среда, 28 декабря 2016 г.

Четыре столпа Знания

16 августа 2016г.

Бангалор, Индия

 

Гурудэв, каковы четыре столпа Знания? Как они могут быть полезны для внутреннего роста, так и для роста во вне? Пожалуйста, объясните секрет, кроящийся за ними.

Шри Шри Рави Шанкар: Первый столп Знания — способность различать, что также на санскрите называют Вивека. Вивекой называют способность различать между тем что краткосрочно, а что долгосрочно; что временно, а что постоянно; что стабильно, а что преходяще. Человеку необходимо уметь различать или дифференцировать. Отсутствие этой способности различать вызывает страдания.

Знаете, сегодня дети, получив низкие отметки в школе или колледже, прыгают с десятого или пятнадцатого этажа и совершают самоубийство. Это - отсутствие способности различать. Жизнь не основывается просто на получении каких-то оценок или степеней. Мы постоянно волнуемся из-за мелочей и обыденных вещей. Например, если женщина ругается со свекровью, то она уходит в родительский дом и забирает с собой детей. Но разве между ней и ее матерью в прошлом не происходило ссор? Вивека означает понимание того, что постоянно, а что временно.

Все мы каждый день сталкиваемся с незначительными проблемами в жизни. Кто с ними не сталкивается в жизни? Но если вы рассматриваете проблему как нечто значительнее своей жизни – тогда это Авивека (глупость или отсутствие различения). Жизнь намного больше этих проблем. Когда вы рассматриваете свою жизнь в этом ракурсе, тогда она не будет казаться вам тяжким бременем. Вивека означает обладать этой способностью различать между тем, что shashwat (вечно) и тем, что  kshana-bhangur (непостоянно или мимолетно); что истина, а что фальш (или ненастоящее). Наше тело – не постоянно. Оно все время меняется. Все клетки тела постоянно меняются. Но, тем не менее, в нас есть нечто, что вообще не меняется. Вы осознаёте изменение, потому что есть нечто неизменное. Благодаря этому неизменному аспекту внутри вас, вы можете распознать изменения. Вивека – это быть в состоянии распознать, что меняется, а что неизменно; каковы краткосрочные и долгосрочные полезные аспекты в жизни.

Зачастую вы можете путаться между полезными преимуществами на краткосрочный период и на долгосрочный период в жизни, и вы оказываетесь в полном хаосе, разве не так? Когда вы не в состоянии различить между тем, что постоянно, а что нет, тогда вас запросто начинают беспокоить самые обыденные проблемы в жизни. Тогда вы создаете проблемы для себя, а также, заставляете окружающих людей чувствовать себя дискомфортно. Эта склонность – Авивека. Следовательно, разжечь и пробудить Вивеку – это первый столп знания.

Иногда кажущееся – не то, что ЕСТЬ (в реальности). Но мы застреваем на кажущемся – и это тоже отсутствие Вивеки или способности различения. То, что кажется, не всегда реально. Например, если вы пришли к кому-то гости. Хозяйка дома кипятит молоко на плите, и услышав, что вы пришли, они пошла поприветствовать вас. Когда она подошла к двери, она внезапно вспомнила о кипящем на кухне молоке и ринулась назад, в спешке с грохотом захлопнув входную дверь. Она убежала, побоявшись, что молоко может пригореть. Но вы почувствовали: "О, какой оскорбление! Я пришел к ней с визитом, а она захлопнула дверь прямо перед моим носом". Тогда то, что вы почувствовали не было истинным. Она не сделала это намеренно, но вы почувствовали, что она захлопнула дверь и не захотела вас видеть. Это не правильная концепция или заблуждение в вашем уме. Это – Авивека, отсутствие различения.

 

Второй столп Знания – это Вайрагья. Что означает Вайрагья? У нас есть такая тенденция думать, что Вайрагья означает ощущать: "Я ничего не хочу" (путая Вайрагью с беспристрастностью (= свойство лица, принимающего решение, характеризующее отсутствие у него приверженности к одному из возможных вариантов или к одной из заинтересованных в решении сторон) или отречением) (прим.перевод. dispassion=freedom from passion, bias, or emotion; objectivity. Свобода от страсти, предвзятости или эмоций; объективность). Но это не то. Вайрагья означает создать более широкое видение в жизни. Вайрагья означает быть свободным от лихорадочности в жизни. Получение опыта освобождения или облегчения от лихорадочности желаний – это Вайрагья. Важны и Вивека и Вайрагья.

В жизни вам необходимы и страсть, и бесстрастие. Если у вас есть только страсть (желания), тогда вы впадете в депрессию. Это происходит потому, что не каждая страсть или желание воплощается сразу же. В следовании за страстью вам нужно терпение, и это может произойти только когда есть также бесстрастие. Если его нет, вы не можете даже спать спокойно. На сколько много у вас бесстрастия, на столько крепко вы и спите.

Мы приобретаем эту тенденцию к обладанию и цеплянию за что-то уже очень рано в жизни. Но способность отпускать тоже должна проявиться в жизни. Без отпускания вы не можете отдыхать. Вы заболеете, если не будете отпускать. Когда вы засыпаете, отбросьте все и отпустите. Вы должны очистить свой ум прежде, чем заснуть. Если же ум застревает на какой-то определенной мысли, тогда ваш сон пропадает. Это само по себе показывает недостаток Вайрагьи. Обладание Вайрагьей гарантирует вам глубокий, спокойный сон; на вашем лице будет улыбка и сияние счастья, а жизнь будет полна энтузиазма. Тот, кто сидит с вытянутым лицом, не может считаться человеком, обладающим Вайрагьей.

Мы так часто неправильно понимали значение Вайрагьи. Когда мы видим, что кто-то сидит с печальным лицом, мы думаем, что он Вайраги (тот, кто бесстрастен). Нет, на самом деле это не так. Депрессия – это полностью противоположный результат и является признаком недостатка бесстрастия. Депрессия указывает на то, что у вас ноль бесстрастия. Признак бесстрастия – это не инерция, вялость. Признаком бесстрастия является энтузиазм. Когда у вас есть бесстрастие, вы спокойны, энергичны и счастливы.

К сожалению, мы перепутали бесстрастие с депрессией. Так называемые бесстрастные люди выглядят такими депрессивными. Кажется, что они борются с каким-то психическим заболеванием. Они настолько неопрятны, они не надевают чистую одежду, не расчесывают волосы, не подстригают ногти. Люди склонны называть все это признаками Вайрагьи. Чистота и гигиена вообще не противоположны принципу бесстрастия.

Ади Шанкара говорит: "Kasya sukham na karoti Viraga?", что означает "Какого счастья не может дать вам бесстрастие?», – вот какой вопрос он задает. Это означает, что нет радости, которую бесстрастие не могло бы вам принести.

 

Третий столп знания включает шесть аспектов, которые называются Shatt-Sampatti (что означает шесть типов богатств). Каковы они? То, чего достигают усилием, и есть богатство. Какое-то богатство приходит по наследству, какое-то богатство остается у вас, потому что вы его сохранили, а иначе оно исчезнет. Другое богатство вы получаете собственными усилиями. Что можно достичь усилиями?

1.              Шама: Шама – это первое богатство. Что это означает? Это означает иметь внутреннее спокойствие, быть счастливым и удовлетворенным внутри себя. Мы должны стремиться к спокойствию ума. Когда ваш ум не спокоен, тогда вы не в состоянии слушать или понимать, что говорит кто-то другой. Интеллект становится инертным и потерянным. Для остроты интеллекта, вначале вам необходимо успокоить ум. Если ум взволнован и не пребывает в покое, тогда интеллект не может быть острым. Ум будет застревать в обыденных мелочных проблемах. Вам необходимо научиться сохранять свой ум спокойным и уравновешенным.

Предположим, вы видите, как кто-то нарушает правила. Если, видя это, вы рассердитесь или проявите раздражение, то вы только сделаете себя несчастным. Какая от этого всего польза? Вместо этого сохраняйте ум спокойным и уравновешенным, и обучайте другого человека в отношении этого. Если он или она все еще не понимает, тогда что вы можете с этим поделать? Если они не желают понимать и осознавать, тогда вам нужно игнорировать и двигаться дальше.

Исправится ли этот человек или осознает свою ошибку, если вы потеряете спокойствие ума? Вы просто разрушите спокойствие своего ума. Разве это поможет вам закончить дело? Нет, не поможет. Вы не можете никого улучшить, сердясь на них.

И здесь, под этим я не подразумеваю, что вы не сердитесь или все время подавляете свой гнев. Иногда, когда необходимо, вы можете показать свой гнев. Но ваш гнев должен продолжаться лишь те несколько мгновений, после чего вам следует выйти из него так, чтобы вы были свободны и не связаны им.  

Давая волю своим эмоциям, вы мешаете интеллекту воспринимать все вещи такими, какие они есть на самом деле. Шама означает иметь это внутреннее спокойствие ума. Спокойствие (ума) приходит из Шамы. Слово Шанти (покой) происходит из слова Шама. Это очень важно. Это богатство, которое вам необходимо приобрести.

2. Дама: Второй тип богатства – это Дама. Дама означает контроль над своими органами чувств.

Часто, когда люди путешествуют на комфортабельном автобусе или на самолете, чтобы утром выполнить важную работу, в транспорте во время этой поездки прокручивается фильм. И, несмотря на то, что вам хочется спать, но вы смотрите кино.

В какой-то момент вы говорите себе: "Ох! Я уже видел этот фильм раньше. Это тот же мусор. Что там можно еще увидеть?» Но, не смотря на это, ваши глаза говорят: "Нет, я хочу посмотреть и увидеть, что произойдет дальше". Ваши глаза не соглашаются с вами. Интеллект говорит одно, а глаза ему не подчиняются и следуют чему-то другому.

Булимия – это еще один пример. После еды, ваш желудок говорит: "Я полон, не могу больше есть". А ваш язык отвечает: "Ой! Хочу еще". Это отсутствие согласованности между органами чувств, вашим умом и интеллектом называется отсутствием Дамы.

Обладать Дхамой означает иметь идеальную координацию между вашим умом и органами чувств. Когда вы контролируете свои органы восприятия, вы не совершаете никакого преступления.  

Просто зайдите в любую тюрьму и спросите одного из заключенных, как они туда попали. Они ответят: "Это все вышло из-под моего контроля".

Что вышло из-под контроля? Их собственные органы чувств. Кстати, раз уж на то пошло, и похоть тоже. Все изнасилования происходят таким образом. Потому что ум не подконтролен, и человека захватывают органы чувств. Человек оказывается в ловушке органов чувств.

Так же как и заболевание булимия или переедание – возникает из-за недостатка Дамы. Крайние проявления гнева – это признак недостатка Дамы; одержимость любого рода  – это недостаток Дамы. Вы, должно быть, читали о часто встречающемся обсессивно-компульсивном расстройстве (OCD) – это тоже связано с недостатком Дамы.

Комментариев нет: