03 августа 2013 г.
Бангалор, Индия.
Мы называем нечто удивительным или прекрасным, если это что-то неординарное. Но если какое-то событие происходит каждый день, тогда мы не называем его чудом, потому что не находим в нем ничего поразительного.
Когда вы вдруг видите нечто, отличающееся от того, что вы обычно привыкли видеть, вы говорите: "О! Это поразительно! Это чудо!"
То же самое можно сказать и о тайне, загадке. Она выходит за рамки обыденного.
Манговое дерево будет приносить в качестве плодов только манго. В этом нет никакой загадки. На кокосовой пальме растут только кокосы. Разве в этом есть какая-то загадка? Но если однажды вы увидите на кокосовой пальме плоды манго, тогда это будет чудом. Вы скажете: "Это чудо! Происходит нечто поразительное! Нечто экстраординарное!"
Если вы внимательно понаблюдаете, то повсюду в природе, в Творении, постоянно происходит много удивительного. Но чтобы суметь это увидеть, вам необходимо особое видение. Нам необходимо изменить наш взгляд на вещи (имеется в виду расширить свое видение). Это называется йога.
Говорится, что если вы рассматриваете Творение с перспективы йоги, то вы находите все таким удивительным, таким чудесным. И что еще более удивительно, все в этом Творении является проявлением того, что не может быть увидено – проявлением непроявленного Сознания.
Все в этом Творении произошло из пустого пространства. Именно поэтому Кришна говорит: 'Na cha mat-sthani bhutani pashya me yogam aishvaram. Bhuta-bhrnna cha bhuta-stho mamatma bhuta-bhavanah'. (9.5) "О, Арджуна! Все в этом Творении покоится во Мне, но я не заключаюсь в нем (он не связан и не ограничен Творением, хотя оно создано им самим, Господом). Пять элементов рождены из Меня и пребывают во Мне, но я не заключаюсь в них. Взгляни на это феноменальное проявление йоги".
К примеру, ваше тело состоит из Pancha Bhutas (панча бхута – пять элементов) и окутано умом. И в своем уме вы размышляете об этих пяти элементах, о жарком лете и холодной зиме, о пище и крове и т.д. Но разве это ум ест пищу?
Вы часто думаете о гулаб джамуне или разогулле (популярные индийские сладости), но разве ум ест эти сладости? Нет, их ест тело, но мысль о пище появляется в уме. Разве ваш ум может взять разогуллу? Это невозможно. Но мысли и чувства по отношению к разогулле возникают в уме.
Точно так же Бог присутствует во всем этом Творении. И как же это понимать? Кришна объясняет это в следующей шлоке: 'Yathakasa-sthito nityam vayuh sarvatra-go mahan. Tatha sarvani bhutani mat-sthanity upadharaya'. (9.6) Он говорит: "Точно так же, как элемент воздуха присутствует повсюду, пронизывая все пространство, так и все это Творение обитает внутри Меня. Все, что ты видишь вокруг, находит свою обитель во Мне, и ничего не существует вне Меня".
Ребенок восьми -десяти лет спрашивает у своего отца: "Что такое Бог? Как он выглядит? Где он?"
Отец берет ребенка за руку, выводит из дома и спрашивает: "Дорогой мой! Скажи мне, что было здесь до того, как построили этот дом?"
Ребенок отвечает: "Ничего не было. Было пустое пространство".
Отец спрашивает: "Так где был построен этот дом?"
Ребенок отвечает: "Он был построен в пространстве".
Тогда отец спрашивает: "А если разрушить этот дом, что останется?"
Ребенок отвечает: "Опять лишь пространство".
Таким образом, это означает, что пространство было в прошлом, оно существует в настоящем и будет существовать в будущем. Оно остается неизменным и ничем не затронутым. Это пространство и есть Бог.
В Упанишадах есть такой вопрос: 'Kim Brahmayeti?' (Что означает: "Что такое Брахма (Бог)?" или "Что заключает в себе Брахма?»), на что дается такой ответ: 'Kham! Kham Brahmayeti!' (Что означает: "Пространство! Пространство и все, что оно вмещает, и есть Брахма!")
Таким образом, как элемент пространства присутствует повсюду и во всем, точно также Брахма, или Бог, присутствует везде".
Вот почему всякий раз, когда мы вспоминаем о Боге, мы пропеваем: 'Namami-shamishan nirvan roopam vibhum vyapakam brahma-ved swaroopam. Nijam nirgunam nirvikalpam niriham chidakashmakashvasam bhajeham. Nirakaromkarmulam turiyam gira-gyan gotitamisham girisham. Karalam mahakal kalam kripalam gunagar sansarparam natoham. (строки из Рудраштакам – оды во славу Господа Шивы, написанной поэтом-святым Goswami Tulsidas)
Это означает, что Бог – это огромное безграничное пространство Сознания.
Есть такая шлока, которую пропевают, восхваляя Господа Дакшинамурти (милосердная форма Господа Шивы, как воплощение всего знания): 'Vyomavad vyaapta dehaaya Shri Dakshinamurtaye Namaha'. ("Поклонение Господу Дакшинамурти, который является олицетворением Высшего Я, пронизывающего все Пространство"). Значит, на что похоже тело Бога? Оно огромное и безграничное, как небо.
Кришна говорит то же самое: «Точно так же, как воздух присутствует повсюду в пространстве, все существа и всё в этом Творении обитает внутри Меня. Итак, все существующее: пять элементов, природа - абсолютно все обитает внутри Меня».
А разве кто-нибудь ходит и ищет то, что присутствует повсюду? Тот, кто ищет (Божественное) вне себя, глупец. Тот умен, кто погружается внутрь себя и отдыхает внутри себя; он достигает Высшего Я (Божественного)..
Даже если вы постоянно посещаете паломнические места одно за другим, такие как Кайлаш-Маносаровар (святая обитель Господа Шивы в Гималаях), вы не найдете там Господа Шивы. Где бы вы ни были, в этот самый момент, когда вы просто замолчите и погрузитесь в себя, вы найдете Бога.
Господь Шива присутствует повсюду как Чидакаша (Chidakasha – всепронизывающее пространство Сознания). Бог подобен небу (пространству). А разве пространство видимо? Разве вы можете увидеть пространство? И да и нет.
Поэтому вам необходима полная вера в то, что Бог присутствует повсюду. Не бегите за Богом. Не будьте лихорадочными в попытке увидеть Бога (в смысле, увидеть Бога в какой-то форме).
Есть очень красивый куплет у Святого Кабира Даса: 'Hari Hari kehta Mai phira, Par Hari nahi milay. Jab mai theher karr chhup ho gayya, toh Hari laage peeche kehat Kabir! Kabir! ' (Что означает: "Когда я с лихорадочностью искал Бога повсюду, я нигде не мог найти Его. В тот момент, когда я расслабился и нашел успокоение в своем Внутреннем Я, Бог появился за моей спиной, зовя: "Кабир! Кабир!")
(Примечание: Эта беседа была проведена на языке хинди. Выше представлен двойной перевод (на английский и русский языки).
Комментариев нет:
Отправить комментарий