28 ноября 2013 г.
Бангалор, Индия
Вопросы & Ответы
Expand all Q&A
В: Как продолжать любить, ничего не ожидая? Разве это возможно? В любви возникают какие-то ожидания, и если они не оправдываются, то приходит обида, душевная боль.
Шри Шри Рави Шанкар: Да, вы должны пройти через эту гимнастику. Если у вас есть мудрость, то вам не обязательно проходить через боль, чтобы чему-то научиться. Если мудрости не хватает, то вы проходите через боль, но когда-нибудь вы выберетесь из этого, не волнуйтесь. Вот почему человеку важно видеть жизнь в более широком контексте. Когда у вас есть это более широкое понимание, все эти мелкие вещи не беспокоят вас по-настоящему. Они все, как волны на поверхности океана, поднимаются и спадают; как рябь на озере – она появляется, когда дует ветер, а когда ветра нет, и ряби нет.
Поэтому имейте широкое понимание. Это атма гньян – знание о своем Высшем Я: ничто не может меня сотрясти, я намного больше, чем эти эмоции, я намного больше, чем окружающий меня мир и окружающие люди. Их похвалы и обвинения не имеют никакого значения, я намного выше всего этого.
Осознание этого возвышает нас; тогда человек уже не тонет в океане эмоций и обид.
Существует четыре способа посмотреть на обиду.
1. Тот, кто вас обидел, сам испытывает боль. У них есть душевные раны, они несчастливы и страдают. И они могут поделиться только тем, что сами имеют. Они сами обижены и делятся этой обидой с вами.
Эти люди навязывают вам свою боль или обижают вас, и вы полагаете, что они это делают специально. Но так происходит потому, что они не ощущают счастья внутри себя. Они не чувствуют радости, не чувствуют покоя. Они испытывают боль, потому что им нанесены душевные раны. Поэтому они обижают вас.
Что требуется раненому человеку? Сострадание. Поэтому вы должны испытывать сострадание к тем, кто приносит вам боль, потому что они обижены и сами страдают. Это первый способ.
2. Те, кто обижают вас, невежественны. У них нет широкого видения жизни. Они не знают себя и не ведают, что творят. Они невежественны и высокомерны. Вы можете испытывать только сожаление к ним и надеяться, что однажды они поумнеют. Они не осознают, что их действия приносят боль другим, и вы можете пожелать им быть более чувствительными.
3. Это просто карма. Вы должны были пройти через эту обиду, и если не этот человек, то кто-то другой должен был вам ее принести. Должно быть, мы сами в прошлом стали причиной чьей-то боли, поэтому сейчас природа возвращает это нам. Когда вы знаете, что это просто расплата за карму, вы спокойны и уравновешенны. Не так ли?
4. Это произошло, чтобы сделать вас сильными. Природа приносит это вам, чтобы сделать вас сильными, чтобы вы осознали эту силу и мощь внутри себя.
Когда ставят пандал (палатка из ткани и бамбуковых кольев), после того, как на нужное место устанавливается столб, его трясут, чтобы посмотреть, достаточно ли он крепко стоит. И с обидой то же самое - она приходит, чтобы вы посмотрели, прочно ли вы укрепились внутри себя, живете ли вы в мудрости или нет.
Каждая обида старается вас сотрясти, чтобы посмотреть, сильные вы или нет. Она проверяет вашу силу. Она приходит, чтобы сделать вас сильнее. Если вы думаете, что мудрый или просто умный человек обижает вас, тогда вам следует испытывать благодарность, потому что за этим стоит какая-то цель. Они хотят, чтобы вы были сильными.
Если мама вас ругает, она делает это не из плохих побуждений. Если ваш папа вас ругает, вы не можете сказать: "О, мой отец меня обидел! Моя мама меня обидела!" Ваши родители не обижают вас, они действуют из пространства заботы и беспокойства за вас. Мы должны осознать, что они делают это из-за своего ограниченного понимания и из-за любви к вам.
Есть два основных момента, которые с вами происходят, когда вы обижаетесь - вы ощущаете, в основном, отсутствие контакта и отсутствие понимания. Еще одной причиной обиды (если вы хотите их подсчитать) является повышенная чувствительность к незначительным и эфемерным вещам. Все события эфемерны, преходящи, текучи. Все меняется. Вам не стоит быть сверхчувствительным: "О, он сказал мне то, он сказал мне это!"
На языке каннада (язык штата Карнатака в Индии) есть такая пословица: "Бог создал язык без костей, он вертится и движется во всех направлениях". Не придавайте значения словам, вылетающим изо рта других людей.
Сегодня это является большой проблемой в мире. Корень очень многих заболеваний и конфликтов кроется в том, что мы не знаем, что нам следует класть в рот, и что должно выходить из него!
Люди набивают свои рты всякой всячиной. В эту маленькую дырочку проходят тонны и тонны еды, и колоссальный объем мусора выходит наружу. Это несчастье этого мира.
И снова, один поэт сказал на языке каннада: "Все веселье у людей в мире происходит только на словах!"
Шутки и комедии существуют благодаря словам, и все конфликты и ненависть разжигаются также посредством речи. Речь, которая развлекает вас, заставляет вас смеяться, порождает также разделение в обществе и ненависть среди людей.
Все различные виды богатств приходят к вам благодаря вашей речи. Речь в нашем мире – это настоящая драгоценность. И все обиды – это тоже только речь. Вылетают какие-то слова, и кто-то говорит: "О, меня обидели!"
Но если кто-то хочет нанести вам физический вред – просто будьте аккуратны, вооружитесь. Я не говорю, что если кто-то подходит к вам с дурными намерениями, падайте им в ноги. Нет. Будьте разумными и защищайтесь. Особенно это касается девушек и женщин, им не следует ходить одним тут и там.
Проблема в том, что потребление алкоголя сейчас возросло более чем в три раза, и уровень насилия по всему миру также увеличился. Мужчины не плохие, но алкоголь делает их плохими. Не думайте, что в Индии живут только плохие мужчины, и с женщинам происходит очень много плохого. Это все влияние алкоголя. Единственное плохое действие, которое совершает человек – он напивается. Когда он пьян, он уже сам не свой, и женщинам небезопасно находится в окружении пьяных людей. Женщинам следует бороться за ликвидацию всего алкогольного бизнеса, а вместо этого они присоединяются и пьют вместе с мужчинами!
Большое дело было сделано во имя защиты женщин; раньше едва ли кто-то мог что-то говорить о запрете на употребления алкоголя или его производства. В тех штатах Индии, где был введен запрет на алкоголь, уровень преступности снизился по сравнению с теми штатами, где запрет не был введен.
Даже у богов и богинь есть оружие, чтобы защищать людей. У Шри Рамы был дхануш (лук и стрела), у Шри Кришны была сударшан чакра (оружие в форме диска). Поэтому не будьте такими наивными и не слоняйтесь повсюду, особенно во время выборов и праздников – потребление алкоголя возрастает, люди выпивают еще больше. Вы должны быть бдительны в эти дни.
В: Гурудэв, я не получаю то, чего мне больше всего хочется. Является ли мое желание препятствием?
Шри Шри Рави Шанкар: Имейте терпение. Чтобы достичь желаемого, необходимы три вещи.
1. Истинное намерение – Должна присутствовать насущная необходимость получить желаемое. Наши желания постоянно меняются, но если это ваша потребность, необходимость, то вы это получите. Желание должно стать нашей потребностью.
2. Собственное усилие – Человек должен приложить усилие для достижения того, чего он хочет. Вы не можете просто сидеть и постоянно желать: "Я хочу это, я хочу то!" Приложили ли вы свое усилие? Стало ли желание вашей потребностью? Сделали ли вы что-нибудь в направлении его достижения? Приложили ли вы усилия на 100%? Это необходимо.
3. Время и карма – Если карма соответствует и время подходящее, вы это получите. Предположим, я хочу увидеть луну сейчас, в темную ночь новолуния. Неважно, какое намерение я в это вложу - как я могу сейчас увидеть луну? Я должен подождать еще 15 дней, чтобы увидеть полную луну. Если вы желаете в день новолуния увидеть полную луну, вы должны подождать.
Если вы посадите сегодня дерево граната и скажете: "Нет, я хочу плоды сейчас же!"… Да перестаньте, вам нужно ждать еще три года! Дерево граната даст вам свои плоды только через два-три года. Таким образом, время и карма тоже являются фактором.
В: Почему мы должны любить форму, чтобы достичь бесформенного? Разве вся эта идея не искажает истину и не создает еще больше неправильных концепций вместо того, чтобы помогать людям найти свой путь?
Шри Шри Рави Шанкар: Эмоции могут течь только в направлении формы. Вы не можете испытывать эмоции по отношению к бесформенному. Посмотрите, вы можете общаться только со мной, вы не можете общаться с пустым пространством вокруг меня. Если вы говорите, что общаетесь с пустым пространством, тогда что-то не так. Вы можете увидеть, прикоснуться, понюхать, почувствовать на вкус что-то, общаться с чем-то и выражать свои эмоции к чему-то, только если это имеет форму. Выход за пределы любой эмоции ведет вас в абсолютно бесформенное пространство, которое является источником всех форм.
В санскрите есть два прекрасных слова: вирупакша (virupaksha) и вишвапура (vishwaroopa). Вирупакша означает «глаза, не имеющие формы». Многие используют это слово в качестве имени. Вирупа означает «не имеющее формы», а акша означает «глаза», что вместе означает «глаза, не имеющие формы».
Когда вы погружаетесь немножко глубже, вы понимаете, что сознание может видеть, не имея глаз, чувствовать, не имея кожи, ощущать вкус, не имея языка и слышать, не имея ушей – это Йога Самадхи. Подобные вещи начинают происходить в самадхи - точно так же, как во сне. Вы спите, выключив все пять своих органов чувств; но вы чувствуете запах, вкус, вы делаете все, ведь так?
Совирупакша (Sovirupaksha) – это сознание, которое имеет глаза, но не имеет формы.
Вишвапура означает то, что присутствует в каждой форме. Вселенная сама по себе является формой Божественного; Божественное проявлено в форме деревьев, гор, рек. Вся Вселенная – это не что иное, как проявление Бога, тело Бога. Бог не восседает где-то на небесах, вдали от Творения. Он сам и есть Творение. Между Богом и Творением нет разницы. Так же, как масло находится внутри кунжутного семени, сознание присутствует в каждом атоме творения. Это подобно тому, как танец и танцора невозможно разделить. Если вы наблюдаете за танцем, это означает, что вы наблюдаете за танцором. Можете ли вы наблюдать за танцем без танцора? Таким образом, эта Вселенная – это танец. А кто заставляет ее танцевать? Танцор!
Что такое жизнь в каждом дереве, в каждом животном, в каждом человеке? Это Бог! Бог – это pancha bhootatmika, «в пяти элементах». Он земля, вода, огонь, воздух, эфир; Он – душа этих пяти элементов. Божественное проявлено в виде пяти элементов, и в виде сознания. Это ложная концепция - говорить, что Бог восседает где-то на небесах.
И еще один очень простой пример: воздух находится повсюду. Вот и сейчас везде есть воздух. Без воздуха вы не могли бы существовать. Иногда, когда вам жарко, вы его не чувствуете. А когда вы сидите рядом с вентилятором, который разгоняет воздух, вы можете его почувствовать. Когда вам жарко и повышенная влажность, вы не чувствуете воздуха, но он все равно есть. Вы не можете сказать, что воздуха нет. Когда вы сидите возле кондиционера или вентилятора, вы можете его почувствовать.
Вот что происходит в медитации, самадхи, просветлении.
В: Гурудэв, я в замешательстве. Чего же я на самом деле хочу? Я приехал в Ашрам, чтобы попросить материальные блага, которых я желаю, но в итоге я прошу о блаженстве и забираю его домой. Блаженство – это хорошо, но значит ли это, что я не получу в жизни материальных благ?
Шри Шри Рави Шанкар: Часто вы говорите, что вы чего-то хотите, а потом обрубаете свои желания, говоря: "Нет, я этого не хочу!" Ваша санкальпа (искреннее желание, или твердое намерение) обрубается вашими собственными викальпами (сомнениями). Когда вы действительно хотите, чтобы что-то произошло, это обязательно произойдет. Когда вы просите благословения, оно приходит.
В войне Махабхарата Господь Кришна три раза ходил к Дурьодхане, чтобы сказать ему: "Не сражайся, давай не будем затевать этой войны. Приходи на мирные переговоры. Давай сядем и договоримся".
Господь Кришна знал, что эта война должна была произойти, и что из нее должна была родиться Гита, и, тем не менее, он ходил три раза договариваться о мире. Почему? Потому что на определенном уровне вам нужно продолжать делать то, что должно быть сделано.
Предположим, в Махабхарате Дурйодхана согласился бы на предложение Господа Кришны отдать пять деревень братьям Пандава, и войны бы не произошло. Просто представьте себе эту ситуацию. Тогда не было бы Гиты! Даже писание "Махабхарата" никогда не было бы написано.
Когда кто-нибудь спрашивает: "Зачем ты это делаешь, когда прекрасно знаешь, что это действие не принесет никаких результатов?", ответ такой: "Для каждого действия существует более значительная цель, и она не связана с плодами этого действия. Вопрос не в том, что я получу от этого. Действовал ли я или нет в данной ситуации – вот в чем вопрос".
В больнице доктора прикладывают все свои усилия, чтобы вылечить пациента, зачастую прекрасно зная, что этот больной не выживет. Но разве в тот момент, когда доктор узнает, что больной не выживет, он перестает о нем заботиться? Нет! Пока бьется его сердце и дышат легкие, доктор будет заботиться о пациенте, даже зная, что в этом нет толку.
И здесь можно еще привести в пример всеобъемлющий феномен, когда все должно произойти так, как это должно произойти, но мы не можем сказать: "Пусть это происходит; все равно все родились, и все умрут. И больные, и здоровые люди все равно умрут, так зачем кому-то о ком-то заботиться? Давайте не будем суетиться!" Так делать неправильно. Мы должны обратить на это внимание.
Когда произошло цунами, я и Свами Сатьюджота поехали на Шри Ланку. Наши центры из залива послали несколько партий одежды, медикаментов, и наши волонтеры тоже поехали туда на помощь.
Там был один военный пилот-сингалез (народ, населяющий большую часть Шри Ланки), который помогал нам на юго-востоке Шри Ланки. Он сделал мне очень печальное признание. Он рассказал, что ему приказали сбросить бомбы на больницу и школу в тамильской части Шри Ланки, где учились 600 детей. Он сказал: "Мое сердце разрывалось, когда я должен был выполнять эту работу, и я уволился".
Потом, конечно, он освоил Сударшан Крию. После увольнения со своей работы он посвятил всю свою жизнь выполнению севы (служению), чтобы сделать жизнь детей лучше - он помогал в детских домах. Этот один инцидент, где у него не было выбора, кроме как следовать приказам своего начальства, изменил всю его жизнь. Он сам буддист, и он знал, что насилие является очень тяжким грехом. Долгие годы он носил на душе эту тяжесть.
Когда произошло цунами, этот человек делал очень много севы вместе с волонтерами «Искусства Жизни». Кому-то требуется очень много времени, чтобы преодолеть последствия такой психологической травмы, но, получив помощь в виде знания, «Аштавакра Гиты», Крии и медитации, этот человек сказал: «Впервые за эти годы я могу улыбаться, в мою жизнь вернулась радость».
Это знание, эта мудрость безгранично ценны. Они безгранично прекрасны и безгранично сильны. Они могут избавить людей от таких глубоких шрамов, чувства вины, обиды и страданий… они могут принести свет и возвысить дух человека. Они затрагивают нас так глубоко…
Раньше "Аштавакра Гита" не была доступна широкой публике. Даже в Индии у нас было только 2-3 набора кассет в каждом центре, и мы проводили эти курсы только для людей, которые были уже чуть более продвинутыми. Потом я решил, что мы не можем ждать, когда люди дойдут до этого уровня. Даже несколько предложений могут изменить их жизнь, на каком бы уровне они ни были, какими бы они ни были. И после этого всем было разрешено слушать "Аштавакру Гиту", мы открыли ее для всех.
"Аштавакра Гита" – это высшее знание, подобно высшей математике. Вы не можете изучать высшую математику, не зная основ. Такой аргумент приводили люди в древности. Квантовую физику нельзя преподавать в начальной школе. Однако возвышение человека над «деланием» и видение фактов такими, какими они являются – это очень ценное знание из "Аштавакры Гиты".
В: Дорогой Гурудэв, всегда, когда я хочу заняться какой-нибудь важной работой или учебой, мое настроение начинает мне мешать. Я полностью завишу от своего настроения при выполнении большинства своих действий. Как избавиться от перепадов настроения?
Шри Шри Рави Шанкар: Прежде всего, само осознание этого - уже половина работы. Сейчас вы осознали, что перепады настроения сбивают вас с правильного курса, это значит, что пробуждается интеллект. Он говорит: "Хватит, я не буду больше человеком настроения ". Примите такое решение.
В жизни много ситуаций, когда вы не можете действовать под влиянием настроения. Например, вы летите в самолете и вдруг чувствуете, что не хотите больше продолжать путешествие. Но, несмотря на то, что на полпути ваше настроение изменилось, вы не можете выйти из самолета! Вы должны оставаться в нем! Это не машина, которую вы ведете, и можете развернуть ее назад. И даже для машины вам нужно найти место, где вы могли бы ее развернуть. Вы не можете разворачиваться где попало.
Жизнь преподает вам тяжелый урок, если вы не уважаете мудрость. Знайте, что жизнь движется на обязательствах, а не на настроениях. Настроения очень нестабильны, они приходят и меняются. Но обязательства и мудрость всегда дают наилучшие результаты.
В: Гурудэв, есть ли что-то, чего Бог не может сделать? Что это?
Шри Шри Рави Шанкар: Его нельзя удивить! И Бог не может вам мстить, это невозможно!
В: Гурудэв, не могли бы Вы, пожалуйста, объяснить выражение "Йога Кармасу Каушалам" ('Yogah Karamsu Kaushalam' -" Совершенство в действии")? Как я могу применить это в своей жизни?
Шри Шри Рави Шанкар: Сам по себе этот вопрос показывает, что вы хотите быть искусными. Но это уже так, вы уже искусны. Если вы хотите быть мастером, быть умелым, вы уже такой; просто двигайтесь дальше. Если вы хотите учиться, вы уже учитесь. Когда вы идете на выборы, вы уже проголосовали, понимаете? Итак, "я хочу учиться" означает, что половина работы уже сделана, учеба уже началась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий