вторник, 8 апреля 2014 г.

Жизнь предопределена, или у нас есть свобода воли?

06 января 2014 г.

Бангалор, Индия

 

Вопросы & Ответы

Expand all Q&A

В: В чем роль судьбы в нашем приходе сюда и встрече с Вами и какова здесь роль чистой случайности?

Шри Шри Рави Шанкар: Жизнь является комбинацией и того и другого (судьбы и случайности). Есть небольшая роль, которую играет наша судьба, и более серьезную роль играет наша свобода воли. Таким образом, никогда не бывает, что только что-либо одно играет роль. Это подобно тому, что в любой момент существует и прошлое, и будущее.

Итак, прошлое – это судьба, будущее – свобода воли, а настоящий момент прекрасен. Если вы рассматриваете жизнь таким образом, тогда вы очень мудры. Но если вы думаете наоборот – что прошлое было свободой воли, будущее – это судьба, а настоящее полно несчастья, то это не мудро. Это показывает недостаток мудрости. Тогда жизнь становится страданием.

Можете ли вы видеть этот момент без прошлого? Это невозможно. Разве может существовать момент без будущего? И снова это невозможно. Итак, если вы меня спросите: «Жизнь – это прошлое или настоящее?», я отвечу, что это сочетание того и другого.

Судьба и свобода воли – это не две разные вещи. Они являются двумя сторонами одной монеты. Что вы называете судьбой? Когда ваши намерения не соответствуют происходящему, тогда вы называете это судьбой, а когда они соответствуют происходящему, тогда вы называете это свободой воли. Это все зависит от направления ваших мыслей. Как вы можете задать направление своим мыслям? Вы можете это сделать, только когда ваш ум ясен и спокоен. Все, что нам необходимо сделать и достичь в нашей жизни –чистота в сердце, чистота в уме и умение, искусность действиях. Нам нужно внести спонтанность в свои действия. Вот что необходимо. Понимаете?

Когда мы были детьми, мы обладали всеми этими тремя качествами, разве не так? У детей очень ясный ум. Вы когда-нибудь замечали, как они на вас смотрят? Они смотрят прямо на вас. Их ум очень ясен. Если вы заглянете в их глаза, вы увидите, что их ум очень чист. Но, становясь взрослыми, мы, похоже, теряем чистоту сердца и ясность ума.

Ум ребенка очень ясный, и его сердце очень чистое. Он очень спонтанен. И мы можем быть такими также и будучи взрослыми.

Итак, вам необходимо иметь искусность в действиях и в самовыражении.

 

В: Гурудэв, как можно жить без чувства вины, навязанного собой или окружающими?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы находитесь в правильном месте. Просто знайте, что чувство вины – это как пыль на нашей одежде или на нашей коже. Что вы тогда делаете? Вы смываете ее с помощью небольшого количества мыла и воды. Знание – это мыло, а медитация – вода. Итак, с помощью медитации и знания вы можете это преодолеть.

 

В: Гурудэв, я мусульманин. Сегодня утром я сидел на Рудра Пудже (Пуджа, которая традиционно проводится в Ашраме каждый понедельник, посвящена Шиве). Я чувствовал себя настолько как дома, потому что она звучала с похожими интонациями, как и наши молитвы на арабском языке. В какой-то момент мне показалось, что я услышал слово "Аллах" во время пропевания мантр. Есть такое слово на Санскрите?

Шри Шри Рави Шанкар: Да, есть. На санскрите тоже есть слово Аллах как одно из имен Бога. Все имена одинаковые, все имена являются одним и тем же Богом, одной Божественностью. Эта древняя практика проведения Rudrabhishekam (Рудра Пуджи) с пропеванием мантр существует уже тысячи лет. Она создает такой глубокий резонанс в нашем сознании, потому что наше сознание очень древнее. Пропевание мантр и пуджа создают очень позитивную атмосферу, и их целью является очистка окружающего пространства от любого негатива. С помощью этих мантр все становится позитивным.

 

В: В Европе мы говорим, что Папа Римский не может совершить ошибки, и что он непогрешим. Вы тоже как Гуру непогрешимы, или также можете совершать ошибки?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы спонтанны и находитесь в согласии с природой, тогда ошибок не происходит. Я могу допустить ошибку, если начну говорить по-французски! (смех) Я не знаю, как отремонтировать телевизор, но я однозначно могу попробовать. Я могу допустить несколько ошибок тут и там. Это не так, что я знаю все.

Если ваше намерение правильное, тогда за ним следует правильное действие. В любом действии никогда не может быть 100% совершенства. Но ваше намерение всегда может быть совершенно.

Если вы посмотрите, то повсюду в мире всегда существует какое-то несовершенство, даже в самом лучшем действии. Итак, в любом действии всегда есть немного пространства для несовершенства. Что бы я ни делал в прошлом, моя мама всегда говорила мне: "Это можно было сделать лучше". Поэтому в этом смысле рост – это часть нашей эволюции. Рост – это другое слово для улучшения. Всегда есть какое-то пространство для улучшения в действии. Но если вы спросите меня о Существовании (о Высшем Я) или состоянии Бытия, то оно совершенно. Точно так же как солнце совершенно, но света от него будет больше или меньше, в зависимости от того, если ли облака на небе. Но вы никогда не сможете перепутать день с ночью.

 

В: Многие из нас проходят лечение в центре "Панчакарма" (древняя цельная система Аюрведического лечения) здесь в Ашраме. Вы думаете, это на самом деле полезно? И почему?

Шри Шри Рави Шанкар: Это вы мне скажите. Вы все чувствуете себя хорошо после этого? Это проверенная временем техника, которая практиковалась на протяжении тысячелетий. Люди обнаружили, что Панчакарма – это очистительный процесс. Первые 2-3 дня вы, возможно, не будете чувствовать себя хорошо из-за происходящей чистки. Вы начинаете с того, что пьете масла, смешанные с лекарственными травами, и это может вначале доставлять некоторый дискомфорт. Но до сих пор я слышал от людей, только то, что они действительно получили пользу от Панчакармы. Если у вас есть более специфические вопросы, вы можете проконсультироваться с аюрведическими докторами.

 

 


Комментариев нет: