среда, 11 января 2017 г.

Универсальная форма Бога

13 августа 2016г.

Бангалор, Индия

 

(Ниже приводится краткое изложение первого дня беседы на тему 11-ой главы "Бхагавад-гиты", проведенной Гурудэвом Шри Шри Рави Шанкаром 13 августа 2016г. в Бангалорском Ашраме)

 

Запутавшийся ум не может расстаться с иллюзией сам по себе, это может случиться только благодаря милости, уму необходима поддержка. Тот, кто тонет, не может сам выпрыгнуть из воды, потому что он тонет. Если бы он умел плавать, он бы выплыл. Поскольку он не умеет плавать, он тонет и нуждается в помощи.

 

"Mad-anugrahaya paramam guhyam adhyatma-samjnitam. Yat tvayoktam vacas tena moho 'yam vigato mama" (11.1)
"Bhavapyayau hi bhutanam srutau vistaraso maya. Tvattah kamala-patraksa mahatmyam api cavyayam" (11 .2)

Арджуна говорит: «Я тонул в этой Самсаре, в этом мире, введенный в заблуждение, а ты протянул мне руку помощи и вытащил меня из этого. Я так благодарен! Твоя милость спасла меня. Ты научил меня тайнам духовности. Я не могу выразить всю свою благодарность. Ты рассказал мне о твоих качествах. О том, что ты пребываешь повсюду, что ты не просто это тело. Ты объяснил мне разными способами, что ты Вечный дух».

 

"Evam etad yathattha tvam atmanam paramesvara. Drastum icchami te rupam aisvaram purusottama" (11.3)

Чем больше знаний вы накапливаете, тем больше у вас проявляется любознательность. Это признак искреннего Искателя знаний. Здесь есть двойственность. С одной стороны, удовлетворенность: «Я так тебе благодарен, признателен за то, что избавился от заблуждений». Есть определённая удовлетворённость. И вместе с тем присутствует дух познания: «Я хочу видеть твои многочисленные формы. Я хочу видеть тебя больше. Я хочу увидеть твою Божественную форму. Ты рассказал мне о своей форме, но не показал свою Божественную форму. Я хочу увидеть эту Божественную форму».

 

"Manyase yadi tac chakyam maya drastum iti prabho. Yogesvara tato me tvam darsayatmanam avyayam" (11.4)

То, что Арджуна говорит в следующей шлоке, очень интересно. Он говорит: «Только если ты чувствуешь, что я готов к знанию, тогда скажи мне. Покажи мне твою форму, если ты чувствуешь, что я готов к этому, если ты чувствуешь способен её увидеть – только тогда яви мне её».

Это показывает, что духовное знание принесло удовлетворённость, но также поддержало энергию в духе познания и полную уверенность в учителе.

 

"Pasya me partha rupani sataso 'tha sahasrasah. Nana-vidhani divyani nana-varnakrtini ca" (11.5)

И сейчас говорит бесформенное, выстраивая мосты между формой и отсутствием формы. Бесформенное едино, а форм сотни и тысячи. В этой двойственности единства бесформенного и миллионов форм человеку необходим особый взгляд или угол зрения, чтобы увидеть это, воспринять и постичь. 
Кришна говорит: «Хотя у меня нет формы, я пребываю во всех формах. Моя форма не одна – их миллионы. Во всех очертаниях, во всех формах присутствую я. Наблюдай меня повсюду. Это Вишва Рупа (Божественная форма)».

 

"Pasyadityan vasun rudran asvinau marutas tatha. Bahuny adrsta-purvani pasyascaryani bharata" (11.6)
"Ihaika-stham jagat krtsnam pasyadya sa-caracaram. Mama dehe gudakesa yac canyad drastum icchasi" (11.7)
"Na tu mam sakyase drastum anenaiva sva-caksusa. Divyam dadami te caksuh pasya me yogam aisvaram" (11.8)

Он говорит: «Взгляни сюда. Посмотри на меня. Светила (adityas), все Дэвы и все 5 элементов – всё есть во мне. Во Вселенной есть объекты движущиеся и неподвижные, наделённые сознанием и бессознательные. Итак, сознательное и бессознательное, неподвижное и то, что движется, все эти формы и проявления, всё есть во мне. Чтобы это увидеть, тебе нужен особый взгляд. Ты не можешь увидеть это обычными глазами. Я собираюсь дать тебе способность это видеть».

 

"Evam uktva tato rajan maha-yogesvaro harih. Darsayam asa parthaya paramam rupam aisvaram" (11.9)

Санджай (Sanjay – персонаж древнеиндийского эпоса "Махабхарата", колесничий, а также наиболее доверенный советник слепого царя Кауравов Дхритараштры) – это толкователь. Он также видит своим третьим глазом. Санджай сидит во дворце, вдали от поля битвы, и комментирует королю то, что он увидел. Это рассказ Санджая, сидящего во дворце о том, повествует о том, что происходит в Курукшетра (место битвы между Кауравами и Пандавами, одно из центральных событий, описанных в древнеиндийском эпосе «Махабхарата») - в нескольких сотнях километров от Хастинапура.

 

"Aneka-vaktra-nayanam anekadbhuta-darsanam. Aneka-divyabharanam divyanekodyatayudham" (11.10)
"Divya-malyambara-dharam divya-gandhanulepanam. Sarvascarya-mayam devam anantam visvato-mukham" (11.11)

Санджай говорит: «Сейчас Арджуна видит божественное во множестве форм. Он не видит Кришну в форме Кришны. Он видит все формы одновременно».

Кришна стал похож на телевизор: в телевизоре вы видите всё - точно так же и тело сейчас стало прозрачным. Но в его теле Арджуна видит множество форм. Всё, что он хотел увидеть, что воображал и что не мог вообразить – всё это начало проявляться.

 

"Pasyami devams tava deva dehe sarvams tatha bhuta-visesa-sanghan brahmanam isam kamalasana-stham rsims ca sarvan uragams ca divyan" (11.15)

Арджуна говорит: «Сейчас я вижу в тебе все формы Божественного. В тебе все Риши, все святые Вселенной, я вижу их всех. И я не вижу ни начала, ни конца, ни середины. Все формы Мироздания - твоя форма».

Это нечто очень тонкое для понимания. Это очень тонкое понятие. Вам нужно осмыслить её с полным вниманием. Мир – это Божественность. Сейчас мир и Божественное не являются двумя отдельными частями. Всё едино. И там нет ни начала, ни конца.

 

"Aneka-bahudara-vaktra-netram pasyami tvam sarvato 'nanta-rupam nantam na madhyam na punas tavadim pasyami visvesvara visva-rupa" (11.16)

Арджуна говорит: «Я вижу так много рук и так много глаз. Ко мне приходит столько много видений. У меня появляются мурашки. Все эти формы, всё Мироздание – ничто иное как Ты, в тебе». Вот почему это Вишва Рупа: «Мир – моя форма. Увидеть меня в мире и мир во мне – и тогда ты увидел Вишва Рупа, ты увидел Вселенскую Форму».

 

"Kiritinam gadinam cakrinam ca tejo-rasim sarvato diptimantam pasyami tvam durniriksyam samantad diptanalarka-dyutim aprameyam" (11.17)

Когда получаешь такой сильный опыт, его трудно выдержать. Это и случилось с Арджуной. Он говорит: «Я не могу смотреть, это слишком грандиозно для меня, я не могу смотреть. Я исчезаю. Что-то происходит. Я растворяюсь. Я больше не могу смотреть. Это слишком сложно выдержать. Ты непреходящий – и это то, что стоит познавать. Если этого не познать, нет ничего другого, заслуживающего познания. В тебе заключено всё, и это нерушимо. Пространство, в котором всёнерушимо. И оно есть ты. Мой Бог! Я никогда раньше этого не знал".

 

"Tvam aksaram paramam veditavyam tvam asya visvasya param nidhanam tvam avyayah sasvata-dharma-gopta sanatanas tvam puruso mato me" (11.18)

Арджуна говорит: «В твоей форме я вижу бесформенное. Ты вечен. Ты – само Бытие». 

Комментариев нет: