтобы дети стали ближе к ним. Не делайте этого. Не говорите, что их отец или мать очень плохие, это никак вам не поможет.
Всё, что вы совместными усилиями должны заставить их понять, это: "Мы сделали выбор идти разными дорогами, но мы оба заботимся о вас". Вот и все.
Это очень сложная и деликатная ситуация, но она кратковременна. Знаете, это сложное время пройдет, вы должны знать это. Просто имейте терпение и преданность, любовь к Божественному. Ваша преданность, ваша медитация, ваша садхана (духовные практики) – все это придет вам на помощь.
Иногда нам приходится принимать тяжелую реальность жизни и не загружаться ею, а вырабатывать более светлое видение ситуации. А также нарисуйте своим детям более широкое видение будущего. Если вы будете вовлекать их во что-то, связанное с будущим, они не будут прежевывать горькие моменты настоящего и принимать их слишком близко к сердцу. Поэтому вам следует дать им видение лучшего будущего или поговорить с ними о том, что они должны будут делать, когда вырастут, или о том, что необходимо сделать для блага страны. По мере того, как перед вами возникают все более серьезные вызовы и задачи, мелкие пререкания и проблемы теряют свою значимость. Это наилучший способ справиться с этой ситуацией.



В: В чем цель проведения длинной пуджи в сравнении с короткой пуджей?
Шри Шри Рави Шанкар: Ну, это как если сравнить ваши ежедневные медитации с более длинными медитациями на Продолженном курсе. Они все оказывают свое влияние. Пуджи не должны быть слишком длинными, но эти пуджи проводятся для большого количества людей. Не для одного отдельного взятого человека, а для всего населения.



В: Почему мы поворачиваемся на правый бок, а не на левый в конце Сударшан Крии? Я задавал этот вопрос раньше, но никто мне не ответил.
Шри Шри Рави Шанкар: О, они очень мудрые! Ждут, когда вы сами приедете на Курс обучения учителей Teacher's Training Course (TTC), и Рефреш для учителей (Teacher's Refresher Meet (TRM) – там мы обсуждаем эти вещи. Это настоящие секреты!


Комментариев нет: