1 января 2016г.
Берлин, Германия
Легко быть мечтателем, легко быть критическим реалистом, но как отбросить иллюзии и ожидания, и все еще иметь пламя в жизни?
Шри Шри Рави Шанкар: Легко впадать в жизни в крайности, но требуется мудрость, чтобы идти по срединному пути, а это и есть духовность и йога. Самое основное – это быть центрированным. Как только вы центрированы, тогда что должно произойти, то произойдет, и все будет происходить согласно космическому закону.
Всю свою жизнь Господь Будда говорил только одно: «Идите по срединному пути». Суть Бхагавад-гиты в том же. Господь Кришна сказал: «Тот, кто слишком много работает, и тот, кто ленив, они оба не смогут достичь вершин йоги. Только тот, кто идет по пути умеренности может выбраться из страданий».
Я хочу привести вам один практический пример из вашей собственной жизни. Замечали ли вы, что вы сделали все возможное для своего друга или кого-то близкого, и без всякой вины с вашей стороны, они становились вашими врагами или уходили от вас? Вы вкладывали все свое сердце, а это все еще не приносило им удовлетворения и они уходили прочь. У кого из вас был подобный опыт? (Присутствующие подняли руки). Вы удивляетесь: «Почему этот человек ушел от меня? Я так много для него сделал», разве не так?
И точно так же, есть люди, которым вы ничего не сделали или, возможно, они были вашими врагами, но в нужную минуту они стали вашими лучшими друзьями или, возможно, помогли вам. У кого из вас так было? (Люди в аудитории подняли руки). Это странно! Вы удивляетесь: «Я ничего для них не сделал, а они так сильно мне помогли». Вот где вы должны верить в закон кармы.
Люди сходятся и расходятся в странных ситуациях и обстоятельствах. Это все игра кармы. Поэтому будь то друзья или враги, сохраняйте свое равновесие. Вы не знаете, когда ваш друг превратиться во врага, и когда ваш враг может стать вашим другом. Будьте центрированными и сохраняйте равновесие. Вот и все послание.
Как выйти из круговорота кармы?
Шри Шри Рави Шанкар: Не реагируя, и с помощью мудрости и медитации. Все это вытаскивает вас из кармы.
Я расскажу вам одну историю. У Господа Будды был один последователь, который являлся его двоюродным братом. Это был выдающийся человек и он был очень преданным. В самом начале санга или община Будды была достаточно маленькой, но со временем она расширилась. Итак, преданные, которые были ближе к Будде, стали более собственническими, ревнивыми и его кузен почувствовал, что он владеет Буддой, но Буддой никто не может владеть. Вы не можете сказать, что вы владеете океаном. Таким образом, из-за этого возникли некоторые недопонимания и этот двоюродный брат обернулся против Будды.
Когда некоторые люди имеют свое собственное мнение или какой-то негатив, то будет кто-то еще, кто присоединится к ним. Этот кузен Будды и еще несколько человек образовали группу, и в один день когда Будда давал знание, этот человек взобрался на холм и столкнул оттуда валун, направив его на Будду. Валун остановился всего в нескольких сантиметрах от Будды, иначе он бы убил его.
Другие верные Будде ученики очень рассердились и расстроились. Они сказали: "Мы должны наказать его и преподать ему урок", но Будда остановил их и просто улыбнулся. Он сказал: "Это карма. Вы ничего не делайте. Мы не будем реагировать".
Однажды где-то в 90-х я был в Вашингтоне и проводил там беседу, на которую собралось 30 000 человек. Внезапно один высокий массивный человек направился с задних рядов, чтобы напасть на меня. Он сказал: «Это Сатана и нечистая сила".
Все замерли на своих местах, потому что никто не знал, что делать. Он мог поднять меня одной рукой, на столько он был большой! Я просто посмотрел в его глаза и сказал: "Подожди!" Еще не пришло мое время, чтобы уходить. Я пришел сюда, чтобы выполнить работу, дай мне закончить свою работу. Ему я этого не сказал, я только сказал: "Подожди", но про себя я сказал: "Я не готов уйти!" И тогда этот парень посмотрел на меня, сел передо мной и начал плакать. Он подошел такой разозленный и терзаемый страданиями, но потом просто сел и слезы покатились из его глаз. Короче говоря, потом он прошел курс и для него все изменилось.
Зачем я это все рассказываю – каждое явление, которое происходит внутри нас и вокруг нас, происходит благодаря какой-то карме. Сказанное не значит, что если что-то фатально, вы просто принимаете все это как карму и вы ничего не можете с этим сделать. Нет, это не верное понимание кармы. Карма – это явление и вы обладаете силой изменить это в будущем, потому что жизнь – это сочетание судьбы и свободы воли.
Ваш рост – это ваша судьба, но ваш вес – это ваша свобода воли. Если ваш вес 100кг, вы не можете сказать: «Ну, это моя судьба». Нет, встаньте на тренажер и займитесь упражнениями. Когда явление происходит и вы реагируете, тогда цикл продолжается. Не реагируйте, но действуйте.
Когда кто-то толкнул на Будду валун, то, что сделали люди – они отреагировали, но Будда попросил их не реагировать и затем он улыбнулся – это действие. Когда кто-то выступает против вас, если вы проявите любовь и сострадание, и если вы подставите другую щеку, когда вас ударили по одной, тогда вас не смогут ударить в ответ. Это самое сильное оружие! Принцип ненасилия – это тоже действие, более разумное и мудрое действие, а не просто реагирование.
В прошлом году, когда мы были на Кубе, вот что я сказал боевикам: «Все, чего вы хотите – это процветание своего народа, а оно не придет к вам через насилие. 50 лет вы практиковали насилие. Вы бомбили железнодорожные вокзалы, источники воды, телефонные вышки и просто добились еще больше страданий. Если вы работаете с ненасилием, как со своим принципом, тогда весь мир с вами».
Сначала они ответили: «Нет, это невозможно, потому что это будет лицимерием принять принцип Ганди о ненасилии".
У них пошло три дня на то, чтобы понять, переварить и посмотреть с другого угла, и в последний день они сами объявили, что принимают ненасилие как средства достижения своих целей. 50 лет войны закончились!
Южно-американские газеты и средства массовой информации задали мне вопрос: "Что Вы им такого сказали, что они согласились на ненасилие? Они не согласились с американцами, с норвежцами и другими людьми, которые пытались их убедить".
Я ответил: "Все меняет не то, что вы им говорите, а кто это говорит».
Куда уходит все добро? Мы сделали так много хорошего для людей, но тем не менее, мы должны порой страдать без всякой причины. Почему?
Шри Шри Рави Шанкар: Помните одно, если вы сделали что-то хорошее, плохое никогда не появится как результат этого. Если вы посадили дерево манго, вы получите только плоды манго, вы не получите вишню. Поэтому если вы страдаете, то на это есть две причины:
1. Либо вы не разумны и ведете себя глупо, либо
2. Это какая-то прошлая карма.
В прошлом вы взяли заем в банке. Сейчас, когда вы кладете на счет какие-то деньги, естественным образом они минусуют все, что вы положили, в счет погашения долга. И тогда вы не можете сказать: «Я положил на счет так много денег, а вы показываете мне нулевой баланс».
У вас были какие-то долги и теперь вы их выплачиваете. Вы положили деньги на счет в банк, но вы забыли, что уже сняли со своей кредитной карточки.
И также плохие вещи происходят с хорошими людьми не из-за их добродетели, а из-за их глупости! Вы не можете сказать: «Я очень хороший, но я засунул свою руку в огонь и обжегся». Природа наделила вас разумом и поэтому вы должны понимать окружающую ситуацию и использовать ее.
Почему у нас появляется чувство вины?
Шри Шри Рави Шанкар: Хорошо иметь немного чувства вины, но не слишком много. Это небольшое количество чувства вины может предотвратить вас от совершения одной и той же ошибки снова и снова.
Что такое чувство вины? Умом вы знаете, что действие было плохим, но у вас возникло искушение совершить это действие, потому что оно обещало удовольствие или радость. Ваше сердце чего-то хочет, но ум говорит: «Это неправильно». Между умом и сердцем чаще всего выигрывает сердце, и именно тогда в вас возникает чувство вины. И небольшое количество этого чувства вины может предотвратить вас, чтобы не сойти с рельсов в дальнейшем, но его не должно быть слишком много.
Как его преодолеть? Это просто – слушайте знание, например «Аштавакра-гита» или «Йога Вашиштха», оно поможет вам подняться. Пранаямы и медитация также являются одним из наилучших способов избавиться от чувства вины. Когда вы выполняете пранаямы, это устраняет чувство вины, повышает уровень энергии и привносит изменения на очень конкретном уровне.
Это подобно тому, когда вы моете посуду, вам нужно добавить немного кислоты, чтобы заставить посуду засиять, но если кислоты слишком много, то она съест, окислит кастрюли. Таким образом, чувство вины – это нормально, но слишком большое ее количество приведет вас в темноту.
В христианстве исповеди уделяется большое внимание. Вы исповедуетесь священнику во всем плохом, что вы совершили. Когда вы предлагаете все неправедное, совершенное вами, вы оставляете это Божественному, чтобы оно об этом позаботилось.
В индуистской и буддистской традициях люди совершают 'Kshama prardhana', что означает просить Бога о прощении. Вы говорите: «Осознанно и неосознанно я совершил что-то неправедное, пожалуйста, прости меня». Просьба о прощении выведет вас из чувства вины.
В джайнской традиции есть один день в сентябре, когда все просят друг у друга прощения. Люди говорят: «Осознанно или неосознанно я обидел тебя или что-то плохое произошло через меня, пожалуйста, прости меня». Это такая красивая концепция.
Эго не позволяет вас просить прощения. Оно будет говорить: «То, что я сделал – это правильно, и это то, что я буду продолжать делать». Все войны и проблемы в мире начались из-за этого. Если бы люди смогли понять всего лишь это одно действие – просьба о прощении за ошибки, совершенные осознанно или неосознанно – вы бы нашли этот мир таким гармоничным. Разве вы так не думаете? Это делает вас таким смиренным и человечным, и создает чувство соединенности со всеми. Расстояние создает эго, а эго создает расстояние.
Как мне преодолеть социофобию и воспоминания о постыдных мыслях?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто обнимите эти мысли. Если вы с ними боретесь, вы наделяете их жизнью, но если вы их просто обнимете, они исчезнут. Помните, что ваш ум подобен огню.
Как Вы понимаете климатические изменения? Есть ли угроза жизни на этой планете?
Шри Шри Рави Шанкар: Климатические изменения – это очень большая проблема. Я рад, что в Париже «большая двадцатка» стран привнесли много резолюций, и я надеюсь, что они приняли их искренне.
Как отдельно взятые личности мы все должны вносить свой вклад в то, что можем. Есть много того, что мы можем сделать. «Искусство Жизни» предприняло много шагов в этом направлении. Мы посадили миллионы деревьев. Многие из наших Ашрамов сейчас перешли на снабжение солнечной энергией. Мы вносим свой вклад в это.
Комментариев нет:
Отправить комментарий