суббота, 14 января 2012 г.

Что такое истина? Путь, который наполнен радостью без примеси страдания


01 декабря 2011 г.

 

Сатсанг означает направлять внимание на то, что является истиной, правдой жизни. Что же такое «правда жизни»? Правдой, истиной является то, что пять чувств направлены вовне. Их притяжение к внешнему миру больше, а к внутреннему меньше. Это первичная и самая основная правда жизни. Почему мы хотим освобождения от этого внешнего притяжения? Потому что, всё больше притягиваясь к внешнему, вы не получаете от этого много, но зато вам чрезвычайно трудно это отпустить. Это первая правда жизни.

Так что же происходит, когда вы поддаетесь этому притяжению к внешнему миру? Вы получаете от этого страдания. Вы жаждете радости и стремитесь к ее получению, но к чему вы приходите в конце – это к страданию. Имели ли вы такой опыт? Все наши чувства направлены на внешний мир: желание что-то увидеть, услышать что-то, что-то обонять, ощутить или попробовать на вкус. А вот если вы пойдете навстречу своим желаниям, получите ли вы удовлетворение? На короткое время вы получите удовлетворение, но вскоре к вам придет неуспокоенность, тревога.

Это вторая правда – вы получаете кратковременное удовлетворение, но оно исчезает, и вы остаетесь с беспокойством. Каждый раз, когда вы следуете за удовлетворением своих желаний, вы получаете беспокойство, которое продолжает нарастать, и с течением времени у вас развивается своего рода апатия, пропадает интерес. Много хорошей еды стоит перед вами, но вам не хочется есть эту пищу. Дома так много дисков с хорошей музыкой, но вам не интересно ее слушать. Вы женаты/замужем, и ваш партнер дома, но вам не интересен секс. В вашем шкафу красивая одежда, но вам неинтересно ее надевать. Отсутствие интереса и апатия рождаются от нарастающей неуспокоенности, которая возникает, когда вы стремитесь удовлетворить одно за другим свои мирские желания.

В этом заключается порочный круг жизни. Возникает влечение, вы следуете за этим влечением и получаете кратковременное удовлетворение и радость, а потом приходит неуспокоенность. Когда неспокойны, тогда уходит радость, но неуспокоенность остается. Она нарастает и усиливается, а затем появляется равнодушие и апатия.

Люди ездят посмотреть различные места. Некоторые едут в Майсур для того, чтобы увидеть музей. Потом они заходят в ресторан, едят и говорят: «На что там в этом музее смотреть – забудь об этом!» Они приехали издалека, чтобы посетить музей, но ничего не увидели! Некоторые люди проделывают весь путь из Бангалора до Вайшно Деви (пещерный храм), видят окружающие горы и очередь, ведущую в святыню, разворачиваются и уходят, так и не посетив храма - неинтересно.  

Когда в уме есть неуспокоенность, она не позволяет человеку ничем насладиться. Это самая большая проблема человеческой жизни – развивается неприятие по отношению ко всему, и, тем не менее, очень сложно сдаться, отпустить. Если было бы легко отделаться от однажды возникшей апатии, то все было бы прекрасно, но неуспокоенность увеличивается и поэтому сложно расстаться с этим равнодушием.

Что же делать в такой ситуации? Следует быть Антармукхом (тот, чьи энергии направлены на познание себя), погружаться вовнутрь. А как погружаться вовнутрь? Вот на этом всё и топорится. Человек не в состоянии погрузиться вовнутрь и не видит больше очарования во внешнем – ни тут и ни там. В этом мире ничто уже не привлекает, и в то же время, человек не в состоянии успокоить свой ум в медитации. Что же в этом случае делать? Как изменить это влечение к внешнему – в этом самый большой вопрос!

У меня нет ответа, только вопрос. Истина в том, что ответ должен расцвести изнутри. Точно так же, как посаженное семя - оно дает росток, вырастающий потом в дерево, которое цветет и приносит плоды. Сеяние этого семени – это сатсанг. Как посадить это семя? Сначала возделать землю, пройдя за плугом – это значит начать осознавать реальность жизни. Осознайте сегодня, что чувства сфокусированы на внешнем и склонны притягиваться к нему. При увязании во внешнем не ощущается никакого удовлетворения. Испытывается скоротечное удовольствие, но вместе с ним приходит неуспокоенность, которая затем накапливается, приводя к состоянию апатии.

Когда мы поймем и признаем эту истину и примем ее, половина работы будет сделана. Большинство людей не желают видеть эту правду жизни. Необходимо взглянуть ей в лицо. Значение сатсанга в том, чтобы понять, что такое жизненные истины. Сначала узнайте их.

А следующий вопрос в том, как преодолеть влечение, притяжение к внешнему? Для того чтобы преодолеть влечение, нам необходимо еще большее влечение, только тогда меньшее влечение исчезнет. Первый способ – это находиться в медитации, знании или севе (служении). Человек находит в этом удовольствие, и тогда влечение к мирским удовольствиям начинает ослабевать. Второе – если существует глубокое чувство ответственности по отношению к какому-то делу или работе, тогда влечение к другим вещам также ослабевает.

Я знал одного профессора математики, который, гуляя по улице, разговаривал сам с собой, жестикулировал и решал в уме математические задачи. Люди думали, что он сумасшедший. Иногда, возвращаясь домой, он проходил мимо своего дома, пока кто-то из его домашних не окликал его. Домашние дела, еда и питье – ничто его не волновало, настолько он был поглощен математикой. Он изобрел совершенную новую дисциплину в математике и даже написал книгу – так он любил свой предмет. Есть и другие точно такие же ученые, совершенно не проявляющие интереса к еде или напиткам. Всегда, когда совершались важнейшие открытия в этом мире, те, кто их совершал, были настолько поглощены своим открытием, что влечение к другим вещам этого мира исчезало.

И третье - это управлять поводьями с помощью знания. Как в автомобиле - когда возникает страх попасть в аварию, нажимают на тормоза. Так же, если периодически нажимать на тормоза вайрагьи (беспристрастия), то вы можете тоже стать беспристрастными к притяжению внешнего мира.

Но, не смотря на все это, если вы испытываете голод, жажду, хотите спать или имеете желание что-то увидеть, то вы можете сказать, что чувства ведут себя согласно своей врожденной природе, а я отделен от них и пребываю в покое. Это естественно для чувств – действовать согласно их характеру. Поэтому вместо занятия самобичеванием человек становится отстраненным, свободным и пребывает в покое.

Чувственные удовольствия приходят через приложенные усилия, но истинное счастье находится в удовольствии, которое достигается через состояние без усилий, в удовольствии медитации. Счастье, получаемое от медитации, во много, много раз больше, чем удовольствие, получаемое посредством усилий.

Для того чтобы насладиться чем-либо, человеку необходимо приложить какие-то усилия. Таким образом, наслаждение, полученное через любой из пяти органов чувств, рассеивает энергию, и появляется усталость, потому что здесь имело место усилие. Комфорт, получаемый через делание, более низкой пробы, в то время как комфорт, получаемый через неделание (медитацию) бесконечно более высокого качества. Тот глубокий отдых, который человек получает во время медитации, повышает осознанность в теле, аккумулирует энергию - и неуспокоенность уходит. 

Таким образом, в любое время, когда в нас накапливается неуспокоенность, мы можем избавиться от нее через медитацию. Это очень важно.

Что такое истина? Путь, который полон радости без примеси страдания. Это внутреннее томление, и нам следует найти такое счастье, которое не будет смешано со страданием, неуспокоенностью и апатией. Поиск – вот что такое духовный путь, и тот, кто находится в поиске, называется садхак (ищущий). Легко говорить и слушать это, но достаточно сложно практиковать. Но не невозможно. Я бы не сказал, что это сложно для садхака, в чьем сердце пробудилось это желание. В это время возникает молитва.

Когда человек испытывает сильную жажду, он умоляет: «Пожалуйста, дайте мне воды». Точно так же и томление по такого рода покою должно возникнуть с большой силой. Это страстное томление найти то одно, в чем может быть найдено все остальное. Тот, кто поглощен этим желанием, называется садхак. А теперь не задавайтесь вопросом, являетесь ли вы садхаком или нет: «У меня нет такого страстного томления… Что я сделал - так это просто пришел сюда и сел».

Просто допустите, что вы садхак. А также признайте, что у вас есть небольшое влечение к внешнему миру, и это влечение уменьшается. То количество влечений/привязанностей, которое у вас было несколько лет назад – разве вы все еще имеете столько же? Нет! С помощью знания и с течением времени влечение к внешнему уменьшается. Знание и время - необходимо и то и другое. По мере того, как влечение уменьшается, ум отдыхает и становится спокойным. А когда вы приходите к покою, вы приходите к Богу.

 

 

 

Комментариев нет: