четверг, 20 января 2011 г.

Освобождение - это всеобъемлющий покой; покой, который ничто не может нарушить

27 декабря 2010 г., Германия


В: Дорогой Гуруджи, я замечаю, что во время медитации в моем уме бродят множество посторонних абсурдных мыслей, они приходят и уходят. Что
делать?

Шри Шри Рави Шанкар: Вы знаете, если мысли приходят, ничего страшного. Когда вы их осознали, снова возвращайтесь в настоящий момент, наблюдайте дыхание и просто сидите, вот и все. Какие-то посторонние, ничего не значащие мысли приходят и уходят - все это часть избавления от стресса. У вас могут возникать какие-то блестящие мысли или какие-то плохие мысли, не судите о них в это время, нам не нужно приходить в возбужденное состояние, просто расслабляйтесь. После медитации, если у вас есть какие-то блестящие мысли, вы можете записать их; могут придти на ум какие-то стихи, какие-то идеи, творческие планы. Все это замечательно, да? Итак, просто расслабьтесь, хорошо? У некоторых людей возникают идеи, некоторые могут видеть какие-то образы, цвета, могут появиться какие-то ощущения: некоторые могут ощущать какие-то запахи или что-то чувствовать - любое из пяти чувств, я бы даже сказал, шести чувств, может просто активизироваться  во время медитации, и это хорошо. Что происходит во время каждой медитации "Полый и пустой": нервная система становится более свободной, чистой и поэтому она отражает внутренний мир, не так ли?  

 

В: Гуруджи, обычно я сравниваю себя с другими, и это мешает мне получать удовольствие от работы или севы, которую я выполняю. Обычно я ощущаю, что я менее значителен, чем другие. Что мне делать?
Шри Шри Рави Шанкар:
Я думаю, если вы и должны сравнивать, то сравнивайте себя с самим собой - какими вы были вчера, позавчера, два года назад - это здоровое сравнение. Сравнивайте с самим собой. Посмотрите, насколько вы продвинулись. Когда вы сравниваете себя с собой, вы всегда будете замечать, что продвигаетесь вперед, так ведь? Сравнивать себя с другими, не в смысле личностных качеств, а в плане работы - это нормально. Если кто-то сделал что-то лучше вас, вы чувствуете стимул сделать это еще лучше, чем они. Это нормально. Вы не должны держать глаза закрытыми. Знаете, если вы видите, что кто-то сделал работу лучше вас, вы ставите перед собой цель сделать еще лучше него и делаете это. Это хорошо - это то, как вам следует поступать. Сравнение должно стимулировать вас, а не заставлять прекратить эту работу. В первую очередь примите, что вы не знаете, кем вы являетесь, что вы понятия не имеете, кто вы есть. Вы не реализовавший себя человек, запомните это! Если у вас есть это чувство "О, я такой плохой, я такой и сякой+" - вы не знаете, кто вы. Ваш внутренний потенциал бесконечен. Вы можете сделать что-то в десять раз лучше, чем кто-либо другой, лучше, чем вы делаете это сейчас. Таким образом, сравнение должно только лишь стимулировать вас, не заставлять вас бросить эту работу. Если вы думаете, что знаете все о себе, и вы чувствуете себя слабыми и немощными, это заставляет вас прекратить работу, но когда вы знаете о бесконечном потенциале внутри себя и не знаете, кем вы являетесь, тогда сравнение только вдохновит вас делать работу лучше.

В: Сколько человеку следует спать? Хорошо ли это - ложиться спать снова, если вы проснулись в 4 утра? Я бы с радостью делал свои практики в это время суток, но не могу. Как себя заставить? 
Шри
Шри Рави Шанкар: Вы знаете, надо высыпаться. Вы не должны вставать в 4 утра и делать практики, нет. Делайте их, когда выспитесь. Во сколько бы вы ни проснулись и ни встали - после этого их и делайте, хорошо? Не напрягайтесь. Какое у нас правило? Не мучить и не напрягать себя, так? Ваша внутренняя связь может возникнуть, только когда вы расслаблены, а не тогда, когда вы напряжены.

В: Дорогой Гуруджи, возможно ли для меня каким-то образом стать членом Вашей команды? Я сейчас перевожу для русской группы. Я знаю русский, испанский и английский.  Я бы с радостью посвятил(а) все свое время работе над любым проектом. Спасибо
.
Шри Шри Рави Шанкар: Да, позже поговорите об этом с Ларсом. Посмотрите, что вы можете делать. Вы можете кое-что сделать. Да - почему нет!

В: Дорогой Гуруджи, можно я вас крепко обниму?
Шри
Шри Рави Шанкар: Да+ но воздушными объятиями! (смех в аудитории)

В: Не могли бы Вы объяснить, что значит освобождение? Как его достичь?

Шри Шри Рави Шанкар: Освобождение просто означает свободу. Тогда вы можете сказать: "Я ничего для себя не хочу, я наполнен и полностью удовлетворен". Освобождение - это когда вы приняли все творение таким, какое оно есть, вы приняли людей такими, какие они есть. Освобождение - это всеобъемлющий покой; покой, который ничто не может нарушить. И такой покой возникает, когда присутствует прощение, сострадание, естественность. Вы знаете, когда вы считаете, что вы кто-то, что вы умный или дурак - вы не можете достичь освобождения. Вы не умный и не глупый, ни богатый, ни бедный. Если вы думаете "О, я очень бедный парень" или "я бедная женщина", никаким способом вы не достигнете его! "Я ничто"! Это чувство легкости, простоты - вот что значит освобождение. Знаете, когда каждый из вас просто чувствовал его вкус? Когда экзамены позади! В день, когда вы, будучи ребенком, сдали свои экзамены, пришли домой, бросили эти учебники на кровать и просто сели и расслабились! Как вы себя чувствовали? ПОТРЯСАЮЩЕ, да? Наконец-то всё!

В: Можно нам садиться в медитацию после Сударшан Крии, или лучше просто лечь на пол?
Шри Шри Рави Шанкар:
Да, вы можете сидеть в медитации, нет проблем.

В: Что я могу сделать, чтобы избавиться от страха, что я не смогу реализовать свои мечты? Обычно я теряю уверенность и ясность ума, возникает множество сомнений в моих возможностях или способностях. Как мне быть? 

Шри Шри Рави Шанкар: У меня нет опыта в этом. Дайте подумать, что вы можете сделать+ Знаете, когда вы стремитесь к успеху, если ваша цель - достичь мечты, вы должны быть готовыми к тому, что на своем пути вы столкнетесь с какими-то препятствиями. А вы знаете, что каждая преграда только развивает ваши умения, она не заставит вас отступиться от цели, а только лишь даст вам все, что нужно для воплощения вашей мечты. Понимаете, о чем я говорю? Препятствия, которые возникают на пути, всего лишь приносят больше умений, они не помешают и не собьют вас с дороги к вашей цели.  

В: Я много, много раз принимала решение не переедать. И часто срывалась. Ум
побеждает, и я страдаю. Как избавиться от этой привычки постепенно?
Шри Шри Рави Шанкар: Ешьте медленнее, дольше. Знаете, обычно люди, которые переедают, едят очень быстро, они глотают пищу второпях. Но если вы задерживаете ее во рту, пережевываете дольше, просто ощущаете пищу во рту, вы видите, что съели вполовину меньше, чем обычно, правда? 

В: Дорогой Гуруджи, спасибо Вам за то, что люди чувствуют себя лучше, и этот мир становится лучше. Как мы можем заставить политиков понять, что спокойный мир, мир без насилия лучше? Почему
существует так много ненависти, убийств, наркодельцов, армий, войн? Что мы можем сделать? Какие Вы ввели бы запреты, если бы были президентом?
Шри Шри Рави Шанкар:
Слава Богу, я не собираюсь им становиться, не хочу. Зачем? Вам не нравится, когда на моем лице широкая улыбка? Вы знаете, это такие вопросы, которые вам нужно оставить при себе. Знаете, ответ может быть дан только один раз, но это - вопрос, который представляет собой путь, по которому нужно сделать множество шагов. Такие вопросы вы будете задавать снова и снова, получать каждый раз на них различные ответы и действовать в соответствии с ними.

В: Как я могу сделать мир лучше? Как
я могу помочь людям? Как сделать так, чтобы в мире было меньше коррупции или не было ее совсем? Как сделать так, чтобы было больше сострадания и меньше преступности, чтобы общество было свободным от стресса и насилия?
Шри Шри Рави Шанкар:
Эти вопросы должны возникать в вас, вы периодически будете находить на них ответы и действовать в соответствии с ними, так ведь? Во многих случаях вы не можете сделать что-то в одиночку, но сообща, с группой вы это сможете. Объединившись вместе, большой группой вы всегда достигнете цели.

В: Мы знаем, что должны следовать зову сердца, но почему-то это иногда трудно, когда наша рациональная половина берет верх, и мы думаем, что это правильно - поскольку эмоции слабее и иногда очень шаткие. Спасибо, что проводите время с нами.
Шри Шри Рави Шанкар:
Знаете, в работе не руководствуйтесь эмоциями - в работе используйте свой интеллект. Но со своей семьей и друзьями не слишком пользуйтесь интеллектом, руководствуйтесь чувствами. Если вы это смешиваете, у вас будут неприятности! Знайте: если вы строите отношения со своей женой и детьми на уровне интеллекта, а в бизнесе руководствуетесь эмоциями - у вас проблемы! Понимаете, дома вы должны быть более душевными, больше ценить сердечность. Когда вы занимаетесь служением, вы делаете это с душой, так? Но когда вы выполняете вашу работу, вы не должны быть подвержены эмоциям. Используйте только свой рациональный ум.

В: До курса, когда я был дома, мой ум скакал между работой, спортзалом, вечеринкой, планами, а сейчас он скачет между завтраком, обедом и ужином.
(смех в аудитории) Почему мой ум не может успокоиться? 
Шри Шри Рави Шанкар: Я думаю, нам следовало бы прочесть это (записку) пару дней назад, мы могли бы попросить повара готовить пищу чуть менее вкусно. Ничего, не беда, по крайней мере, вы признали это. Ум прыгает, но он уже начинает останавливаться. Знаете, те из вас, кто проходили Продолженный курс (Курс молчания) в первый раз, могли заметить, что первые несколько дней, первые несколько медитаций вы даже не могли сообразить, где находится кончик носа! Или как это понять - "нос полый и пустой", или вы вообще не могли почувствовать никакую часть тела. Происходило это с вами? Ваш ум не останавливался, продолжал гонку+ Но это нормально. Даже если вы получили всего 20 % пользы от первого Продолженного курса, это великое достижение, говорю вам! Потому что вы никогда не пребывали в молчании, если не считать времени сна! Некоторые не пребывают в молчании даже во время сна! Мы никогда не имели такого опыта. У нас никогда не было возможности повернуть, переключить ум внутрь себя. Это подобно тому, как вы мчитесь на машине по автостраде и жмете на тормоза - машине потребуется некоторое время, чтобы остановиться. Она не останавливается сразу же. Точно так же, чтобы остановить ум, потребуется немного времени. Это может занять+ не для каждого, но для большинства - может занять немного времени. Вы увидите, что, по сравнению со вчерашним днем, сегодняшний день легче, сегодня было хорошо, так или нет? Сегодня медитация получилась немного лучше? Сколькие из вас чувствуют себя сегодня лучше, а? Видите, сегодня уже лучше, два дня в молчании. Завтра погружение будет глубже, и, когда станет по-настоящему хорошо, придет время выходить из молчания. Итак, вы добились этого! Хорошо проходить пару Продолженных курсов в год  - раз в 6 месяцев или раз в 4-5 месяцев. Знаете, в это время ум тренируется переключать свои режимы. Становится легко переключать ум в режим молчания и достигать созидающей области внутри вас, либо быть в динамичном режиме.  

В: Какие качества брака самые священные, самые божественные? Существует ли мантра для счастливого брака?
Шри Шри Рави Шанкар:
У меня нет опыта+ чтобы дать вам какие-то идеи. Но какие бы заключения я ни сделал, я могу поделиться ими с вами. В браке вы должны считать другого человека частью себя, такой же, как ваша рука, как ваше тело. Два тела, но один ум, одна душа. Поэтому чего бы ни пожелал ваш супруг, вы делаете это желание своим, вот и все. Вкусы вашего супруга примите как свои собственные. Посмотрите, у вас есть много различных предпочтений, верно? Иногда вам нравится это, иногда то. Когда
возникает конфликт? Когда вы расходитесь во вкусах. Вам следует начать говорить "Твой вкус - мой вкус, твоя радость - моя радость. Я здесь для тебя", вместо "Что ты можешь сделать для меня?" Когда мы начинаем говорить "Что ты можешь сделать для меня?", тогда оба становятся несчастными, так ведь? Но когда вы говорите "Что я могу сделать для тебя? Я здесь ради тебя" - это и есть единственная мантра.

Счастливый брак - это что? "Я здесь для тебя, что бы ни произошло, в горе и в радости!"  Посмотрите, в жизни иногда бывают разочарования, иногда приходит успех. В любом случае, "Я с тобой". Это во-первых. Во-вторых, если один расстроен, другой не должен быть печальным в это же время. Выбирайте другое время для расстройства. Знайте вот что: "О, мой супруг расстроен, ну что ж!" - дайте ему или ей время побыть в печали. Не спрашивайте: "Почему ты такой печальный?" Если один расстроен, другой сердится и ждет, когда тот перестанет расстраиваться. Это большая ошибка! Если кто-то расстроен, предоставьте ему пространство.

Вы знаете, многие из нас даже не знают, как принимать любовь! Посмотрите, кто-то приходит и твердит вам: "О, я люблю тебя, я люблю тебя так сильно, я люблю тебя!" И вы вдруг говорите себе: "Вот это да! Что мне теперь говорить?! Как мне реагировать?" Вы загнаны в угол, вы не знаете, как реагировать. Вы не знаете, что сказать, и этот человек, который твердил "Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!" вдруг видит, что вы не отвечаете, и начинает упрекать вас: "Смотри, ты такой холодный! Видишь, ты не знаешь, что такое любить. Ты никогда не говорил мне, что любишь меня!" и тому подобное "бла, бла, бла+"  Требование разрушает любовь. Никогда не требуйте любви от своего супруга. Примите как само собой разумеющееся, что вас любят - ведь это так, вы знаете! Итак, когда мы начинаем требовать и контролировать нашего супруга, мы попадаем в беду, правда! Поэтому это важно.

И мы можем еще поговорить об этом завтра, когда вы выйдете из молчания. Итак, многие из вас могут поделиться своим опытом и добавить еще что-то к сказанному. Что скажете, хорошая идея?

 

В: Гуруджи, "Искусство Жизни" изменило сотни и тысячи жителей Латинской Америки. Мы испытываем такую благодарность к Вам! Теперь мы хотим, чтобы весь мир почувствовал то же, что и мы: любовь, служение, счастье, благодарность и празднование. Большое спасибо! Miracalindo! Мое сердце счастливо! Можно Вас обнять?

Шри Шри Рави Шанкар: Воздушными объятиями!

 

В: Я хочу поблагодарить Вас за все, что Вы дали мне, но больше всего за то, что Вы дали миру. Это наше благословение, что вы здесь ради нас!
Шри Шри Рави Шанкар:
Спасибо.

 

В: Как я могу достичь полной реализации своего потенциала? У меня много мыслей о бизнесе, служении, взаимоотношениях. Как узнать, в каком из этих направлений прилагать усилия? Важно ли пытаться найти свою цель в жизни?  

Шри Шри Рави Шанкар: Да, да, да! Вы можете достичь ее с большим комфортом.(смех в аудитории)

 

В: Что вы думаете о тренировке мускулатуры? Возможно ли расширять дыхательные возможности, увеличивая продолжительность дыхания и время его задержки, или дольше дыша в ускоренном ритме? 
Шри Шри Рави Шанкар:
Да, вы знаете, регулярные и продолжительные дыхательные упражнения - это всегда хорошо, но для этого вам потребуется немного тренировки. Контроль над мускулатурой - может быть, я расскажу вам кое-что об этом завтра. Спросите меня, когда выйдете из молчания. Я покажу вам кое-что - как ваши мышцы могут сообщить вам о том, что вам нужно, а что нет. Они говорят правду.  Вы знаете об этом? Сколькие из вас здесь знают о контроле над мускулатурой? Хорошо, хорошо, вы уже узнали об этом в прошлый раз! Хорошо+ Завтра или послезавтра, или в один из этих дней я расскажу вам, и после вы сможете проверить себя - что же вам подходит, что говорит ваше тело. Знаете, каждая мышца в вашем теле говорит правду - поразительное открытие! Подождите до завтра (шепотом), до завтра (с озорным блеском в глазах).

 

В: Что делать когда знание становится барьером и оборачивается высокомерием и завистью? Как от этого освободиться?

Шри Шри Рави Шанкар: Будьте как ребенок, скромным, зная, что чем больше вы знаете, тем больше еще предстоит узнать. Это приносит смирение. Понимаете, о чем я говорю?

 

В: Если сердцевина нашего существа полна любви, невинности, совершенства, как человек может быть таким низким и убить всю свою семью? Мне трудно это понять.

Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, вам следует пойти в тюрьму и поговорить с людьми, которые совершили такие жуткие преступления. Вы обнаружите, что это приятные люди. Да даже зачем говорить о них, говорите о себе! Вы знаете, иногда вы бываете просто невыносимы. Вели ли вы себя отвратительно? Бывали ли вы в гневе? В печали? Впоследствии вы осознаете: "О, почему я это сделал?" Вы сожалеете. Точно так же эти люди - они совершили преступление, они совершили что-то, совершенно не осознавая, и только потом они начинают осознавать. Вот почему духовное просвещение так важно - потому что такое просвещение не позволяет вам совершать такие страшные преступления! Эти люди никогда не имели возможности иметь доступ к этому знанию, к медитации, дыхательным техникам. Вот почему они совершали все это.

 

В: Когда Вы снова приедете в Россию?

Шри Шри Рави Шанкар: Я же был там, еще и года не прошло!

 

В: Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь технику, уменьшающую эго.

Шри Шри Рави Шанкар: Вы спрашиваете насчет себя или насчет кого-то другого? Ради Бога, не делайте ничего со своим эго! Пускай оно будет. Если вы считаете, что у вас большое эго, не пытайтесь избавиться от него. Пусть оно будет. Знаете, попытка лезть в свое эго становится еще больше проблемой. Потом вы говорите: "Смотрите, я избавился от своего эго! Никто не мог этого сделать!" Понимаете это? Знаете, это очень сложно - избавиться от эго. Это как говорить "Я самый скромный человек в мире! Вы не сможете найти никого скромнее меня!" Имеет ли это какой-нибудь смысл? Поэтому если вы видите, что у вас в той или иной степени присутствует эго, пускай будет, будто так и надо, ладно? Не пытайтесь вмешиваться или избавляться от него. Просто улыбайтесь, хорошо? Вы знаете, эго - это негибкость. Когда вы дома, вы расслабляетесь. Когда вы чувствуете себя легко, тогда эго нет. Противоядие от эго - просто быть естественным. Или, если хотите, в течение одного дня совершайте безумные или глупые поступки, это может немного помочь вам. Потому что ваш самый большой страх - "что же подумают другие?". Предоставьте каждому свободу думать так, как им хочется, хорошо? Тогда вы обнаружите, что вам очень легко, что вы в мире с самим собой.  

 

Фонд "Искусство Жизни"

 

 

Комментариев нет: