понедельник, 24 апреля 2017 г.

Все возможно

18 октября 2016г.

Париж, Франция

 

(В рамках Фестиваля "Намасте, Франция!", Гурудэв Шри Шри Рави Шанкар провел беседу для членов французского Парламента в Посольстве Индии. Ниже приведена стенография того, что Шри Шри сказал…)

 

Добрый вечер, дамы и господа! Рад присутствовать здесь в представительстве индийского посла, который, как вы слышали, очень эмоционально говорил об Индии. Мне также выпала честь находиться здесь вместе с министром обороны Индии.

Знаете, о чем я подумал, когда сегодня утром выступал в Парламенте? Если вы ходите по кругу и не знаете, где выход, вы можете двигаться бесконечно, ведь это движение непрерывно. Но в какой-то момент вам все-таки придется где-нибудь выйти. Мне кажется, что человечество находится сейчас в похожей ситуации. Мы все ходим и ходим по кругу насилия и стресса без цели в жизни, не зная, куда идём. Если бы мы только ненадолго остановились и подумали, чего мы хотим, куда мы движемся, то стало бы очевидным одно – мы все хотим быть счастливыми. Так ведь? Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы добиться счастья, для себя или для общества, для страны или для всего мира.

Недавно я прочитал одно исследование, в котором говорится, что 30% учителей в Европе находятся в депрессии. Если учителя страдают от депрессии, что же они могут дать детям в классах? Можно отдать только то, что у вас есть. Если учитель счастлив, он излучает радость. Если учитель пребывает в депрессии, он может дать только то, что у него есть. При таком сценарии выход, на мой взгляд, –обратиться к техникам, которые на протяжении веков доказали свою пользу человечеству.

Индия – страна огромных возможностей, которая, однако, также сталкивается со множеством трудностей. В Индии 600 диалектов, 24 языка и население, в три раза превышающее население Америки, но проживающее на территории в одну треть от территории Америки. Конечно, трудностей очень много, но есть нечто, что поддерживает улыбки на лицах людей, и это стоит того, чтобы обратить на это внимание. Даже если вы отправитесь в самые бедные трущобы, вы встретите там танцующих и улыбающихся людей. Итак, мы можем поделиться с миром тем, что мы пронесли через века - гармонией в многообразии: как прислушиваться ко всем точкам зрения и не падать духом перед лицом любых вызовов.

Я знаю, что несколько месяцев назад Париж подвергся террористической атаке, 

возможно, прошел уже год с того события. Бразилия и Мумбаи тоже 

подвергались подобным атакам: в 2008 году у нас почти каждый месяц 

происходили теракты. Что необходимо в подобных ситуациях, так это 

стойкость и уверенность. Нам нужно то, что поможет нам справиться с 

переживаниями и сохранить веру в человечество и человеческие ценности — 

принцип ненасилия Махатмы Ганди. Говорят, что именно он внес этот 

принцип ненасилия в нашу жизнь, однако концепция ненасилия существовала уже давно. В йоге, ахимса (ненасилие) – одно из первых правил: нужно соблюдать ахимсу, чтобы практиковать йогу.

Но разве возможно на практике придерживаться принципа ненасилия, когда вокруг происходит так много насилия, когда повсюду столько бесчувственных людей, отказываются сотрудничать с любыми проявлениями гуманизма? Это одни из самых серьезных вопросов, стоящих перед нами. И все-таки, основываясь на собственном опыте, я бы ответил на эти вопросы утвердительно: мы можем поделиться тем, что находится глубоко внутри нас – человеческими ценностями.

Есть практические инструменты и техники, которыми Индия может поделиться с остальным миром. Одна из них – йога. Когда я 35 лет назад приезжал в Европу и рассказывал о йоге, люди думали, что йога – только для людей не от мира сего, что нормальные люди не занимаются йогой. Считалось, что йога – только для садху (аскетов, святых и йогинов) с длинными волосами и телом, покрытым пеплом, что только чудаки практикуют йогу. Однако с годами это 

предубеждение в значительной мере исчезло и появилось понимание, что 

йога означает «велнес»: здоровое тела и здоровый ум.

За это нам следует благодарить сотни учителей йоги, которые настойчиво распространяли эту мудрость в обществе.

Что же может сделать Индия для мира? Конечно, Индия может воспользоваться современными оборонными технологиями, которые предлагает Франция. Но Индия может, в свою очередь, предложить защиту с использованием мягкой силы – медитацию и йогу, которые способны изменить мышление людей.

Повсюду в окрестностях Парижа вы встретите много молодых людей без работы, разочарованных, злых и беспокойных. Это все равно, как если бы мы создали вокруг себя вулкан (из сдерживаемых человеческих эмоций). Я абсолютно уверен, что мы можем изменить этот сценарий жизни парижской 

молодежи, если дадим им почувствовать вкус внутреннего мира и вкус того, чего они могут добиться, если будут более креативными и избавятся от стресса и гнева, что затаились в их сердцах и умах. Я убежден, что мы сможем это 

сделать.

Мы начали с нескольких пилотных проектов с молодёжью, и я уверен, вам не терпится узнать, чего же они добились: многие из них рассказали, как они изменились с помощью этих простых дыхательных техник и медитации, и как они стали более мирными людьми.

Знаете, мир и процветание идут рука об руку. Где нет мира, нет и процветания.

В этой связи я хотел бы поделиться своим опытом с FARC (Революционные 

вооруженные силы Колумбии). В Колумбии семь миллионов человек стали 

жертвами насилия, и около двух миллионов погибли. Наши волонтеры работали со многими из этих пострадавших, помогая им пережить последствия психологической травмы. Правительство Колумбии приняло решение наградить меня наивысшей государственной наградой. В соответствии с протоколом я получал эту награду во время официальной встречи с президентом. Вместо пяти минут эта встреча продолжалась 50 минут. Президент был очень обеспокоен 

ситуацией в Колумбии и сказал: «Этот мирный процесс никуда не приведет. Кажется, что следующим шагом будет военная операция».

Я понимал его озабоченность. Если он прибегнет к военной операции, это может унести более 40 000 жизней.

Он сказал: «Я очень обеспокоен этой ситуацией, но я не вижу выхода». Тогда я спросил: «Почему бы мне не воспользоваться случаем? Позвольте мне поговорить с FARC. Это не принесет вреда».

С его согласия я отправился на Кубу. Знаете, партизанские отряды FARC, будучи марксистами, вероятнее всего, предпочли бы держаться на расстоянии от меня с моим внешним видом и именем, однако они были достаточно великодушны, чтобы сесть поговорить со мной. Сначала они пришли на публичную встречу, которую я проводил в университете. Поскольку беседа была интересной и необычной, 18 командиров согласились принять участие в конференции. В течение трех дней продолжались мои обсуждения с ними, и мы даже медитировали вместе.

Я спросил их: «Чего вы хотите? Вы хотите социальной справедливости? Мы все за социальную справедливость и все работаем во имя её. Но тот путь, который вы избрали, путь насилия, я не одобряю. Если вы оставите этот путь и будете выступать только за социальную справедливость, тогда мы с вами. 

Индия, Европа и весь мир будут с вами». Сначала они сказали: «Идите и 

скажите правительству, чтобы они прекратили. Они первыми должны 

прекратить огонь. Будет лицемерным с нашей стороны заявить, что теперь 

наша стратегияненасилие».

Вкратце, в последний день конференции они пришли и к нашему большому удивлению объявили об одностороннем прекращении огня. Они сказали: «Мы будем соблюдать принцип ненасилия Ганди, но останемся верны остальным своим принципам, политическим утверждениям и требованиям».

Сначала ни правительство, ни пресса не поверили им, поскольку посчитали это очередной уловкой. Но уверяю вас, они сдержали обещание. 9 июля, находясь в Швейцарии, я разговаривал с ними по телефону, и в конце концов прекращение огня произошло с обеих сторон.

Таким образом, я твердо убежден, что человечность присутствует в каждом. Если вы затрагиваете глубокие струны человеческой души, то все возможно.

Комментариев нет: