09 января 2014 г.
Бангалор, Индия
Вопросы & Ответы
Expand all Q&A
В: В своей жизни я сталкивался с двумя категориями людей: первая категория – неизменно очень жизнерадостные и добрые люди, оказывающие моральную поддержку. Но жизнь дает им лишь постоянные неудачи и трудности.
И есть вторая категория людей. Неважно, сколько проблем и обид они причиняют другим, неважно, что они пытаются подавить других и пройти по головам - тем не менее, они живут в роскоши на вершине всего богатства и красоты. Почему происходит такая несправедливость?
Шри Шри Рави Шанкар: Почему Бог несправедлив? Дорогой мой, плохим людям, совершающим дурные поступки, придется за это расплачиваться. И если они падают с небольшой высоты, они не сильно ушибутся (смех). И это не будет подходящим наказанием. Вот почему они взбираются на самый верх – чтобы, когда будут падать, они упали как следует. Вы же видели, что это происходит, не так ли? Разве не происходит именно так? Все эти коррумпированные люди взбираются очень высоко, и потом падают с этой высоты. Они попадают туда, где им приходится считать решетки. Имейте веру в то, что правда всегда восторжествует.
В: Моя жизнь скачет как курс акций на бирже – достигает пика, а потом падает до нуля. Как мне достичь стабильности? Возможно ли сделать этот график стабильным? Или смерть единственное лекарство?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет… Прежде всего, не считайте свою жизнь биржей. Ум движется то вверх, то вниз.
Просто оглянитесь назад и посмотрите: вы так часто достигали точки, когда вам казалось, что жизнь закончилась, что небо упало вам на голову. Но в эти моменты невидимая рука вытягивала вас из каждого кризиса. Всегда, когда вы попадали в кризис, вы получали помощь. Оглянитесь назад и вспомните. Вы увидите, что это факт в вашей жизни – вам всегда приходила помощь. И знайте, что и в будущем вам будет помогать невидимая неизвестная рука. И это Божественное. Когда вы знаете, что есть сила, которая за вами наблюдает, сила, которая направит вас и никогда не даст вам упасть, тогда вы никогда не скажете, что ваша жизнь – это биржа. Это очень прочный фундамент в жизни.
В: Как религиозность помогает моему духовному поиску? Как мне быть уверенным, что моя дочь вырастет хорошей девушкой, преданной Богу?
Шри Шри Рави Шанкар: Честность в характере, чистоту в сердце, ясность в уме и спонтанность в действии – вот что должна взращивать религия. Если вы считаете себя религиозными, но ваше сердце не чисто, я вам говорю, вы не религиозны. Если вы считаете себя религиозными, но ваш ум наполнен тревогами, я вам говорю, что вы не религиозны. А если у вас есть сомнения и страхи, тогда чего-то не хватает; не хватает веры.
Поэтому быть религиозным означает быть праведным, сохранять традиции, совершать свои молитвы, праздновать. Все это необходимо. Но что еще более важно – это духовный рост.
В: Гурудэв, почему на духовном пути важен контроль над органами чувств?
Шри Шри Рави Шанкар: Не только на духовном пути. Если у вас нет контроля над своим языком, и вы просто болтаете все, что приходит вам на ум, у вас будут неприятности. Вы не можете говорить все, что вам заблагорассудится. Несмотря на то, что у вас есть свобода речи, вы не можете оскорблять людей, вы не можете кидаться ругательствами. Вы не можете сказать: "Это мое право, я могу оскорблять кого угодно". Нет! Иначе вы столкнетесь с определенными последствиями.
Точно так же, если вы слишком много едите и не слушаете свое тело, вам придется расхлебывать последствия.
В: Гурудэв, что делать с печалью? Говорят, что отпускание и беспристрастие приносят счастье. Разве беспристрастие не делает тебя скучным человеком или пессимистом?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет, беспристрастие – это как выдох, а страсть – это как вдох. У вас должна быть страсть, но если у вас есть только страсть, вы рано или поздно впадете в депрессию, потому что, несмотря на всю вашу страсть, результаты не появляются незамедлительно, всему требуется свое определенное время. И в это время беспристрастие дает вам столь необходимое пространство для существования страсти.
Страсть – это как вдох, а беспристрастие – как выдох. Вы не можете сказать: "Я буду только вдыхать, я не буду выдыхать" - тогда вы умрете. Это невозможно. Поэтому беспристрастие является частью жизни. Если у вас нет беспристрастия, если вы лихорадочны во всем, вы потеряете сон. Вы вообще не сможете спать. Некоторый процент беспристрастия позволяет вам хорошо спать. Если у вас его нет, то придет бессонница.
Страсть и беспристрастие встроены в нашу природу. Где-то вы должны отпустить. И этот процесс отпускания и есть беспристрастие. А попутно с этими двумя качествами нам необходимо иметь сострадание. Понимаете? В жизни нам необходимо три вещи – страсть, беспристрастие и сострадание.
В: Дорогой Гурудэв, Вы всегда говорите, что существуют пять видов вопросов. Иногда в мире бизнеса, если на встрече вы не задаете вопросов, вас считают невнимательным. Молчание не истолковывается как мудрость.
Шри Шри Рави Шанкар: Абсолютно. На телевидении и бизнес встречах вы должны что-то постоянно говорить; имеет это смысл или нет – дело пятое.
В Nyayashastra (писании о науке логики и причинности), говориться, что существует восемь видов Nyaya (аргументов): Vaada, Vivaada, Jalpa, Vithanda, Hetwabhasa. Это различные виды аргументов.
Это одна из основных философий Nyayashastra. Она очень интересна. Люди классифицировали все это еще в древние времена. Поэтому продолжайте говорить, но осознавайте, что вы говорите. Вот и все.
Вы не должны молчать, но в то же время, просто балаболить тоже нехорошо. Если вы будете говорить по существу и когда это необходимо, вас будут больше ценить.
В: Гурудэв, религию называют опиумом для народа. Почему во имя религии происходит так много насилия? По Вашему мнению, что должно быть движущей силой в обществе - религия, амбиции, этика, деньги? Что?
Шри Шри Рави Шанкар: Гуманизм. Если религия лишена гуманизма, то она обернется только насилием, которое будет прикрываться ею. Если вы не считаете, что все люди на планете принадлежат вам, принадлежат одному Богу, и вы думаете, что они ваши враги, тогда они рано или поздно будут с вами воевать. То, что в сегодняшнем мире существует вся эта проблема прикрывания религиозными мотивами – это прискорбно. Сначала это проявляется как борьба между мусульманами и евреями, или христианами и мусульманами, или мусульманами или индуистами… Это все внешняя видимость. Если вы копнете поглубже, вы обнаружите, что люди воюют даже между собой. Борьба существует среди мусульман, среди христиан и среди индуистов.
Итак, межрелигиозные и внутрирелигиозные конфликты и противодействие происходит повсюду в мире. И основная причина – это не Бог или пророк, или философия. Основная проблема – это личное эго. Это человеческое эго и узколобость является причиной. И люди используют религию как прикрытие, чтобы выпустить наружу свой задавленный гнев, разочарование и стресс, потому что никто никогда не учил их, как избавиться от стресса и стать свободным и как жить в настоящем моменте и быть счастливым. Никто не учил их, как смотреть на других с состраданием. Им недоставало этого обучения, этих техник.
Не все люди такие. В каждой религии есть хорошие люди. И во всех религиях – буддизме, христианстве, джайнизме, исламе, индуизме есть очень много хороших людей, которые жаждут улучшения человеческого общества. Конфликт создают лишь несколько человек, они нуждаются в помощи. Им более необходима помощь, нежели порицание.
Плохого человека легко осудить, но это ему не поможет. Нам нужно принести трансформацию в сердца и умы. Вот в чем роль духовности. Духовность объединяет людей всех религий и заставляет их познать на собственном опыте одну истину, одну любовь, из которой мы все созданы.
В: Гурудэв, что такое дхарма? Может ли то, что является дхармой для одного человека, быть аддхармой для другого? Как определить, в чем твоя дхарма?
Шри Шри Рави Шанкар: Дхарма – это то, что поддерживает вас. Истина, честность, сострадание, служение – все это одним словом называется дхарма. Долг, человеческая природа, добродетели, ценности – если мы хотим объединить это все в одно слово, мы говорим дхарма. То, что дает вам комфорт, то, что возвышает ваш дух, что поддерживает ваш ум, тело и душу – это дхарма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий