понедельник, 1 апреля 2013 г.

Война с алгоголизмом необходима

5 января 2013 г.

Бангалор, Индия.

 

В: Есть люди, которые говорят: "Чуть-чуть вина – это нормально, даже Господь Шива пил вино". Что нам возразить на такие заявления?

Шри Шри Рави Шанкар: Люди делают все, что хотят, и прикрывают это религией или именем Бога, чтобы просто оправдать себя. Просто взгляните на свою жизнь, забудьте о других. Если Шива употреблял алкоголь, то он, должно быть, тоже имел проблемы.

Посмотрите, те пятеро, которые совершили насилие над Нирбхайа (Nirbhaya - 23-летняя студентка одного из университетов Дели была жестоко изнасилована 16 декабря. Поздно вечером она отправилась со своим молодым человеком в кино. Пара села в автобус, в котором ехала компания из шести пьяных мужчин. Они избили друга студентки и ее саму железными прутьями, изнасиловали девушку и выбросили обоих из автобуса на дорогу. Спустя несколько дней полиция арестовала насильников. После этого случая тысячи человек вышли в Дели на массовые акции протеста с требованием защиты прав женщин и введение смертной казни за изнасилования) в Дели, все были пьяны. А когда кто-то пьян, вы даже не можете считать его ответственным за свои действия. Алкоголь повинен в половине преступлений, происходящих в обществе. Поэтому вы должны посадить в тюрьму не только этих пятерых, вы также должны остановить деятельность тех, кто ответственен за производство и продажу алкогольных напитков.

Это происходит почти в каждой деревне. Мужчины напиваются по ночам, приходят домой и бьют своих жен, а днем просят прощения. Потому что ночью они были не в себе.

Самая частая причина совершения преступлений в обществе – алкоголь. Если вы преградите путь алкоголю, в стране будут предотвращены множество преступлений.

Вы должны занять совершенно четкую позицию: "Я не прикоснусь к алкоголю!" Если вы скажете: "Я буду пить только за компанию " или "Я буду выпивать только одну рюмку" - все подобные заявления не что иное, как отговорки. Когда вы открываете алкоголю дверь, он может войти в любое время и затопить вас. Вы действительно должны захлопнуть дверь перед алкоголем. И не только дверь; закройте также и главные ворота в доме, чтобы он даже не подступился к вашей двери. Вы должны воздвигнуть для себя барьер: "Я не прикоснусь ни к каким алкогольным напиткам". Знаете, это даст вам колоссальную силу. А в тот момент, когда вы даете слабину - "Хорошо, я выпью только разок" - вы так или иначе попадаете в ловушку.

Жизнь такова, что иногда вы расстраиваетесь, иногда испытываете беспокойство. Беспокойство может возникать даже беспричинно. Кто из вас испытывал такое? Все вроде бы хорошо, но где-то сидит беспокойство, не имеющее под собой никакого основания. И невозможно понять, почему вы испытываете беспокойство.

В теле безо всякой причины возникает беспокойство, и человеку хочется выпить – так все и начинается. Вот почему я говорю: просто держите алкоголь за воротами. Чтобы положить конец преступлениям, необходима война с алкоголем. 

 

В: Когда я приезжаю в Ашрам, мне не хочется возвращаться в материалистичный мир. Иногда обязательства по отношению к семье становятся препятствием. Как это преодолеть?

Шри Шри Рави Шанкар: Вам необходимо заряжать свой мобильный телефон с помощью зарядника, но вы не должны все время держать телефон на зарядке, иначе как вы им будете пользоваться?

Точно так же и здесь: когда ваша батарея разряжается, вы должны возвращаться сюда снова и подзаряжать себя. Для меня весь мир Ашрам. Я постоянно переезжаю из одного ашрама в другой, из одного места в другое.

Вы должны уделять внимание своим обязанностям и домашним делам. Вы должны все это делать, это необходимо. Убегание от своих обязательств – это не духовность. На самом деле, духовность – это взятие на себя дополнительной ответственности. Сначала идет отствественность за свою семью, друзей и окружение, потом за страну, а потом ответственность за весь мир. Вот таким образом должна расширяться ответственность.

 

В: Как принять людей, которые поступили со мной плохо?

Шри Шри Рави Шанкар: Если они сделали вам что-то плохое, что вы можете сделать? Если вы их не принимаете, какой выбор у вас есть? Если вы их не принимаете, вы сами расстраиваетесь, разве не так? Когда ваш ум обеспокоен, и когда вы расстроены, то, какое бы решение вы не приняли, будете ли вы счастливы впоследствии? Конечно, нет!

Поэтому ради самих себя, принимайте людей и ситуации такими, какие они есть, чтобы ваш ум успокоился. И тогда уже делайте то, что хотите. 

 

В: Я слышал от одного учителя, что для того, чтобы жить на 100%, вы должны обладать ясностью ума. Как же убрать замешательство?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы все еще в замешательстве? Каждое замешательство – это шаг на пути роста.

Что такое замешательство? Просто развалились какие-то старые концепции. Старые представления растворились, и начинают приходить новые. Вы еще не можете ухватиться за новую идею, а старая уже ушла – вот что такое замешательство; и это положительный переходный момент, будьте в нем! Я скажу вам, он не продлится очень долго.  

 

В: В чем суть истинных взаимоотношений? После того, как я один раз обжегся, теперь я в два раза осторожнее. Как мне преодолеть этот страх?

Шри Шри Рави Шанкар: То, что вы задаете этот вопрос, означает, что вы уже преодолели этот страх. Если бы это было не так, то вы бы даже не задали этого вопроса. Вы бы просто сказали: "Я не собираюсь ввязываться ни в какие отношения!", и убежали бы. Поскольку вы не имеете большого страха, а боитесь лишь чуть-чуть, ум испытывает искушение пойти по этому пути, и вы просто хотите подкрепить это моей поддержкой.

Знаете, в жизни все сопряжено с риском. Ваш собственный ум нестабилен. Вы не можете положиться даже на свой собственный ум. А положиться на кого-то другого – это вообще отдельный разговор. Разве вы можете положиться на свой собственный ум?

Я видел очень много людей, которые совершают покупки и спрашивают: "А могу ли я потом вернуться и обменять или вернуть товар?» Люди что-то покупают, приходят домой, и им не нравится то, что они купили. И тогда они возвращаются в магазин и говорят, что хотят обменять товар. Особенно женщины. Они покупают сари, приходят домой, открывают коробку, и сари им уже не нравится, они хотят его поменять. Одна женщина приходила ко мне и просила: "Гурудэв, пожалуйста, благослови меня на то, чтобы я покупала только хорошие, подходящие вещи в магазине. Каждый раз я иду за покупками, прихожу домой, а потом снова иду в магазин".

Итак, ум всегда мечется. А раз ваш собственный ум мечется, то и умы других людей тоже мечутся, не так ли? Есть разные люди, разные эмоции, разные стили поведения, и нам приходится иметь дело со всем этим. У нас нет выбора. В жизни всегда есть место компромиссу, в отношениях с любым человеком, и молодым и старым.

 

В: Почему все проблемы в мире начинаются из-за любви и заканчиваются благодаря любви?

Шри Шри Рави Шанкар: Потому что иначе жизнь была бы очень скучной. Просто представьте, что нет никаких проблем, стычек… Жизнь была бы такой пресной, не так ли? Вы можете этому удивляться. Это предмет удивления, а не вопроса.

 

В: Почему семья "Искусства Жизни" не выступает на политической арене за лучшее политическое и социальное будущее Индии?

Шри Шри Рави Шанкар: "Искусство Жизни" поддержит любого, кто захочет выступить с этим. Политика – слишком узкое поле для деятельности для "Искусства Жизни". Поскольку мы выходим за пределы границ государств, я не хочу, чтобы "Искусство Жизни" застревало на национальной политике.

"Искусство Жизни" представлено в очень многих странах, и наша организация будет продолжать быть вдохновляющим стимулом для людей, побуждая их идти по правильному пути. Разумеется, тех, кто хочет пойти в политику, особенно молодых людей, я буду поддерживать. Напрягите все силы, идите и делайте это!

 

В: Гурудэв, пожалуйста, не могли бы Вы рассказать о Митхьячар (Mithyachar) и как его предолеть?

Шри Шри Рави Шанкар: Митхьячар – это когда человек думает о том, чтобы что-то сделать, но ничего не делает, чтобы это реализовать.

Например, вы постоянно думаете о еде, но ничего не едите. Митхьячар – это также когда вы думаете о чем-то одном, а делаете совершенно другое. Например, вы говорите кому-то: "Я приду в шесть часов вечера", несмотря на то, что вы уже решили, что не придете. Это Митхьячар. Обманывать или дурачить кого-то – это Митхячар.

 

В: Мой цинизм делает меня более прагматичным и помогает справиться с самыми трудными ситуациями. Это неправильно?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда-то цинизм был модным, но сегодня он захватил интеллектуалов до такой степени, что в нем больше не осталось ни привлекательности ни креативности. Цинизм не несет ничего хорошего ни самому человеку, ни обществу. 

Цинизм приемлем, если его столько, сколько острого маринада на краю тарелки. Но если у вас будет полная тарелка маринада и лишь крошечный кусочек роти (лепешки) на краешке…  Просто представьте, что будет. Вы останетесь голодным. Именно так и происходит сегодня.

Цинизм необходим, но в очень небольших дозах. Цинизм, без сомнения, должен давать вам прагматичность, но он не должен отнимать у вас дар воображения и тягу к переменам и не должен съедать ваш энтузиазм. Он не должен омрачать позитивный настрой ума или убивать стремления и надежды. Если у вас все это есть, тогда все в порядке, можете иметь немного цинизма.

Вы обнаружите, что даже Веды немного циничны. Они говорят: «Кто знает о начале творения? Бог знает. А может, Он тоже не знает». Так сказано в Ведах.

Сарказм и цинизм - это нормально, просто запомните пример с острым маринадом. Он не может заменить рис, дал (бобовые) или роти, но небольшое его количество может лежать на краешке тарелки.

 

В: Гурудэв, когда я осознаю, что мое присутствие в этом мире не имеет значения, я становлюсь ленивым. Как мне оставаться деятельным и при этом обладать расширенным сознанием?

Шри Шри Рави Шанкар: Мечтайте о большом. Сохраняйте свои намерения неизменными, не беспокойтесь о неудачах и продолжайте двигаться вперед. Вот и все.

 

В: Вы говорили, что 2012 год был годом трансформации, но ничего не трансформировалось. Все та же коррупция и все те же преступления!

Шри Шри Рави Шанкар: Погодите, что вы имеете в виду? Люди выступили против коррупции. Посмотрите, что произошло в последний месяц 2012 года: вся страна очнулась. Люди пробуждаются.

Раньше общество терпимо относилось к насилию над женщинами, несмотря на то, что мы занимались программами по расширению прав и возможностей женщин, устраивали женские конференции, на которых обсуждались проблемы женщин, аборты… Но сегодня из-за одного проишествия (вышеупомянутый случай в Дели) неожиданно проснулась вся страна. Это не какая-то одиночная акция протеста. Таких выступлений было 20 000. В одном только Дели в то время прошло 800 подобных акций. Это пробуждение.

То, что люди пробуждаются - это трансформация, разве не так?

Кроме того, помните, что новый год в Индии начинается в марте!

Известно ли вам значение названий месяцев? Название месяца в английском языке на самом деле не английские, а санскритские. Кто из вас этого не знал? (Поднялось много рук). Знаете, что означает декабрь (на англ. December)? Dac означает «десять», а Ambar означает "небо", таким образом, December означает « десятое небо».

Ноябрь (November) означает «девятое небо».

Октябрь означает «восьмое небо».

Sapt означает семь, amber – небо, а Saptamber превратился в September (англ. сентябрь). 
Август (англ.
August) - это Shasht, что означает шестой, получается, август – это шестой месяц.

Январь – одиннадцатый месяц, февраль – двенадцатый, а март означает "идущий вперед". Вот когда начинается новый год. Это момент, когда солнце входит в первый градус Овна, что происходит в конце марта.

Даже сегодня в Афганистане, Иране и во всех рядом расположенных странах Новый год празднуется 21 марта, потому что такой была древняя ведическая традиция.

Март означает новый. Февраль (англ. Feb) означает конец, обрывок. Разве у нас нет выражения «Fag end» (остаток, обрывок)? Это февраль.

Итак, все эти названия месяцев являются санскритскими. Если вы зададите вопрос любому профессору английской филологии, что означает September или November, то они об этом ничего не знают. Я думал об этом и понял, что существует очень близкая связь английского с санскритом,  совпадения очевидны.

Итак, сегодня вы выучили что-то очень важное – значение названий месяцев.

В санскрите есть кое-что очень красивое – нет ни одного названия без какой-нибудь функции. Знаете ли вы, что листья называются прана? Вы знаете, что означает прана? То, что поглащает солнечный свет и влагу, называется праной.

Вы знаете, что Иисус родился не в Рождество? Кто из вас этого не знал? (Поднялось много рук) Вам нужно посмотреть документальный фильм об Иисусе и Рождестве. Всего 200 лет назад люди связали Рождество с Иисусом. До того момента Рождество было просто зимним солнцестоянием. Это был праздник, который праздновался по всему миру, начиная с ведических времен, чтобы почтить Бога Солнца. Вот так это было.

Если вы послушаете истории о рождении Иисуса, то все описания соответствуют весне. Он родился не холодной зимой. Кроме того, если он был зачат в мае, то декабрь не мог быть месяцем его рождения. Непорочное зачатие произошло в мае, а декабрь был только седьмым месяцем. Иисус не был недоношенным, он родился спустя девять месяцев и девять дней, но люди не знали даты, когда это произошло.

Несмотря на то, что люди обратились в Христианство, церковь не могла заставить их перестать праздновать «Рождество» (зимнего солнцестояния). И тогда церковь добавила: "Хорошо, вы можете считать, что это День рождения Иисуса Христа, и давайте праздновать это так". Таким образом, Бога Солнца заменили Иисусом. 

 

В: Гурудэв, Богиня Парвати в своем гневе прокляла Мать Землю, Бога Агни (огня) и других богов, когда они пытались спасти ее и сына Господа Шивы Картикею от Таракасура (демона). Как это возможно, что Богиня не может контролировать свой гнев?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы знаете, это совершенно неверное толкование историй из Пуран. Телевизионные сериалы всегда хотят их сделать более драматичными. Даже когда я смотрел "Богиня Парвати" (реинкарнация или одна из форм Божественной Матери), я заметил, что показано очень много эмоций: плач, мольбы о прощении и т.д. Просто для того, чтобы еще больше увлечь зрителей, Богов спустили на уровень обычного человека и обычных эмоций. Режиссер и директор фильма вдобавок хотят растянуть эпизод, поэтому они делают его чуть драматичнее, чем реальная история. Это не соответствует оригинальному тексту Пуран (древний ведический текст). В Пуранах Богиня Парвати не подвержена влиянию такой палитры эмоций. Это происходит только в сценарии, который люди написали для телевидения. Так что вы можете наблюдать, как она и даже Господь Ганеша систематически молят о прощении и великодушии. Господу Ганеше, тому, кто является самим Божественным, это нужно - просить о каком-либо великодушии?

Смотрите, когда вы читаете любые истории из Пуран, там есть Адидаата (Adidaata священное божество, чья жизнь и различные истории являются основой именно для этой Пураны) этой Пураны, который является ее главным персонажем и кого больше всего почитают. Если вы возьмете, к примеру, Шива Пурану, Господь Шива в ней будет самым великим, в то время как другие божества и все остальные будут ему подчиняться. Точно так же, если вы возьмете Ганеша Пурану, тогда Господь Ганеша будет самым значительным в этой Пуране.

Опять же, если вы возьмете, например, Дэви Пурану, то в ней все другие божества, такие как Господь Брахма, Господь Вишну и Махеш (одно из имен Господа Шивы), находятся у стоп Богини, знаменуя тем самым ее центральное положение; все другие боги там играют второстепенные роли.

А в Вишну Пуране вы найдете, что нет Бога более великого, чем Господь Вишну, а все остальные Боги ему подчиняются - поскольку в этой Пуране он является божеством, занимающим центральное место.

Именно поэтому Бога называют  Isht (Ишт), что означает Величайшее Божество, вокруг которого вращается все остальное. Таким образом, полубоги или боги, которых мы считаем своими Иштадевта (Ishtdevta) или Ишт (Isht), для нас являются самыми главными и наиболее почитаемыми.

У Ади Шанкарачарья есть очень красивая шлока (verse), где он говорит:

'Mananaatha Shri Jagannatha, Madguru Shri Jagadguru, Madatma Sarvabhutatma, Tasmai Shri Gurave Namaha.' Это означает: «Мой Господь (Isht) – это Господь всего творения, мой Гуру – это Гуру всего творения, и моя душа – это душа, обитающая во всех живых существах". Когда у преданного возникает чувство, что «нет никого, похожего на моего Бога», это называется Vishishta bhakti. Когда есть чувство, что «нет никого похожего на моего Бога», тогда ум становится однонаправленным, целеустремленным. Это происходит потому, что природа ума - стремиться к наивысшему. И если вы обнаруживаете, что то, что у вас есть, не является наивысшим, тогда ум начинает уходить в сторону того, что он считает более высоким.

Именно поэтому в Пуранах и были описаны эти различные истории – чтобы сделать ум собранным и заставить его глубоко сконцентрироваться на преданности и любви к Божественному. Поэтому в Шива Пуране сказано, что Господь Шива – это высший Бог и все молятся и поклоняются Господу Шиве. Таков реальный смысл.

Но те, кто создают все эти телевизионные сериалы, хотят сделать их немного драматичнее, в противном случае они будут немного скучными. Вот почему они добавляют в них некоторой остроты.

Никогда не было такого, чтобы Богиня Дурга проявляля свой гнев по отошению к кому бы то ни было на Земле. Гнев Богини Дурги проявлялся только по отношению к демону Махишасуру. И даже тогда это был не чистый гнев, а смешанный с определенной долей невозмутимости и милости. Богиня испепелила Махишасура (символ негативности и инерции) просто с помощью выдоха со звуком "Хамммм".

Таким образом, на телевидении показано просто другое отображение мифологических историй. Не нужно принимать их за истину.

 

В: Дорогой Гурудэв, если кто-то думает, что его Ишта (наиболее почитаемое Божество) наивысшее, не поспособствует ли это развитию фундаментализма?

Шри Шри Рави Шанкар: Если вы спросите любую мать в этом мире, она скажет, что ее ребенок самый лучший. В мире может быть очень много других детей, но для нее ее ребенок самый лучший из всех.

Фундаментализм – это считать и доказывать, что другие неправы или они ниже вас. Однако отношение «мой Бог наивысший для меня, а твой Бог пускай будет наивысшим для тебя» не может быть фундаментализмом.

 

 

Комментариев нет: