понедельник, 8 мая 2017 г.

Какую пользу может принести вам йога?

10 июня 2016г.

Чандигарх, Индия

 

Сегодня знание йоги и ее техник успешно проявило себя в трансформации жизни многих тысяч людей по всему миру. Йога – это не просто какой-то теоретический принцип, это практический и всеобъемлющий подход, который в обязательном порядке привносит позитивные изменения через регулярную добросовестную практику. Ее необходимо практиковать регулярно. Один из постулатов на санскрите гласит: "Yoga chitta-vritti nirodhaha" (что означает: "Йога помогает остановить и устранить модуляции или искажения ума"). И как же йога может помочь изменить ум? 

С помощью Абхьясы (регулярной практики) и Вайрагьи (развития бесстрастия). Необходимо и то и другое. Регулярная практика йоги помогает очистить и возвысить внутреннее Я. Говоря простыми словами, я бы сказал: Йога привносит гармонию в наше окружающее пространство. Это настройка отдельного человека на Вселенский дух. 

Если вы понаблюдаете за своим дыханием, вы обнаружите в нем множество моментов, когда дыхание неравномерное. Вы можете меня спросить каким образом и почему так происходит. Дыхание оказывает влияние на ум, а ум оказывает влияние на дыхание. На самом деле, дыхание является связующим звеном между телом и умом. Каждая эмоция имеет соответствующий ей ритм дыхания, а также влияние на тело. Дыхание без сбоев – это признак просветления; это признак спокойного и приятного состояния ума. Тело, свободное от болезней; общество, свободное от насилия; ум, свободный от замешательств; интеллект, свободный от подавлений; память, свободная от травм прошлого; душа, свободная от печали и дыхание, свободное от сбоев – это то влияние, которое йога оказывает на нашу жизнь. 

Если вы заявляете, что вы – йог, тогда у вас должна быть на лице неувядающая улыбка. Я бы сказал, что это признак йога. Йога делает ваши эмоции более мягкими и спокойными, и вы расцветаете в своих эмоциях. Она дает вам свободу в самовыражении и образе вашего мышления. Это истинные признаки йоги. Она не только имеет дело с гибкостью вашего тела. Разумеется, это тоже является частью йоги. Тело становится гибким, а ум укореняется в вере и убежденности. Если все это происходит, знайте, что это дар йоги, и можете считать себя йогом.

Вы, должно быть, наблюдали за тем, что младенец от рождения до трех лет может выполнять все асаны йоги очень комфортно. В этом возрасте ребенок также способен выполнять пранаямы, и делает все в медитативном состоянии, даже когда идет. Я вас уверяю, что, если вы пристально понаблюдаете за ребенком с трехмесячного до трехлетнего возраста, вам не понадобится искать где-то учителя йоги. Дети прекрасно могут обучить вас йоге. На самом деле, мы все выросли, занимаясь йогой. Когда мы прекращаем делать йогу, ум прекращает расцветать и проходит через разные искажения. Поэтому, чтобы освободить ум от негатива и искажений, нам необходимо найти убежище в йоге. Чтобы избавить наше общество от социальных болезней, нам нужно прибегнуть к помощи йоги; будь то пагубные пристрастия, интоксикация и т.д. 

 

Многие молодые люди борются с проблемой пагубных пристрастий. Я вас уверяю, что если они выберут вместо этого путь йоги, другой вид опьянения и энергии приходит изнутри и возводит их на более высокое положение. Я часто говорю молодежи, что как только они приходят ко мне, я обеспечу их наивысшей формой опьянения, перед которой всей остальные виды терпят поражение. Йога – это также своеобразная интоксикация, но это тот вид опьянения, который вас возвышает и поднимает вас на ступень большего прогресса. Она не дает вам упасть в невежество и негатив. Она приносит волну гармонии и принадлежности во всем обществе. Таково величие йоги. 

Я бы еще раз повторил, что йога не означает просто физические упражнения. Без практики пранаям и медитации опыт йоги не полон. У йоги есть два подхода: Анулома и Вилома. 

Анулома означает практики асан йоги, пранаям, медитации, Ямы (ограничение посредством самоконтроля), Ниямы (дисциплина), Дхараны (стабилизация внимания ума для медитации) и Самадхи (состояние недвойственности и единения с сознанием). Другой подход таков, что сначала вы получаете проблеск Самадхи и небольшой опыт этого, и затем следуют Дхарана, медитация, Яма и Нияма естественно и без усилий. 

Мы часто видели то, что, когда люди, имеющие склонность к насилию или вовлеченные в насилие, какое-то время медитируют, они бросают эти насильственные тенденции и выполняют больше асан и пранаям. 

Многие люди думают о восьмизвеньевой йоге как о пошаговом процессе, который нужно проходить один уровень за другим. Они полагают, что человек должен стремиться достичь совершенства на одном уровне, прежде, чем переходить на другой. На самом деле это не так. Я бы сказал, что все эти восемь звеньев или аспектов йоги переплетены друг с другом и происходят одновременно. Когда в утробе происходит зачатие ребенка, тогда все его органы формируются все вместе. Не так, что сначала формируются стопы, а потом руки приобретают свою форму. Нет, это не так. Все члены и органы развиваются вместе. Именно поэтому мы должны воспринимать вместе все эти восемь аспектов или звеньев йоги на каждом шагу. Только тогда мы сможем получить опыт полноты и цельности йоги, и сможем привнести экстраординарную трансформацию и опыт в свою жизнь.

Я займу еще несколько минут у вас, чтобы рассказать вам еще кое-что. Растягивание, удлинение движения - это танец. Когда вы растягиваете свое тело в ритме, тогда это танец, разве не так? Растягивание, удлинение звука – это музыка. Если мы тянем звук «ааа», он становится мелодичным. Растягивание, расширение ума – это медитация. Растягивание, расширение жизни – это празднование. Когда вы думаете о своей жизни в ограниченном ключе и только волнуетесь о нескольких людях: «О! Как насчет моей семьи?» или «А как же мои чувства?», тогда жизнь не расширена. Но когда ваша жизнь расширяется, и вы включаете свою семью, друзей, всю общину и народ, тогда жизнь становится празднованием. Это именно то, что значит служение. Вы понимаете, о чем я говорю?

Когда вы занимаетесь йогой, просто отодвиньте все в сторону – будь то ваши маленькие трудности, большие проблемы, политика, общественное положение, богатый вы или бедный и т.д. Просто отодвиньте все в сторону. Я бы сказал, что йога – одна из таких областей, которую не следует политизировать или привносить в сферу политики. Не запихивайте нечто такое универсальное, как йога, в рамки каст, религий, рас или географических границ. Йога выше религии или общины, она выше общественного положения. В измерении йоги все равны и равноправны: богатый или бедный, образованный или нет. Так разве мы не можем сохранить эту единственную область (йоги) вне каких-либо предубеждений и влияния? 

И теперь – для медитации есть три золотых правила. Первое – это быть Achaha (Ачаха) – что означает, во время медитации иметь чувство: "Я не хочу и не желаю ничего. В следующие 10-15 минут пока я буду медитировать, я ничего не хочу". Вы все можете это сказать? После 10-15 минут медитации вы, разумеется, можете вернуться к тому, что делали. Итак, это первое правило для медитации.

Второе правило – это быть Aprayatna (Апраятна) – что означает, что на следующие 10-15 минут просто подумайте: "Я ничего не буду делать, не буду прилагать никаких усилий". Вам не нужно пропевать мантры, вам не нужно концентрироваться или напрягать ум, чтобы на чем-то сфокусироваться. Вы не должны абсолютно ничего делать. 

Третье правило для медитации – это Akinchana (Акинчана) – это осознать, что "Я – ничто". Отбросьте все, не думайте: "Я очень знающий, я – йог; я – грешник или я – очень достойный человек; я очень великий, или я совершенно незначительный; я очень умный, или я второсортный глупец» и т.д. Любая из этих двух Дхаран (Dharanas - утверждений, сфокусированности) будет мешать йоге и медитации. Если в следующие 10-15 минут мы будем просто помнить об этих трех правилах для медитации, тогда мы сможем глубоко погрузиться в медитацию. Вы все будете это делать?

Я испытываю искушение рассказать вам больше о медитации. Медитация – это путешествие от движения к неподвижности; от звука к тишине. Медитация усиливает ваши интуитивные способности и новаторские. Она повышает ваш уровень энергии и делает вас умнее. Понятно? Ни один из присутствующих здесь не сказал бы: "Я не хочу быть умным" или "Я не хочу иметь интуицию и способность к нововведениям», ведь так? Итак, все эти качества расцветают в вас, когда вы медитируете. Даже последние научные открытия согласны с этими фактами. На самом деле, они не самые последние. Год назад ученые в Нью-Йорке заявили, что если человек медитирует регулярно по 20 минут в день в течение восьми недель, то изменяется сама структура его мозга. Увеличивается серое вещество в мозге. Это действительно нечто феноменальное. Мы это знали и имели этот опыт многие века. Мы видели, что благодаря медитации состояние ума людей меняется. Они чувствуют себя очень свежими в любое время дня. И сейчас наука это тоже доказала.

Говорится: "Vismayo Yoga Bhumika" (Висмайо Йога Бхумика). Введение в йогу – это Vismaya или удивление. Когда смотря на окружающие вещи, вы попадаете в состояние удивления, именно тогда йога начинает раскрываться. 

Комментариев нет: