8 ноября 2016г.
Бангалор, Индия
Я хочу, чтобы другие меня ценили.
Шри Шри Рави Шанкар: Всякий раз, когда вы ожидаете от других признания или еще чего-то, вы не независимы, и это неизбежно будет вас расстраивать. Вы должны сказать: "Я ничего не ожидаю от других, но буду продолжать делать все, что мне нужно."
Гурудэв, как справиться с ситуацией, когда один член семьи хочет перейти в другую религию?
Шри Шри Рави Шанкар: Прежде всего, почитайте все религии. Настоящая проблема заключается в том, что они полностью не знают свою собственную религию. Попросите их сначала понять, изучить и глубоко вникнуть в свою собственную религию, а затем решить.
Когда вы хотите поменять религию, вы делаете это потому, что считаете свою религию недостаточно хорошей, именно поэтому я принимаю другую веру. Если углубиться в корни любой религии, вы поймете, что суть религий едина. Поэтому почитайте и учитесь у всех, и растите духовно.
Переход должен быть от головы к сердцу, от зла к добру, а не из одной религии в другую.
Гурудэв, Индия – богатая с бедным населением, и мне кажется, что это из-за коррупции. Что Вы думаете об этом?
Шри Шри Рави Шанкар: Индия находилась под иностранным господством на протяжении многих веков. Пройдя через все это с населением в три раза больше, чем Америка, и с территорией в одну ее треть, с 600 диалектами и 28 языками, страна, площадью с континент, тем не менее, прогрессирует. Почему вы не видите эту положительную сторону?
Если сегодня вы поедите в любую деревню, даже в трущобах, у них есть телевизоры. Когда мы пришли в этот район в Бангалоре, здесь не было ни одной черепичной крыши: везде во всех деревнях были только соломенные крыши. (Мне также нравится и соломенная крыша, но во время дождя она будет протекать). А сегодня видите ли вы здесь хоть одну соломенную крышу? Нет!
Индия развивается очень быстро. Несмотря на семь религий в этой стране и большое количество языков, у нас есть гармония; у нас относительно небольшое количество психиатрических больниц и даже случаев депрессии. Конечно, у нас есть и отрицательные стороны: коррупция, нечистоплотность, инертность и безразличие.
В прошлом году везде кричали о том, что «Индия проявляет нетерпимость». Я бы скорее сказал, что Индия не нетерпима, а равнодушна. Нам нужно больше нетерпимости к коррупции и несправедливости, но мы воспринимаем их как должное – вот где мы должны проснуться.
В то же время, есть много положительного: в этой стране много людей с большим сердцем. Если вы пойдете в деревню, и у жителей будет только один стакан кефира, они разделят его поровну с вами. Заботливость и желание делиться все еще существуют в каждой деревне, чего не скажешь про большие города, которые стали одинаковыми во всем мире.
Если вы видите только отрицательные стороны, вам покажется, что нет никакой надежды, и вы будете говорить: "Все настолько коррумпировано, пожалуй, и я стану таким". Ваша мотивация противостоять коррупции угаснет. Но если вы видите положительную сторону, тогда у вас будет мотивация, чтобы это отстаивать. Всякий раз, когда вы видите негатив, вам нужно увидеть также и положительную сторону. Если бы у вас были такие же проблемы где-нибудь в Европе, Индия стала бы как бывшая Югославия или Балканы, раздробившись на части. Но что объединяет всю страну? Это духовность!
Мои дети принесли домой щенка, и каждый раз, когда я его касаюсь, мне хочется искупаться прежде, чем приступить к молитве. Мне надоело так часто купаться. Что делать?
Шри Шри Рави Шанкар: (Смех) Не необходимости принимать душ так часто. Нужно быть чистыми, но можно просто помыть руки перед молитвой – этого достаточно. Собаки также являются частью Бога. Мы купаемся не для Бога, а чтобы быть чистыми. Бог принимает нас такими какие мы есть! Проблемы появятся только у тех, кто с нами соседствует, если мы не будем мыться! (смех)
Даже постясь, люди ошибочно думают, что делают это для Бога. Вы делаете это не для Бога. Бог как ваши мать или отец: разве они хотели бы, чтобы вы были голодным? Или торговались бы вы с ними, заявляя, что будете голодать, пока они не выполнят ваши требования? Родители знают, что и когда дать детям – они знают лучше, чем вы. Точно так же и Бог знает, что и когда дать вам, поэтому поститесь не для Бога, а чтобы очистить свое тело и ум.
Пост в Экадаши (одиннадцатый лунный день) имеет научную основу; он соблюдается за три дня до полнолуния или до новолуния, чтобы очистить тело. Говорят, нужно есть только фрукты или пить фруктовый сок. Это изменение в пище устраняет токсины в организме, которые в противном случае могут вызвать заболевания. Токсины в системе скапливаются во время полной луны и новой луны, поэтому предлагается поститься для того, чтобы поддержать тело здоровым, а не для того чтобы сделать Бога счастливым.
В Индии очень много храмов, но, к сожалению, содержание их оставляет желать лучшего. Часто люди, приходящие в храм, оставляют там беспорядок, а в результате, наши дети больше не хотят ходить в храмы. Как это изменить?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, это правда, особенно в штате Тамил Наду, но не в штате Карнатака. Если вы посмотрите на храмы в Карнатаке, они содержатся очень чистыми и опрятными. Нам нужно научить жителей Тамил Наду поддерживать чистоту.
Часто люди приходят в храм, разбивают кокосы, разливают воду повсюду и потом в спешке уходят из храмов. Это происходит из-за того, что люди в Тамил Наду слишком погружены в ритуалы. На севере Индии такого не происходит. На севере они сидят и поют бхаджаны, а храмы содержатся в большой чистоте. Разумеется, есть несколько храмов, в которых грязно. Нам нужно обучать священников поддерживать храмы в чистоте.
Гимны, которые поются в храмах, так прекрасны – в обращении к Богу говорится: "Ты мое богатство, ты мой дорогой, ты – мои глаза, ты – мое все". Это очень уникальный способ обращения к Богу, как к своему возлюбленному. Воспевая эти гимны, нужно объяснять людям их значения, иначе они поются на каком-то языке, который люди не понимают, и они не чувствуют принадлежности и связи с ними – они просто приходят в храм, совершают ритуалы и уходят.
На самом деле, прийдя в храм, нужно посидеть там немного и потом уже уходить. Но что делают люди? Они присаживаются на 10 секунд и тут же встают, делая вид, что посидели достаточно. Зачем? Потому что есть правило: если не посидеть в храме, то не получишь никакой пользы – так написано в правилах храма. Но это не поможет. Что значит «посидеть в храме»? Медитировать. Во многих храмах Тамилнаду есть тысячи колонн – они предназначены для того, чтобы люди приходили, садились на них и медитировали, углубляясь внутрь себя, но никто этого не делает.
Даже когда делается Аарти (вращение огня вокруг божества), никто не понимает, для чего это делается. В Аарати вы зажигаете камфору и говорите Богу: "Пусть моя жизнь вращается только вокруг Тебя, а не вдали от Тебя. Пусть Твои мысли будут в моем уме денно и нощно", – такова молитва. Наша жизнь подобна пламени. Если зажечь свечу и перевернуть ее, то пламя все равно будет стремиться вверх. Так и вы молитесь: "Пусть мой энтузиазм, моя жизнь и ценности всегда стремятся вверх и пусть они всегда вращаются вокруг Тебя», – вот какое чувство стоит за Аарати, но мы этого не понимаем.
Зачем вы разбиваете кокос в храме? Наше тело сравнивается с кокосом. Тело должно быть крепким, как скорлупа. Ум должен быть как белая мякоть внутри, а ваше сердце и чувства должны быть как сладкая вода. Поэтому разбиванием кокоса вы говорите: "Перед Тобой мои эмоции и чувства – словно сладкий сок».
Вам нужны какие-то ритуалы, чтобы выразить свои чувства. Например, когда к вам приходит дорогой вам человек, вы приветствуете его цветами. Ритуалы возникли в древности. Обо всем, что Бог делает для вас, вы говорите: "Я буду тебя копировать, я сделаю тоже самое для Тебя". Как когда дети играют в больницу, говоря: "Я врач и я сейчас тебя посмотрю. Или сделаю кофе, а ты должен будешь его выпить».
В такой игре есть радость, и этот же принцип (концепция) кроется в пудже: Бог дал вам дождь, и вы предлагаете ему воду; Он дал вам рис, фрукты, и вы так же предлагаете рис и фрукты. Такая практика существует в буддизме, джайнизме, индуизме и сикхизме. Она развивалась на востоке, и также практикуется в исламе и христианстве: в христианстве вы предлагаете свечи и цветы, в исламе вы идете в мечеть, кладете коврик и предлагаете четки и цветы. Если выполнять эти ритуалы без должного чувства, в них нет смысла. И совсем не обязательно их делать.
В былые времена храмы были не просто местом религиозного поклонения, а центром культуры, где процветали поэзия, музыка и танец. Это было место, где можно было собраться вместе всем жителям общины, поскольку в те дни не существовало залов для разных мероприятий: свадьбы проходили в храмах, и там же были центры искусства и архитектуры. Вы видели храм Минакши в Мадурае? Там потрясающее количество картин и фресок – это невероятно.
Когда я был в Хайдарабаде, меня привели в 1000-колонный храм, уже пришедший в упадок. Его красота состоит в том, что сквозь резьбу по камню можно продеть лишь тонкую нить. Удивительно, как они так вырезали, не разрушив камни – тогда у нас было удивительное мастерство. Храмы были местом, где все это демонстрировалось, поэтому очень нужно содержать их в чистоте. Нам нужно обучить людей; знание обо всем этом необходимо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий