12 марта 2015г.
Бангалор , Индия
Удерживайте осознанность в настоящем моменте и не испытывайте неприязни ни к кому на планете. Сердца должны быть чистыми. Существует такая молитва: "Sabko sanmati de Bhagavan».
Вы знаете Гаятри-мантру, в которой говорится: пусть Божественное вдохновит наш интеллект. Понимаете, - интеллект дает направление нашей жизни. Отбрасывать интеллект и логику - это не духовность. Многие люди думают, что духовность означает просто быть эмоциональным, не использовать свой ум. Это не так. В Гаятри-мантре говорится: пусть Божественное вдохновляет наш интеллект, для того, чтобы ум стал острым, логичным, рассудительным, рациональным и стремился к достижению высшей цели. Одновременно развивайте и рациональное и то, что находится за пределами рационального. Выходите за пределы рационального ума в эмпирическую область сознания, не поддающуюся никакой логике!
"Sabko sanmati de Bhagavan», - Махатма Ганди каждый день повторял такую молитву: "О, мой Бог, дай хороший ум каждому, хорошие мысли каждому, пусть нам приходят благородные мысли". Это коллективная молитва. Пусть наш интеллект пропитается Божественным, пусть Божественное вдохновляет наш ум. Пусть хорошие и благородные мысли возникают в наших головах. Такая вот молитва. Вот как можно правильно молиться. То что нужно сказать людям, которые кажутся неисправимыми, это: "Sabko sanmati de Bhagavan».
Вопрос: Как справиться с подростками?
Шри Шри Рави Шанкар: Существует старая пословица на санскрите: когда вашему сыну или дочери исполняется шестнадцать лет, вы больше не должны оставаться их отцом или матерью, вы должны становиться их друзьями. Подружитесь с ними, поймите их мысли, поймите их трудности. Изменение возможно только с помощью понимания, а не посредством навязывания. Вы не можете навязывать свои идеи вашим детям или кому-нибудь еще. Все, что вы можете - это познакомить их со своими идеями. И если они делают что-то неправильно, то вы должны показать очевидность причиняемого вреда. А если кто-то начинает принимать наркотики, приведите его туда, где есть наркоманы, и покажите, как они страдают. "Посмотри на этого юношу, на эту девушку, посмотри на их лица. Посмотри, до чего они дошли. Ты точно хочешь стать похожим на них?" Вот, что нужно им говорить. Только с помощью образования и обучения, вы сможете принять людей, понять их позицию, их трудности и сможете создать условия для их роста. Надо создавать все необходимые условия, чтобы вырастить кого-нибудь. И через убеждения, а не через навязывание своих идей. Просто оглянитесь назад и вспомните, как ваши родители силой навязывали вам некоторые идеи, когда вы были подростком. Вам это нравилось? Нет. Из поколения в поколение происходит некоторый разрыв между поколениями. Нравится вам это или нет, но это так. Умение преодолеть этот разрыв - настоящее искусство. Это то, что нужно. Второе, это различие не только между поколениями, но и между культурами. В Индии через каждые двести миль, культура меняется, язык тоже меняется. В мире, в Европе - тоже самое. Для преодоления культурных, религиозных различий, для преодоления разрыва между поколениями, мы должны задействовать свой ум. И я говорю вам, что это очень просто сделать, - нужно иметь чистоту в сердце и чувство принадлежности с каждым. Если кто-то не чувствует того же, нас это не должно заботить. Со своей стороны вы чувствуете, что все являются частью вас, все принадлежат вам. Это духовный путь. Что такое духовный путь? Когда никто не чужой, никто не посторонний, все принадлежат вам, такими, какие они есть.
Вопрос: Сегодня в твиттере Вы написали интересную заметку о том, как сознание создает этот физический мир. Можете ли вы пояснить это? Такое множество сознаний создают так много вселенных. Как это возможно?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, - существует множество Вселенных. Вселенная внутри другой, одна внутри другой. Наш мозг не что иное, как частотный анализатор. Наше восприятие - как радио, настроенное на определенную частоту. Если вы сдвините настройку, то появится другая реальность. Это так интересно, поэтому я и написал ту заметку.
Вопрос: Со мной часто так случается, что, если я о чём-то подумаю или скажу что-то, это происходит сразу или через некоторое время.
Шри Шри Рави Шанкар: А что происходит, когда вы медитируете или делаете Сударшан Крию? Происходит тоже самое. Начинает происходить то, о чем вы начинаете думать, или к вам приходят мысли о том, что что-то должно случится. До того как у вас возникает в чем-то необходимость, оказывается, что у вас уже есть это.
Это превосходно, вам лучше просить что-то большое, не просите о пустяках. Вы сами создаете это. Ваше намерение, затем немного внимания на желаемом и тогда это произойдет. Обратите внимание на то, что всё происходит только благодаря намерению. Для того, что бы прийти сюда, вы сформировали намерение о том, что хотите поехать в Ашрам. Так, что это намерение поместило ваше тело в машину, управляло автомобилем в дороге и высадило вас тут.
Итак: намерение, внимание и затем следует проявление события.
Вопрос: Все религии желают мира, почему же только индуизм заботится о животных?
Шри Шри Рави Шанкар: Есть еще много чего, что может вас удивить в Индуизме, Буддизме или Джайнизме. Вам надо увидеть одно - уникальность каждой религии и каждой традиции сама по себе является объектом Всемирного наследия. Эта уникальность заложена не только в религию, - она является Всемирным наследием. И вы не должны забывать, что джайны являются вегетарианцами и почитают животных. Я думаю, вы не знаете, что на западе тоже есть такие люди. Там есть большое количество веганов, почитающих животных. В мире сейчас есть организации по защите прав животных. Я думаю, что нам в Индии неправильно считать, что за пределами Индии все едят мясо или жестоко относятся к животным. Это не так. Во всем мире осведомлены о большой пользе вегетарианства, во всем мире есть общества по предотвращению жестокого обращения с животными. Бережное отношение к природе, к животным, к защите окружающей среды вы сможете найти везде. Сегодня этого всё больше и больше. Все больше и больше людей уважают права животных.
Вопрос: Какова роль науки, если все есть в Ведах?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, всё есть в природе. Иногда понять это можно с помощью науки. Поэтому наука нужна.
Вопрос: В Йога Васиштхе сказано, что настоящий момент очень глубок. Как прошлое и будущее могут существовать в настоящем?
Шри Шри Рави Шанкар: Вот как: вы помните прошлое в настоящем моменте, и планы на будущее вы строите тоже в настоящем моменте.
Вопрос: Как мы можем контролировать ум?
Шри Шри Рави Шанкар: С помощью дыхания. Если вы можете контролировать свое дыхание, знайте, что вы можете контролировать и свой ум. Выполняйте пранаяму, - начав ее делать, вы получаете контроль над умом. Вы не можете управлять умом явным образом, это не возможно. Когда вам что-то нравится, ум полностью погружен в это. Предположим, что вы любите кино, тогда на два-три часа сеанса вы действительно сосредоточены. Фокус остается на телеэкране или на киноэкране, потому что вам что-то нравится. Ум фокусируется, когда присутствует симпатия к чему-то. Предположим, вам что-то не нравится, а вам надо сосредоточиться. Обратитесь тогда за помощью к дыханию. Дыхание может помочь сохранять ум сфокусированным. Если вы любите что-то, вам не нужно фокусироваться - фокус уже есть. С любовью приходит сосредоточенность. Правильно? А еще жадность помогает сосредоточиться. Страх автоматически приносит с собой сосредоточенность. Если ни одно из трех вышеприведённых не срабатывает, то четвертым я бы назвал бесстрастие. Бесстрастие может давать сосредоточенность. И пятое - это пранаяма, дыхание. Дыхание может сфокусировать ваш ум.
Вопрос: Вы говорите, что жизнь комбинация судьбы и свободной воли. Отношения и брак, - это часть судьбы или свободной воли?
Шри Шри Рави Шанкар: Если человек счастлив, то это свободная воля, если же несчастлив, то это судьба! Вам решать. Вы говорите, что это ваша судьба, когда случается то, что вам не нравится! Это же так очевидно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий