11 декабря 2015г.
Бангалор, Индия
(Ниже приводится продолжение беседы : Распространяйте вокруг приятную радость)
Дорогой Гурудэв, может ли атеист получить освобождение?
Шри Шри Рави Шанкар: Абсолютно да! Но он должен убрать ярлык: "Я –атеист". Если он – "никто", тогда он может получить освобождение.
Если вы просто говорите: "Я не знаю, существует ли какая-то высшая сила или нет, понятия не имею", тогда вы не атеист. Тот, кто признает свое незнание, не является атеистом. Кто является атеистом? Тот, кто говорит: "Я знаю, что Бога не существует", тогда он атеист.
Что говорят атеисты? "Все, что я знаю, это все, что существует. Чего я не знаю, того не существует! Если что-то существует, я должен об этом знать! Поскольку я не знаю, то то, чего я не знаю, не существует!" Если это атеизм (в который вы верите), то вы упустите многое, потому что вы уже "знаете", что ничего не существует, поэтому вы не захотите узнавать, существует ли что-то или нет.
Если вы агностик, то все в порядке. Если вы говорите: "Я не знаю, я не поверю, пока не узнаю" – это тоже хорошо. На самом деле Восточная философия, в отличие от Западной, никогда не просит вас верить во что-то, чего вы не знаете. В Западной философии говорят, что верьте в Бога и однажды вы получите этот опыт. На Востоке так никогда не говорят.
На Востоке сначала получите знание о пяти первоэлементах (земля, вода, огонь, воздух, эфир), затем о еще трех первоэлементах (ум, интеллект и эго) и затем о девятом (Высшее Я). Если вы познаете эти восемь, тогда вы познаете Высшее Я. Как только вы познали Высшее Я, т.е. атму, тогда вы будете знать, что находится за пределами Высшего Я, т.е. Параматма.
За пределами Высшего Я есть нечто, что называется Ишвара, которое вы можете познать только через собственный опыт. Когда это становится вашим опытом, только тогда вы можете сказать, что вы в это верите! До этого вам не нужно в это верить. Однако вы не можете сказать: «Я не верю, что это существует!»
Если я спрошу вас: «Вы верите в то, что вы существуете?» Вы ответите: «Да» А что вы? Кто вы? Вот о чем медитация! Это то, что делают Упанишады; они ведут вас шаг за шагом в непознанное.
Упанишады никогда не говорят вам поверить в то, что вы не знаете. Это тоже является причиной, по которой Восточная философия никогда не конфликтовала с наукой, никогда! Наука тоже погружается в последовательное понимание того, что вы знаете к тому, что вы не знаете. И Восточная философия тоже идет от известного к неизвестному. И существует нечто непознанное. Принятие и любовь этого непознанного – вот что называется Шраддха (вера). Как только у вас возникает Шраддха, вы получаете это.
Смотрите, если бы у братьев Райт не было веры в то, что они могут летать, они бы никогда не предпринимали попыток это сделать. Это философия Darshan Shastras (философия индуизма делится на шесть ортодоксальных философских школ или Даршан).
Есть шесть Darshan Shastras (школ философии – Ньяя, Санкхья, Миманса, Вайшешика, Йога и Веданта).
Первая Ньяя – о методологии знания. Она помогает человеку понять, правильны ли способы постижения знания или нет. Например, когда я говорю: «Я вижу солнце садящееся и поднимающееся», будет ли это знание правильным? Это Ньяя Даршан.
В Индии уже 5000 лет назад было известно, что Земля шарообразна и что все планеты вращаются вокруг Солнца. Именно поэтому изучение Земли (география) называется Bhugol, изучение Вселенной называется Khagol, где gol означает шарообразный. На Западе узнали, что земля круглая, только когда это обнаружил Галилей. Индусы знали это задолго до этого.
В каждом древнем храме, возраста может быть около 1500 или 2000 лет, есть Varaha Moorthy (Божество Вепря – статуя Господа Вишну в воплощении вепря), и на своем носу он держит шар (изображая Землю). Если вы посетите один из древних храмов, то увидите, что там изображены все планеты с солнцем посередине.
Даже сегодня, если вы посмотрите на индийский календарь, Panchanga – определяет в точности время восхождения солнца и луны, и время начала затмения. Вся эта информация очень точна, до минуты! В некоторых местах могут возникнуть разные колебания, но и они всего в несколько секунд, не более 20 секунд. Это то, что мы видим в вычислениях, которые использовались в течение такого долгого времени. Это возможно, потому что мы даже философию понимали с помощью научного подхода.
И сейчас, рассказав все вышесказанное, не думаю, что в этой стране у нас не было предрассудков. У нас их было множество, например, что женщины не должны прикасаться к Шива Лингаму, женщины не должны пропевать Гаятри Мантру и подобная чепуха! На протяжении всего времени акцентировалось равенство полов, но на практике этого никогда не было!
В храмах – люди шли и поливали статуи литрами молока и это все уходило в сточную канаву. Нигде не говорилось, что вы должны выливать на статуи молоко в таком большом количестве. Я всегда говорю, что вы не должны этого делать. Вы можете вылить какое-то количество молока, но потом отдать его людям. Так много вещей делаются из-за невежества, практикуются вещи, не имеющие никакого обоснования в Писаниях. Кто-то начал выполнять какие-то практики, и они просто продолжают существовать, не имея под собой никакого обоснования. Здесь нам необходимо применить некоторую философскую мудрость.
В то же самое время также существует разница в традициях и культурах. Здесь, в штате Карнатака (где находится Международный Центр «Искусства Жизни»), невесты в день свадьбы одевают только белые сари, в то время как в соседнем штате Тамил Наду, невесты одевают красное сари. А в штате Карнатака красное сари в день свадьбы не считается благоприятным. И подобным образом существуют различные традиции. В Раджастане женщины натягивают ghungat (шарф), чтобы покрыть голову, когда как в штатах Тамил Наду и Керала женщины никогда такого не сделают, потому что это считается неблагоприятным. Все эти обычаи делают нашу страну очень интересной!
Дорогой Гурудэв, какой урок должен быть извлечен из наводнения в Ченнайе, особенно для корпораций и бизнесменов?
Шри Шри Рави Шанкар: Потребуется много времени на анализ. Мне сказали, что ворота шлюза не были открыты в нужное время, люди ждали до последней минуты. Заинтересованные органы боялись попросить разрешения на открытие шлюза у главного министра.
Вот как возникают проблемы – когда власть централизуется, люди перестают использовать свой здравый смысл. Они сидят и ждут инструкций сверху. Если вы знаете, что начальника или старшего нет, тогда вы должны использовать свой здравый смысл. Вы должны быть достаточно смелым и отважным, чтобы взять на себя ответственность на благо людей, и быть готовым отвечать за последствия.
В то же самое время, когда лидеры становятся жесткими, непреклонными, они создают паранойу в окружающих людях, которая не позволяет им брать на себя ответственность. И безответственные люди, не делающие того, что они должны делать, вызывают еще больше катастроф на этой планете. Эти люди стали безответственными, потому что они связаны по рукам и ногам паранойей или страхом.
Вы ничего не можете сделать через страх. Необходимо только небольшое количество страха. Вы должны бояться закона, но вы не можете действовать в социуме, если вам все время страшно. Будь то страх власти, страх вышестоящих людей, страх потери работы или страх подвергнуться гонениям. И это именно то, что произошло в Ченнайе. Разумеется они должны произвести намного более тщательный анализ.
Одно определенно – мы должны заботиться о нашей окружающей среде намного больше того, что мы делаем сейчас. В древние времена все плотины были соединены между собой небольшими каналами. Сейчас песочная и земляная мафия разрушили все эти соединения. Все эти люди захватили куски земли между водными каналами и построили дома в этих каналах и низменностях. Поэтому когда плотина наполнилась, для воды не было другого выхода. Вот что произошло в Ченнайе. 20 или даже больше озер, которые изначально были соединены между собой, не имели площади для разлива, потому что люди построили дома в этих низинных районах.
Даже здесь в Бангалоре мы несколько раз боролись с властями, потому что они хотели заполнить окрестности озера позади Радхакунджа. На самом деле, в этом причина, по которой мы скупили земли вокруг этого озера около 20 лет назад, даже не смотря на то, что нам не нужно было так много земли. Подобное происходит и в других местах.
Мы восстановили много прудов и озер в штате Карнатака и Махараштра. Нам нужно лучше заботиться об окружающей среде.
Вопреки всему этому, порой происходит неистовство природы, мы ничего не можем с этим сделать - просто принять. То, что мы можем сделать – это предотвратить и справиться с катастрофами, вызванными воздействием человека. Но когда время от времени природа обрушивает свой гнев, на это есть свои причины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий