понедельник, 5 июня 2017 г.

Сила самоанализа

26 августа 2016г.

Бангалор, Индия

 

Гурудэв, когда я вижу людей, наполненных энтузиазмом, то, что приходит мне на ум – что они занимаются показухой. Что Вы думаете по этому поводу? 

Шри Шри Рави Шанкар: Почему вы хотите их критиковать? Пусть они делают то, что хотят. Кажется, что у вас слишком много времени. Не судите их. Если они хвастаются, пусть хвастаются. У них есть, чем хвастаться, пусть. Если у вас есть, чем хвастаться, тогда вы тоже хвастайтесь (смех). А если вы не хотите, тогда просто не хвастайтесь. 

Почему то, что кто-то хвастается, должно вас раздражать? Вы понимаете, что я говорю? Поймите, это все игра. Если кто-то хочет похвастаться, пусть они это делают. Если они хвастаются очень много, тогда они сами потеряют свое очарование. Вы должны больше думать о себе и размышлять над этим – насколько более естественными вы стали? Стали ли вы более практичными, более мудрыми? Вместо критики поразмышляйте над этим.

                       

Гурудэв, в "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит: "Sarva-sankalpa parityagi". Что это значит? 

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы собираетесь ложиться спать, и если вы постоянно думаете: «Я должен сделать это, я должен сделать то», то разве вы сможете спокойно заснуть? Что вы делаете, когда спите? Вы откладываете все в сторону. Только тогда вы можете заснуть. И есть более глубокое значение этой шлоки. Йога не произойдет, пока ум прилепился к лихорадочным мыслям наподобие: «Я хочу это» или «Я должен сделать это», или «Мне нужно сделать то».

Как вы можете найти глубокий покой, когда ваш ум бегает, стараясь ухватить двадцать разных вещей? Разве вы можете получить какой-то комфорт в подобном состоянии? Поэтому на какое-то время вам нужно отложить все в сторону. Это то, что подразумевается под выражением "Sarva-sankalpa Sanyasi".

'Yada hi nendriyartheshu na karmasv-anusajjate. Sarva-sankalpa-sanyasi yogarudastadochyate' (Bhagavad Gita, 6.4)

Когда человек достигает такой стадии, когда он ничего не хочет для себя, тогда он становится йогом, Саньяси. Такой мудрый и бескорыстный человек становится полезным для всех вокруг себя. Кого вы на самом деле называете святым, пророком или апостолом? Того, кто ничего не желает для себя, и того, кто только молится и трудится ради благополучия и процветания всех остальных. Часто кто-то желает славы или денег и т.д. Это желание, которое разрушает человека и делает его видение и перспективу в жизни очень узким и ограниченным. Поэтому Господь Кришна говорит, что до тех пор, пока человек не отбросит все то (лихорадочность желаний) и не станет полым и пустым, он не найдет покоя. Как только ум становится полым и пустым, человек переживает такой глубокий отдых, и в то же самое время внутри него возникает такая глубокая радость. В таком состоянии человек осознает свет Божественного внутри и вокруг себя. Вот что здесь имеется в виду.                   

 

В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит: "Преклонитесь передо Мной, найдите во Мне прибежище". Разве это не разгневает или оскорбит других богов и богинь?

Шри Шри Рави Шанкар: Нет, это не так. Они все одно, они все являются Одним Божественным. К Богу обращаются тремя различными способами – в первом лице, втором лице и третьем лице (имеются в виду грамматические обороты). Когда Господь Кришна говорит: «Мне», это не значит отдельная личность или физическое лицо. Здесь он подразумевает Единое Сознание, Божественный Свет, присутствующий внутри. Все в Творении пронизано этим светом Божественного.

                       

Драупади смирилась, сдалась Господу Кришне и была очень Ему преданна. Так почему ее жизнь была полна препятствий? 

Шри Шри Рави Шанкар: Ну, когда есть препятствия, тогда вы понимаете и цените чудеса! Смотрите, читаете ли вы «Рамаяну» или «Махабхарату» (два древних эпоса в Индии), уясните, что вы можете и примените это по отношению к себе. Примените хорошие вещи, о которых вы прочитали в этих эпосах, в своей собственной жизни. Подумайте о своей собственной жизни и о том, как вы можете ее улучшить. Смотрите, в прошлые века было много великих святых и благородных душ. Полезно читать эти эпосы, и вам следует учиться у этих великих личностей.

В то же самое время нам следует фокусироваться на настоящем и говорить о том, что происходит сейчас. Какое состояние вашего ума сейчас? Вы счастливы? Хотели бы вы взять на себя какие-то Сева-проекты (проекты по служению) и служить другим? Подумайте над этими строчками и обсудите это.

                       

Гурудэв, я чувствую, что я никогда не делал достаточно для своих родителей, и это меня беспокоит. Как мне справиться с этим чувством? 

Шри Шри Рави Шанкар: Когда есть глубокое чувство любви, у вас всегда будет тенденция ощущать, что вы не сделали достаточно. Если вы спросите любую мать: «Много ли ты сделала для своего ребенка, или все, что должна была сделать?» Она ответит: «Ох, я так не думаю. Я чувствую, что я сделала не много».

В любви человек никогда не думает: "Я сделал достаточно". Это только происходит, когда вы становитесь очень уставшим и изнуренным. Когда у вас возникает это чувство: «Мне нужно сделать еще больше (для кого-то)», тогда это признак любви.

                       

Во время командной работы, нам часто приходится принимать решения, которые кому-то могут не нравится. Что тогда делать? 

Шри Шри Рави Шанкар: Да, это правильно. Именно поэтому это и называется командной работой. В команде будут разные люди с разным мышлением, подходом, стилем работы и различными мировоззрениями. Признак хорошей командной работы в том, чтобы включить их всех и объединить вместе. 

 

Гурудэв, Вы часто говорите о Крипа (Kripa - Милости). Следует нам всем в «Искусстве Жизни» стать уверенными и непоколебимыми в том, что милость присутствует в наших жизнях? 
Шри
Шри Рави Шанкар: Да, конечно! Вообще нет нужды волноваться. Просто расслабьтесь и все время будьте уверенными в себе. Но в то же время также будьте мудрыми и практичными. Вам не следует думать: «О! У меня изобилие милости в моей жизни», и потом совать руку в огонь. Если вы так будете делать, то естественно, ваши руки будут получать ожоги. 

Быть уверенным (в Милости) ни в коей мере не означает потерять осознанность быть непрактичным. 

А также, чувство безопасности и уверенности не должно делать вас в жизни пассивными и вялыми, так что вы будете заканчивать ничего не деланием. Вы не должны становиться безответственными. Выполняйте свою работу искренне и следуйте своим обязанностям и ответственности от всего сердца. Оставьте остальное на волю Бога, имея веру.

                       

Моя жена гневается. Иногда я сопротивляюсь, если не убегаю. Как мне развить силу, чтобы встречать ее вспышки и успокаивать? 

Шри Шри Рави Шанкар: Какое-то время назад, когда я выступал на тему инициатив по развитию женщин в обществе, были какие-то ассоциации для избиваемых и разоренных мужей, которые тоже обращались ко мне. Они написали мне письмо, в котором говорили: "Гурудэв, кажется, что Вы говорите только об отсутствии преимуществ и замученных женщинах в обществе. Пожалуйста, подумайте также и о бедных замученных мужьях в обществе. Мы образовали ассоциацию таких мужей, чтобы справляться с подобными случаями». 

Я думаю, что некоторые из этих ассоциаций находятся в Мумбае и Дели. Обычно эти ассоциации существуют в больших городах. Для них очень мало шансов быть в деревнях или сельской местности. Я думаю, возможно, вам стоит присоединиться к одной из этих ассоциаций и стать их членом (смех). 

В наши дни даже молодые люди волнуются и переживают о своем браке. Они думают: «Кто знает, какая жена у меня будет. Она может быть либо как Богиня Лакшми, либо даже превратиться в такую ведьму как Surpanakha! (демоница в "Рамаяне" и сестра злого царя Раваны)". В прошлом кто-то встречался со мной и говорил: «Гурудэв, нашему браку всего несколько месяцев, а сейчас моя жена ушла и начала судебное разбирательство, предъявляя требования за приданное или издевательства, и т.д."

Эта женщина притащила в суд и родителей мужа вместе с парнем, и их всех арестовали и посадили за решетку. 

Если вы пойдете в тюрьмы в Дели, вы будете шокированы, когда увидите, как много пожилых женщин сидят за решеткой. Некоторым из них по 70 или 80 лет. Во время одного из моих визитов туда я встретился с одной пожилой женщиной и спросил ее: "Мать, что случилось? Что ты такого сделала, что привело тебя в тюрьму?" Она ответила мне: «Гурудэв, что мне сказать? Моя невестка завела уголовное дело и меня арестовали и привезли сюда. Я ничего ей не сделала». И таких случаев, когда новоиспеченная невестка упекла бы родителей своего мужа в место рождения Господа Кришны (здесь подразумевается тюрьма) много. Именно поэтому много молодых людей удручены и взволнованы, сталкиваясь с подобными случаями. 

                       

Гурудэв, не могли бы Вы, пожалуйста, рассказать об астральном и причинном плане, и Вашей роли на этих планах?

Шри Шри Рави Шанкар: Существует три плана – физический план, астральный план и причинный (казуальный) план. Они существуют с нами прямо здесь. Все, что мы видим на материальном плане, сначала имеет место на тонких планах. Именно поэтому люди также испытывают Дежавю (Déjà vu). Вы знаете, что такое Дежавю? Это чувство, что вы были где-то раньше или имели определенный опыт раньше в прошлом. Вы чувствуете: «Я был здесь раньше» или «Я видел это когда-то раньше». Медитация – это первый шаг для углубления вашего понимания этих планов.

Смотрите, время от времени люди критикуют или оскорбляют вас. В какое-то другое время они также ценят и поощряют вас. Это постоянно происходит в жизни. Так много людей критиковало и оскорбляло Господа Кришну. У него было ничуть не меньше неприятностей и сложностей в жизни. И точно также все святые и пророки в мире должны были пройти через боль и множество трудностей в жизни. Но величие в том, что они перенесли всю боль и страдания с непоколебимой улыбкой. Они оставались ничем незатронутыми внутри себя. Точно так же и нам следует встречать приятные и неприятные времена в жизни.

Сейчас, когда вы здесь, просто отбросьте все эти проблемы и беспокойства прямо здесь в Ашраме. Вы все знаете единственное правило в Ашраме? Правило таково, что вы должны оставить все свои проблемы прямо здесь. Вам не разрешается забирать их назад с собой. Понятно? 

Мы все расслаблены здесь и сидим здесь в покое. Но меня печалит, когда я вижу несчастное положения применения насилия в штате Кашмир (ссылается на случаи насилия в провинции Ури). Кашмир окружен столькими проблемами. Множество молодых людей и женщин очень обеспокоены. Нам всем следует молиться, чтобы мир восстановился в Кашмире, и чтобы атмосфера гармонии вернулась туда очень скоро.

Комментариев нет: