среда, 16 января 2013 г.

Справиться с гневом

7 ноября 2012 г.

Бангалор, Индия

 

В: Гуруджи, мне интересно, ты готовишься к каждому сатсангу заранее или придумываешь медитацию уже на месте?

Шри Шри Рави Шанкар: Это происходит в настоящий момент. Я ничего не заготавливаю. Я всегда готов. (Смех).

 

В: Как разрешить вопрос с праведностью, справедливостью, не становясь предвзятым? Я склонен отдаляться, если я неправ, и это ограничивает мою способность прощать и забывать.

Шри Шри Рави Шанкар: Все испытываются гнев только из праведных побуждений. Но представление о праведности очень ограничено. В этом мире всякое случается. Вам необходимо терпение.

Желание придерживаться только праведности, говоря: "Я хочу поступать правильно и хочу, чтобы все стали правильными прямо сейчас!" – это невозможно. Хотеть, чтобы все были правильными – это нормально, но вы должны сделать поводок длиннее, дать им пространство. Обладайте и праведностью, и терпением, тогда гнев не захватит вас.

В противном случае, когда вы говорите: "Я прав" и требуете: "Я хочу того же от вас», тогда возникает гнев, а когда возникает гнев, вы теряете также и свою праведность. Когда вы злитесь, это так же плохо, как и чьи-то неправильные действия.

Предположим, что никто не убирает это место и здесь очень грязно. Вы приходите сюда и злитесь. Да, этот человек допустил оплошность, не убрал здесь – это правда. Но вы так расстраиваетесь, орете и кричите об этом – это уже другая оплошность.

Две ошибки не могут исправить одну. Так, если кто-то делает что-то неправильно, терпеливо объясните им один раз, второй, третий – образовывайте их. Вам необходимо безграничное терпение, чтобы заниматься просветительской работой. Школьные учителя в наши дни сталкиваются с этой проблемой. Они говорят детям по 10 раз, но они все равно не слушают. У детей синдром рассеянного внимания. Дети не реагируют на слова. Поэтому необходимо терпение.

Терпение – это добродетель. Это одно из шести богатств: Sham (шама – спокойствие ума), Dama (дама - самоконтроль или сдержанность), Uparati (упарати - отстранение от мирских объектов), Titiksha (титикша –выносливость, способность терпеть),  Shraddha (шрадха – вера) и Samadhana (самадхана – равновесие или однонаправленность ума). Самадхана – это иметь удовлетворенность и терпение. Это абсолютно совершенно необходимо.  

 

В: Гуруджи, как найти цель бóльшую, чем ты сам, чтобы ради нее жить? Ее поиск – это процесс, или цель находит тебя сама?

Шри Шри Рави Шанкар: У вас должна быть цель, видение того, кем вы хотите стать и чем вы хотели бы заниматься – это у вас должно быть.

Одно – это ваша личная цель: "Я хочу достичь того, этого и вот этого в жизни". Другое – должна быть цель во благо планеты: "Что я хочу дать?"

Обычно, когда вы думаете о целях, вы хотите видеть, чего вы хотите достичь. Именно поэтому я говорю, что вам следует иметь две цели: одна – что вы хотите получить, другая – что вы хотите отдать. А если эти две цели совпадут, то это еще лучше.

 

В: Гуруджи, если мы изменим свои привычки в питании, сможем ли мы контролировать свой гнев? Говорят, если вы едите острую пищу, у вас возникает тенденция проявлять гнев чаще.

Шри Шри Рави Шанкар: Попробуйте и увидите. В течение одной недели питайтесь без соли и чили и понаблюдайте. Это возможно. Но есть люди, которые не склонны к гневу даже после того, как поели острую пищу с чили. Такое тоже бывает.

 


Комментариев нет: