воскресенье, 4 июня 2017 г.

Жертва односторонней любви

28 января 2014г.

Бангалор, Индия

 

Вопрос: Гурудев, я всегда являюсь жертвой односторонней любви. Пожалуйста, дайте мне какой-нибудь совет или подсказку, чтобы сделать ее взаимной.

Шри Шри: У меня нет опыта в этом. Давайте подумаем. Все проблемы вызваны только любовью. Есть две вещи: первое - люди чрезмерно выражают свою любовь, а второе - есть люди, которые не выражают ее вообще. И то и другое неправильно. Если вы выражаете свою любовь чрезмерно, объект ваших чувств не знает, как реагировать. Просто представьте себя на его месте: если кто-то дает вам слишком много любви, вам хочется убежать. Вы не знаете, как реагировать, до тех пор, пока вы не центрированы и не сосредоточены на любви к Божественному. Но если вы связаны с вселенским духом этой сосредоточенной в одном направлении любви, вам это не доставляет проблем. Тогда существует только одно - эта односторонняя любовь.

Я думаю, что Бог чувствует то же самое: одностороннюю любовь. Самая большая жертва односторонней любви - это Бог. Он любит вас так сильно, а вы даже не замечаете его. Так что он, должно быть, чувствует себя точно также. Бог любит вас, это мироздание любит вас, а вы очень редко замечаете это. Если вы увидите это и посидите в тишине наедине с собой, то вы поймете. Вселенная изливает на вас столько любви... Вселенная изливает на вас так много любви, а вы не знаете как обращаться с ней. Мир всегда любит вас больше, чем вы любите мир. Вы должны знать это. Вселенная любит вас больше, чем вы любите вселенную. Бог любит вас больше, чем вы можете подумать или представить.

Как я уже  говорил,  семена не прорастут, если положить их на поверхность почвы. И если они слишком глубоко в почве, они тоже не прорастут. Поэтому они должны быть где-то посередине. Они  должны быть не на открытом воздухе или глубоко внутри почвы, а просто немного прикрыты землей. Таким же образом, выражение любви должно быть где-то «посередине». Когда вы не выражаете ее словами, она проявляется в ваших действиях.

 

Вопрос:  Гурудев, мы очень легко замечаем ошибки других, но продолжаем повторять свои наши собственные ошибки, как будто мы их не замечаем. Очень часто мы не в состоянии применять знание по отношению к себе, но мы очень легко поучаем других. Почему это так?

Шри Шри: Это полезное осознание. Как только мы признаём, что мы не применяем знание, мы начинаем  исправлять ситуацию. Вы знаете, почему ошибки так заманчивы? Потому что мы думаем, что мы получим какое-то большое удовольствие, большую радость от этого. Но через какое-то время и это прекратится.

 

Вопрос: Гурудев, как мастер решает, сколько истины необходимо раскрыть и сколько должно быть скрыто? Потому  как слушатели могут находиться на разных стадиях духовного роста.

Шри Шри: Настоящий мастер не делает никаких усилий. У него есть чистота в сердце, ясность в уме и спонтанность в действии.

Вопрос: Гурудев, когда я обучаю, я обучаю из пространства "Я это знаю". Но на самом деле иногда я не знаю, я ищущий. Как быть в состоянии «Я знаю» и «Я хочу знать» в одно и то же время? Как обучать и в то же время оставаться ищущим?

Шри Шри: Некоторые вещи вы знаете, и в то же время вы многого не знаете. Здесь всё просто - то, что вы знаете, вы передаете с уверенностью, а если вы чего-то не знаете, вы просто ждете, пребывая в состоянии «полого и пустого».

Жизнь - это путешествие от раздраженного "Я не знаю" к прекрасному «Я не знаю». Всякий раз, когда кто-то расстроен или разочарован, он говорит: "Я не знаю. Мне все равно. Не спрашивайте меня». От этого уродливого «Я не знаю» к красивому «Я не знаю», к изумлению. Переход от разочарования к удивлению – это настоящее путешествие. Все мы рождаемся детьми с этим красивым «Я не знаю»; с изумлением. К сожалению, мы переходим из прекрасного пространства «Я не знаю» к уродливому «Я не знаю». Это нужно развернуть в обратном направлении. 

 

Вопрос: Гурудев, каким образом духовный рост людей может способствовать процветанию страны? Пожалуйста, приведите пример. Как склонные к духовности люди могут помочь спасти страну?

Шри Шри: У духовно настроенных людей более позитивное отношение к жизни. У них нет предубеждений. Они будут работать со смирением, с достоинством, будут защищать достоинство других, заботиться о других и иметь сострадание. Все эти вещи естественно проявляются у людей, склонных к духовности. Духовность создает чувство принадлежности. Когда есть чувство принадлежности, уровень коррупции снижается. Коррупция начинается там, где заканчивается это чувство принадлежности.

 

Вопрос: Гурудев, основное несчастье Чанакьи (знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха (321г.до н.э.)) заключалось в том, что у царей Индии того времени не было понятия объединенной нации. Их междоусобицы позволили Александру Великому и Моголам управлять Индией. Даже сегодня  под одеждой светских политиков скрываются такие властители. Как нам возродить гордость индуизма?

Шри Шри: На самом деле индуизм означает  универсальность. Это не какая-то секта. Президента Индии Радха Кришана как-то спросили «Кто такой индуист?». Он сказал: «Тот, кто не относится ни к одной религии, то есть тот, кто не является ни мусульманином, ни христианином и так далее. Тот, кто остается (в итоге),  и есть индуист». Так что все те, кто принимают всё, являются индуистами. Очень трудно назвать образ жизни  религией. Путь гуманизма - вот чем является индуизм на самом деле. Индуизм не заставляет вас следовать какому-то одному Писанию, одной книге или одному ритуалу. Он просто говорит о том, что весь  мир является одной семьей, принимайте знание со всех сторон. Осознавайте, реализовывайте себя и служите другим. В этом принцип.

Когда я был в Америке, я разговаривал с некоторыми людьми о конституции Америки. Это именно то, чем является индуизм - уважение разнообразия, свобода вероисповедания, свобода и справедливость для всех; вся эта философия и есть то, чем является индуизм. Эта вселенная многообразна, в ней существует столько измерений и столько способов прийти к одной истине. Именно это и есть сущность индуизма.

К сожалению, в этой стране  у индуизма очень сильно понизилось сознание своего величия. В колониальную эпоху индуизм пострадал. Таким образом, его престиж и величие сильно понизились. Оно вернулось только во время Махатмы Ганди или немного раньше, когда Свами Вивекананда пытался  восстановить гордость и уважение людей к их культуре и религии.  

Лорд  Маколей, когда он ездил в Лондон, написал королеве Елизавете: "Я изъездил Индию вдоль и поперек и не увидел ни одного нищего или вора. Такое богатство я видел в этой стране, такие высокие нравственные ценности, люди с таким достоинством, что я не думаю, что мы когда-нибудь можем покорить эту страну, если не сломаем саму основу этой нации - ее духовное и культурное наследие». Он написал это письмо и выступил с очень известной речью в британском парламенте. После этого индийская культура начала систематически уничтожаться. Маколей сказал, что люди в Индии должны думать, что они ни на что не годятся, и этот замысел имел успех - в 40-50-х годах люди начали так думать. Якобы всё, что из Индии, не есть хорошо. Но теперь времена меняются. Мы просто должны сказать людям, что в этой стране было что-то очень хорошее и что-то плохое, как и везде, что история нашей культуры была переписана и искажена. 

Первоначально кастовая система существовала для профессионального удобства. Люди определенных профессий были сгруппированы вместе. Позже  это группирование стало наследственным, а затем жесткость этой системы увеличилась. Любой, кто не следовал правилам конкретного сообщества, в качестве наказания исключались из него на небольшой промежуток времени, как неприкасаемые. Как если бы вы, например, состояли в торгово-промышленной палате и сделали бы что-то плохое, вас бы оттуда выгнали. Но неприкасаемость никогда не была чем-то плохим, поэтому это стало большой проблемой для индуистской религии в дальнейшем. Святые на протяжении веков работали, чтобы искоренить неприкасаемость, и им это удавалось и удается. Я написал книгу о наследии далитов. Многие святые были из касты неприкасаемых.

Возвращаясь к этой нехватке самоуважения… Это требует серьезного внимания, потому что у индуизма нет большого авторитета. Индуизм - это просто образ жизни. Он имеет свои  положительные стороны и недостатки. Недостатком является то, что вы не можете принести в него единообразие. С другой стороны, его преимущество - в том, что он предоставляет много возможностей для роста. Одной только религии не достаточно - необходим духовный аспект, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и престиж.

 

Комментариев нет: