понедельник, 19 марта 2012 г.

Когда мы нарушаем законы природы, мы страдаем


01 февраля 2012 г.

В: В чем значение аргьи (предложение воды солнцу)?

Шри Шри Рави Шанкар: Вода – это символ любви. Фактически, в санскрите это синоним слова «любовь».  «Апа» означает «вода» и также означает «любовь». Именно поэтому, если вам кто-то очень близок, как вы его называете? (на хинди) «Апта», что означает «очень дорогой». «Апа» и «апта» очень близки.

Итак, само подношение воды не важно, а важна ваша связь с солнцем.

Что люди раньше делали? Они набирали воду в ладошки и позволяли ей вытекать из них очень медленно, и в течение этого времени они пристально смотрели на солнце. Вы смотрите на солнце, не отрываясь, и позволяете воде потихоньку просачиться вниз. Вам необходимо знать правильную длительность этой церемонии – это займет у вас несколько минут, может быть, 2-3 минуты, чтобы вода полностью просочилась. В течение этого времени вы пристально смотрите на солнце и позволяете воде просочиться сквозь ладони. И вы увидите, что ваше тело заряжается энергией.

За этой традицией стоит техника. Это не просто предложение воды солнцу - так от этого не будет толку.

В: Гуруджи, Вы сказали, что вселенная была создана слиянием Пракрити (природы) и Параматмы (Высшее Бытие/ Бог). Итак, возвращаясь к Параматме, кто является Пурна Ананд (высшим и абсолютным блаженством)? Каким образом эта санкальпа (мысль/намерение) возникло в Нем?

Шри Шри Рави Шанкар: В «Упанишадах» сказано, что раньше была только Параматма, Бог. Он чувствовал, что Он один, и захотел стать множеством. Таким образом Он и стал множеством. Намерение произошло само по себе, 'ekoham bahusyama'(«Я был одним и захотел стать множеством»)

Санкальпа – это не отклонение. Она не рассматривается как отклонение. Когда ищущий (садхак) выходит за пределы маленького ума и переходит к Большому Уму, тогда он рассматривает санкальпу как помеху. Но с точки зрение Большого Ума это ступенька для дальнейшего пути. Поэтому, если вы думаете: «почему санкальпа возникла в Параматме, Боге, Он должен был остаться неизменным» (нирвикальпа - отсутствие разнообразия, форм), то это не так. Санкальпа – это тоже Параматма; нирвикальпа и викальпа (воображение) – это тоже Параматма. Как в океане волны возникают сами по себе, так и в Параматме возникла мысль стать множеством, поэтому Она стала множеством. Было сотворено разнообразие в природе, различные виды людей и различные типы интеллекта.

Позавчера я смотрел по каналу «National Geographic» документальный фильм о сотворении Земли. Говорят, что около 400 миллиардов лет назад был только газ. Газ начал завихряться и вспыхнул огонь. Потом из огня возникла вода, и сформировалась Земля. И я неожиданно осознал: «Ого, да это же сказано в Ведах! Что такого нового они сказали?» В нашем Ведическом знании в форме шлок (двустишие, состоящее из 16 слогов, одна из основных форм санскритской поэзии) сказано: «В пространстве сначала был воздух, из воздуха возник огонь, из огня вода, из воды сформировалась Земля».

Идея, стоящая за тем, чтобы дать воду огню, в том, что мы возвращаемся к самим себе. От воды к огню, от огня к воздуху, а затем, после того, как провели аргью, предложили  воду солнцу, мы выполняем пранаямы – переходим к элементу воздуха. От воздуха мы идем к пространству, и затем погружаемся в медитацию.

Все это различные истории; рассматривая их на более глубоком уровне, мы открываем что-то новое.


В: Говорится, что нам не следует хранить фотографии наших умерших родителей вместе с изображением богов и богинь, которым мы поклоняемся. А некоторые говорят, что нам даже не следует вешать фотографии умерших родителей на стены своих домов. Правда ли это?

Шри Шри Рави Шанкар: Нет, с этим нет проблем. Вы можете хранить фотографии ваших ушедших родителей вместе с изображением бога, все в порядке. Если это саньяси (отшельник), то его фотография может быть расположена вместе с Богом, даже когда он жив. А если человек ведет grihastha (живет семейной жизнью), тогда мы не держим там его фотографию – такова практика.

 

В: Гуруджи, пожалуйста, объясните причину страдания.

Шри Шри Рави Шанкар: Хорошо, предположим, я говорю вам, что вы должны съесть сегодня вечером 5 масала доса (огромный блин с начинкой). Что с вами будет? Предположим, вы запихнули в себя 5 масала доса или 20 пури - что тогда с вами будет?

Прежде всего, вы будете страдать. Сегодня ночью вы не сможете заснуть, так ведь? Это приведет к головной боли, боли в животе и различным другим болям.

Во-первых, мы страдаем, когда мы нарушаем законы природы. Вторая причина – это невежество: если вы не знаете, что вы едите, и едите что-то не то, тогда вы также будете страдать, правильно? И в-третьих, если вы нарушили какие-то законы когда-то в прошлом, в прошлой жизни, то это тоже может принести с собой какую-то карму. Итак, karmaja (греховные поступки), agyanaja (невежество), и pragyaparadh (ошибка интеллекта) – вот три вещи, которые вызывают страдания. Как избавиться от невежества? Через знание и понимание, задавая вопросы – как вы и делаете сейчас.

 

В: Как искренне простить?

Шри Шри Рави Шанкар: Искренне? А что, существует фальшивое прощение? Я такого не знаю. Я знаю только искреннее прощение. Простить означает простить – вот и все. Сделано так сделано; люди совершают ошибки, и всё тут. Двигайтесь дальше.

Знаете, почему что-то повторяется, ситуация возвращается снова? Это происходит из-за вашей привязанности к удовольствиям. Это не чья-то ошибка. Предположим, вы испытали какое-то наслаждение; кто-то принес вам удовольствие, а потом обманул вас или совершил ошибку. Вы можете простить эту ошибку, но возвращается ваше страстное желание удовольствия. Когда вы увидите, что это просто иллюзия, вы станете более центрированными.


В: Что такого особенного в 2012?

Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, для нас каждый день особенный, каждый год особенный. Согласно индуистскому календарю, следующий год называется годом 'nanda'. «Нанда» означает счастье. Год 'Ananda' (счастье, блаженство).

Прошлый год, который заканчивается 23 марта, назывался «кхара». «Кхара» означает «несомненно», «определённость». Предпоследний год был годом неопределённости, шаткости, а этот год был годом определённости, уверенности. Следующий год – год счастья.

 

В: Переживает ли душа счастье и печаль, или ум это переживает?

Шри Шри Рави Шанкар: Только ум переживает. Все переживания принадлежат уму. Переживания души также происходят на уровне ума. Когда ум спокоен, значит, душа искушенная опытом. Душаэто воплощение радости.

Ум чувствует печаль. Когда ум растворяется, тогда ощущается радость.  


В: Где граница между умом и душой? До каких пор простирается ум, и откуда начинается душа?

Шри Шри Рави Шанкар: Это подобно волнам в океане. Точно так же как волны существуют в океане, ум существует в душе. Поэтому ум не является другой отдельной субстанцией. Это волна в океане. Она немного поднимается, а затем успокаивается, снова поднимается и затем успокаивается.

 

В: Гуруджи, почему некоторые люди должны страдать всю свою жизнь? Некоторые рождаются в трущобах и продолжают страдать, в то время как другие рождаются в хороших домах и ведут комфортную, счастливую жизнь? Я хочу знать. Я вижу, как другие, также как и я, страдают.

Шри Шри Рави Шанкар: Вы страдаете? Скажите мне, это ваше страдание или страдание других?

Ответ: Я тоже страдаю.

Шри Шри Рави Шанкар: Вы тоже? Но вы улыбаетесь! Посмотрев не ваше лицо, не скажешь, что вы ужасно страдаете!

Только улыбка и необходима! Когда вы выполняете садхану, разве вы не замечаете улыбки на своем лице? У вашей улыбки бывают и тяжелые времена – такова жизнь.

Все трудности приходят, чтобы уйти. Они уходят так же быстро, как и приходят. Ни одна проблема не остается навечно. Она приходит и уходит.


В: Гуруджи, существует ли перерождение?

Шри Шри Рави Шанкар: Безусловно!


В: Гуруджи, что я должен сделать, чтобы стать Вашим любимым учеником?

Шри Шри Рави Шанкар: Просто продолжайте делать то, что делаете – вы уже мой любимец! Выполняйте севу, садхану, продолжайте приходить на сатсанг, становитесь учителем. Делайте другим добро.

Мой ученик уже само по себе означает мой любимец. Нет такого, что есть любимый ученик и есть нелюбимый ученик.

 

Комментариев нет: