среда, 14 августа 2013 г.

Послание Шри Шри Рави Шанкара на Гуру Пурниму

22 июля 2013 г.

Монреаль, Канада

 

(22 июля в Канадском Ашраме на празднование Гуру Пурнимы в присутствие Шри Шри Рави Шанкара собрались люди со всего мира. Празднование началось с короткой Пуджи, в знак выражения благодарности линии преемственности Мастеров, и продолжилось воспоминаниями старших учителей "Искусства Жизни".

Пожалуй, самым долгожданным в этот день был момент, когда Шри Шри Рави Шанкар поделился посланием. Эта традиция продолжается уже свыше трех десятилетий. Его слова были услышаны всеми, кто присоединился к прямой трансляции. Мы представляем стенограмму этой беседы).

 

Aum Namah Pranavarthaya Shuddha Gnana Eka Amurtaye Nirmalaya Prashantaya Sri Dakshinamurtaye Namah. (Приветствие, адресованное Шри Дакшинамурти, который является вечно чистым и умиротворенным воплощением чистого знания, и который есть не что иное, как выражение значения АУМ, наивысшего).

 

Однажды, давным-давно, на встрече членов общины присутствовал один Гуру, и множество людей подходили и просили его благословения. Большую часть времени он молчал, а когда подходили люди и спрашивали у него что-то, он отвечал: «О, вам очень повезло!»

Один студент подошел к Гурудэву и сказал: «Я провалил экзамен».

Гурудэв ответил: «Тебе очень повезло!»

Следующий человек сказал: «Гурудэв, я потерял работу», и Гуру ответил: «Тебе очень повезло!»

Третий человек пришел и сказал: «Никто из моих друзей не разговаривает со мной, все стали моими врагами», и Гурудэв опять ответил: «Тебе очень повезло!»

Еще один человек подошел к нему и сказал: «Моя жена бросила меня», и Гуру ответил: «Тебе очень повезло!»

Так, каждый подходил и делился своими проблемами, и каждый раз Гурудэв отвечал: «Тебе очень повезло!» И, как ни странно, что-то вдруг с ними происходило, и они уходили, чувствуя себя счастливыми.

И вот пришел один мужчина и сказал: «Гурудэв, мне так повезло – у меня в жизни есть ты. Я так благодарен». А Гурудэв разозлился и дал ему пощечину. А этот человек со слезами благодарности на глазах начал танцевать.

Один человек, который там просто сидел и наблюдал, пришел в полнейшее замешательство. Он сказал: «Я не могу поверить в то, что я вижу. Тот, который сказал, что ему очень повезло, получил пощечину, а всем тем, кто плакался, Гуру сказал, что им очень повезло!» Человек не мог этого понять. Обычно у людей не хватает мужества задавать вопросы Гуру, поэтому он спросил  у одного из преданных: «Расскажи мне, что происходит. Ты живешь здесь уже давно. Я никак не могу разобраться в поведении этого Гуру. Оно совершенно нелогично».

И, как обычно, у преданных имеется своя интерпретация. И один из наиболее опытных последователей сказал: «То, что он сказал, совершенно».

 

Я вспоминаю одного очень пожилого джентльмена, который в Бангалорском Ашраме рассказал мне об одном случае. Он сказал, что в 1942 году в Бангалоре был только один хирург, и этот хирург проваливал свои выпускные экзамены в университете семь раз!

В те времена, когда людям нужно было вырезать аппендицит, доктора, бывало, перерезали не ту вену, отчего некоторые пациенты умирали. Они не знали, какую вену они режут. А этот человек (который провалил свои экзамены 7 раз) разобрался в этой проблеме и стал очень известным и уважаемым. Позднее он получил и международное признание. Но он семь раз заваливал свои экзамены на получение диплома!

Если кто-то проваливает экзамен, он учится усердней. Если вы один раз выучили и всеми правдами и неправдами сдаете этот экзамен, то потом все забываете. Но если вы провалились в чем-то, то вы становитесь экспертом в этом. Если вы не сдали математику, тогда вы действительно все запомните.

Таким образом, когда кто-то не сдает экзамен, это хорошо, потому что тогда он становится более хорошим доктором или инженером! (смех) Это означает, что человеку пришлось приложить больше усилий, чтобы изучить те же самые предметы.

 

Итак, продвинутый последователь сказал: «Гурудэв сказал, что студенту очень повезло, потому что теперь он будет учиться больше».

В отношении человека, сказавшего: «Я потерял работу», этот преданный пояснил: «Да, Гурудэв сказал все правильно. Когда вы на работе, вы не думаете о себе. А когда вы потеряли работу, у вас есть время сесть и задуматься над тем, кто вы, и что вы хотите. У вас есть время, чтобы подумать о своей жизни. Люди, у которых есть работа, всегда жалуются, что у них нет времени. А теперь у вас есть время».

В жизни сам факт обретения времени – большая удача. Найти время, чтобы задуматься о самом себе, о Божественном, об истине, о том, кто я - это само по себе большая удача.

Человеку, от которого сбежала жена, Гуру сказал: «Тебе очень повезло!» До этого он был таким нечутким. Его не беспокоили нужды его жены. Когда кто-то уходит, тогда вы осознаете его ценность. Тогда вы начинаете задумываться о своих ошибках. Вы осознаете, что могли бы сделать что-то лучше. Поэтому ему очень повезло стать восприимчивым к женским проблемам.

Зачем женщине от вас сбегать, если вы внимательно относитесь к ее благополучию, ее эмоциональным, психическим и физическим потребностям? Значит, есть нечто, что вы делали неправильно. Она заставила вас осознать, что вы должны быть чувствительным по отношению к женщинам. Этот мужчина понял это, и поэтому он тоже стал счастливым.

Подобно этому, на каждом шагу жизни, когда вы что-то теряете, вы становитесь очень несчастными, но каждое страдание пробуждает вас.

Существует три уровня человеческого сознания.

Первое – это быть инертным. На хинди мы говорим ghora jarataбыть нечувствительным. В вас так много инертности, что вы ничего не чувствуете. Когда вы начинаете осознавать, что жизнь – это страдание, тогда вместо состояния инертности в вас пробуждается вивека (способность к различению) и вайрагья (беспристрастие). Когда в вашу жизнь приходит беспристрастие, вы становитесь самым удачливым человеком!

Поэтому если все ваши друзья оставили вас, они дали вам время поразмышлять о себе, о том, кто вы, что вы, что такое истина? Поэтому вам очень повезло!

Первый шаг – это осознать, что все является страданием. Жизнь полна страдания. В жизни есть печаль. В этот момент люди обращаются к религии. Это шаг вперед.

Следующий шаг – увидеть, что жизнь полна блаженства. Сначала вы осознаете, что все вокруг страдание. Потом от осознания того, что все есть страдание, вы двигаетесь к следующей ступени - "Где же страдания? Давай, просыпайся!" В этот момент на сцене жизни появляется Гуру. В присутствии Гуру или когда проявляется Гуру таттва (первоэлемент, принцип Гуру), страдания исчезают, они превращаются в блаженство. Полное блаженство! Жизнь – это блаженство!

Жизнь – это игра, это лила (игра). Приходит это понимание.

Так почему же тогда последний человек, который сказал: "Я так благодарен!", получил пощечину? Опытный преданный сказал: "Гурудэв дал ему пощечину, потому что тот был сконцентрирован на «Я»: "Я благодарен!" Когда Гуру дал ему пощечину, он осознал: "Живи так, как будто ты не существуешь". Обычно люди существуют, но не живут. Существование без жизни – это невежество. Жить так, как будто вы не существуете – это просветление. Эта пощечина пробудила его.

"Я" - "я несчастный", "я счастливый". Где «Я»? «Я» не существует. Живите так, как будто вас нет. Вот какое послание получил последний человек. И когда он получил пощечину, он стал таким счастливым!

Что есть такого, за что можно быть благодарными? Даже для того, чтобы быть благодарным, нужны двое, и Мастер сказал: "Эй, давай, просыпайся! Ты и я – двое? Существует только одно! Нет тебя и нет меня".

Существует только один Брахма (Божественное), а это все драма, лила (игра). Наслаждайтесь! Когда вы это осознаете, из жизни исчезают страдания. Каждая проблема - это возможность, а каждая возможность – это шаг в направлении к Божественному. Вот в чем мораль истории.

 

Еще одна история.

Вы видели, что все пальцы на руках отличаются друг от друга. Нет двух одинаковых пальцев. Итак, однажды все пальцы начали спорить между собой, кто из них самый главный. Большой палец сказал: "Посмотрите, я самый главный. Я самый кряжистый, и когда люди выигрывают, они в знак победы показывают только меня. Если они хотят сказать: "Двигайся дальше", тогда снова они показывают меня в качестве сигнала. Они это делают, потому что я самый главный! Я самый толстый. Я реальный парень! Даже если кто-то необразован, то он использует меня и оставляет отпечаток большого пальца вместо подписи». Итак, большой палец заявил, что он самый главный.

Указательный палец сказал: "Да ладно! Когда люди должны на что-нибудь указать, они указывают, используя меня". Только тот, кто обладает мудростью, показывает путь. Итак, я тот, кто показывает направление в жизни. Я самый главный".

Тогда сказал средний палец: "Я думаю, что вы, должно быть, все слепы! Просто возьмите руку любого человека - кто на ней самый высокий? Я самый высокий! Зачем эти бесполезные споры? Это как спорить, светит ли днем солнце".

Тогда безымянный палец сказал: "Я могу только посмеяться над всеми вами. Куда люди надевают свои драгоценности? Никто не носит драгоценности на большом пальце. Кольца всегда украшают безымянный палец. Я самый главный. По всему миру люди это признают. Я важнее всех".

А мизинец просто смеялся! Все другие четыре пальца спросили у него: "Эй, а ты почему смеешься?" Он ответил: "Когда входит уважаемый человек, кого держат впереди всех? (Когда ладони сложены вместе в молитвенном жесте или Намасте, мизинец идет впереди). Когда кто-нибудь идет в храм молиться, кого держат перед Богом? Самый важный идет перед Богом первым! Поэтому я самый близкий к Богу. А тот, кто ближе всего к Богу, тот и главный! Поэтому я самый главный!"

Таким образом, у всех пальцев была своя причина заявить о том, что он самый главный.

Поэтому признавайте величие в себе и признавайте величие в других. Тогда не будет вас и не будет других. Это и есть Намасте! Это полнота. 

Будда привел вас из инерции к пониманию того, что существуют страдания, а прийти от страданий к тому, что "все есть блаженство" – это Веданта (философская традиция, связанная с самоосознанием, согласно которой человек понимает наивысшую природу реальности (Брахмана). Я ничто (shunyata) и я всё (purnata), медитация и празднование - все это идет рука об руку! И сегодня у нас празднование и того и другого. Медитация и празднование!

 

 

Комментариев нет: