Бангалор, Индия
Вопросы & Ответы
Expand all Q&A
В: Гурудэв, когда между двумя людьми возникает любовь, они решают пожениться. Тогда почему любовь заканчивается после заключения брака?
Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, я не могу ничего сказать на эту тему. У меня нет опыта в этом. (Смех). У меня нет никакого опыта в семейной жизни, и никогда не было опыта, чтобы я чувствовал, что любовь заканчивается!
Смотрите, когда мы любим человека с намерением получить что-то от него, такая любовь точно закончится. Но если, наоборот, есть глубокое желание отдавать и делать что-то для другого, такая любовь никогда не умрет. Если все, о чем вы думаете, это: "Что я получу от этого человека?", тогда вы постоянно в находитесь в погоне и борьбе за получение чего-то от него во имя любви. Подобная любовь однозначно закончится - не сегодня, так завтра.
Но если вы привыкли отдавать и думать о том, как создать комфорт для другого, тогда такая любовь пройдет сквозь годы. Если вы думаете о том, как сделать своего мужа или жену счастливыми, такая любовь может выстоять. И это намерение должно быть у обоих партнеров. Только тогда любовь между двумя людьми никогда не прекратится. У обоих должна быть одна и та же цель в жизни. Когда две линии идут из разных направлений к друг другу, то они пересекаются (в том смысле, что между ними возникнет конфликт, либо придется очень стараться, чтобы сохранить любовь). Но когда они идут вместе, сохраняя фокус друг на друге, и движутся к общей цели, тогда их любовь будет продолжаться вечно. Понимаете?
В: Гурудэв, возможно ли для меня быть духовным, несмотря на то, что я не религиозен? Необходима ли дхарма? (в религиозном смысле дхарма – «совокупность установленных норм и правил»)
Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, духовность является составной частью религии. Духовность всех объединяет. Это внутренний опыт. Духовность является сутью всех религий.
Если вы скажете, что вы будете и духовным, и совершенно не религиозным, это невозможно. У религии есть свое место и значение в нашей жизни и обществе, и у духовности есть свое место. Это то, что мы все должны понять. Духовность объединяет сердца.
Обычаи, традиции и ритуалы являются жизненно важной частью дхармы (здесь подразумевается в религиозном смысле). Она также важна для здорового общества. Но искусство соединять сердца, соединять души – это свойство духовности. Она также важна.
В: Гурудэв, эгоистичный человек топит и себя, и свою семью из-за своего эго. Вы сказали, что любовь – это средство устранения эго. Но, Гурудэв, я не чувствую никакой любви к эгоисту. Пожалуйста, помогите мне найти решение.
Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, если человек эгоистичен, это из-за его невежества и недостатка понимания. Если вы будете злиться на его невежество и глупое поведение, вы сами станете таким же невежественным и глупым, как и он. Вот почему мы должны испытывать сострадание по отношению к таким людям. Вы должны осознать, что этот человек ведет себя подобным образом, потому что у него не хватает знания или осознанности, и он идет ко дну из-за своего собственного эго.
Осознание этого, по меньшей мере, спасет ваш ум от гнева. В противном случае, вас начнет изнутри сжигать гнев, и вы потеряете все свое спокойствие ума из-за чьей-то глупости. Какая в этом польза?
В: Дорогой Гурудэв, если мы вынуждены терпеть, что кто-то постоянно не дает нам покоя, что нам делать в подобной ситуации? Как мы можем увеличить свое терпение?
Шри Шри Рави Шанкар: Это ваша личная проблема или вы задаете мне косвенный вопрос? И вы хотите, чтобы я дал вам прямой ответ на непрямой вопрос? (Смех). Как это возможно?
Вы должны рассмотреть ситуацию и реагировать на нее соответственно. Если кто-то вас постоянно беспокоит, вы либо уходите, либо противостоите этому человеку. Я не буду вам советовать терпеть чьи-то нападки вечно. Попытайтесь изменить эту ситуацию с помощью ума, такта, силы и любви. Нельзя использовать лишь силу. Если кто-то говорит, что изменит ситуацию, используя только физическую силу, это невозможно. Необходимы также такт и продуманные действия. Любовь может растопить даже самые твердые камни. С помощью любви вы можете менять ситуацию.
В: Гурудэв, великие люди говорили, что этот мир – зеркало. Все, что мы делаем в жизни, жизнь будет делать и по отношению к нам. Тогда почему хорошие люди вынуждены страдать, переживая тяжелые времена, несмотря на их благие деяния в жизни?
Шри Шри Рави Шанкар: Это очень сложная дискуссия. Я написал об этом подробно в книге "Празднование тишины". Хорошие люди страдают не из-за своих достоинств и доброты. Существует много других причин для этого, которые мы тоже должны принимать во внимание.
В: Гурудэв, моя жизнь замерла перед принятием основного решения. Я часто задаюсь вопросом, будет ли мое решение правильным или неправильным? Как мне принять решение?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто оглянитесь на свою жизнь. Это не первый раз, когда ваш ум встает перед дилеммой. Вы и до этого много раз сталкивались с подобными проблемами и ситуациями; и каждый раз вы получали помощь в их преодолении. И всегда, когда бы вы ни попросили о помощи, вы обязательно ее получите. Ваше замешательство будет развеяно временем. Поэтому не волнуйтесь.
В: Гурудэв, в чем значение Mundan Sanskar (имеется в виду традиция стричь годовалых детей)? Расскажите нам что-нибудь об этом, пожалуйста.
Шри Шри Рави Шанкар: Наши предки говорили, что мы должны сбривать первые волосы ребенка. Потом вырастают новые волосы. Также и первые зубы сами выпадают, и только потом вырастают новые. Но первые волосы нужно убрать, они не выпадают сами, как зубы. Они снова вырастут в свое время. Mundan Sanskar (Сбривание волос) – одна из традиционных церемоний, которая напоминает нам о том, что мы пришли в этот мир с определенными обязанностями, которые мы должны выполнить. До конца своей жизни у вас будет обязанность служить и подчиняться своим родителям. В этом цель Mundan Sanskar.
В человеческой жизни существует 16 Samskaras (здесь имеется в виду Shodasha-samskaras, или шестнадцать фундаментальных обязанностей и соответствующих обрядов инициации, знаменующих начало новой фазы жизни человека), как отмечено в Ведических писаниях. Например, Namankaran Samskar (церемония выбора имени для новорожденного) является одной из таких самскар.
В: Гурудэв, начался месяц Shravan. В чем важность Рудра пуджи в этот месяц?
Шри Шри Рави Шанкар: Если вы почитаете писания, то вы найдете там, что у каждого месяца есть свое важное значение. Каждый месяц является по-своему хорошим и благоприятным. В течение месяца Shravan обычно часто идут дожди. В это время вам следует просто сидеть, медитировать и размышлять о Боге. В прежние времена во время этого периода дождей в Индии было не так много работы, которую можно было бы делать. Невозможно было ни работать в поле, ни делать что-то по дому. Таким образом, люди просто должны были праздно сидеть по домам. И сидя праздно дома, люди начинали ссориться, достаточно им было взглянуть друг на друга. Поэтому во избежание этого советовалось размышлять о Боге и медитировать.
Говорится, что Господь Шива обитает в каждом окружающем нас человеке. Господь Шива сидит в глубине сердца каждого человека. Он Ниргуна (тот, кто не имеет формы и всего, что с ней связано). Он Ниракаар (не имеющий формы и облика) и он Пара-Брахман (Высшее трансцендентальное Сознание), который является вездесущим. Верьте в это. Это и есть Рудра пуджа.
В: Гурудэв, несколько дней назад Вы рассказывали о майе (иллюзии), и я подумала о своей свекрови. Бог дал ей все - у нее есть красивый дом, слуги, машина и такая невестка как я. Но, несмотря на все это, на ее лице постоянно хмурая гримаса. И, что удивительно, ее имя тоже Майя. Теперь я знаю, что такое майа. Пожалуйста, расскажите мне, как отделаться от Майи. (Смех).
Шри Шри Рави Шанкар: Я сначала спрошу Майю (имеется в виду свекровь), и тогда скажу вам! (Смех). Возможно, она тоже хочет свободы от кого-то. Освобождение не односторонне. Посмотрите, даже ваша мама много раз вас ругала, разве не так? Нет ни одной девочки, которую бы не ругала ее собственная мать. Каждого мама ругала, разве не так? Когда вас ругает свекровь, это не равносильно даже десяти процентам от того, что делала ваша мать. Но когда вас критиковала ваша мама, вы принимали это так легко! Вы не чувствовали такого сильного укола. Ваша любовь к матери не растворилась из-за того, что она вас ругала, не так ли? Нет, она никогда не ослабевала.
Свекровь тоже мать. Это мама вашего мужа. Она относится к вам как к дочери, и иногда может сказать вам парочку грубых слов. Просто примите это и реагируйте спокойно. Почему вас это так сильно расстраивает и беспокоит? Почему вы принимаете это так близко к сердцу и обижаетесь? Идите и посидите со своей свекровью, ласково поговорите и поддержите ее. Не позволяйте семейным узам разрушаться.
Мы застреваем на подобных мелких проблемах в своем уме и становимся несчастными. Не надо так. Ваша мама и свекровь приблизительно одного возраста. Поэтому их характеры тоже, должны быть, похожими.
И еще, ваша мама ругает вас, чтобы вы были уже подготовлены к подобному в доме мужа. Иногда эта прививка не срабатывает, и тогда возникает необходимость в получении совета. Стерпите ругань вашей свекрови, окружите ее своей любовью, и ваша семья не развалится. Ваш муж будет счастлив, и постепенно ваша свекровь тоже станет счастливой. Я думаю, что напишу книгу о том, как справиться со свекровью и невесткой. (Смех). Давайте разработаем такой курс, где мы посадим их вместе и дадим задание критиковать и оскорблять друг друга сколько влезет. Как только они всё выскажут, они обнимут друг друга.
На санскрите есть одна красивая поговорка: 'Dadatu dadatu gaali, gaali panto bhavatu'. У слова gaali три значения. Первое значение слова gaali - это оскорбительное слово, ругательство. Второе значение – богатство, или собственность. Третье значение - chakkar (колесо), то есть то, что двигается вперед. Таким образом, тому, кто оскорбляет вас, вы должны сказать: "Ты постоянно даешь мне gaali, но я желаю тебе стать богатым и успешным. Это мое благословение тебе. Ты можешь бросаться в меня оскорблениями, но я все равно буду желать тебе только добра, потому что каждый раз, когда ты бросаешь в мой адрес какое-нибудь оскорбление, моя плохая карма уменьшается". Каждый раз, когда кто-то нас оскорбляет, он забирает нашу плохую карму. Именно поэтому мы не должны чувствовать стыд или сердиться на того, кто нас оскорбляет.
Между пятью пальцами возникла дискуссия, кто из них самый большой и важный. Кто из вас слышал эту историю? Поднимите руку. (Многие подняли руки). Я рассказывал ее также и на Гуру Пурниме. Хорошо, я расскажу эту историю еще раз.
Итак, однажды пять пальцев на руке начали спорить, кто их них самый лучший и важный. Большой палец сказал: "Я стою особняком от всех вас. Я очень сильный, и когда кто-нибудь выигрывает, он показывает большой палец в знак победы. Я самый важный, потому что я олицетворяю победу". Услышав это, указательный палец засмеялся и сказал: "Я тот, кто указывает путь. Только когда я укажу дорогу, вы следуете по ней и достигаете цели. Оттого, что я указываю путь, я важнее всех вас. Я самый главный".
Тогда средний палец сказал: "Не спорьте между собой. Посмотрите, кто находится в центре, и кто выше всех. Это я! Я стою в самом центре и я самый высокий. Весь мир об этом знает. Глупо об этом спорить. Поэтому, разумеется, я самый важный". И тогда вступил безымянный палец: "Только тому, кто главнее всех, суждено носить корону. Только королям предписано носить корону. Все императоры и короли носят драгоценности и различные украшения. Кому предназначено носить кольцо? Только мне. Вот почему я самый важный".
И все пальцы спорили таким образом, приводя то один аргумент, то другой. Только мизинец ничего не говорил. Он просто улыбался. Остальные пальцы спросили его, не хочет ли он что-нибудь сказать. Он заулыбался еще шире. Они спросили его: "Почему ты смеешься?" Он ответил: "Когда какой-нибудь важный человек приходит к нам, или когда мы стоим перед Богом, какой палец идет первым? (когда человек складывает руки в молитвенном жесте или желает гостю Намастэ (Здравствуйте)). Тот, кто ближе к Богу, самый важный – вот как я считаю. Человек, стоя перед Богом со сложенными в молитве руками, ставит меня прямо перед Ним, именно поэтому я самый важный".
Говорят, что самый смиренный и скромный ближе всего к Богу. Когда вы становитесь самым незначительным, маленьким (в смысле, отбросившим лживое эго), вы подходите ближе всего к Богу. Так что вы должны стать мизинцем. Будьте маленькими, незначительными (то есть скромными и смиренными) - и вы всегда будете близки к Богу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий