пятница, 3 февраля 2017 г.

Сохранять спокойствие под давлением

5 мая 2016г.

Бангалор, Индия

 

(Ниже приводится продолжение беседы Почитайте все в этом творении)

 

Станут ли все учителя просветленными? 

Шри Шри Рави Шанкар: Сначала вы должны спросить, хотят ли этого все учителя. Только когда все желания стерты, тогда вы найдете мукти (освобождение). 

Учителям выражают такое большое уважение. Вы получаете так много почтения, и когда вы должны столкнуться с непочтением, что с вами происходит? Вас это сотрясает. Если вы не поддаетесь волнению даже когда люди закидывают вас оскорблениями, тогда это тот момент, когда начинает блистать ваше настоящее качество.

Когда вас почитают, ваше настоящее качество не проявляется. Но вы говорите что-то, что людям не нравится и тогда посмотрите, как много оскорблений они бросают в ваш адрес, и в этот момент, если вы спокойны и собраны, проявляется ваше настоящее качество. Тогда вы можете сказать, что сейчас вы центрированы. Как вам узнать, центрированы вы или нет? Не тогда, когда вы получаете массу восхищения, но когда на вас сыпятся ругательства или когда вас не уважают. Тогда вы можете думать, что ничто из этого меня не затрагивает. Я в своем центре, я счастлив, я удовлетворен и я предан своему делу.

Знаете, очень часто, когда возникают препятствия или люди не проявляют к вам уважения, например, по отношению к волонтерам, чья прекрасная работа не оценена, тогда что происходит? Волонтерам не хочется больше ничего делать, и хочется умыть руки. «Смотрите, я работал с утра до вечера, и никто не оценил меня и не поблагодарил, они даже вытолкнули меня». Такого рода жалобы могут возникать у волонтеров, когда есть ожидания: «Я выполняю такую хорошую работу и меня следует вознаградить за это». Это общепринято в отношении обычных людей, но в отношении учителей – вы должны пройти через этот ограничительный порог и тогда вы можете сказать, что вы центированы. Терять центированность – это обычная вещь, но если учитель не центрирован, тогда это печально. В отношении учителя - знание помогает вам сохранять центрированность и неприятные ситуации заставят вас осознать свою внутреннюю силу. 

 

Как вы так просто связываетесь с различными общинами в обществе и делаете духовность актуальной для них? Вы полагаете, что ИГИЛ возможно тоже изменить с помощью духовности? 

Шри Шри Рави Шанкар: Я никогда не теряю надежды ни в чем. Я только хочу, чтобы каждый вкусил вкус духовности. 

Смотрите, глубоко внутри все – человеческие существа. Если вы отодвинете в сторону свои концепции и если вы отстраните свой интеллект, окутавший пеленой прекрасную душу, то вы увидите мир под совершенно другим углом. У меня ни к кому нет злого умысла. Я ни к кому не испытывал ненависти. У меня только есть сострадание. Дорогие мои, они наши близкие люди. 

 

Люди, вовлеченные в насилие, психически, духовно и эмоционально больны. Доктор никогда не испытывает неприязни к больному. Если он кого-то ненавидит, то он больше не доктор. Он сошел с кафедры, должности 'vaidya' (доктор, целитель). Это другой вопрос, возможно он не был в состоянии никого лечить или исцелить, но как доктор, он никогда не испытывает ни к кому неприязни. Он может сказать: "Мне жаль, я ничего не могу сделать".

Я еще не дошел до точки «Мне жаль», когда я не могу ничего с этим сделать. Я не могу сказать это сейчас. Когда-то где-то всегда есть надежда. Мы делали это в прошлом, будь то в северо-восточной Индии, с ULFA (United Liberation Front of Assam – Объединенный Фронт Освобождения Ассама), или некоторыми людьми в штате Кашмир, или в Косово, или когда наши люди поехали в Колумбию работать с представителями ФАРКа (Вооруженные революционные силы Колумбии). У нас хороший опыт возведения мостов, восстановления доверия, которое было у обеих сторон друг к другу и возвышении общечеловеческих ценностей. 

Только сегодня утром одна учительница из штата Махараштра делилась своим опытом. Как десять бандитов ворвались к ней в дом, и как она на них реагировала. У нее не было никакого страха. Она сказала им, что ее дом – это Ашрам, и они могут поесть и уйти. Сначала бандиты пытались накрыть ее одеялом, но увидев ее храбрость, спросили разве она не напугана или что-то в этом роде. Они знали, что она шла по духовному пути, и потом они поели и ушли! Я не говорю, что всем следует попробовать сделать то же, но вера в человечность, вера в любовь, вера в ценности – вот что на самом деле в конце концов оправдывают себя.

 

В России, когда очень холодно, медитация получается лучше. Существует ли взаимосвязь между температурой и медитацией? Я слышал, что многие риши (святые) медитировали в снегах Гималаев. 

Шри Шри Рави Шанкар: Разумеется, когда холодно это лучше для медитации, и именно поэтому они уходили в пещеры, где холоднее, а не делали это в палящую жару. Но существуют техники и методы, позволяющие заниматься этим также и в условиях жаркого климата. Есть пранаямы, которые вы можете выполнять в теплом климате. Есть пранаямы Шиитали и Шииткари (для охлаждения организма в жаркую погоду). 

Знаете, «горячая йога» стала достаточно популярной на западе какое-то время назад, но я бы не советовал вам этим всем заниматься. Я бы сказал, что вам следует ее выполнять в комнате с кондиционером, и этого вполне достаточно. Разумеется, это приносит вам временное облегчение, если вы выполняете это в жарком климате, но негативное влияние этого на вашу нервную систему должно быть изучено наукой. Прежде чем это сделано мы не можем советовать людям выполнять асаны или пранаямы при температуре 40 градусов по Цельсию. Более прохладные места однозначно более благоприятны.

Если вы заметили, в диком лесу в арктической зоне, где холоднее, деревья растут в упорядоченном виде в сравнении с лесом в тропической стране. Обращали ли вы внимание на деревья и ветки? У всех них форма очень упорядоченная. Итак, температура снижается и энтропия тоже снижается. Это означает, что появляется больше порядка. И это справедливо и для растений, и для людей и для животных. 

 

Я сказал своему шефу, что верю в «Бхагавад-гиту». Таким образом, когда я на него работаю, я выполняю работу, не ожидая плодов за свои действия. С этого момента мой босс прекратил выплачивать мне зарплату. Что мне делать? Было бы это ошибкой? 

Шри Шри Рави Шанкар: Я не думаю, что это произошло из-за «Бхагавад-гиты». Возможно, вы не работали хорошо! Может быть, вы пропевали мантры на рабочем месте или вообще не выполняли своей работы. Я должен, дорогой мой, также услышать и другую сторону в вашей истории, прежде чем я выдам вам какое-то заключение. Я не могу вынести односторонний вердикт. 

Только из-за того, что вы читаете "Бхагавад-гиту" и говорите, что не ожидаете никаких плодов за свои действия – это разумеется еще не повод ничего вам не платить. Вы, должно быть, не использовали свой мозг, когда его следовало бы использовать. Вы, должно быть, не следовали «Бхагавад-гите», а просто прочитали ее. Возможно, вы не проявили своего мастерства. 

Что говорит «Бхагавад-гита»: "Yogah Karmasu Kaushalam"("Йога – это совершенство в действии"). Это всеизвестный секрет, что когда вы подчиненный и говорите своему боссу, что он неправ, то не важно на сколько правы в этом вы, это конец! Вы получите расчет. Поэтому вы должны быть искусны, выражая это. 

Вы можете сказать, что «Мне кажется так», но "Вы знаете лучше". Просто сказать в завершении: «Вы знаете лучше», не изменяя тона, а в правильной интонации, поможет вам. Все это заключается только в умении общаться. 

Комментариев нет: