4 сентября 2016г.
Бангалор, Индия
Вы все хорошо празднуете Гаури (Gowri) или Ганеша хабба (Ganesha habba)?
Во время праздника Гаури (Gowri) мы дарим bhagina. Что значит bhagina? Bhagina означает удача. Мы делимся своей удачей друг с другом, чувствуя, что 'мы - часть вашей жизни, а вы - часть нашей жизни, и таким образом мы делимся удачей".
Как мы это делаем? Скрыто: по традиции, подарки кладут между двумя плетеными подносами и трясут три раза перед тем, как открыть их. Зачем плетеные подносы? Они должны отделить тяжелое от легкого, как пшеницу от соломы. Когда вы встряхиваете, солома улетает, а пшеница очищается. Так же и в наших жизнях солома и пшеница перемешаны, а процесс их разделения приносит нам удачу. Плетеный поднос обозначает Вивеку – способность различать – это удача в жизни. Если мы у нас нет Вивеки, то в жизни нет удачи.
Что мы кладем между подносами? Недавний урожай: рис, бобовые, и т.д. Получить пищу – наша самая большая и первичная удача. Если нам нечего есть, то это самая большая неудача. Поэтому мы кладем то, что было недавно собрано: рис, бобовые (дал), пальмовый сахар (джаггери), фрукты – т. е. все, что нам нужно ежедневно. Мы даже кладем сари, кумкум и браслеты. Таким образом, нам для существования нужны Вивека и питательная пища; мы предлагаем и то, и другое. Мы накрываем поднос лоскутом сари (та часть, которая остается свободной для покрытия головы и плеч), и предлагаем это тайно; мы не делаем большого шоу из этого процесса предложения. Мы предлагаем это не для того, чтобы показать, кто мы и какие мы замечательные или умалить заслуги другого человека. Мы предлагаем это, потому что получающий делает все от всего своего большого сердца, и поэтому наше подношение – это как наш долг. Мы не предлагаем это, думая, что это принесет нам заслуги в будущем. Vadhagodhu также известно как bhagina; таким образом, это и то, и другое – и предложение и получение – это bhaginas (удача). Вот какого значение праздника Гаури.
Гурудэв, во время праздника Ганеше, Шанкарачарья изобразил (описал) несколько форм Господа Ганеши, не могли бы Вы, пожалуйста, более подробно рассказать об этом?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, Шанкарачарья так красиво изобразил формы Господа Ганеши. Если вы почитаете Упанишады "Ганеша Атхарвасиштха», вы узнаете о многих формах Ганеши.
Ганеша присутствует во всех частях света и в любой возможной форме: Земля, Воздух, Солнце, Луна – в каждой форме природы. Вы есть Брахма, Индра, Шива, Рудра и т.д., а все они - в вашей форме. Вы можете увидеть параматму (высшее Существо) в едином Боге, а бесформенное – в одной форме: это называется медитацией.
Мы читаем "Гимн (шлоки) Ганеше»: "Shuklam Baradaram Vishnum, Shashivarnam Chaturbhujam, Prasanna Vadanam Dhyaayeth, Sarva Vighno Pashantaye", но это совсем не имена Ганеши!
* Shuklam Baradharam – означает тот, кто "одет в белое"; тот, кто чист,
* Vishnum – означает, что он сама сердцевина нашего бытия,
* Shashivarnam – означает молочного цвета как полнолуние, прохладный как успокаивающая нас луна, но с яркими лучами. (Есть два типа яркости: один – как солнце, который может принести вред для глаза, другой - настолько успокаивающий, что вы можете смотреть на нее долго).
* Chaturbhujam bhuja означает плечи, на которых можно нести вес, хотя chatur – ум или смекалка, а вместе они означают того, кто может легко нести бремя.
* Prasanna vadhanam dhayeth означает, что, если вы медитируете на того, чье лицо так спокойно и приятно, и вспоминаете о нем, вы сразу же ощущаете подъем. Sarva vighno pashantaye – тогда он даст вам силу в уме для преодоления всех препятствий.
Это относится не только к Ганеше, но и к Вигнешваре: это самая важная часть этой шлоки – о Том, кто присутствует повсюду.
Если вам кажется, что Бог на вас злится; если вы чувствуете, что совершили ошибку и думаете, что отдалились от него; или если вы чувствуете, что Бог всегда счастлив и доволен вами, это означает, что вы устанавливаете с ним отношения.
Часто люди говорят, что вы сердитесь на нас, как будто мне делать больше нечего. Вы ошиблись, и я сержусь! Почему я должен раздражаться, если вы совершили ошибку? Почему Гуру должен сердиться? Гуру всегда счастлив. Я чувствую сострадание, если вы совершили ошибку.
Я чувствую: "Боже мой, зачем он сам себе создаёт такие трудности?" Именно поэтому, думая о приятном и вспоминая чьё-то приятное лицо, вы получаете силу! Когда мы думаем о приятном, в нашем уме уходит страх перед неизвестным и мы обретаем силу преодолеть препятствие.
Какова форма Ганеши?
Ajam nirvikalpam означает тот, кто не был рожден.
Nirakaram ekam - "у Тебя нет формы, Ты - единственный, и нет никого больше".
Nirananda mananda madhvaita poornam - "Ты - счастье. Ты – единственный, и целый мир содержится в Твоей форме".
Эта шлока продолжается так Param nirgunam nirvisesham niriham para brahma roopam ganesham bhajemam– "ты - форма пара-Брахмы, Ты вездесущ, у Тебя есть чайтанья шакти – сверкающая энергия, и я медитирую на Тебя в своем уме».
Что такое вайрагья и как я могу в ней жить постоянно?
Шри Шри Рави Шанкар: Давайте "вайрагья" будет означать "удовлетворенность". Когда вы довольны, это вайрагья. Если у вас достаточно еды, и вам приносят ещё, вы скажете: "Нет, я сыт", – это и есть вайрагья. Вы не можете существовать без вайрагьи: точно так же, когда вы делаете вдох, то в какой-то момент вы должны сделать выдох. Процесс вдоха – это «рага» – страсть, а выдох – "вайрагья" – бесстрастие, и оба важны в жизни.
Гурудэв, Вы сказали, что Вы – не делатель. Пожалуйста, помогите мне понять это, потому что я застрял на обвинениях себя в том, что случилось в прошлом.
Шри Шри Рави Шанкар: Ну же, проснитесь! Все, что произошло в прошлом, закончено – оно похоже на сон, оно завершено! Вы сделали что-то не так и извлекли из этого урок – это закончилось. Теперь двигайтесь дальше. Расширьте свое видение и не волнуйтесь о делании и не делании. Оставьте все это.
Гурудэв, почему мы называем Ганешу Экаданта?
Шри Шри Рави Шанкар: Зачастую у людей имеется две тенденции – одна проявляется для них самих и другая – для других. У слона тоже есть два бивня, один – для показа, а другой – для жевания. Слон никогда не показывает тот бивень, который он использует для жевания, и никогда не использует тот, который он выставляет на показ, для жевания. Точно так же, люди имеют две склонности, они не показывают, кто они, и они не те, что они показывают. Но Ганеша не такой, он Экаданта, что имеет множество значений; данта означает тот, кто дает. Он только daata, дающий. Экаданта может также означать того, у кого есть одна цель, lakshya, и одно лицо. Все эти качества сфокусированы в одном, экаданте.
Как держать позвоночник прямо во время медитации?
Шри Шри Рави Шанкар: Начинайте с прямым позвоночником, а потом, если голова опускается назад, не беспокойтесь об этом. Вы не можете начать медитацию в спящей позе, потому что очень скоро вы захрапите. Поэтому усаживайтесь и начинайте медитацию с прямым позвоночником, а потом отпустите, пусть она сама произойдет.
На языке Каннада (язык в штате Карнатака) есть песня, у которой очень глубокое значение. Когда вы в саду среди цветов состояние вашего ума совершенно особенное. Если вы находитесь среди людей ваше состояние ума совершенно другое - порой возникает страсть, гнев и ненависть. Но когда вы в саду среди цветов такие эмоции не будут возникать, не будет чувства ревности, эмоционального напряжения, ничего подобного. Но среди людей это непременно возникнет. Какими бы хорошими ни были бы друзья, когда вы проводите время с людьми, одно или другое все- равно возникает. Вы не можете всегда жить среди людей, как не можете жить в одиночестве в саду.
Иногда вы должны потратить время на мечты, иногда послушать музыку - вы не можете постоянно быть в одном состоянии. Есть люди, которые постоянно работают, заполняя счета или еще что-то. В это время как фоном может играть радио, на которое они не обращают никакого внимания, продолжая думать о чем-то другом. Это несбалансированное состояние. А кто сбалансирован? Человек, который иногда слушает музыку, а иногда работает: такой человек думает как ученый и воспринимает мир по-научному, иногда наслаждается музыкой, иногда наукой и искусством. Вы должны проводить свою жизнь в обоих этих потоках, направлениях.
Иногда вы должны жить в миру, а иногда – в тишине. Следуйте обоим путям, и вы ощутите Брахмана. Вы не можете сбежать от своих обязанностей и уйти в Гималаи, или постоянно оставаться в мирских аспектах: нужно установить равновесие между тем и другим и ощутить Брахмана в себе самом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий