суббота, 7 января 2012 г.

Йог - это тот, кто искусен в речи и в действии


15 ноября, 2011


В: Джей Гурудев, Гуруджи. Что такое
moun и как ему следовать? Чего следует избегать во время moun?
Шри Шри Рави Шанкар:
Moun означает "тишина, молчание". Вы смешиваете английский язык и язык Хинди.
Как быть в тишине? Первое, что вы должны сделать - это перестать говорить, а второе - успокоить ум.
Для этого на продолженном курсе дается несколько техник
дхараны (концентрация ума, одно из звеньев йоги) и пратьяхары (отрешение от объектов восприятия, одно из звеньев йоги). Разные техники даются, чтобы успокоить ум.
В молчании вам проще созерцать это творение. Смотрите больше на деревья, на птиц, и поменьше - на лица людей. Если вы посмотрите на лица людей, вам захочется говорить, выражать себя или что-то делать. Созерцание творений природы проносит в ум тишину. Природа может пробуждать мысли внутри вас. Это может быть поэзия, или новые идеи, но только люди пробуждают в вас все больше и больше мыслей.
Ум постоянно бегает. Успокаивайте его, делая пранаяму, созерцая природу, осознавайте каждый свой шаг, меньше ешьте и пейте много воды. Всё это подействует. Полезны также хороший сон и немного музыки на сатсанге.

В: Дорогой Гуруджи, я молюсь, обращаясь к Вам. Я хочу жениться. Вы благословляли меня раньше. Пожалуйста, сделайте так, чтобы человек, к которому Вы посоветовали мне обратиться, тоже согласился. Я пришел, чтобы Вы позаботились обо мне. Я молюсь Вам каждый день. Вы ответите на мои настойчивые молитвы?
Шри Шри Рави Шанкар:
Смотрите, каждый раз, когда мы молимся, важно, чтобы мы заканчивали молитву одним предложением: «Пусть мое желание исполнится или, если есть что-то лучшее для меня, пусть исполнится это».
Откуда вы знаете, что для вас лучше? Поэтому всегда добавляйте это к своей молитве - что если есть что-то лучшее для вас, пусть это случится.
Случится только то, что нужно для вас и лучше всего для вас. Всегда помните эти две вещи! С преданным случается только самое лучшее. Это не означает, что вы должны отвергать каждого, кто встречается на вашем пути, думая, что лучшее еще впереди - нет, это тоже неправильно. Слушайте свой внутренний голос.

В: Гурудев, часто мы отказываемся от традиций в пользу чего-то современного. А в другой раз мы отказываемся от современных технологий в пользу традиций. Как достигнуть разумного сочетания традиций и современности?
Шри Шри Рави Шанкар:
Вивека (способность различать) - правильное сочетание. Это когда вы при помощи интеллекта определяете, где пригодится традиция, а где необходим модернизм. Нам нужно соединить и то и другое вместе.
Например, Аюрведа - это традиция. Система Аюрведы говорит: делайте вот это, это поможет вашему телу, это нужно взять на вооружение. Но если вам нужна экстренная помощь, вам стоит также сходить и к традиционному врачу, аллопату. Вам не следует говорить: «Нет, я не пойду в больницу, я пойду только к аюрведическому врачу». Нам нужно использовать оба метода.
Не надо глотать антибиотики или аспирин каждый раз, когда болит голова. В Аюрведе есть много  очень полезных вещей, используйте их.

В: Гуруджи, когда исчезнет коррупция, заполонившая все улицы Дели?
Шри Шри Рави Шанкар:
Когда вы и я будем ей противостоять, тогда ее не будет не на улицах, ни в Дели. Я уже противостою ей, пришла пора и вам поднять свой голос.

В: Почему Богу дали тысячи имен, чтобы описать его физический аспект, тогда как он существует в форме энергии и вообще не имеет физического воплощения?
Шри Шри Рави Шанкар:
Вы должны помнить две вещи.
Первое - это квантовая физика: все состоит из атомов, все есть волновая функция.
Второе - это классическая химия: определенное средство имеет определенный эффект.
Например, если вы простыли или у вас заболело горло, вы не можете просто сорвать первый попавшийся лист. Вы должны найти именно лист базилика, который действует именно на эту часть вашего тела. Если у вас проблема с желудком, то поможет только плод билвы (баиль, или айва бенгальская). Конкретные растения используются для конкретных частей тела.
Похожим образом конкретные звуки воздействуют на конкретные части вашего тела. Древние мастера знали, что из множества форм определенные формы пробуждают определенные типы энергии в вас.
На самом деле не так важна форма, как ее название. Когда вы поете "Ом Нама Шивая", это создает одну энергию. Когда вы поете «Ом Намо Нараяна» - это другая энергия. Поскольку звуки разные, каждая мантра оказывает определенное воздействие, но в целом они схожи. Каждая мантра будет возвышать вас, они лишь слегка различаются своими особенностями.
Это подобно тому, как вы приходите в киоск с мороженым и спрашиваете, в чем разница между клубничным и ванильным мороженым. Это просто вкусы, а суть одна и та же. Точно так же в прошлом люди придумали разные вкусы, чтобы сделать жизнь ярче, вот и все.
Нет необходимости проходить через все формы. Хороша любая форма, любое название.

В: Гурудев, правда ли, что в разных частях тела находятся разные Дэваты (божественные существа)?
Шри Шри Рави Шанкар:
Верно! Разные части тела имеют разные типы энергии.

В: Гуруджи, кто такой йог?
Шри Шри Рави Шанкар:
Тот, кто
не Бхоги (страждущие, привязаны к чувственным удовольствиям). Тот, кто не цепляется все время за вещи во внешнем мире.
Йог - это тот, кто отдыхает в своем существе, соединяясь с самим собой. Тот, кто остается невозмутимым, что бы ни случилось. Когда происходят приятные события, йог не возбуждается и не прыгает до неба, а когда случаются неприятные вещи, он не тонет в канаве. Он остается невозмутимым.
Йог - это тот, кто искусен, кто владеет искусством говорить и действовать. У кого есть умение отдыхать и находиться в покое и умение действовать динамично.

В: Следует ли мне бояться говорить правду, особенно человеку, которого я очень уважаю?
Шри Шри Рави Шанкар:
Если вы кого-то уважаете, то это совершенно естественно - говорить ему правду. Лесть и сладкие речи - это не уважение. Правда означает выражение себя просто и естественно, что бы ни было у вас на сердце. Не высокомерно, не со злостью и не агрессивно. Если у вас есть какие-то сомнения, вы можете просто спросить. Никто не скажет вам "нет". Если вы говорите то, что считаете правдой, сначала выясните, действительно ли истинны ваши предположения.

В: Гуруджи, в старых фильмах, когда люди медитировали, друзья Индры или сам Индра приходили и мешали им. Тем не менее, многие преодолели эти препятствия и стали императорами небес. Индра - это эго, а его друзья - уровни существования?
Шри Шри Рави Шанкар:
Индра - это коллективное сознание с тысячей глаз. У него глаза по всему телу. Коллективное сознание, впечатления или идеи всего города - это Индра. Каждый раз, когда индивидуум поднимается над коллективом, коллективное сознание тревожится и старается повлиять на него. Когда индивидуум становится сильнее, его влияние на коллективное сознание становится сильнее.

В: Гуруджи, в чем разница между чувствами и интуицией?
Шри Шри Рави Шанкар:
Интуиция - это очень глубокое чувство, а чувства могут быть просто эмоциями на поверхности.

В: Гуруджи, у просветленных ограничено по времени состояние их просветления?
Шри Шри Рави Шанкар:
Нет никаких оговорок и установления временного лимита. Как только вы научились кататься на велосипеде, это умение у вас на всю жизнь. Аналогично, как только вы погрузились в свое существо, это навсегда. Вот и все. Конец истории.

В: Гуруджи, когда мы здесь, Вы даже не поворачиваетесь, чтобы посмотреть на нас. Почему?
Шри Шри Рави Шанкар:
Никто не может избежать моего взгляда. Если вы смотрите на меня, мне не надо смотреть на вас. Когда вы смотрите в другую сторону, тогда я смотрю на вас.

В: Гуруджи, когда Вы даете знания, мне кажется, что я понял их, но позже я обнаруживаю, что все забыл. Как убедиться, что я усвоил знание, оно осталось внутри и всплывет, когда это будет мне нужно?
Шри Шри Рави Шанкар:
Это так и происходит. Когда нужно, знание само всплывет.

В: В Ашраме я чувствую себя таким счастливым! Как оставаться в этом состоянии, когда я уезжаю?
Шри Шри Рави Шанкар:
Вам нужно утвердиться в знании. Продолжайте посещать поддерживающие занятия и участвуйте в каком-нибудь сева-проекте. Все это поможет.

В: Гуруджи, что такое майя (иллюзия, заблуждение)? Как это понять?
Шри Шри Рави Шанкар:
То, что изменяется, что непостоянно, что не притягивает - это майя. То, что меняется каждый момент и что можно измерить - это майя. То, что невозможно измерить и что не меняется - это истина.

 

Комментариев нет: