четверг, 17 октября 2013 г.

Оставайтесь незатронутыми

21 июля 2013 г.

Монреаль, Канада

 

Вопросы & Ответы

Expand all Q&A

В: Гурудэв, мне сказали, что у человеческой души на то, чтобы достигнуть освобождения, часто может уходить 1-2 миллиона лет. Правда ли то, что через ежедневное выполнение Крии и медитации можно достичь освобождения за одну жизнь?

Шри Шри Рави Шанкар: Все происходит благодаря некой причудливой карме. Вы должны обратить внимание на эту тему и рассмотреть этот вопрос.

Есть красивое четверостишье: "В этом мире есть все блага, все, что нужно, но тот, у кого нет кармы, не может их получить".

Поэтому когда вы получаете или не получаете что-то, это всё происходит благодаря некой непостижимой карме. Признание, деньги, власть, отношения, здоровье – все зависит от некоего закона в Творении. Когда приходят хорошие времена, ваш злейший враг начинает вам помогать, а когда приходят плохие времена, даже ваш лучший друг ведет себя как враг. И все такие вещи происходят благодаря этой загадочной карме.

Разумный человек не будет захвачен всем этим. Он будет прикладывать усилия и двигаться дальше. Делайте все, что необходимо, прилагайте усилия, а потом отпускайте все.

Знаете ли вы, что Кришна три раза ходил в Хастинапуру, чтобы остановить войну Махабхараты (война на Курукшетре)? Когда кто-нибудь спрашивал Кришну: "Если ты знал, что в любом случае эта война произойдет, то зачем ты три раза шел на мирные переговоры? Все три раза твои переговоры о мире ни к чему не приводили, так зачем же ты туда ходил?" (это очень резонный вопрос), Кришна отвечал: "Если бы я не пошел, тогда возник бы вопрос: если ты мог устроить мирные переговоры, почему ты этого не сделал?"

Вы имеете определенные обязательства по отношению к своей карме, поэтому всё, что бы от вас ни требовалось – делайте это!

Предположим, что мирные переговоры увенчались бы успехом - тогда вся Махабхарата сразу бы закончилась, и Гита никогда бы не появилась. Бессмертная песнь Божественного («Бхагавад Гита») никогда не была бы создана!

Поэтому Кришна шел на мирные переговоры, несмотря на то, что он очень хорошо осознавал, что Гита должна появиться, и война должна произойти. Потому что это заложено в нашей дхарме, нашей природе. Мы должны прилагать усилия и не привязываться к последствиям, результатам. Вы понимаете, о чем я говорю? Это очень тонко, потому что ум засасывает майа (иллюзия) в том или ином ее проявлении.

Вчера некоторые из вас нарисовали на стене узоры. Спустя пять-шесть лет эту стену надо будет заново красить. И на стену нанесут другой рисунок поверх ваших. Точно так же, когда вы что-то выращиваете в своем саду, рядом растут также и сорняки. Вы их вырываете, а когда сорняки снова вырастают, вы не можете жаловаться: "О, я прополол сад, а сорняки снова выросли!" Это природа.

Становиться грязным - природа тела. После того, как вы приняли душ, вы же не говорите: "Я помылся на целый год вперед". Вы должны мыться снова и снова.

Точно так же, ум нужно вбить в знание, как гвоздь молотком, так как ум легко может ускользнуть от этих четырех столпов знания: вивека (способность различать), вайрагья (беспристрастие), самоконтроль и почитание того, что у вас есть (а не сожалеть по поводу того, чего нет). А потом уже можете хотеть освобождения!

Поэтому продолжайте вбивать ум назад в знание снова и снова. И однажды вы обнаружите, что он уже целиком там, несмотря ни на что.

И когда вы поскользнетесь, также помните о том, что существует другой уровень. Осознавайте все это. Предположим, вы все еще захвачены майей, иллюзией. Не чувствуйте себя виноватым, что вы попались. Даже это является частью природы. Не говорите: "О, я не применил знание!" или "Либо я неправ, либо кто-то другой".

Подобная тенденция очень долго существовала в нашем обществе, в нашей жизни. Нам нужно от нее отойти. Часто вы от нее ускользали, но иногда попадались вновь, так ведь? Избавьтесь от нее и увидьте вещи такими, какие они есть! Прямо в этот момент всё так, как оно есть! Потому что этот момент и есть всё, что есть!

В этот момент я свидетель всему происходящему - приятные ли вещи происходят, или неприятные. И это затягивает мой ум. Но даже это является частью происходящего. Я свидетель и этого тоже.

Именно так вы возвышаетесь над ситуацией. Махариши Патанджали, который создал "Йога Сутры" сказал: 'Sa tu dirgha-kala-nairantarya-satkarasevito drdha-bhumih'. Вы должны долгое время практиковать пранаямы, медитацию и знание. Вся жизнь сама по себе является практикой, а когда вы практикуете с почтением, тогда это знание укореняется в вас.

 

В: Гурудэв, до сих пор во время медитации мы держали глаза закрытыми, чтобы погрузиться внутрь себя. В чем смысл держать глаза полуоткрытыми во время медитаций?

Шри Шри Рави Шанкар: Очень часто, когда вы закрываете глаза, у вас появляется склонность погружаться в фантазии ума или в полусонное состояние, или иногда даже засыпать. В йоговской терминологии это называется Мано раджайа (Mano Rajaya).

Мано Раджайа – это такое состояние, в котором ум начинает создавать свое собственное царство и вращаться в нем, конфликтуя либо наслаждаясь. Вы сидите в своем собственном уме, размышляя, фантазируя или освежая в уме что-нибудь, вызывающее в вас радость или печаль.

Вы либо думаете, что все против вас, что весь мир против вас – ваша свекровь, свекр, муж или парень – все хотят вас достать. Либо ваш ум работает над тем, как бы вам кого-то убедить или поразить. Подобные мысли крутятся в уме постоянно. Когда ваш ум застревает в Мано раджайа, все это просачивается в медитацию (с закрытыми глазами).

А в медитации, когда вы держите глаза полуоткрытыми, ваши шансы уплыть в Мано раджайа невелики. И начинает происходить медитация другого качества.

 

В: Гурудэв, в чем разница между Шива Таттвой (первоэлемент, принцип Шивы) и сознанием Кришны?

Шри Шри Рави Шанкар: Шива Таттва – это концепция, у нее нет физической формы. А Кришна – это тот, кто в человеческой форме воплощает Шива Таттву во всей ее полноте. Кришна был историческим персонажем. Он жил 5114 лет назад. Кришна ходил по планете, но он был воплощением Шива Таттвы. Он был полым и пустым и время от времени полностью отражал Шива Таттву. 

 

В: Я способен получить опыт от практик "Искусства Жизни" везде, но только не в своей семье. Пожалуйста, не могли бы Вы объяснить, почему так, и как мне из этого выйти?

Шри Шри Рави Шанкар: Иногда некоторые люди в некоторых местах нажимают на ваши кнопки чаще остальных. Это ваша тапасья (аскеза), ваша садхана (духовная практика). Будьте с ними, не убегайте, именно здесь происходит ваш экзамен. Это и экзамен, и практика тоже. Вы должны это выдержать. Это третий столп знания shat sampati («шесть богатств»), который дает вам так много необходимой вам силы.

 

В: Гурудэв, в чем польза Сударшан Крии? Она влияет только на уровне тела? Или на уровне ума тоже?

Шри Шри Рави Шанкар: И то и другое. Все, что приносит пользу вашему духу, однозначно приносит пользу и вашему телу. Если тело здоровое и сильное, это отражается на сознании и уме.

 

Комментариев нет: