6 июня 2016г.
Бангалор, Индия
Какие есть ориентиры, которые подскажут мне, что я продвигаюсь по пути садханы (духовных практик) и медитации?
Шри Шри Рави Шанкар: Вы чувствуете себя везде как дома? Вы ощущаете чувство непоколебимого покоя, неведомой внутренней силы? Чувствуете ли вы себя комфортно и естественно как дома, среди людей или без людей? Тогда вы прогрессируете!
Если вы чувствуете себя неуютно на людях или без людей, в обоих случаях нужно хорошенько поработать над собой. Понимаете? Вам следует чувствовать себя как дома, когда вокруг вас есть люди и когда в вашем окружении нет никого - такую силу внутри вас привносит медитация. Она дает неувядающую улыбку. Если это вам кажется слишком сложным, неважно –на это потребуется некоторое время.
Все учителя «Искусства Жизни» говорят: «Не делайте ничего в медитации!» Почему этот так сложно – «ничего не делать»?
Шри Шри Рави Шанкар: Где сложно? Здесь это совсем не сложно. Где-то в другом месте это может показаться сложным. Просто сидите здесь и наблюдайте, как я провожу вас через медитацию. Медитация просто происходит.
Рама получил «индивидуальное обучение» от мудреца Васишты, а ты можешь тоже вести меня "с глазу на глаз"?
Шри Шри Рави Шанкар: А как ты думаешь – что я делаю? Забудь обо всех вокруг – я непосредственно говорю только с тобой. Даже когда вокруг миллионы, я говорю только "с глазу на глаз"! Смотрите, когда я произношу официальную речь, я никогда не говорю „дорогие дамы и господа...» Я никогда не начинаю так, никогда. Я говорю только «дорогие мои".
Что я могу сделать, чтобы быть ближе к тебе и проводить больше времени с тобой?
Шри Шри Рави Шанкар: Если вы участвуете в каких-либо хороших проектах, выполняете какую-то работу, то у вас будет больше шансов пообщаться и поговорить со мной. Но вы не можете быть еще ближе ко мне, потому что вы уже мне близки. Со своей стороны вы всегда должны думать, что вы мне близки, и всё. Не ждите, чтобы я посмотрел на вас, улыбнулся и спросил: "Привет, как дела?' и все такое. И если я говорю: "Привет" кому-то рядом с вами, вы не расстраивайтесь, заявляя, что "Гуруджи посмотрел на него и улыбнулся, но даже не посмотрел на меня». Оставь все это – оно ничего не означает, хорошо? Не стремитесь получить эти жесты, которые я могу оказывать кому-то ещё. Это никак не указывает на особую близость. Хорошо?
Почему некоторые образы Божественного в индуизме изображаются устрашающе? Например, Кали носит гирлянду из черепов. Это значит, что Божественное проявляется и в таких формах тоже?
Шри Шри Рави Шанкар: Если вы можете полюбить страшное, страх исчезает. Страх и любовь - это не две разные эмоции. Это та же эмоция, только перевернутая с ног на голову. Если посмотреть на игрушки, героев и образы последних 10 лет, которые используют и обожают дети -- они совершенно другие – они страшные. Их грозный характер либо пробуждает в вас храбрость, либо снимает ваш страх. Именно поэтому в те далёкие времена рисовали грозные изображения и им поклонялись. Когда вы их почитаете, то внутри вас не остаётся никакого страха.
Я рассказывал о символизме гирлянды из черепов. Все это используется для устранения страха. Череп используют чтобы либо пробудить, либо убрать страх. В наши дни вы видите на электрооборудовании маркировку: две кости и череп. Это предупреждение: будьте осторожны. Во всех странах мира это символ используется для обозначения опасности. В древние времена люди использовали те же изображение для преодоления страха. Есть и более глубокий смысл, который мы обсудим как нибудь в другой раз. Символизм следует понимать только как символизм.
Шива - это символ невыразимого. Это не кто-то со змеёй на шее, как некоторые полагают: «Шива – это Ади (первоначальный) йог, который жил около 10 000 лет назад, 15 000 лет назад»... Это всё глупости и не имеет никаких научных доказательств. Никто не жил 10 000 лет назад в Гималаях в виде Шивы, с ожерельем из змеи и Гангой, вытекающей из его головы. Ни в коем случае!
Шива - это принцип, первоэлемент, Шива таттва. Шива — это четвертое состояние сознания, которое не является ни бодрствованием, ни сном, ни сновидением. Это основа этих трех уровней сознания – четвертое состояние сознания – само великодушие и абсолютный покой. Высшее Я — то, что стоит познавать. Как бесконечное пространство Шиву изобразили синим. Сознание бдительно, поэтому изображают змею.
Что такое Ганга? Это не имя женщины и не просто поток воды из головы. Ганга означает знание. Слово Ганга имеет четыре значения: Гьян (знание), Гаман (движение), Прапти (достижение), и Мокша (освобождение). В этом состоянии есть свобода, есть знания, есть движение, динамизм и достижение. Присутствует всё. Они возникают из трансцендентального состояния, которое есть Шива.
Трезубец указывает за пределы трех состояний сознания: бодрствования, сна и сновидений; за пределы трех дош (искажений): вата, пита, капха; и трех гун (качеств): саттва, раджас, тамас.
Это всё красивый глубокий символизм. К сожалению, мы его не понимаем. Вот почему нужно изучать Веданту – это истинная суть индийской философии. Так вы поймёте всю эту символику и ощутите её на опыте. Медитация на этот символизм ведет к получению опыта.
Гурудэв, как понизить излишнее сострадание?
Шри Шри Рави Шанкар: Поймите, что сострадание - ваша природа. Проявите сочувствие другим в той мере и в таком объёме, в котором они нуждаются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий