20 февраля 2016г.
Бангалор, Индия
Пожалуйста, объясните значение шлоки: "Aapyaya swasametute shwatasoma vishnayam bhavavaajas syasangate".
Шри Шри Рави Шанкар: Aapyaya означает приятная атмосфера. Appa означает очень близко или очень рядом. Aapyaya означает то, что создает очень приятную атмосферу.
'Shwatasoma vishnayam' – создать приятную атмосферу вокруг нас. Лунный свет сияет и Луна изливает свет, и это даст нам силы. 'Bhavavaajas' означает силы. Когда вы это осознаете, вы осознаете силу, стоящую за Луной.
Намерение, стоящее за всем, что происходит в этом творении – это Satchidananda (Сатчидананда), т.е. истина, блаженство и сознание. Высшее Я все это устроило. Когда вы это осознаете, вы становитесь очень сильным. Когда во время Рудраабишекам (ритуал в индуизме) на Шива Лингам поливается молоко, поется эта мантра. Она связана с молоком. Это красивая мантра. Для йогурта есть своя мантра, для меда есть своя мантра (когда это поливается на Шива Лингам). Все это проводится с такой точностью. В древности люди были чрезвычайно проницательны!
Произошло ли слово "нерв" от слово Нараяна? Если да, присутствует ли Нараяна (Бог) в нашем теле в виде нервной системы?
Шри Шри Рави Шанкар: В нервной системе обитает сознание. То сознание, которое проявлено в нервной системе - это Нараяна.
В "Бхагавад-гите" Кришна говорит Арджуне: "Знай, что весь мир – это просто игра сознания, и не расстраивайся из-за него". Если это мироздание – это просто игра гун, то как я могу не попасть под их влияние?
Шри Шри Рави Шанкар: Прочитайте всю "Бхагавад-гиту"! Все знание в том, что вы не то, что поддается влиянию. Вы намного больше этого. Смотрите, разве у вас не было такого опыта, иногда ваша нога болит, но на ваш ум это не влияет, ваш ум счастлив? У кого из вас был такой опыт? (Многие из присутствующих подняли руки).
Если вы просто сядете медитировать, вы почувствуете, что болит вся нога. Но если вы сидите в кинотеатре три часа, вы даже не осознаете, что вы там, в это время ваша нога даже не болит. Вы даже не меняете своей позы много раз. Вы сидите неподвижно, настолько поглощенные, настолько завороженные происходящим на экране, разве не так? Точно так же, все, что происходит в вашем теле – это не вы.
Иногда в теле что-то происходит, ваша нога болит, ваша рука болит или что-то еще происходит, но тем не менее, вы знаете, что это не вы. Вы намного больше этого, и вы ведете себя по-другому нежели ребенок. Если у ребенка возникла боль, то все, конец! Он начинает орать, вопить, ничего больше невозможно до него донести. Но в случае с вами, вы разговариваете и делаете разные вещи, не взирая на боль.
Сделайте вот что, когда-нибудь, когда у вас возникнет интенсивная боль, скажите: "Сегодня я буду наслаждаться болью! Мне больно – хорошо. Я сейчас соберу боль и получу удовольствие от нее. Вы увидите, как боль убежит прочь.
Если боль только в теле, тогда должно быть больно все время, вы даже не можете спать. Но если боль в уме и теле, в такой комбинации, тогда боль возникает только, когда вы свободны. Если ваш ум занят, в это время вы не чувствуете боли. Если вы спите, вы не ощущаете боли. Когда вам снятся сны, вы не чувствуете боли. Понятно?
Когда ум достаточно свободен, тогда для ума это свободное время, когда же он не слишком занят, тогда приходит боль. Именно поэтому, когда вы садитесь медитировать, она приходит чаще всего! Она посещает вас только, когда вы свободны.
В то же самое время, если вы злоупотребляете слишком сильно своим телом, и не обращали внимания на какую-то определенную часть тела – тогда тоже. И третий случай – это боль согласно какой-то карме. И когда период этой кармы завершается, боль тоже исчезает.
Что такое темная материя? Это упоминается в "Упанишадах"?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет, об этом упоминается в Риг Веде. В Риг Веде есть одна глава, посвященная творению, в которой есть такая шлока: "В начале была темнота, которая была покрыта темнотой".
Это пандиты (священнослужители) никогда не могли интерпретитовать – темнота, окутанная темнотой. Вот как это начинается. Итак, это Nasadiya Sukta – глава о сотворении, и в ней много параллелей с современной темной материей и темной энергией.
Это удивительно, когда это читает ученый-физик, занимающийся исследованием частиц. Его глаза расширяются, когда он узнает, что подобные вещи существовали так много лет назад!
Когда я посетил CERN (Европейский совет по ядерным исследованиям) в Цюрихе – меня пригласили туда ученые, я представил им некоторую информацию из этих глав и они действительно были ошарашены. Они сказали: "Вау! Люди об этом знали. Что помимо четырех элементов, есть пространство, и оно тоже элемент!"
Ученые придерживались такого мнения, что поскольку египтяне знали только четыре элемента – земля, вода, огонь и воздух, и не знали, что пространство – это элемент; то и весь остальной мир не знал и все человечество не знало об этом пятом элементе.
Я сказал: "Эй, подождите минутку! Мы всегда знали о Panchabhoota (панча – пять, бхута – элемент)… пространство было пятым элементом на протяжении многих веков".
Их действительно удивило, когда они об этом узнали. Смотрите, вызов таков – люди, которые знали Веды, ничего не знали о науке; а люди, которые знали науку, не имеют никакого знания о Ведической мудрости. Поэтому нам нужно объединить этих людей, чтобы все получили от этого пользу. Наши Ведические пандиты тоже делают такие вещи, которые они не понимают с точки зрения науки.
Кажется, что индийская система поклоняется отдельным личностям, в то время как мусульмане поклоняются присутствию. Что правильно?
Шри Шри Рави Шанкар: Ну, в индийской системе существует два вида поклонения, один – непроявленный, а другой – проявленный. Непроявленное сознание известно как Брахман. Веданта говорит, что Брахман находится повсюду – это истина, это реальность, и это то, что называется Nirakars (бесформенный аспект Божественного).
Тогда есть Saguna Brahman. Сагуна Брахман – это тот же Брахман, но уже с аттрибутами и качествами.
Господь Кришна говорит: "Посмотри, что означает поклонение? Просто любовь. Легко любить объект или человека, или проявленную вещь, по сравнению с тем, чтобы любить пространство, к которому ты не можешь себя соотнести".
Поэтому для людей легче сначала соединиться с человеком, с объектом или вещью, а потом двигаться к сознанию, которое непроявлено. Это путь, это инструкция. А отсюда как? Они не говорят всего полностью, только одну часть.
Во многих восточных духовных путях – джайнизме, буддизме, индуизме – существует символ и вы начинаете с этого символа. Все, что угодно, это может быть река, поскольку река проявлена, река священна и является формой Божественного. Дерево является формой Божественного; вы увидите людей, поклоняющихся дереву, почитающих дерево. Животные, слоны, коровы, собаки и даже вороны – все это является проявлением Божественного. Затем младенцы. Поэтому, чтобы пробудить любовь и связь, идущую изнутри себя, форма необходима.
Смотрите, дома у вас есть фотография дедушки. Вы можете просто подумать о своем дедушке, но когда вы смотрите на фотографию, тогда она напоминает вам о дедушке. Вы смотрите на фото и говорите: "О, тут моя мама", разве не так? Поэтому эти иконы были разработаны для этого. Кришна очень ясно сказал в Гите, и это очень верно. Он говоорит: "Klesho dhikataras tesham, avyaktasakta-chetasam, avyakta hi gatir duhkham, dehavadbhir avapyate".
Люди, которые не поднялись до уровня высшего сознания, которые связаны физическим телом и его удовольствиями и болью, для них поклонение непроявленному – это путь полный печали.
'Klesha' означает много неприятностей. Кришна говорит Арджуне: "Ты можешь поклоняться непроявленному, но этот путь полон страданий".
Если я говорю, с точки зрения квантового физика, это все – просто волновая функция, выскокоинтеллектуальный физик находит это очень простым – соотнести это с волновой функцией, но художник не сможет это понять. Художник хочет каких-то вещей – он хочет видеть, что волновая функция проявлена как дерево или статуя, или что-то еще. Итак, это просто шаг на пути к бесконечному, но это очень необходимый шаг.
Смотрите, если вы хотите выйти из дома, и есть дверь, а от двери ведут ступеньки. Вы можете пройти по ступенькам и выйти. Предположим, ваш дом находится на высоте, если вы хотите выпрыгнуть из окна, то – пожалуйста. Даже тогда вы можете достичь своей цели, но вы только должны будете проверить, в порядке ли ваши ноги, не повреждены ли они. И это то, что содержится в "Бхагават-гите".
Господь Кришна говорит, и это то, что также сказал Иисус: "Я – это путь, я –дверь, приди ко Мне". Кришна тоже сказал: "Я здесь, я проявление непроявленного".
Комментариев нет:
Отправить комментарий